Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отцы 70-80-х. Подведение итогов. А судьи кто?
Романтически настроенные шестидесятники «свили гнезда», и что дальше? А дальше нужно осмотреться и дать себе труд проанализировать свою жизнь, где оступился, откуда вдруг возникают проблемы, встает глухое взаимонепонимание с детьми, казалось бы, на ровном месте? Оказывается, не так-то просто построить семейное благополучие. Здесь не спасет достаток, которому отдается столько сил. Не спасут и практические руководства и пособия самых знаменитых (как теперь скажут, - продвинутых) авторов по вопросам воспитания детей, как, например, в рассказе В.Белова «Воспитание детей по доктору Споку», если нет у родителей душевной чуткости, нет стремления к диалогу, а есть только отстаивание личных прав и свобод, доказательства своего превосходства. Чему могут научить такие родители своих чад, даже если прочтут лучшую книгу о воспитании? Пьесу «Гнездо глухаря» Розов назвал «семейными сценами», но конфликт, думается, гораздо шире семейного, он вбирает в себя социальные проблемы. Здесь перед нами «во всей красе» предстают уже два поколения «хозяев жизни» - Степан Судаков и его зять Егор Ясюнин. Первый – бывший фронтовик и в общем неплохой человек – став большим начальником, быстро растерял по пути к заветному чиновничьему креслу былую искренность и сострадание. Да и какие там чужие беды, когда Судаков давно уже не «слышит», да и не хочет «слышать» проблем и несчастий своих домашних – жены, дочери, сына-девятиклассника. «Не засоряйте мне голову всякими мелочами… Меня нет, я отдыхаю», - часто повторяет он, когда близкие люди обращаются к нему за помощью и сочувствием. Он действительно устал и искренне считает, что сделал для семьи все необходимое и даже больше: добился роскошной шестикомнатной квартиры, украсив ее коллекцией книг, икон и «всякой всячиной» из разных стран. И теперь, по его глубокому убеждению, все обитатели «гнезда» просто обязаны быть счастливыми: «Уж какие я им условия создал. Другие на их месте с утра до вечера танцевали бы». Фигура главного героя пьесы по-своему драматична. Много лет он обманывал сам себя, убеждал всех и вся в прочности своего «гнезда», видя в этой прочности нравственное оправдание своей чиновничьей карьеры. И когда в финале его «гнездо» рушится как карточный домик от подступивших со всех сторон сложностей жизни, этот крах становится и личным крушением для Судакова.
Заметим, характер молодого героя кардинально меняется в «Гнезде глухаря». Сын Судакова, девятиклассник Пров благосклонно принимает опеку, хлопоты и суету родителей, как должное – они просто «выполняют свой родительский долг». Он не намерен отвергать уготованное ему будущее – поступление в престижный МГИМО: «Отец туда определяет… - объясняет он. – А что? Жизнь приобретает накатанные формы. Время стабилизации… Отец требует. Ему будет лестно». Хотя и Прову временами бывает противна такая забота, особенно когда отец советует ему во всем брать пример с Егора Ясюнина. На подобные советы Пров отзывается язвительной иронией и в адрес «примера для подражания», и в адрес отца. Впрочем, читатель прекрасно отдает себе отчет в том, что Пров-то, в отличие от Андрея Аверина, ни за что не покинет своего насиженного «гнезда глухаря» в поисках «журавля в небе». Здесь характер и воспитание не те. Пересмотром жизни занят другой герой – в повести Юрия Трифонова с характерным названием «Подведение итогов». Геннадий Сергеевич сбегает от семейных конфликтов и собственной совести в Туркмению. Одна из важнейших проблем, поставленных в повести, - проблема распада современной семьи. Причина в той атмосфере, в которой становится возможным читать дневник сына, высмеивать увлечение жены религиозно-мистической литературой, отказать от дома Нюре, много лет бывшей домработницей и душой этой семьи. Сын без присмотра растет, как сорная трава. Герой открывает дневник сына и… открывает сына с неожиданной стороны. Оказывается, в нем укоренилось неприятное качество – ожидание дорогих подарков. И взрослых он оценивает по степени дороговизны подношений. Дневник сыночка: «Посмотрим, на что расшибется папа. Еще летом обещал мне маг, ну не «Грундиг» конечно, на это его не хватит, но хотя бы «Комету». У Серого «Комета» работает клево, так что я буду вполне satisfied». Но более всего героя поразила запись: «Приходила кикимора и принесла какой-то жалкий альбомчик для открыток и набор красок. Рубля на три все вместе. Недаром мама говорит, что старые девы отличаются подозрительностью и жадностью…» А «кикимора», оказывается, - это его родная тетя.
Попытка поговорить с сыном, «повоспитывать» его заканчивается крахом, поскольку герой занимает невыгодную позицию: он пытается свысока поучать сына, будучи сам уязвим: ведь он прочел дневник, то есть совершил низкий поступок. Мамин словесный «проступок» также нашел продолжение в нравственном формировании юноши. Поэтому разговор родителей перерос во взаимные обвинения. Сын не остается в долгу: «Когда он сказал мне: «А чем ты лучше? Производишь какую-то муру, а твоя совесть молчит?» - я почувствовал, как у меня что-то остановилось в груди, в аорте. Я двигал ртом, ничего не мог произнести, а он смотрел на меня уже не так, а с испугом. Наконец я сказал: «Негодяй! На эту муру ты покупаешь себе джинсы, пластинки и всякую дрянь! И сам ты дрянь!» Кто виноват в том, что у парня выработалось потребительское отношение к жизни? Как может он так презрительно писать и говорить о людях. Не от отца ли в наследство все это перешло? Утрата подлинности в отношениях между людьми составляет внутренний сюжет повести. Быт, украшенный репродукциями Пикассо и древними иконами, остается лишь внешним антуражем, данью моде, ибо не гарантирует простой человечности, без которой задыхается герой в прямом и переносном смысле. Впрочем, и сам Геннадий Сергеевич тоже не может дать родным тепла и заботы. Героиня повести Юрия Трифонова «Другая жизнь» после гибели мужа также занята поступательным анализом своей жизни. Потеряв мужа, Сергея, Ольга Васильевна оказалась меж двух огней: между свекровью, которая винит ее в смерти сына, и дочерью, с которой утерян контакт. Она вынуждена жить со свекровью под одной крышей, так как дочь привязана к бабушке. Так и существует она в состоянии войны: «Всякий брак – не соединение двух людей, как думают, а соединение или сшибка двух кланов, двух миров. Всякий брак – двоемирие. Встретились две системы в космосе и сшибаются намертво, навсегда. Кто кого? Кто для чего? Кто чем? Пришли его родственники, его м и р, и открыли в безумном любопытстве глаза, и увидели ее родственников, ее м и р, и хотя, кажется, никогда больше за семнадцать лет не было такой обширной встречи, такого открытого, глаза в глаза, противостояния, но – сшибка тогда началась и длилась все годы неотступно, иногда незримо, неведомо ни для кого. И вот – Сережи нет, а старая война продолжается». Ольга Васильевна говорит себе в присутствии девочки: «Какая у нас с отцом была хорошая жизнь». Вспоминается героиня рассказа Чехова «Душечка» Оленька Племянникова, которая говорила обо всех бывших мужьях: «Мы жили хорошо». Рефреном повторяется эта фраза у Чехова, так что возникает подозрение, действительно ли Чехов хотел сказать, что она так хорошо жила? Быть может, напротив… Вот и героиня Трифонова на свой возглас получает неожиданно грубый ответ дочери («Хорошенького понемножку»). В этой повести возникают сразу два женских образа, которые впоследствии будет разрабатывать современная литература: это образ бабушки-воительницы (свекровь) и матери-домоправительницы (Ольга Васильевна). Конечно, «домоправительница» похитрее, она ведет психологическую игру, просчитывает ходы или думает, что просчитывает.
Она не понимала, что своей деспотической любовью мучила близких. Боролась с мнимыми соперницами, пыталась отвоевать власть над ним. Теперь ее борьба перекинулась на дочь. Она пытается контролировать дочь в ее отношениях с подругой, которая ей кажется нагловатой, манерной. Дочь отдаляется от Ольги Васильевны. Точно так же когда-то она изводила мужа ревностью, становилась между ним и друзьями. Устраивала ему дома грязные сцены, а семье его приятелей даже умудрилась навредить. Но вот настало время остановиться и подумать… В ее руки попал дневник мужа. И она понемногу стала понимать, что в пылу своего «делячества», благоустройства «гнезда», она проглядела что-то важное, что должно было связывать ее с мужем, с другими людьми. «Он искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим. Из того, что она уловила когда-то: человек есть нить, протянутая сквозь время, тончайший нерв истории, который можно отщепить и выделить – и по нему определить многое. Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам… Надо ли было ей, биологу и материалисту, опровергать эти рассуждения? Знала твердо: все начинается и кончается химией. Ничего, кроме формул, нет во вселенной и за ее пределами». Полное и глубокое понимание того, что лежит в основе поступков Сергея, приходит к Ольге Васильевне лишь во сне, примыкающем к финалу повести. Это «мечтательная попытка проникнуть в другого, отдать себя другому, исцелиться пониманием». Именно здесь проясняется понятие «другой жизни», в стремлении к которой герои напрягают все свои душевные силы: «…Так скучно думать о себе. Однажды становится дико скучно. И вдруг сверкнет как догадка, как слабая заря за стволами – другая жизнь… Они торопились продраться сквозь хвойную чащу, потому что где-то впереди брезжила светлота, там мерещились прогалы, поляны. Там начиналась другая жизнь».
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.009 с.) |