Взволнованный доктор уильямс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взволнованный доктор уильямс



 

Мы ре­ши­ли, что сле­ду­ет на­чать с НА­СА, с уче­ных, за­ня­тых осу­щес­т­в­ле­ни­ем про­ек­тов «Пат­файн-Дер» и «Гло­бал Сер­ве­йер». По­это­му в июле 1977 го­да, че­рез три ме­ся­ца пос­ле по­сад­ки «Пат­фай­н­де­ра» в До­ли­не Арес, мы до­го­во­ри­лись о встре­че с док­то­ром Дэ­ви­дом Уиль­ям­сом - глав­ным ар­хи­ва­ри­усом Цен­т­ра на­уч­ных дан­ных о кос­мо­се при Цен­т­ре кос­ми­чес­ких по­ле­тов им. Год­дар­да в Грин­бел­те, штат Мэ­ри­ленд, где Ди Пьет­ро и об­на­ру­жил за­но­во кадр 35А72.

Центр Год­дар­да - боль­шой ком­п­лекс офи­сов и ла­бо­ра­то­рий, рас­ки­нув­ший­ся в пок­ры­той буй­ной рас­ти­тель­нос­тью сель­с­кой мес­т­нос­ти в по­лу­ча­се ез­ды на ма­ши­не от цен­т­ра Ва­шин­г­то­на. Нес­коль­ко ус­т­ра­шен­ные чис­то во­ен­ной скру­пу­лез­нос­тью служ­бы бе­зо­пас­нос­ти, мы по­лу­чи­ли про­пус­ка в сто­рож­ке у во­рот и бы­ли преп­ро­вож­де­ны внутрь.

После де­ся­ти­ми­нут­ной пе­шей про­гул­ки по об­са­жен­ной де­ревь­ями до­ро­ге мы по­дош­ли к зда­нию ар­хи­ва. Ожи­дая встре­чи с се­дым, твер­до­ло­бым уче­ным, мы бы­ли при­ят­но удив­ле­ны мо­ло­дос­тью и вос­тор­жен­нос­тью док­то­ра Уиль­ям­са, ко­то­рые рез­ко кон­т­рас­ти­ро­ва­ли с ус­то­яв­шим­ся офи­ци­аль­ным об­ли­ком НА­СА. Боль­ше то­го, док­тор Уиль­яме прос­то жаж­дал по­го­во­рить о «ли­це» на Мар­се:

«Что ж, мне из­вес­т­но, что ряд уче­ных, при­том серь­ез­ных уче­ных, ра­бо­та­ет над этим, ис­хо­дя из пред­по­ло­же­ния, что речь идет об ис­кус­ствен­ном со­ору­же­нии - приз­на­ке ра­зу­ма, и по­это­му я лич­но с не­тер­пе­ни­ем жду, что об­на­ру­жит «Марс-Гло­бал-Сер­ве­йер», ког­да нач­нет де­лать сним­ки, на­де­юсь, с вы­со­ким раз­ре­ше­ни­ем, под раз­ны­ми уг­ла­ми ос­ве­ще­ния и все та­кое, что­бы пос­мот­реть, как выг­ля­дит этот ра­йон, на что по­хо­же это «ли­цо».

Меня уди­ви­ло бы, ес­ли бы оно не ока­за­лось ес­тес­т­вен­ным объ­ек­том, но, с дру­гой сто­ро­ны, по­ла­гаю, бы­ло бы здо­ро­во, ес­ли бы оно не яв­ля­лось та­ко­вым! Это бы­ло бы от­лич­но, толь­ко во­об­ра­зи­те… Я хо­чу ска­зать, ес­ли пе­ре­дан­ные сним­ки яс­но по­ка­жут ис­кус­ствен­ное со­ору­же­ние, тог­да это из­ме­нит все пред­с­тав­ле­ние о все­лен­ной в це­лом. Так что, я ду­маю, это бу­дет неч­то зах­ва­ты­ва­ющее».

 

НОВОЕ, ВЫДАВАЕМОЕ ЗА СТАРОЕ

 

Будучи глав­ным ар­хи­ва­ри­усом про­ек­та «Пат­фай­н­дер», док­тор Уиль­яме дол­жен был оце­ни­вать и ин­тер­п­ре­ти­ро­вать пос­ту­па­ющую ин­фор­ма­цию. Ко­му же как не ему сле­до­ва­ло из­ло­жить точ­ку зре­ния НА­СА на ха­рак­тер и на­деж­ность тех­ни­ки уве­ли­че­ния, ис­поль­зо­ван­ной при об­ра­бот­ке пер­вых изоб­ра­же­ний, пе­ре­дан­ных «Ви­кин­гом».

Строго го­во­ря, уточ­нил Уиль­яме, толь­ко ис­ход­ные кад­ры «Ви­кин­га» мо­гут счи­тать­ся стоп­ро­цен­т­но точ­ны­ми. Од­нов­ре­мен­но он приз­нал, что НА­СА обыч­но об­ра­ба­ты­ва­ют та­кие изоб­ра­же­ния, что­бы сде­лать их чет­че и оп­ре­де­лен­нее:

«Если пос­мот­реть на пе­ре­дан­ные «Ви­кин­гом» сы­рые кад­ры, мно­гие из них, по­хо­же, ни­че­го не со­дер­жат, и при­хо­дит­ся уве­ли­чи­вать кон­т­рас­т­ность, рас­тя­ги­вать их и при­бе­гать к дру­гим при­емам, что­бы дей­с­т­ви­тель­но уви­деть, что за­пе­чат­ле­но на кад­ре».

На са­мом де­ле, под­т­вер­дил Уиль­яме, ком­пь­ютер­ное уве­ли­че­ние по­лу­чен­ных ис­ход­ных сним­ков - не прос­то стан­дар­т­ный, но и со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мый при­ем для по­ни­ма­ния ин­фор­ма­ции, пе­ре­дан­ной ка­ме­ра­ми ор­би­таль­ных ап­па­ра­тов. Уиль­яме так­же под­т­вер­дил, что тех­но­ло­гии, по­доб­ные ме­то­ду СПИТ Ди Пьет­ро и Мо­ле­на­ара, ис­поль­зу­ют­ся сей­час во мно­гих ком­мер­чес­ких прог­рам­мах. Ди Пьет­ро и Мо­ле­на­ар, на­пом­нил Уиль­яме, не­дав­но по­лу­чи­ли пре­мию «Ком­пь­ютер са­йен­сиз кор­по­рейшн» за раз­ра­бот­ку про­цес­са СПИТ, ока­зав­ше­го­ся эф­фек­тив­ным ме­то­дом из­в­ле­че­ния ин­фор­ма­ции из ком­пь­ютер­ных изоб­ра­же­ний.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД?

 

В на­ча­ле сво­его ис­сле­до­ва­ния Ри­чард Хо­уг­ленд пред­ло­жил ху­дож­ни­кам оце­нить про­пор­ции «ли­ца». Он рас­суж­дал так: ес­ли оно сог­ла­су­ет­ся с ху­до­жес­т­вен­ны­ми кри­те­ри­ями, то это явит­ся до­пол­ни­тель­ным приз­на­ком ис­кус­ствен­нос­ти. Ху­дож­ник Джим Чен­нон при­нял вы­зов.

Он сос­ре­до­то­чил свое вни­ма­ние на про­пор­ци­ях («ан­т­ро­по­мет­рии»), не­су­щей струк­ту­ре, («ар­хи­тек­тур­ной сим­мет­рии») и вы­ра­же­нии («ху­до­жес­т­вен­но-куль­тур­ном фо­ку­се») и при­шел к сле­ду­ющим вы­во­дам:

«Я не на­шел та­ких черт ли­ца, ко­то­рые на­ру­ша­ли бы клас­си­чес­кие нор­мы. Не­су­щая ли­цо плат­фор­ма так­же име­ет свой соб­с­т­вен­ный на­бор клас­си­чес­ких про­пор­ций… Ес­ли бы не бы­ло ли­ца, мы все рав­но ви­де­ли бы че­ты­ре ком­п­лек­та па­рал­лель­ных ли­ний, ог­ра­ни­чи­ва­ющих че­ты­ре нак­лон­ных учас­т­ка оди­на­ко­во­го раз­ме­ра. Эти че­ты­ре скло­на рав­ных про­пор­ций, рас­по­ло­жен­ных под пря­мым уг­лом друг к дру­гу, об­ра­зу­ют сим­мет­рич­ный ге­омет­ри­чес­кий пря­мо­уголь­ник. Уже од­ни эти не­су­щие струк­ту­ры на­во­дят на мысль о соз­на­тель­но спла­ни­ро­ван­ной ар­хи­тек­ту­ре.

Выражение ли­ца на Мар­се от­ра­жа­ет пос­то­ян­с­т­во, си­лу и по­доб­ные им ха­рак­те­рис­ти­ки из ря­да по­чи­та­емых и ува­жа­емых. Име­ют­ся мно­гие дан­ные о том, что об­на­ру­жен­ная на пре­дос­тав­лен­ных мне Ди­ком Хо­уг­лен­дом фо­тог­ра­фи­ях струк­ту­ра яв­ля­ет­ся соз­на­тель­но соз­дан­ным па­мят­ни­ком вро­де до­не­сен­ных до нас ар­хе­оло­ги­ей па­мят­ни­ков на­ших пред­ков. По­на­до­би­лись бы го­раз­до бо­лее точ­ные дан­ные, что­бы я мог ут­вер­ж­дать про­ти­во­по­лож­ное».

 

НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ

 

Ченнон за­вер­шил свой ана­лиз до то­го, как спе­ци­алист по ком­пь­ютер­но­му ана­ли­зу Марк Кар­лот­то за­но­во об­ра­бо­тал пе­ре­дан­ные «Ви­кин­гом» кад­ры, усо­вер­шен­с­т­во­вав тех­но­ло­гию Ди Пьет­ро и Мо­ле­на­ара. Бо­лее под­роб­но мы рас­смот­рим ра­бо­ту Кар­лот­то в Гла­ве 10. Вкрат­це же ска­жем, что она об­на­ру­жи­ла на «ли­це» весь­ма про­ти­во­ре­чи­вый ком­п­лект но­вых де­та­лей, ко­то­рые, как вы­ра­зил­ся Чен­нон, выг­ля­де­ли от­ра­же­ни­ем ти­пич­ных «до­не­сен­ных до нас ар­хе­оло­ги­ей па­мят­ни­ков на­ших пред­ков». Речь идет о «зу­бах», «ди­аде­ме», «сле­зе» и чет­ко раз­ли­чи­мом «го­лов­ном убо­ре» - по­ло­са­том, как ха­рак­тер­ные не­ме­сы, ко­то­рые но­си­ли еги­пет­с­кие фа­ра­оны (нап­ри­мер, го­лов­ной убор Ве­ли­ко­го Сфин­к­са из Ги­зы).

Работа Кар­лот­то над вто­рым кад­ром - 70А13 - по­ка­за­ла, что «ли­цо» не столь сим­мет­рич­но, как Ра­нее ду­ма­ли дру­гие ис­сле­до­ва­те­ли. Ис­поль­зуя ме­тод под наз­ва­ни­ем «ку­би­чес­кая ин­тер­по­ля­ция вра­ще­ния», поз­во­ля­ющий зна­чи­тель­но уве­ли­чить кон­т­рас­т­ность, Кар­лот­то смог вы­явить на «ли­це» де­та­ли, ко­то­рые ра­нее бы­ли слиш­ком смут­ны­ми, что­бы быть за­ме­чен­ны­ми.

Левая сто­ро­на «ли­ца» - в те­ни на сним­ке 35А72 - луч­ше ос­ве­ще­на на сним­ке 70А13, сде­лан­ном при бо­лее вы­со­ком по­ло­же­нии Сол­н­ца. На нем мож­но ви­деть ле­вую глаз­ную впа­ди­ну, и рот ока­зал­ся не столь пря­мым. Нап­ро­тив, ка­за­лось, что его угол­ки при­под­ня­ты, как бы в ух­мыл­ке.

Карлотто об­на­ру­жил так­же «изог­ну­тую» по­вер­х­ность под ле­вой ще­кой. Кое-кто ви­дит в ней неч­то вро­де пан­ду­са, но это, ко­неч­но же, чис­тый до­мы­сел, ибо ука­зан­ная по­вер­х­ность ис­пор­че­на ли­бо кра­те­ром, ли­бо ре­гис­т­ра­ци­он­ной от­мет­кой ка­ме­ры, ко­то­рую нель­зя бы­ло уб­рать с уве­ли­чен­ных сним­ков.

 

«ИГРА СВЕТА И ТЕНИ»

 

Ровно 21 год спус­тя пос­ле пер­вой по­пыт­ки НА­СА объ­яс­нить изоб­ра­же­ние «ли­ца» в Си­до­нии ил­лю­зи­ей, 31 июля 1997 го­да мы еха­ли в Па­са­де­ну, штат Ка­ли­фор­ния, с на­ме­ре­ни­ем по­се­тить Ка­ли­фор­ний­с­кий тех­но­ло­ги­чес­кий ин­с­ти­тут. Этот час­т­ный уни­вер­си­тет и моз­го­вой центр уп­рав­ля­ет близ­ко рас­по­ло­жен­ной, при­над­ле­жа­щей НА­СА Ла­бо­ра­то­ри­ей ре­ак­тив­но­го дви­же­ния и слу­жил в свое вре­мя до­мом для ря­да ле­ген­дар­ных уче­ных на­ше­го сто­ле­тия, в том чис­ле для ла­уре­атов Но­бе­лев­с­кой пре­мии Аль­бер­та Эй­н­ш­тей­на и Ри­чар­да Фей­н­ма­на.

Безукоризненные зда­ния Ка­ли­фор­ний­с­ко­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го ин­с­ти­ту­та гнез­дят­ся у под­ножья гор Сан-Габ­ри­ел, ок­ру­жен­ные пыш­ной рас­ти­тель­нос­тью и при­но­ся­щи­ми прох­ла­ду фон­та­на­ми. В от­ли­чие от без­ли­ких и стро­го ох­ра­ня­емых бло­ков Ла­бо­ра­то­рии ре­ак­тив­но­го дви­же­ния, по эс­те­тич­ным ал­ле­ям Ка­ли­фор­ний­с­ко­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го мож­но бро­дить бес­п­ре­пят­с­т­вен­но. Мы наш­ли убе­жи­ще от ис­пе­пе­ля­ющей жа­ры в снаб­жен­ном кон­ди­ци­оне­ром ка­би­не­те док­то­ра Ар­де­на Ол­би.

С ним нам по­вез­ло. Пос­ле мно­го­ча­со­во­го си­де­ния на те­ле­фо­не и дол­го­го от­фут­бо­ли­ва­ния, ког­да мы уже приш­ли в от­ча­яние, нас со­еди­ни­ли с ним. На сле­ду­ющий день он от­п­рав­лял­ся в Япо­нию в ка­чес­т­ве на­уч­но­го ру­ко­во­ди­те­ля про­ек­та «Марс-Гло­бал-Сер­ве­йер», ко­то­рый в то вре­мя быс­т­ро приб­ли­жал­ся к ор­би­те Мар­са. Этот кос­ми­чес­кий ко­рабль дол­жен был за­но­во зас­нять всю мар­си­ан­с­кую по­вер­х­ность, в том чис­ле и об­ласть Си­до­нии. Что ду­мал на­ка­ну­не воз­мож­ной про­вер­ки ги­по­те­зы ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния Си­до­нии о выз­ван­ном ею фу­ро­ре на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель про­ек­та «Марс-Гло­бал-Сер­ве­йер» и быв­ший ру­ко­во­ди­тель Ла­бо­ра­то­рии ре­ак­тив­но­го дви­же­ния?

Доктор Ол­би - очень за­ня­той че­ло­век, осо­бен­но в от­вет­с­т­вен­ный мо­мент для ис­сле­до­ва­ния Мар­са, и мы бы­ли бла­го­дар­ны за то, что он на­шел для нас вре­мя. На на­ши воп­ро­сы он от­ве­чал мед­лен­но, под­чер­ки­вая зна­че­ние сво­их слов, как ес­ли бы выс­ту­пал на од­ной из мно­го­чис­лен­ных пресс-кон­фе­рен­ций, что ста­ло обы­ден­ным де­лом для не­го в пред­шес­т­во­вав­шие не­де­ли. При упо­ми­на­нии Си­до­нии у не­го вы­тя­ну­лось ли­цо. Что он ду­ма­ет, спро­си­ли мы, о «ли­це» на Мар­се и о до­во­дах сто­рон­ни­ков его ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния? Вот его от­вет:

«Это не что иное, как тень, ко­то­рая чем-то на­по­ми­на­ет ли­цо. Здесь оче­вид­на раз­ни­ца в аль­бе­до (окрас­ке по­вер­х­нос­ти), в том, что по­эле­мен­т­ное изоб­ра­же­ние в ре­зуль­та­те да­ет сход­с­т­во с ли­цом, а их (т. е. сто­рон­ни­ков ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния Си­до­нии) ме­то­ды ана­ли­за лишь на­во­дят на мысль о том, что эти раз­ли­чия в цве­те или в аль­бе­до выз­ва­ны нак­ло­ном, ибо имен­но так вос­п­ри­ни­ма­ет его наш глаз и как бы го­во­рит нам: это склон! Но вов­се не обя­за­тель­но речь идет о скло­не. Все де­ло мо­жет быть в ко­ли­чес­т­ве пы­ли на по­вер­х­нос­ти, или это выз­ва­но от­час­ти нак­ло­ном, от­час­ти пылью, от­час­ти раз­ли­чи­ем в ма­те­ри­але и т. п. Это иг­ра све­та и те­ни».

Мы спро­си­ли док­то­ра Ол­би, зна­ко­мы ли ему «Отчет Мак­Дэ­ни­эла», ра­бо­ты Ди Пьет­ро, Мо­ле­наа-ра, Хо­уг­лен­да или Ка­лот­то. В от­вет он ши­ро­ко улыб­нул­ся и дос­тал с книж­ной пол­ки эк­зем­п­ляр «Отче­та Мак­Дэ­ни­эла»:

«Знаете, лю­дям свой­с­т­вен­но при­ду­мы­вать вся­ко­го ро­да бе­зум­ные ве­щи. Ку­да бы ты ни от­п­ра­вил­ся, те­бе по­ка­жут мес­т­ную дос­топ­ри­ме­ча­тель­ность - будь то в Аль­пах, Вис­кон­си­не или Боль­шом Кань­оне. Вы зна­ете - ог­ром­ное «Ли­цо ин­дей­ца» или боль­шо­го «За­га­доч­но­го мед­ве­дя». Са­ми зна­ете - лю­ди смот­рят на обыч­ные ве­щи и ви­дят в них че­ло­ве­чес­кие ли­ца. Это ес­тес­т­вен­ное яв­ле­ние, оно вос­хо­дит к пре­дыс­то­рии».

 

ЭТО ВЕРБЛЮД?

 

После араб­с­ко­го вос­ста­ния 1917 го­да Т.Э. Лоу-ренс («Ло­уренс Ара­вий­с­кий») по­да­рил его ру­ко­во­ди­те­лям их соб­с­т­вен­ные пор­т­ре­ты. К его удив­ле­нию, они бук­валь­но не мог­ли по­нять, что оз­на­ча­ют жи­во­пис­ные по­лот­на. Один из них ука­зал на изоб­ра­же­ние соб­с­т­вен­но­го но­са и спро­сил: «Это вер­б­люд?»

Арабы не бы­ли ни не­ве­жес­т­вен­ны­ми, ни на­ив­ны­ми. Им прос­то не хва­та­ло чис­то ев­ро­пей­с­ко­го куль­тур­но­го опы­та то­го вре­ме­ни, ко­то­рый на­учил бы их, что сле­ду­ет ви­деть. Они ви­де­ли лишь плос­кие, квад­рат­ные хол­с­ты, пок­ры­тые цвет­ны­ми крас­ка­ми. По­на­ча­лу они не мог­ли ис­тол­ко­вать ок­ра­шен­ные мес­та как изоб­ра­же­ния трех­мер­ных объ­ек­тов. В оп­ре­де­лен­ном смыс­ле они ви­де­ли ре­аль­ность, а вот мы ста­но­вим­ся жер­т­ва­ми ил­лю­зии. Ара­бы ви­де­ли то, что там и бы­ло. Они не соз­на­ва­ли, что кар­ти­на яв­ля­ет­ся ви­зу­аль­ным обоз­на­че­ни­ем. Мы же уви­де­ли бы ли­цо там, где в дей­с­т­ви­тель­нос­ти нет ни­ка­ко­го ли­ца, а есть толь­ко крас­ка.

Точно так же, хо­тя вы чи­та­ете эти сло­ва, пе­чат­ные бук­вы на стра­ни­це или зву­ча­ние слов, ко­то­рое вы слы­ши­те в сво­ей го­ло­ве, внут­рен­не не при­су­щи зна­че­ни­ям этих слов. Иноп­ла­не­тя­нин, уви­дев­ший эту стра­ни­цу, вос­п­ри­мет ее как мас­су за­ко­рю­чек и - опять же как араб­с­кие вож­ди - бу­дет прав. А вот мы под­го­тов­ле­ны на­шей куль­ту­рой к то­му, что­бы пре­об­ра­зо­вы­вать фор­мы или зву­ки в зна­че­ния, ко­то­ры­ми они от­нюдь не яв­ля­ют­ся.

Узнавание лиц как зна­ча­щих объ­ек­тов - это ге­не­ти­чес­кая пред­рас­по­ло­жен­ность че­ло­ве­чес­ких су­ществ, т. е. неч­то та­кое, что мы нас­ле­ду­ем и че­му нам нет нуж­ды учить­ся в дей­с­т­ви­тель­нос­ти, это неч­то под­со­еди­нен­ное нап­ря­мую к моз­гу. Это, оче­вид­но, важ­ный дар. Он оз­на­ча­ет, нап­ри­мер, что но­во­рож­ден­ный мо­мен­таль­но уз­на­ет че­ло­ве­чес­кие су­щес­т­ва (пред­поч­ти­тель­но сво­их ро­ди­те­лей) - без не­об­хо­ди­мо­го пред­ва­ри­тель­но­го обу­че­ния то­му, как выг­ля­дят лю­ди. Та­ким об­ра­зом, лю­бое рас­по­ло­же­ние пред­ме­тов, на­по­ми­на­ющее чер­ты ли­ца, будь это на са­мом де­ле ли­цом или нет (это мо­жет быть ком­би­на­ция из двух яб­лок, мор­ков­ки и ба­на­на), пос­лу­жит на­ше­му моз­гу сти­му­лом и по­бу­дит нас уви­деть в этом пред­ме­те или со­во­куп­нос­ти пред­ме­тов ли­цо. По тем же при­чи­нам мы по­рой ви­дим ли­ца в об­ла­ках или пу­га­ем­ся де­ре­ва, на ко­ре ко­то­ро­го нам ви­дит­ся кри­вое, злоб­ное ли­цо.

Однако уз­на­ва­ние ли­ца - это не то же са­мое, что уз­на­ва­ние изоб­ра­же­ния ли­ца. Как по­ка­зы­ва­ет при­мер Ло­урен­са, уме­нию уви­деть ли­цо в двух­мер­ном изоб­ра­же­нии вро­де жи­во­пис­но­го пор­т­ре­та или фо­тог­ра­фии сле­ду­ет учить­ся. Ес­ли бы ара­бам по­да­ри­ли скуль­п­ту­ры, они не­сом­нен­но уви­де­ли бы в них ли­ца.

Теперь во­об­ра­зим, что ор­би­таль­ный ап­па­рат «Ви­кинг-1», сфо­тог­ра­фи­ро­вав­ший Си­до­нию, был не ав­то­ма­ти­чес­ким ап­па­ра­том, а пи­ло­ти­ру­емым Лоу-рен­сом (та­ким, ка­ким он был в 1976 го­ду) и од­ним из его араб­с­ких со­юз­ни­ков.

Дрейфуя на вы­со­те 1800 ки­ло­мет­ров над по­вер­х­нос­тью крас­ной пла­не­ты, на­ши ге­рои, во­ору­жен­ные мощ­ным те­лес­ко­пом, про­ле­та­ют над «ли­цом» и об­ме­ни­ва­ют­ся впе­чат­ле­ни­ями. Ло­уренс по­во­ра­чи­ва­ет­ся к кол­ле­ге и вос­к­ли­ца­ет: «Ух ты! Пос­мот­ри на это ли­цо!» Что ска­зал бы на это араб? Этот воп­рос ка­са­ет­ся са­мой су­ти ги­по­те­зы «Искус­ствен­ные объ­ек­ты в Си­до­нии». Яв­ля­ет­ся ли «ли­цо» все­го лишь ил­лю­зи­ей, об­ра­зом Рор­ша­ха[3], ко­то­ро­му Ло­уренс при­да­ет ка­чес­т­ва, ко­то­рых у не­го нет, и ко­то­рое араб ви­дит не ина­че как двух­мер­ный ри­су­нок раз­лич­ных то­наль­ных зна­че­ний? Или объ­ект дей­с­т­ви­тель­но из­ва­ян (при­ро­дой или ис­кус­ствен­ны­ми сред­с­т­ва­ми), и в та­ком слу­чае араб то­же ви­дит его? От­ве­ча­ет ли он: «Ка­кое ли­цо?» - или то­же в удив­ле­нии пя­лит­ся на пыль­ное ли­цо, от­ве­ча­ющее ему прис­таль­ным взгля­дом?

 

Глава 10

 

ОЗИМАНДИЯ

 

Марк Кар­лот­то из аме­ри­кан­с­кой «Ана­ли­тик Са­йен­сиз Кор­по­рейшн» - круп­ней­шая фи­гу­ра в де­ба­тах вок­руг ис­кус­ствен­ных объ­ек­тов в Си­до­нии. На­чи­ная с 1985 го­да, ког­да он впер­вые ус­лы­шал о «ли­це» на Мар­се, Кар­лот­то пос­ле­до­ва­тель­но ос­та­вал­ся на пе­ре­до­вой ли­нии ис­сле­до­ва­ния, ис­поль­зуя свои зна­ния спе­ци­алис­та по об­ра­бот­ке изоб­ра­же­ний для из­в­ле­че­ния но­вой вы­со­ко­ка­чес­т­вен­ной ин­фор­ма­ции из ори­ги­наль­ных за­пи­сей «Ви­кин­га». В бе­се­де с на­ми в де­каб­ре 1996 го­да он ска­зал:

«Моя пер­вая ре­ак­ция бы­ла неп­ред­в­зя­той - я был за­ин­т­ри­го­ван. Я об этом не имел ни ма­лей­ше­го пред­с­тав­ле­ния. Я всег­да вни­ма­тель­но сле­дил за кос­ми­чес­кой прог­рам­мой еще с кол­лед­жа, а в 1976 го­ду я учил­ся в кол­лед­же. Я пом­ню «Ви­кинг», хо­тя я не слы­шал тог­да о «ли­це» на Мар­се. Но я был лю­бо­пы­тен…

Я на­чал с при­ме­не­ния ме­то­ди­ки, ко­то­рую ис­поль­зо­вал в мо­ей ос­нов­ной ра­бо­те в «Ана­ли­тик Са­йенс Кор­по­рейшн» (АСК). Ины­ми сло­ва­ми, я при­ме­нил ме­то­ды, обыч­но ис­поль­зу­емые на­ми в то вре­мя для уве­ли­че­ния рен­т­ге­нов­с­ких сним­ков, дан­ных дис­тан­ци­он­но­го зон­ди­ро­ва­ния, сним­ков со спут­ни­ков и т. п. Я дей­с­т­ви­тель­но су­мел очис­тить и вос­ста­но­вить (пе­ре­дан­ные «Ви­кин­гом») изоб­ра­же­ния».

 

ТРЕХМЕРНЫЙ АНАЛИЗ

 

В пре­ды­ду­щих гла­вах мы уже рас­ска­зы­ва­ли об изоб­ра­же­ни­ях Кар­лот­то и от­ме­ча­ли, что в них прос­ту­па­ют ин­т­ри­гу­ющие чер­ты и ра­нее не за­ме­чен­ные де­та­ли «ли­ца». Нап­ри­мер, ле­жа­щие над гла­за­ми и пе­ре­се­ка­ющи­еся ли­нии, на­по­ми­на­ющие «ди­аде­му»; «зу­бы» во «рту» и «по­ло­сы» на «го­лов­ном убо­ре». Кар­лот­то су­мел так­же по­пол­нить ин­фор­ма­цию о ра­нее из­вес­т­ных чер­тах Ли­ца: о ле­вой глаз­ной впа­ди­не (на за­те­нен­ной сто­ро­не) и о так на­зы­ва­емой «сле­зе» под пра­вым гла­зом.

«С са­мо­го на­ча­ла, - ска­зал он нам, - мне бы­ла не по ду­ше выд­ви­ну­тая НА­СА ги­по­те­за об «игре све­та и те­ни». И я по­ду­мал, а нель­зя ли най­ти спо­соб оце­нить ее по дос­то­ин­с­т­ву, и за­нял­ся трех­мер­ным ана­ли­зом «ли­ца «для ре­кон­с­т­рук­ции его фор­мы и по­лу­че­ния очень боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва де­та­лей и к то­му же го­раз­до бо­лее от­чет­ли­вых».

Подобный ана­лиз поз­во­ля­ет до­быть ин­фор­ма­цию о трех­мер­ной кон­фи­гу­ра­ции объ­ек­та из его двух­мер­но­го изоб­ра­же­ния, т. е. фо­тог­ра­фии. Это­го мож­но до­бить­ся раз­лич­ны­ми пу­тя­ми в за­ви­си­мос­ти от име­ющих­ся изоб­ра­же­ний: ана­ли­зом вы­со­ты те­ней, сте­ре­ос­ко­пи­ей (срав­не­ни­ем двух изоб­ра­же­ний од­но­го и то­го же объ­ек­та, по­лу­чен­ных под раз­ны­ми уг­ла­ми) и осо­бен­но ме­то­дом «фор­ма из за­те­не­ния» (так­же из­вес­т­ным как фо­то­ин­к­ли­но­мет­рия). Кар­лот­то рас­ска­зал:

«Техника «фор­мы из за­те­не­ния» вос­соз­да­ет фор­му изоб­ра­жа­емо­го объ­ек­та пу­тем свя­зы­ва­ния ин­фор­ма­ции о за­те­не­нии с по­вер­х­нос­т­ным ори­ен­ти­ро­ва­ни­ем. В от­дель­ных слу­ча­ях (как в слу­чае с Си­до­ни­ей), ког­да от­сут­с­т­ву­ют раз­ли­чи­мые чер­ты и тек­с­ту­ра по­вер­х­нос­ти, за­те­не­ние слу­жит пер­вич­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции о по­вер­х­нос­ти».

Метод «фор­ма из за­те­не­ния» име­ет один серь­ез­ный не­дос­та­ток: ком­пь­ютер мо­жет упо­до­бить­ся че­ло­ве­чес­ко­му моз­гу. Ины­ми сло­ва­ми, он мо­жет «при­нять» тень за склон, ис­тол­ко­вав, нап­ри­мер, ок­рас аль­бе­до плос­кой по­вер­х­нос­ти как вы­со­ту. Боль­шое же пре­иму­щес­т­во ком­пь­юте­ра зак­лю­ча­ет­ся в том, что он мо­жет стро­ить трех­мер­ные изоб­ра­же­ния и за­тем рас­смат­ри­вать их под раз­ны­ми уг­ла­ми и ме­няя пер­с­пек­ти­ву.

Работая с дву­мя имев­ши­ми­ся кад­ра­ми «ли­ца», пе­ре­дан­ны­ми «Ви­кин­гом», Кар­лот­то зап­рог­рам­ми­ро­вал свой ком­пь­ютер на кон­с­т­ру­иро­ва­ние трех­мер­ных мо­де­лей на ос­но­ве каж­до­го из них. Пос­коль­ку эти два кад­ра бы­ли сня­ты под раз­ны­ми уг­ла­ми и в раз­ное вре­мя су­ток, он за­хо­тел пос­мот­реть, пос­т­ро­ит ли ком­пь­ютер со­вер­шен­но раз­ные мо­де­ли. Од­на­ко обе ре­кон­с­т­рук­ции по­ка­за­ли чер­ты ли­ца на ос­нов­ной то­пог­ра­фии - приз­нак то­го, что дан­ная струк­ту­ра дей­с­т­ви­тель­но трех­мер­ная и «ли­це­об­раз-ная».

Карлотто про­ве­рил за­тем свои ре­зуль­та­ты ос­т­ро­ум­ным спо­со­бом: дал за­да­ние сво­ему ком­пь­юте­ру ос­ве­тить мо­дель «ли­ца», по­лу­чен­ную с кад­ра 35А72, при на­хож­де­нии Сол­н­ца под тем уг­лом, под ко­то­рым оно на­хо­ди­лось на кад­ре 70А13. По­лу­чен­ное изоб­ра­же­ние пра­виль­но пред­с­ка­за­ло за­те­не­ние на под­лин­ном кад­ре 70А13. За­тем он пов­то­рил ту же про­це­ду­ру, ис­поль­зуя на­хож­де­ние Сол­н­ца на кад­ре 35А72 Для фо­то­ин­к­ли­но­мет­ри­чес­ки вос­соз­дан­но­го ли­ца с кад­ра 70А13. И сно­ва ком­пь­ютер­ное изоб­ра­же­ние со­от­вет­с­т­во­ва­ло ре­аль­но­му кад­ру.

 

ФРАКТАЛЫ НА МАРСЕ

 

Большинство ги­ган­т­с­ких скач­ков че­ло­ве­чес­т­ва к кос­ми­чес­ким от­к­ры­ти­ям пос­ле­до­ва­ло за дос­ти­же­ни­ями в во­ору­жен­чес­ких тех­но­ло­ги­ях. По­это­му не сле­ду­ет удив­лять­ся то­му, что на­ибо­лее прис­по­соб­лен­ной к об­на­ру­же­нию приз­на­ков ис­кус­ствен­нос­ти в изоб­ра­же­ни­ях Си­до­нии ока­за­лась ком­пь­ютер­ная тех­но­ло­гия, из­на­чаль­но раз­ра­бо­тан­ная для во­ен­ных це­лей. «В «Ана­ли­тик Са­йен­сиз Кор­по­рейшн» (АСК), - рас­ска­зал нам Кар­лот­то, - мы в то вре­мя раз­ра­ба­ты­ва­ли ком­пь­ютер­ные прог­рам­мы для рас­поз­на­ва­ния соз­дан­ных ру­ка­ми че­ло­ве­ка пред­ме­тов. Опять я прис­ту­пил к ана­ли­зу без пре­ду­беж­де­ния. Прос­то взял ис­поль­зо­вав­ший­ся на­ми ме­тод рас­поз­на­ва­ния зем­ных изоб­ра­же­ний и при­ме­нил его к мар­си­ан­с­ким».

Программы, ко­то­рые Кар­лот­то раз­ра­ба­ты­вал для АСК, вклю­ча­ли так на­зы­ва­емый «фрак­таль­ный ана­лиз». Для по­яс­не­ния ска­жем: при­ро­да склон­на пов­то­рять се­бя в спе­ци­фи­чес­ких об­лас­тях на язы­ке мор­фо­ло­гии при­род­ных черт. Нап­ри­мер, лис­тья па­по­рот­ни­ка, каж­дый из ко­то­рых яв­ля­ет­ся мас­ш­таб­ной мо­делью бо­лее круп­но­го лис­та, или тре­щи­ны в ска­ле, по­хо­жие в умень­шен­ном мас­ш­та­бе на боль­шие гор­ные рас­ще­ли­ны. Ба­зо­вые фор­мы, сос­тав­ля­ющие при­род­ные струк­ту­ры, на­зы­ва­ют­ся тер­ми­ном «фрак­та­лы», ко­то­рые пов­то­ря­ют­ся в раз­ных мас­ш­та­бах. Бла­го­да­ря это­му ка­чес­т­ву при­род­ных объ­ек­тов по­хо­дить друг на дру­га ком­пь­ютер мо­жет быть ис­поль­зо­ван для об­на­ру­же­ния пов­то­ре­ния ба­зо­во­го мор­фо­ло­ги­чес­ко­го фрак­та­ла и от­ли­че­ния его от объ­ек­та, не со­от­вет­с­т­ву­юще­го фрак­таль­ной мо­де­ли.

Эта тех­ни­ка мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на в во­ен­ных це­лях для рас­поз­на­ва­ния соз­дан­ных ру­ка­ми че­ло­ве­ка объ­ек­тов и ус­та­но­вок, за­мас­ки­ро­ван­ных на лю­бой мес­т­нос­ти. Сна­ча­ла ком­пь­ютер вы­чис­ля­ет «нор­маль­ную» фрак­таль­ную мо­дель для оп­ре­де­лен­ной мес­т­нос­ти, за­тем ана­ли­зи­ру­ет весь ре­ги­он и яр­ко ос­ве­ща­ет все те час­ти мес­т­нос­ти, ко­то­рые не со­от­вет­с­т­ву­ют фрак­та­лам. Ес­ли та­кие объ­ек­ты ока­зы­ва­ют­ся неф­рак­таль­ны­ми в дос­та­точ­но боль­шой сте­пе­ни, тог­да их счи­та­ют чуж­ды­ми дан­ной кон­к­рет­ной мес­т­нос­ти, т. е. ско­рее все­го соз­дан­ны­ми ру­ка­ми че­ло­ве­ка. Под­с­чи­та­но, что фрак­таль­ный ана­лиз поз­во­ля­ет пра­виль­но иден­ти­фи­ци­ро­вать ис­кус­ствен­ные объ­ек­ты с при­мер­но вось­ми­де­ся­тип­ро­цен­т­ной точ­нос­тью.

Вместе со сво­им кол­ле­гой Май­к­лом Штей­ном Кар­лот­то про­вел де­таль­ный фрак­таль­ный ана­лиз кад­ров, пе­ре­дан­ных «Ви­кин­гом»:

«Мы об­на­ру­жи­ли, что «ли­цо» - на­име­нее ес­тес­т­вен­ный объ­ект на кад­ре 35А72, и на­ло­жи­ли его на при­мы­ка­ющие кад­ры. Он так­же ока­зал­ся на­име­нее ес­тес­т­вен­ным объ­ек­том для че­ты­рех-пя­ти кад­ров, что мы про­ве­ри­ли. Весь­ма ано­маль­ным».

В ре­зуль­та­те про­де­лан­ный Кар­лот­то фрак­таль­ный ана­лиз пред­с­та­вил «ли­цо» как на­име­нее ес­тес­т­вен­ный объ­ект на рас­сто­янии в 15 ты­сяч ки­ло­мет­ров во всех нап­рав­ле­ни­ях и дал кри­вую от­к­ло­не­ния от мо­де­ли чуть рез­че вы­ра­жен­ную, чем от во­ен­ной ма­ши­ны!

 

ОСВЕЩЕНИЕ

 

Чем бы оно ни ока­за­лось в ко­неч­ном ито­ге - Ис­кус­ствен­ной скуль­п­ту­рой или при­чуд­ли­во эро­зи­ро­вав­шей сто­ло­вой го­рой, «ли­цо» на Мар­се не яв­ля­ет­ся «тенью, чем-то на­по­ми­на­ющей ли­цо». Оно выг­ля­дит по­хо­жим на ли­цо, по­то­му что име­ет по­доб­ную ли­цу фор­му. Мы счи­та­ем, что ра­бо­та Кар­лот­то до­ка­зы­ва­ет по мень­шей ме­ре это. Но она не до­ка­зы­ва­ет его ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния от­час­ти по­то­му, что не­ос­ве­щен­ная сто­ро­на «ли­ца» в це­лом го­раз­до ме­нее убе­ди­тель­на, чем ос­ве­щен­ная, как это с го­тов­нос­тью приз­на­ет и сам Кар­лот­то:

«Очевидно, что за­те­нен­ная сто­ро­на «ли­ца» ли­бо не за­кон­че­на, ли­бо дег­ра­ди­ро­ва­ла и не яв­ля­ет­ся зер­каль­ным от­ра­же­ни­ем ос­ве­щен­ной Сол­н­цем сто­ро­ны. Сто­рон­ни­ки ги­по­те­зы ра­зум­но­го про­ис­хож­де­ния до­ка­зы­ва­ют, что это ис­ка­же­ние мог­ло быть выз­ва­но па­де­ни­ем ме­те­ори­та, эро­зи­ей на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни, пря­мо­го от­ка­за от про­ек­та или пред­на­ме­рен­ным прек­ра­ще­ни­ем ра­бот пос­ле дос­ти­же­ния адек­ват­ной уз­на­ва­емос­ти ли­ца. Оп­по­нен­тов не удив­ля­ет ше­ро­хо­ва­тость в сим­мет­рии то­го, что они при­ни­ма­ют за об­ра­зо­вав­шу­юся ес­тес­т­вен­ным пу­тем сто­ло­вую го­ру.

Всем сле­ду­ет пом­нить, что из­на­чаль­ные, пе­ре­дан­ные «Ви­кин­гом» дан­ные о за­те­нен­ной сто­ро­не «ли­ца» со­дер­жат край­не ма­ло ин­фор­ма­ции и, сле­до­ва­тель­но, яв­ля­ют­ся са­мым сла­бым зве­ном в це­пи вос­соз­да­ния изоб­ра­же­ния. Окон­ча­тель­но­го суж­де­ния о сим­мет­рии кон­ту­ра и ха­рак­те­ре лю­бой де­та­ли на за­те­нен­ной сто­ро­не сле­ду­ет из­бе­гать до тех пор, по­ка «ли­цо» не бу­дет зас­ня­то при бо­лее под­хо­дя­щем ос­ве­ще­нии».

«Марс-Глобал-Сервейер» пре­ус­пел-та­ки - 5 ап­ре­ля 1998 го­да - в пе­ре­фо­тог­ра­фи­ро­ва­нии «ли­ца» при бо­лее адек­ват­ном ос­ве­ще­нии и вы­со­ком раз­ре­ше­нии. Как мы уви­дим в Гла­ве 15, изоб­ра­же­ние ос­та­лось сом­ни­тель­ным. Од­на­ко «ли­цо» не сто­ит особ­ня­ком, и - как го­во­рил нам Кар­лот­то в де­каб­ре 1996 го­да - имен­но его ок­ру­же­ние да­ет на­ибо­лее убе­ди­тель­ные до­ка­за­тель­с­т­ва ис­кус­ствен­нос­ти.

«Около го­да на­зад я на­чал прос­мат­ри­вать иное нап­рав­ле­ние, иной путь ис­сле­до­ва­ния. По слу­чай­но­му сов­па­де­нию в пос­лед­ние го­ды я все боль­ше за­ни­мал­ся «ба­йес­ским ана­ли­зом» - спо­со­бом сбо­ра дей­с­т­ви­тель­но ог­ром­но­го ко­ли­чес­т­ва фак­тов и оп­ре­де­ле­ния той сте­пе­ни, в ко­то­рой они под­к­реп­ля­ют или оп­ро­вер­га­ют твою ги­по­те­зу. При­мер­но с год на­зад я вдруг по­ду­мал, а по­че­му бы не ис­поль­зо­вать этот же спо­соб и не соб­рать все дан­ные (об ис­кус­ствен­нос­ти в Си­до­нии) - не толь­ко ре­зуль­та­ты мо­ей соб­с­т­вен­ном ра­бо­ты, но и бо­лее ран­ние на­ход­ки Хо­уг­лен­да и дру­гих.

Вот по­че­му на про­тя­же­нии пос­лед­не­го го­да я, как мне ка­жет­ся, из­ме­нил­ся в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле сло­ва: впер­вые взяв­шись за это де­ло, я дей­с­т­во­вал без пред­в­зя­тос­ти, но не стре­мил­ся рас­т­ру­бить о сво­ей по­бе­де - всег­да ста­рал­ся пос­ту­пать очень ос­мот­ри­тель­но… Еще год на­зад, ес­ли бы кто-то спро­сил ме­ня: «Что ты ду­ма­ешь о шан­сах (искус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния струк­тур в Си­до­нии)?», я бы от­ве­тил: «51 про­тив 49», т. е. дал бы по­ис­ти­не кон­сер­ва­тив­ную тех­ни­чес­кую оцен­ку. Но я всег­да не­од­ноз­нач­но от­но­сил­ся к этой проб­ле­ме… Ин­ту­итив­но я, по­жа­луй, чув­с­т­во­вал тут неч­то боль­шее, но это бы­ло на уров­не под­соз­на­ния. Бай-ес­ский ана­лиз, ду­ма­лось мне, вы­явил лишь то, что У ме­ня нет ни од­ной яв­ной ули­ки вро­де «ды­мя­ще­го­ся» пис­то­ле­та. Вмес­то нее есть мас­са мел­ких фак­ти­ков, ко­то­рая скла­ды­ва­ет­ся в неч­то це­лое… В тот мо­мент я уве­рил­ся в том, что речь идет об ис­кус­ствен­ных объ­ек­тах».

 

ВЗГЛЯНИ НА ТРУДЫ МОИ…

 

Вдохновленный ос­тат­ка­ми ги­ган­т­с­ких ста­туй Рам­зе­са II на за­пад­ном бе­ре­гу Ни­ла в Лук­со­ре, Пер­си Биш Шел­ли[4] (1792-1822) на­пи­сал по­эму «Ози­ман­дия» - за­па­да­ющее в па­мять по­вес­т­во­ва­ние о вы­со­ко­ме­рии и раз­ру­ше­нии. В ней рас­ска­зы­ва­ет­ся о пу­те­шес­т­вен­ни­ке, по­се­тив­шем об­лом­ки гро­мад­ной раз­би­той ста­туи «Ца­ря ца­рей Ози­ман­ди­аса» и про­чи­тав­шем на ней: «Взгля­ни на тру­ды мои, о Вы­со­ко­мер­ный, и от­чай­ся». Царь в гор­ды­не сво­ей же­ла­ет, что­бы чи­та­тель взгля­нул на ве­ли­ко­леп­ный го­род, ко­то­рым он пра­вит, и при­шел в от­ча­яние при ви­де его ве­ли­чия, но вре­мя об­ра­ти­ло его тру­ды в прах. Эта строч­ка об­ре­та­ет зна­че­ние пре­дуп­реж­де­ния о смер­т­нос­ти тем вы­со­ко­мер­ным пра­ви­те­лям, ко­то­рые, по­доб­но Ози­ман­ди­асу, счи­та­ют се­бя силь­нее смер­ти.

Если бы мы сто­яли на рав­ни­не Си­до­нии, мы так­же уви­де­ли бы «по­лу­пог­ру­жен­ное в пе­сок, раз­би­тое ли­цо». С та­ко­го близ­ко­го рас­сто­яния мы мог­ли бы ра­зоб­рать­ся, смот­рим ли мы прос­то на ка­кой-то холм или ощу­ща­ем се­бя пиг­ме­ями пе­ред осы­па­ющей­ся пос­мер­т­ной мас­кой древ­не­го иноп­ла­нет­но­го Ози­ман­ди­аса.

Быть мо­жет, мы да­же смог­ли бы уви­деть его «тру­ды»?

Поскольку, ес­ли бы мы пе­ре­сек­ли ког­да-то за­ли­тую во­дой рав­ни­ну и приб­ли­зи­лись бы к древ­ней бе­ре­го­вой ли­нии, мы ока­за­лись бы на мес­те, где еще мо­жет сто­ять - хоть и в ру­инах - го­род…

 

Глава 11

 

СПУТНИКИ «ЛИЦА»

 

«Лицо» не оди­но­ко на рав­ни­нах Си­до­нии, оно ок­ру­же­но дру­ги­ми ано­маль­ны­ми струк­ту­ра­ми, зна­че­ние ко­то­рых, по не­ко­то­рым мне­ни­ям, мо­жет в кон­це кон­цов ока­зать­ся боль­шим. Ри­чард Хо­уг­ленд да­же пред­по­ло­жил: «Если кто-то соз­дал «ли­цо» с целью прив­лечь на­ше вни­ма­ние, то в этом бы­ла оп­ре­де­лен­ная ло­ги­ка. Мож­но ли луч­ше прив­лечь вни­ма­ние к кон­к­рет­ное мес­ту на Мар­се для даль­ней­ших ис­сле­до­ва­ний?»

В тот день в 1976 го­ду, ког­да бы­ло об­на­ру­же­но «ли­цо», Хо­уг­ленд на­хо­дил­ся в Ла­бо­ра­то­рии ре­ак­тив­но­го дви­же­ния. Он при­шел ту­да вмес­те с дру­ги­ми пред­с­та­ви­те­ля­ми прес­сы и, по­доб­но сво­им кол­ле­гам, по­на­ча­лу по­ве­рил «иллю­зор­ной» вер­сии Соф­фе­на. Толь­ко го­ды спус­тя, пос­ле бо­лее де­таль­но­го оз­на­ком­ле­ния с изоб­ра­же­ни­ем, его уку­сил - как он сам вы­ра­зил­ся - «клоп Мар­са». Тог­да-то он и при­пом­нил шут­ли­вое за­ме­ча­ние, сде­лан­ное «в тот ве­чер в ЛРД» од­ним жур­на­лис­том: «ли­цо» под­с­ка­зы­ва­ет нам, где мы дол­ж­ны вы­са­дить­ся». Про­иг­но­ри­ро­вав со­дер­жа­щий­ся в этой фра­зе сар­казм, Хо­уг­ленд ре­шил серь­ез­но рас­смот­реть воз­мож­ность то­го, что «ли­цо» мо­жет слу­жить ука­за­те­лем на что-то еще, и прис­ту­пил к по­ис­ку дру­гих «па­мят­ни­ков» на Си­до-ний­с­кой рав­ни­не.

 

БОЛЬШОЙ ГОРОД И ФОРТ

 

Рассуждая в том ду­хе, что тот, кто соз­дал «ли­цо», на­вер­ня­ка хо­тел иметь хо­ро­ший вид на не­го, Хо­уг­ленд про­вел го­ри­зон­таль­ную ли­нию под уг­лом в 90 гра­ду­сов к вер­ти­каль­ной оси струк­ту­ры. Ли­ния при­ве­ла его к че­ты­рем не­боль­шим пра­виль­ным хол­мам, рас­по­ло­жен­ным в фор­ме крес­та, та­ящим в се­бе ме­нее за­мет­ный цен­т­раль­ный холм, на­хо­дя­щий­ся в свою оче­редь в цен­т­ре груп­пы из де­ся­ти ге­омет­ри­чес­ких пи­ра­ми­даль­ных объ­ек­тов. Он ок­рес­тил эту со­во­куп­ность объ­ек­тов «го­ро­дом» и опи­сал ее так:

«Удивительно пря­мо­ли­ней­ное рас­по­ло­же­ние мас­сив­ных струк­тур с вкрап­ле­ни­ями нес­коль­ких мень­ших «пи­ра­мид» (не­ко­то­рые из них рас­по­ло­же­ны точ­но под пря­мым уг­лом к боль­шим струк­ту­рам) и еще мень­ших ко­ну­со­об­раз­ных «зда­ний». Все это скоп­ле­ние име­ет раз­ме­ры 4 на 8 ки­ло­мет­ров - по­ра­зи­тель­ный пря­мо­уголь­ник, сос­то­ящий из мно­жес­т­ва объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных под пря­мы­ми уг­ла­ми друг к дру­гу, вклю­чая вы­ров­нен­ные уг­лы и да­же «ули­цы», про­ло­жен­ные при­мер­но с се­ве­ра на юг».

Самую вос­точ­ную струк­ту­ру это­го скоп­ле­ния Хо­уг­ленд наз­вал «фор­том». Речь идет об объ­ек­те с пря­мы­ми кра­ями, сос­то­ящи­ми, по­хо­же, из двух гро­мад­ных стен при­мер­но 1,5 ки­ло­мет­ра дли­ной каж­дая, со­еди­ня­ющих­ся на юго-за­пад­ном уг­лу и зак­ры­ва­ющих пра­виль­ное внут­рен­нее прос­т­ран­с­т­во, по­доб­ное ук­реп­лен­ной час­ти ги­ган­т­с­ко­го зам­ка.

Предстояли но­вые от­к­ры­тия…

 

ЛИНИИ НА ЛАНДШАФТЕ

 

Следующей на­ход­кой Хо­уг­лен­да стал так на­зы­ва­емый «утес», рас­по­ло­жен­ный в 23-х ки­ло­мет­рах к вос­то­ку от «ли­ца», т. е. с про­ти­во­по­лож­ной от «го­ро­да» сто­ро­ны. Он за­ме­тил», что эта лю­бо­пыт­ная фор­ма­ция ос­та­лась стран­но нет­ро­ну­той, на­хо­дясь ря­дом и под пря­мым уг­лом к вып­лес­ку из­вер­жен­но­го из кра­те­ра ма­те­ри­ала, что сви­де­тель­с­т­ву­ет о ее со­ору­же­нии пос­ле по­яв­ле­ния кра­те­ра.

Расположенный по па­рал­лель­ной «ли­цу» оси, «утес» мо­жет быть тон­кой кли­но­об­раз­ной сто­ло­вой го­рой или ги­ган­т­с­кой сте­ной. Он слу­жит как бы фо­ном для про­фи­ля «ли­ца», ес­ли смот­реть на не­го из «го­ро­да» по ли­нии, мыс­лен­но про­ве­ден­ной из цен­т­ра «го­ро­да» че­рез рот «ли­ца» к цен­т­ру «уте­са».

Хоугленд ис­поль­зо­вал ком­пь­ютер­ную тех­но­ло­гию для вос­соз­да­ния мар­си­ан­с­ко­го не­ба с тем, что­бы пос­мот­реть, не мог­ла ли эта го­ри­зон­таль­ная ли­ния иметь ка­кое-ли­бо ас­т­ро­но­ми­чес­кое зна­че­ние. Он об­на­ру­жил, что наб­лю­да­тель, на­хо­див­ший­ся в цен­т­ре «го­ро­да», уви­дел бы Сол­н­це вос­хо­дя­щим из рта «ли­ца» на рас­све­те в день лет­не­го сол­н­цес­то­яния приб­ли­зи­тель­но 330 ты­сяч лет на­зад.

 

ВХОД В ГОРОД

 

Главные со­ору­же­ния «го­ро­да» сос­ре­до­то­че­ны вок­руг «Го­род­с­кой пло­ща­ди», как наз­вал Хо­уг­ленд крес­то­об­раз­ный ри­су­нок из не­боль­ших хол­мов. Ок­ру­жа­ющие ее круп­ные струк­ту­ры, каж­дая при­мер­но Дно­го раз­ме­ра с «ли­цом», име­ют пря­мые сто­ро­ны и, по-ви­ди­мо­му, пи­ра­ми­даль­ную фор­му. Един­с­т­вен­ны­ми ис­к­лю­че­ни­ями яв­ля­ют­ся один объ­ект оваль­ной, по­доб­но «ли­цу», фор­мы на про­ти­во­по­лож­ной от «ли­ца» сто­ро­не «го­ро­да» и «форт», на­по­ми­на­ющий ог­ром­ный чер­теж­ный уголь­ник тре­уголь­ной фор­мы с чем-то по­хо­жим на две схо­дя­щи­еся гро­мад­ные сте­ны, ог­ра­ни­чи­ва­ющие внут­рен­нее прос­т­ран­с­т­во, третья же сто­ро­на зас­т­ро­ена боль­ше и име­ет неп­ра­виль­ную фор­му.

У под­но­жия пи­ра­мид-мон­с­т­ров, сос­тав­ля­ющих «го­род», на­хо­дят­ся 16 ма­лень­ких оваль­ных хол­мов. Они не ка­жут­ся рас­по­ло­жен­ны­ми в оп­ре­де­лен­ном по­ряд­ке, ес­ли не счи­тать «го­род­с­ко­го цен­т­ра», с его че­тырь­мя хол­ма­ми в фор­ме крес­та. Эти хол­мы столь ма­лы, что из них нель­зя вы­тя­нуть ни­ка­ких све­де­ний, кро­ме их рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ра. И все же - как мы уви­дим поз­же - они име­ют важ­ней­шее зна­че­ние в спо­рах вок­руг ис­кус­ствен­ных объ­ек­тов в Си­до­нии.

На пер­вый взгляд «го­род» ка­жет­ся не слиш­ком прив­ле­ка­тель­ным. Бо­лее же вни­ма­тель­ное об­с­ле­до­ва­ние вы­яв­ля­ет ряд уди­ви­тель­ных черт, ко­то­рые - как ка­жет­ся по­рой - скла­ды­ва­ют­ся в не­кую ви­ди­мость по­ряд­ка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.128.243 (0.083 с.)