Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальник — сотрудник — подчиненный
Участники работают в парах. Задача — обратиться к напарнику с просьбой, демонстрируя различные способы поведения: • более уверенно, ставя себя выше; • уступая собеседнику, как бы подчиняясь; • с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник должен попробовать себя во всех вариантах. Репортер А. — На исходе уходящего тысячелетия Всемирный союз журналистов решил провести международную конференцию, на которую были приглашены самые популярные журналисты планеты. Труд журналиста обрел огромное значение в жизни современного общества. Миллионы людей начинают и заканчивают свой рабочий день с просмотра телевизионных новостных передач и чтения газет. Судьба политических режимов, карьеры политиков и даже биржевые курсы зачастую зависят от мастерства и профессионализма журналистов. Тысячи га-Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения зет и журналов по всему миру почли за честь послать своих корреспондентов на форум, который проходит (далее называется дата и место проведения игры). Вместе собрались самые популярные и талантливые мастера, люди, чьи имена находятся на первых строчках рейтингов наиболее читаемых изданий. Посмотрите друг на друга — это вы. Уважаемые коллеги! От имени оргкомитета Всемирного союза журналистов рады приветствовать вас в нашей школе. Задача нашей сегодняшней работы — выпуск первого номера всемирной газеты «Репортер», которая станет выходить раз в столетие и будет посвящена самым популярным и талантливым журналистам планеты. Каждый из вас сегодня станет автором статьи о своем коллеге, который будет выбран по жребию, и в то же время героем статьи, которую напишет о вас ваш коллега. Вы увидите друг друга в различной работе — ваша задача показать самые сильные и привлекательные стороны характера своего героя. Разъяснения того, что предстоит сделать: взять интервью; представить своего героя, который «выпал по жребию». По ходу представления на доску записываются черты характера, которые помогают в работе журналиста. Из перечисленных на доске качеств каждый выбирает три, которые ему присущи, и еще два, которые он хотел бы иметь, и записывает их себе. Б. В соответствии с разъяснениями дети придумывают свой творческий псевдоним, творческую биографию, берут интервью у своего героя, дают свое интервью, выбирают и записывают в свои «журналистские блокноты» присущие и желаемые качества.
Психолог сообщает о том, что мастера своего дела всегда стараются усовершенствовать свои профессиональные качества, поэтому сейчас им предстоит участие в нескольких ситуациях. а) «Я начинаю разговор». Психолог напоминает, что одно из профессиональных качеств журналиста — умение общаться и заводить знакомства, умение начать разговор. Детям предлагается разделиться на пары и встать в два круга лицом друг к другу. Затем им сообщается следующее: «Вы будете знакомиться друг с другом, получая задания, затем по сигналу ведущего внутренний круг делает один шаг вправо. Обращайте внимание, как действует в этой ситуации ваш герой: • здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись; 8 Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения • как люди, которые находятся в ссоре; • как начальник и подчиненный (внешний круг — внутренний круг); • как дипломаты; • как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие; • как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки (внешний круг — внутренний круг); • как ученик с учителем (внешний круг — внутренний круг)». По итогам проводится опрос: с кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении. Дети должны сделать запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя их герой. б) «Нестандартная ситуация». Психолог обращает внимание детей на то, что профессия журналиста интересна, но временами и опасна. Судьба забрасывает людей этой профессии и на дипломатические приемы, и в горячие точки планеты. Часто от взаимопомощи зависит не только профессиональный успех, но даже жизнь. Умение доверять своим коллегам и оказывать им поддержку — одно из важных профессиональных свойств людей этой профессии. — На этом покрывале мы все вместе будем поднимать по очереди
По итогам проводится опрос: рассказать о своих переживаниях, когда лежал — когда держал. Делается запись в журналистский блокнот о том, как проявил себя при выполнении упражнения объект наблюдения. в) «Журналистский форт Баярд». Психолог сообщает детям, что часто информацию, которая представляет интерес для читателей, журналистам приходится добывать, преодолевая непреодолимые на первый взгляд препятствия. Умение совладать со своими эмоциями, найти самый эффективный путь решения проблемы, воспользоваться помощью людей и оказать помощь другим, способность работать одной командой — без этого невозможно преуспеть в журналистском деле. — Вы — одна команда, перед вами стена (веревка обозначает ее Упражнения ний участники могут перепрыгнуть, все остальные перебираются любым другим способом. Если кто-то дотронется до стены, все, кто уже перебрался, возвращаются назад. Обращайте внимание, как действует в этой ситуации ваш герой. По ходу занятия, если это потребуется, один-два участника получают право льготного перехода на другую сторону (не перепрыгивая и не перелезая). По завершении упражнения проводится обсуждение с детьми, что они чувствовали, что было легко, а что трудно, напоминается о необходимости сделать запись в журналистский блокнот. г) «Спасибо за..> Сидя в кругу, дети заканчивают предложение «Спасибо за...» В. Возвращение за «круглый стол». Психолог подводит итог, говорит о том, что участники все вместе прошли серьезные испытания, увидели своего героя в различных ситуациях. — Вам есть что рассказать о нем вашим читателям. Мы подошли к самой главной части нашей конференции — созданию первого выпуска всемирной газеты «Репортер». С помощью памятки «Я — репортер» написать очерк, придумать для него название и оформить его. У вас 10 минут. По мере выполнения статьи приклеиваются на ватман. Дети по кругу говорят о прошедшей игре: что показалось трудным, легким; что запомнилось больше всего и почему. Критика Это упражнение предназначено для развития умения извлекать пользу из критики, умения критиковать других и себя. Детям предлагается вспомнить, как люди чаще всего реагирует на критику. Психолог подчеркивает, что чаще всего люди обижаются на критику, стараются ответить тем же. Далее обсуждается, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют, чтобы унизить; критикуют, чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры, приведенные детьми, и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Напоминается, что критикующий хочет, чтобы ты исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить. Психолог корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых детей, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных сво- Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения им статусом в группе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная со словами «Спасибо...», «Я признателен вам за...»
Детям предлагается модельная ситуация: ваш друг (подруга) готовится к очень важной встрече (экзамену) и, выбирая, в чем идти, решает надеть одежду, которая, с вашей точки зрения, будет совершенно неуместна в данных обстоятельствах. Задача: высказать критическое замечание, чтобы не испортить настроение перед важной встречей, но при этом уберечь друга от ошибки. При обобщении высказываний детей обращается внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, необходимо постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление. Опираясь на выполненные задания, психолог проводит обсуждение того, что значит критическое отношение к себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок. В заключение требуется отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам. Детям предлагается вспомнить случаи критического отношения к себе из личного опыта (литературных произведений, кинофильмов). Подчеркивается, что умение мыслить критически — это не выискивание недостатков, а трезвая оценка положительных и отрицательных качеств. Выполняется упражнение: критически отнестись к какому-либо широко рекламируемому товару (сигареты, пиво, сладости), при этом демонстрируется реклама. Прими решение А. Упражнение направлено на актуализацию знаний детей о том, как критическое мышление помогает принять правильное решение. Психолог предлагает обсудить преимущества решений, принимаемых после критического осмысления, по сравнению с необдуманными решениями. Б. Формирование представлений о персональном решении и развитие навыка отстаивать свое решение. Предлагается модельная ситуация: вы находитесь в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако вы живете очень далеко, возвращение может стать проблемой, не стоит ли покинуть друзей пораньше? Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Обобщая высказывания, следует обратить внимание: • на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения; • на то, стоит ли объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают последовать принятому решению);
• на то, как отстаивать свое решение (лучший способ — приступить к его выполнению). Психолог напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. В. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения. Детям предлагается обсудить, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Обращается внимание на то, что, принимая персональное решение, человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем он лишается возможности посоветоваться и несет полную ответственность за последствия своего решения. Предлагается вспомнить ситуацию, когда учащимся удавалось принять оптимальное решение; обсудить, что при этом помогало (критически осмыслить ситуацию, взвесив все «плюсы» и «минусы», оценить возможные последствия, прежде всего безопасность, свою и других). Осмысление полученного опыта. Продолжить фразы: «Для принятия правильного решения людям необходимо...» и «Для принятия правильного решения мне обычно необходимо...» Моя индивидуальность А. Упражнение нацелено на актуализацию знаний о собственной индивидуальности, ее проявлениях. По кругу передается цветок, при этом каждый по очереди произносит свое имя. При этом называются качества, присущие данному человеку, которые начинаются с букв, имеющихся в имени (например: Ольга — осторожная, ленивая, гордая; Вадим — вежливый, добрый, интересующийся). Перечисляемые качества записываются на доске (листе бумаги). По окончании упражнения психолог, опираясь на сделанные записи, побуждает детей сделать выводы. Б. Формирование представлений о неповторимости индивидуальности. Дети выполняют упражнение «Я — уникальный». Психолог передает два мяча в разные стороны от себя. Подросток, получивший один мяч, продолжает высказывание «Я — как все...», Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения при этом он выбирает одну из социальных позиций, обозначенных на карточках («Сыновья», «Учащиеся» и др.). Подросток, получивший второй мяч, выполняет аналогичное, продолжая высказывание «Я не как все...» В какой-то момент мячи «встречаются» в руках одного из детей. Ему предлагается выбрать, с какой фразы он начнет говорить. Подводя итоги упражнения, психолог делает вывод о единстве общих качеств, характерных для всех, и уникальности, присущих отдельной личности качеств и свойств. Далее детям предлагается на рисунках, на которых изображено небо с солнцем и облаками, на одном из облаков написать свое имя и фамилию, а на другом — имя, которым им бы хотелось, чтобы их называли. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на 2-3 лучах солнца написать качества, присущие подростку и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации. Задание желательно проводить под музыку. В. Отработка личностной стратегии взаимодействия с другим человеком, его индивидуальностью.
Заполнив лист, дети передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, надписывает на одном луче название качества, подчеркивающее, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка. Листы, пройдя всех, возвращаются к своим авторам. Дети знакомятся с результатами (отдельные можно прокомментировать вслух), затем им предлагается поставить плюсы рядом с качествами, наиболее выраженными, и точки рядом с наименее выраженными. Жизненная цель А. Актуализация и обобщение знаний о своем будущем. Психолог предлагает детям продолжить фразы: «Жизненный выбор моих сверстников зависит от...», «Мое будущее представляется мне... потому что...» Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске. При обобщении высказываний детей делается вывод о многообразии жизненных выборов и степени их ответственности сегодня за свое будущее. Б. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора. Дети заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении задания им предлагается выбрать из событий своей жизни 6 наиболее значимых, 3 из которых — радостные, а 3 — грустные, и изобразить их в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор по количеству процентов вероятности, насколько учащийся сам мог (или сможет) по- Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения влиять на исход этого события. По итогам делается вывод о том, что во многом жизненные события зависят от самого человека. Далее подчеркивается, что многие трудные жизненные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продолжить фразу: «Когда мне приходится делать выбор, мне трудно, потому что...» Наиболее часто повторяемые ответы записываются на доске. Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собственные ресурсы, которые он использует в сложных ситуациях, в том числе в ситуации выбора. Предлагается перечислить1 свои положительные качества, помогающие в ситуации сложного жизненного выбора (ответы записываются на доске). В. Отработка стратегий поведения в ситуации сложного жизненного выбора. Психолог объясняет, что, планируя жизненную перспективу, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс. При этом обращается внимание на перечень положительных качеств, написанных на доске; предлагается привести примеры. Вместе — лучше? — Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек, и создадим эти миры, используя имеющиеся элементы. Дети расходятся по разным частям помещения, разделенного занавесом или ширмой. В каждой группе ведущие (психолог и помощник) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого «мира» обладают тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой «мир». Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, установив магнитофон между группами так, чтобы мальчики не слышали обсуждение девочек, и наоборот. По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Дети, используя разложенный материал, таблички, игрушки, «создают» свой «мир» с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы «мира». После организации «мира» проводится общий сбор каждого «народа» — участники придумывают, как проходит у них обыкновенный день (уклад жизни, правила, законы и т. д.). Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Пси жяимна стические упражнения Далее детям сообщается, что два мира получили возможность контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация «миров». После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается и начинается обсуждение увиденного и вариантов дальнейших контактов. Детям предлагается нарисовать «мир», который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого «мира». Им сообщается также, что дальнейшие контакты возможны при соблюдении определенных условий. Так, например, если они захотят встречаться: • один раз в сто лет, то должны отдать одно из своих исключительных качеств; • встречаться один раз в год, — два качества; • жить вместе — должны отказаться от всех трех качеств. Психолог предлагает приготовить еще один подарок для жителей другого «мира». Подарок должен быть символичным и приятным. После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о принятом решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность выбранных форм контактов, уничтожаются. Приобретенный опыт интегрируется. При подведении итогов игры психолог проводит «аукцион идеи»: «нам лучше быть вместе потому, что...» Трон — Я хочу предоставить каждому из вас возможность выяснить, кого из остальных участников группы вы готовы признать в качестве лидера. Закройте, пожалуйста, глаза и устройтесь поудобнее на стуле. Сосредоточьтесь на время на своем дыхании, постарайтесь вдыхать и выдыхать глубже, чем обычно. Я хочу пригласить вас поучаствовать в небольшом воображаемом эксперименте. Представьте себе, что наше занятие проходит для разнообразия в каком-то старом замке. Вот вы все собрались в большом зале замка и по широкой галерее идете к комнате, в которой будет проходить работа группы. Вы открываете дверь комнаты и видите заранее расставленные кругом стулья. Для каждого из вас приготовлено по стулу. Один из стульев сразу бросается в глаза. Он отличается от остальных высокой спинкой, подлокотниками и дорогой обивкой. Вы все рассаживае- Психологическое... МоеСлово.ру тесь. Обратите внимание, кто сел в это, выбивающееся из общего ряда, кресло? Куда сели вы сами? Теперь откройте глаза и по очереди расскажите, что вы видели.... Обсуждение. • Кого из участников группы видели в кресле чаще остальных? • Как он сам к этому относится? • Как каждый относится к участнику, которого он увидел в кресле? • Кто посадил в кресло самого себя? i Скука — Я хочу показать вам, как можно использовать скуку для получения полезного результата. Когда вы в следующий раз почувствуете скуку, вы можете воспользоваться способом, о котором узнаете сегодня. Закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните несколько раз... А теперь перенеситесь в воображении в такое место, где бы вам сейчас хотелось очутиться... Найдите место, которое вам действительно нравится... Возможно, это будет комната, где вы сможете побыть в одиночестве... Возможно, вы представите себя где-нибудь на природе... Осмотритесь вокруг... А сейчас откройте глаза и вернитесь сюда... Внимательно оглядитесь, прислушайтесь к звукам и шорохам... Теперь снова закройте глаза и мысленно вернитесь в то место из вашего воображения. Осмотритесь, обратите внимание на звуки, которые слышны в этом месте, на доносящиеся до вас запахи... А теперь снова вернитесь сюда и откройте глаза... Чего не хватает вашей данной ситуации из того, что вы нашли в воображении? Что вы сможете сделать, чтобы ваше пребывание здесь и сейчас стало таким же приятным, как в воображаемом месте? Ш. Упражнения для получения личностной обратной связи Благодаря обратной связи подросток может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Позитивная обратная связь — хорошее средство стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализации их личностных ресурсов, а также создания позитивного эмоционального фона в группе. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастическ ие упражнения Таможня Из состава участников выбираются два «работника таможни» и два «иностранца». Задача первых состоит в том, чтобы так организовать беседу с иностранцами, чтобы выяснить, кто из них провозит «контрабанду». «Багажом» могут быть две книги, с которыми «иностранцы» подходят к «таможенникам», а «контрабандой» — вложенный в одну из книг лист чистой бумаги. «Таможенники» не имеют права «проверять багаж». Они должны решить свою задачу, опираясь на свою наблюдательность и интуицию. «Иностранцы» за дверью комнаты придумывают легенду: из какой страны они приехали, с какой целью и т. п. Главная задача «иностранцев» состоит в том, чтобы в ходе разговора не вызвать подозрений «таможенников» и рассказать такую легенду, которая поможет отвлечь внимание «таможенников». Беседа длится до тех пор, пока «таможенники» не решают, у кого из «иностранцев» спрятана «контрабанда». После того как ответ высказан, другие участники также предлагают свои решения. И только потом «иностранцы» признаются. В заключение игры происходит общее обсуждение, в ходе которого группа анализирует, какие ответы были правильными и почему. Выявляется, по каким признакам «таможенники» и зрители определили, у кого из «иностранцев» была спрятана «контрабанда». Карусель Дети встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов в игре несколько. Причем каждый раз роль участникам задает психолог. Возможные примеры ситуаций • Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его. • Перед вами человек, которого вы видели последний раз, когда учились вместе в первом классе, причем вы не сразу узнали его. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему... Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения • На школьном дворе вы видите двух дерущихся подростков из вашего класса. Увидев вас, один из них убегает, другой остается на месте. Заговорите с ним, постарайтесь узнать причину конфликта. • Перед вами школьник, который сегодня на вашем уроке был очень рассеян, а на ваше замечание отреагировал грубостью. Вы попросили его остаться после урока. Поговорите с ним, установите контакт, выясните, что с ним происходит. Время на установление контакта и проведения беседы в каждой ситуации 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 30 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Передвижения Дети встают и начинают перемещаться по комнате с закрытыми глазами, стараясь не сталкиваться друг с другом. Затем они должны продолжать двигаться уже с открытыми глазами, но не устанавливая друг с другом зрительного контакта. И наконец, все еще продолжая двигаться, они должны приветствовать рукопожатием всех встречающихся членов группы и представляться им. Психолог также может принимать участие в выполнении данного упражнения. Каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем участники говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Задавание вопросов Приготовьте распечатки следующего вида: О. О. 3. О. О. О. 3. 3. 3. — закрытый вопрос; О. — открытый вопрос Все дети разбиваются на пары. Психолог раздает распечатки. Один из членов пары задает вопросы, другой — отвечает. Вопросы следует задавать в указанном порядке, т. е. сначала задается закрытый вопрос, потом еще один закрытый, потом открытый и т. д. Дети могут выбрать для работы любую тему, но всегда вопросы должны задаваться в соответствии с выбранной темой. После того как будут заданы все десять вопросов, члены пары меняются ролями и продолжают работу, но уже над другой темой. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения В соответствии с целями данного упражнения закрытыми мы называем вопросы, ответы на которые состоят из одного слова (часто это «да» или «нет»), а открытые вопросы — это вопросы, на которые можно давать развернутые ответы. Приведем примеры открытых и закрытых вопросов. Закрытые вопросы: • Как вас зовут? • Вы живете здесь? Открытые вопросы: • Что вы. сейчас чувствуете? • Что вы думаете о...? После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения, при этом особо выделяются два аспекта: процесс выполнения упражнения (как участники его выполнили и что при этом чувствовали) и содержание (то, о чем участники говорили, выполняя данное упражнение). Молчаливые пары Все дети разбиваются на пары. Члены каждой пары садятся друг напротив друга и в течение пяти минут хранят молчание. Детей просят поддерживать только контакт взглядов. Также при желании детей можно попросить в течение этих пяти минут держать друг друга за руки. Единственное правило состоит в том, что все дети, выполняя данное упражнение, должны молчать. «Горячи стул» Дети должны выполнять следующие инструкции: • каждый участник оказывается в течение двух минут сидящим на «горячий стул»; • когда один из участников оказывается на «горячий стул» (можно либо оставаться сидеть на своем месте, либо выставлять специальный стул в центр круга), то остальные участники получают право задавать ему любые вопросы; • если человек не хочет отвечать на заданный ему вопрос, то может просто сказать «пропускаю»; • по прошествии двух минут участник, сидящий на «горячем стуле», выбирает на свое место другого. Подобная процедура продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли. Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Затем проводится обсуждение: каждый подросток по очереди сначала говорит о том, что ему меньше всего понравилось в данном упражнении. Затем дети говорят о том, что им больше всего в нем понравилось. Язык тела — Поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, ка- • кую информацию «передает» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают посылаемые им невербальные сообщения. Во время выполнения данного упражнения дети должны просто молча сидеть на своих местах. Затем добровольца из числа участников просят «устроить поудобнее» остальных членов группы, т. е. произвести некоторые изменения, цель которых — сделать так, чтобы каждый почувствовал себя более комфортно на своем месте; например, если доброволец видит, что у одного из участников руки скрещены на коленях, то он может привести их в нормальное положение, или опустить чуть ниже плечи у другого участника, или повернуть чуть в сторону голову третьего. После двух-трех таких изменений психолог инициирует обсуждение того, что каждый из присутствующих думает и чувствует по поводу произведенных изменений. Гляделки Все дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Их задача — просто молча сидеть, глядя при этом друг другу в глаза. Они должны отслеживать моменты, когда происходит прерывание зрительного контакта. Можно предложить детям еще один вариант данного упражнения — поддерживая зрительный контакт, члены пары могут при этом разговаривать друг с другом. После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Чувства Психолог раздает детям заранее заготовленные распечатки со списком «чувств». Дети должны поставить галочки напротив всех чувств, которые им приходилось хоть раз в жизни испытывать. После выполнения данной стадии упражнения дети объединяются со своими соседями в пары и сравнивают сделанные ими на распечатках пометки. Через пять минут все садятся в общий круг и обсуждают природу чувств и особенности их выражения. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.117 с.) |