Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Упражнения, которые воздействуют на состояние группы как целого и на каждого подростка в отдельности
Независимо от темы работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренинговой группы. Этот этап соответствует этапу установления контакта в начале любого взаимодействия, общения. Задача сделать группу работоспособной специфична для начала занятий, и на ее решение затрачивается определенное время. Однако эта задача не снимается и на последующих этапах работы: в начале дня и после больших перерывов приходится выполнять упражнения на восстановление утраченной работоспособности, на включенность в группу, на повышение уровня внимания, на эмоциональную разрядку, на снижение усталости и т. д. Баранья голова — Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает так: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, когда их называют по отчеству без имени — Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавное прозвище и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать себе игровое имя. Все остальные члены группы — и я, психолог, тоже — в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени. б* Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена.
Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй — имя предыдущего и свое, третий — имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя — только запоминать. Это упражнение называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова» — конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие — называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза. Качество Дети садятся в кругу. — Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он боль Услышав ваш рассказ (историю, притчу), остальные участники группы должны понять, о каком качестве идет речь. Свой способ приветствия Дети становятся в круг. — Будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый Будь внимателен Дети садятся в кругу. — Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: один, два, три Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счета надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6 (например 16), то, произнося это число, вы должны будете встать (можно усложнить упражнение, заменив вставание на хлопок без произнесения числа). Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Если кто-то из нас ошибется, он выбывает из игры, но при этом остается сидеть в кругу. И мы все должны быть очень внимательными и помнить, кто уже выбыл, а кто продолжает играть.
Собственное движение Вся группа становится в круг. — Пусть каждый из вас придумает какое-нибудь движение и по Группа выполняет эту часть задания. — Теперь, когда мы все запомнили движения друг друга, присту Обратите внимание на одно ограничение: нельзя передавать ход обратно, т. е. тому, кто только что передал его вам. Ритм Дети садятся в кругу. — Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения. (Психолог демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.) На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнем первым, хлопнет два раза в ладоши и скажет название своего животного: например, «волк», а потом, хлопнув два раза по коленям, — название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопнув два раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопнув два раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибется, получат дополнительное задание. Змея Дети встают. Психолог предлагает одному из них какое-то время побыть в коридоре или другом помещении. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения — Давайте возьмемся за руки так, чтобы у нас получилась цепочка. Когда «змея» запуталась, психолог приглашает подростка, находившегося за дверью, и предлагает ему распутать «змею». При этом ему можно сообщить, что у нее есть «голова» и «хвост». Часы Дети садятся в круг. — Представим себе, что наша группа — это большие часы. Ты Наши часы, как и положено, показывают время и делают это так: я буду говорить время, например 15 часов 20 минут, и тогда сначала тот из нас, кому досталась цифра, на которой стоит часовая (маленькая) стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, у кого цифра, на которой стоит минутная (большая) стрелка, говорит «бом». Если часы показывают такое время, когда обе стрелки находятся на одной цифре, например 12 часов ровно, или 13 часов 5 минут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Баржа Дети группы сидят в кругу. У психолога в руках мяч. — Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будем Психологическое... МоеСлово.ру УпражЕЕния ограничения: на баржу нельзя грузить то, что не может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я. Мостик Группа делится на две команды. (Как показывает практика, те, у кого есть проблемы в общении друг с другом, выбирают разные команды.) На полу рисуется мостик во всю длину комнаты шириной около 20 см или кладется доска. На этом мостике выстраивается одна команда друг за другом с интервалом около метра. Каждый участник второй команды должен пройти через мостик, разминувшись с каждым участником другой команды. Если кто-то оступится (независимо от того, в какой он команде), вся команда начинает прохождение мостика с самого начала. Затем команды меняются местами. Запаздывающее зеркало 8-10 детей выстаиваются полукругом лицом к центру. Психолог показывает какие-либо произвольные движения (хлопок в ладоши, реверанс и т. д.). После показа второго движения первый участник должен повторить первое движение. После показа третьего движения первый участник должен повторить второе движение, второй участник — первое. После показа четвертого движения первый участник должен повторить третье, второй — второе, третий — первое и т. д., пока последний участник не повторит первое движение.
Таким образом, каждый последующий участник должен показать предыдущее движение предыдущего участника. Секретный фарватер 7-8 детей выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем, кроме первого, завязываются глаза. Первый участник — рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противоположной стены, минуя препятствия-мины, без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось, каждый участник должен в точности повторять движение предыдущего. Упражнение можно усложнить, увеличив длину корабля и количество мин. Одновременно можно «пустить в плавание» несколько кораблей; требуется большое внимание, чтобы они не столкнулись и не подорвались на мине. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения Спутанные цепочки Дети встают в круг, закрывают глаза и вытягивают перед собой правую руку. Соприкоснувшись, руки сцепляются. Затем дети вытягивают левую руку и снова ищут себе партнера. Психолог помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Дети открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается «проворачивание шарниров» — изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Шестерка Очень простая и веселая игра, помогающая детям потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с психолога) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например 6, 12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее внимательных игроков. Вместо шестерки можно использовать другие цифры. Коллективный счет Дети стоят в кругу, опустив головы и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: 1) никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); 2) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; 3) если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Психолог повто- Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения ряет детям, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число.
Выбор траекторий — У многих людей есть привычка, размышляя над решением ка У нас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться по комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию. И обратите внимание на то, какая траектория вам подошла больше всего и доставила удовольствие. Поняв это, пройдите несколько раз по такой траектории. Теперь посмотрите, кто оказался в одной группе с вами? Кто так же, как и вы, предпочитает именно эту фигуру? Видимо, что-то объединяет вас, видимо, есть в вас нечто схожее, раз ваши вкусы в отношении этой геометрической фигуры совпадают. Обсудите в группах, в чем сходство между вами — людьми, выбравшими круг, квадрат, треугольник или «восьмерку». Почему именно эта фигура оказалась для вас наиболее привлекательной? Орда — Какая команда более всех уверена в себе и согласна играть пер Существуют два ограничения орды: нельзя дотрагиваться до Замороженных и нельзя им кричать в ухо. Все остальное, любые провокации — все можно. Если человек моргнет — это не считается, это реакция физиологическая, а не душевная. Но если вы ему скажете: «Ты моргнул, все, выходи!» — и он ответит вам: «А моргать можно!» — то тут-то он и выходит, потому что вы его поймали. Орда, советую вам Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнен ия работать творческими группками, так легче выводить даже самых стойких. Что касается Замороженных, то им нельзя прятать глаза: они должны смотреть прямо, так чтобы каждый мог оказаться в поле их зрения. Итак, внешний круг — пока тишина, готовьтесь к штурму, а внутренний расслабьтесь... Пять — вы погружаетесь внутрь себя, четыре — найдите какой-нибудь образ или ситуацию, в которую вы можете погрузиться душой полностью, три — вы полностью там, вы не воспринимаете ничего вокруг себя, два — вы глубоко внутри себя, один — повернулись. Орда вперед! Игра-бой идет 1-2 минуты. Обсуждение. Сколько человек разморозились сразу? • Сколько в течение игры? • Сколько остались стойкими? Кто с трудом, но держался? • А кому это было нетрудно? Автобус Плотно прижимаясь друг к другу, «народ» (человек 15-20) скучивается, аналогично пассажирам в плотно забитом автобусе. Задача игрока — прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга — нет, есть просто плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку дополнительные силы. Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «автобус» с помощью психолога должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни — этот «автобус», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт. Учитывая, что после такого упражнения человек находится в измененном состоянии сознания, те слова, которые в эти минуты скажет психолог, могут лечь очень глубоко. Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении. Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Фотографы В комнате расставлены стулья. Один или несколько детей «фотографируют» (с короткой выдержкой — на счет 3, или 2, или 1) общий вид комнаты и выходят. Пока они за дверью, расположение стульев меняют, — причем лучше не делать полную перестановку, а только слегка изменить положение двух-трех стульев. — Войдите. Что изменилось? Два ученика стоят перед полукругом, а все сидящие «фотографируют» их с некоторой выдержкой (о которой была предварительная договоренность). Затем эти двое выходят за дверь и что-то изменяют в своем внешнем облике или меняются какими-нибудь деталями своей одежды. Когда они снова входят в комнату, остальные должны вспомнить — как было? Глаза товарищей Дети сидят двумя рядами, лицом друг к другу. — Всем отвернуться! Хорошо ли вы помните товарищей, сидящих Поверните голову! Девять! Десять! Не закрывайте глаза, только отвернитесь. Первый слева, рассказывайте. Остальные — проверяйте описание, сопоставляйте его со своим внутренним видением. Мысленно пересадите всех, сидящих против вас, в таком порядке: слева должен сидеть самый светлоглазый, а справа — самый темноглазый. Не смотрите на них — отвернитесь. Готово? Сделайте короткую проверку на счет пять. Посмотрите... 4! 5! Отвернитесь. Рассказывайте, как пересадили товарищей! Семафор — Вот три листка бумаги: зеленый, желтый и красный. Следите за Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения Арифмометр Дети образуют полукруг. Десять человек рассчитываются от единицы до десяти (это и ноль). Кроме того, в зависимости от количества детей могут быть знаки: плюс, минус, знаки умножения, деления, равенства. Могут быть и числа, продолжающие счет, — 11, 12, 13 и т. д. Задается: — Пять, умноженное на четыре, минус один. Встает пятерка, хлопает в ладоши и садится. Встает знак умножения, хлопает и садится. Встает четверка, хлопает и садится. Встают одновременно двойка и ноль (число 20), хлопают и садятся. Встает знак минуса, хлопает и садится. Встает единица, хлопает и садится. Встает знак равенства, хлопает и садится. Встают единица и девятка (итог 19), хлопают и садятся. Встают все, принимавшие участие в этом действии, одновременно хлопают и садятся. Символика — Внимание! Каждый из вас на время сегодняшней встречи дол Итак, псевдоним, отличительный знак и девиз. Например, псевдоним — «Дядя Вася», отличительный знак — лопата, девиз — «Рою глубоко». Если задание понятно, можете приступать к работе. Повторяю, сейчас каждый изобретает себе псевдоним, личный отличительный знак и девиз... Теперь можно обменяться своими рисунками, обсудить их и попытаться дать каждому из собравшихся его личную характеристику. Кроме того, вам предстоит оценить, насколько удачно были выбраны символические атрибуты каждым из участников группы. По пятибалльной системе проставьте оценку каждому участнику по совокупности выбранного им псевдонима, именного знака и девиза. Итак, пускаем свои листочки по кругу, все по очереди выставляем на них оценки. Нам осталось подсчитать суммарный балл и установить, кто из нас смог лучше выразить себя в такой символической форме. Психологическое... МоеСлово.ру УпражЕЕния Фраза по кругу — Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «В саду па Если подросток не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается до тех пор, пока не останется несколько (3-4) победителей. Итак, по сигналу все дети, начиная с того, кто сидит справа от экрана, произносят одну и ту же простую фразу. Но с разной интонацией. Повторять интонации нельзя. Тот, кто не может придумать новую интонацию, выбывает из игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3-4 победителя. Может быть, она закончится и раньше, если никто из детей не сможет придумать ничего нового. Цвета эмоций — Выбираем водящего. Водящий по сигналу закрывает глаза, а ос Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные тихо загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет. Водящий должен его отгадать. Зеркало — Сейчас мы предлагаем выполнить несколько несложных зада Внимательно прослушайте задания. Их всего четыре. Задания следующие: 1) пришиваем пуговицу; 2) собираемся в дорогу; 3) печем пирог; 4) выступаем в цирке. Особенность этих занятий в том, что каждое из них вы будете выполнять попарно, причем напарники встанут друг против друга, и один из них станет на время зеркалом, т. е. будет копировать все Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения движения своего партнера. Затем партнеры меняются ролями. Но сначала давайте разобьемся на пары... Пары готовы, приступаем к заданиям. Итак, все пары по очереди выполняют задания по своему выбору. Один из них — исполнитель, а другой — его зеркальное отражение, подражающее всем движениям исполнителя. Остальные участники группы — зрители, они наблюдают за игрой пары и выставляют партнеру, играющему роль зеркала, оценку за артистизм. Затем партнеры в паре меняются ролями. Пары по очереди меняются, таким образом перед группой выступают все ее участники. Каждый выступает в двух ролях: в роли исполнителя и в роли зеркала. Группа оценивает актеров, играющих роль зеркала, по пятибалльной системе. Затем оценки всех участников будут суммированы и каждый сможет узнать об успешности своей работы в роли зеркала. Итак, начинаем представление. Подводятся итоги. Каждый подросток вычисляет для себя суммарную групповую оценку, полученную им в роли зеркала. Ловля моли Психолог указывает на одну из участниц игры, представляя ее как «хозяйку, которая пригласила нас в гости. У нее дома развелось много моли. Она пригласила нас для того, чтобы все мы вместе помогли ей избавиться от моли». Далее психолог предлагает всем детям «убить по 10 штук моли», и первый демонстрирует «убивание моли» хлопками в воздухе, хлопаньем по плечам и головам участников, по вещам в помещении и т. п. Он побуждает всех детей принять участие в этом действии. Прекращает упражнение психолог с учетом степени вовлеченности всех участников в игру. Рекорд группы Это упражнение сходно по смыслу с «Путаницей». Оно проводится с группой не менее чем из 15 человек. Необходимы три крепких стула или табуретки. Стулья ставятся максимально близко друг к другу по кругу, спинками наружу. Выбирается водящий. Ему дается задание: он должен разместить на этих стульях (так, чтобы никто не касался ногами пола) максимальное количество участников. Решение состоит в том, что необходимо в середину стульев, ногами на них поставить наименее полных мальчиков и девочек и постепенно наращивать эту группу со всех сторон участниками, которые бы держались за тех, кто в центре. Са- Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения мые последние могли бы встать на стулья даже одной ногой, прочно держась за своих товарищей. Весь секрет этого упражнения состоит в выборе подходящих по телосложению и ловкости подростков в центр и на периферию формируемой на стульях группы. Отгадай вещь Дети садятся в круг. Психолог (или знающий эту игру подросток) мимикой, жестами, Первый подросток как бы передает изображавшийся предмет второму, второй должен изобразить релевантную деятельность с этим предметом и отложить предмет в сторону. После этого второй подросток изображает деятельность со своим новым предметом. Отгадывает вся группа, но кивнуть, что, мол, я отгадал, должен третий подросток. Второй подросток передает ему свой предмет, третий действует с предметом, откладывает его в сторону и загадывает свой предмет. Так упражнение идет по кругу. Последним отгадывает первый подросток. Что делать, если рядом сидящий подросток не отгадал предмет? Он не кивает, а наоборот, мимикой показы иает, что еще не знает предмет и просит поработать еще с предметом, возможно, добавить какие-то новые действия с ним, чтобы дать шанс отгадать. Группа не должна подсказывать, что это за предмет. Отгадывают все, но отвечает за отгадку только один — сидящий рядом с загадывающим подросток. Изобрази животное Начинается это упражнение обычно с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка или собаку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появляются медведь, змея, воробей, суслик, баран. Некоторых животных придется показывать в парах, русскую тройку — даже втроем. Передай действие Выполняется это упражнение следующим образом: группа образует круг. Лучше всего, чтобы девочки и мальчики чередовались. Психолог просит их всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагает с закрытыми глазами Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо. Затем дается инструкция: — Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест на лопатках или сделаю еще что-либо со стоящим впереди меня. Тот, кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее передать мои действия дальше, вперед, тот — еще дальше, и так по кругу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину всяких действий. Понятно? Начали! Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложить всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог задает серию вопросов: • Кто работал честно, а кто подглядывал? • Все ли действия вы передавали? • Кому было больно, неприятно, неловко? Упражнение повторяется, но группа поворачивается в другую сторону. Теперь психолог «запускает на орбиту» несколько больше действий. Опять проводится небольшое обсуждение. Для третьего прогона психолог может назначить кого-то вместо себя начинать 10 новых движений, группа должна их «прогнать по кругу» и вернуть начавшему. Наконец, для четвертого прогона можно в качестве начинающих выбрать двух: мальчика и девочку. Одновременно они должны передавать и то, что ощущают спиной. Причем лучше всего этих мальчика и девочку найти на противоположных концах круга. После 2-3 минут работы, когда все действия прошли по кругу, группа открывает глаза и психолог побуждает детей отгадать, какие действия начинал мальчик, а какие — девочка. П. Упражнения, направленные преимущественно на содержательную сторону работы Упражнения дают возможность потренироваться в использовании тех или иных приемов, способов общения, элементов поведения, которые в дальнейшем могут быть включены в целостное действие. Упражнения, включенные в этот раздел, направлены на: • развитие способности к пониманию и прогнозированию состоя Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения • осознание своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами, связанными со всеми сторонами личности; • восприятие себя через соотнесение себя с другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, научение разрешению собственных проблем; • установление контакта в общении, понимание своего состояния и его презентация, а также понимание состояния других людей, осознание различных видов мотивов межличностных отношений. Комиссионный магазин Детям предлагается заглянуть внутрь себя и определить, каких качеств каждому не достает для полного совершенства, а каких качеств у них в избытке и они могут поделиться ими с кем-нибудь. На размышление дается 3-5 минут. После подготовительного этапа начинается игра в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары, которые принимает продавец, — это различные человеческие качества, например лень, великодушие, чувствительность. За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и которых ему не жалко отдать за предложенный товар. В результате «сделки» каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества или от его части и пробрести что-то необходимое. Дети разбиваются на пары «продавец—покупатель». Невербальное общение Из группы выбираются двое детей. Им предлагается побеседовать на «тарабарском» языке. В разговоре можно использовать все, кроме родного (или любого из известных обоим участникам) языка, это могут быть жесты, звуки, мимика... Задача двух выбранных детей — завязать друг с другом полноценный разговор, а лучше даже спор о чем-нибудь, стараясь при этом максимально сосредоточиться на всех проявлениях своего партнера, чтобы верно понять смысл его своеобразной активности. Задача зрителей — попытаться угадать, о чем, собственно, идет речь этих собеседников. После завершения диалога выслушиваются сначала версии наблюдателей, а затем каждый из участников диалога делится тем, о чем он говорил. На втором этапе игры все участники делятся на тройки. В каждой тройке один — наблюдатель, а двое других — беседующие между собой на «тарабарском» языке участники. Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения Психолог внимательно следит за всеми нюансами общения и затем пытается угадать тему разговора. Мой враг — мой друг Каждому подростку предлагается представить своего обидчика, человека, неприятного в каком-либо отношении, врага. Дети стараются составить словесный портрет данного человека (в письменной форме). При этом необходимо фиксировать прежде всего симпатичные детали его внешности. Если это не удается и участник соскальзывает на описание отрицательных внешних данных обидчика, необходимо при повторном прочтении вычеркнуть их. На третьем листке дети описывают ситуацию своего взаимодействия с этим человеком, опять же опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим участникам предлагается попробовать проанализировать свое собственное поведение и выстроить стратегию и тактику позитивного поведения с этим человеком. При обсуждении упражнения обращается внимание на изменения, происшедшие в отношении к человеку, с которым был конфликт. Моя пара Дети становятся в круг (для проведения упражнения необходимо четное число участников). — На счет «раз» каждый из нас должен, оставаясь на своем месте и молча (эти два условия будем соблюдать на протяжении всего упражнения), найти себе пару. Нас четное число, поэтому каждый найдет себе напарника. Когда я скажу «два», вы вместе начнете одинаковое движение. Потом я снова скажу «раз», и вы должны найти себе новую пару, а на счет «два» начать делать одинаковое движение с новым партнером. Эмоциональное состояние Дети в группе делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, за которые она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами. Рюкзак Дети садятся в круг. Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения — Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в Автобус Группа делится пополам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.569 с.) |