Мотив своего собственного поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотив своего собственного поведения



— Правила поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не смо­жешь поступить иначе. Разобраться в самом себе и в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты усту­пил место в автобусе пожилому человеку. Почему?

Возможны различные варианты ответа:

а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать ме­
сто пожилому человеку;

б) видишь, что он устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему при­
ятное;

в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек или ма­
ленький ребенок.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае все рав­но, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характе­ризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходи­тельны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — доб­ро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия по­стольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправ­дать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем об­стоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-раз­ному. Все зависит от их нравственной позиции.

Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Вто­рой мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для на­шего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 17. Мотивы наших поступков

уважать, вернее почитать, теперь выглядят по меньшей мере жалки­ми, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для по­томков веру в человека.

Благодарность без слов

Дети разбиваются на пары. Сначала один, а потом другой пытают­
ся без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партне­
ры делятся впечатлениями о том:                             i

• что чувствовали, выполняя это упражнение;

• искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

• понятно ли было, какое чувство изображает партнер.

Мотив

Психолог предлагает вспомнить два случая, в одном из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом — тот же мо­тив осознавался. На этот раз названы:

• мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя дру­гой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

• мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить та­кие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тот или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испыты­вали, когда нужно было об этом рассказать.

Волшебный магазин

Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в вол­шебном магазине, где он — продавец и где в обмен на те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых, как считают участники, у них в избытке, или те, от которых они хоте­ли бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нуж­ные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

9. Домашнее задание

Детям предлагается список предложений для завершения:

• Мне хорошо, когда...

• Мне грустно, когда...

• Я чувствую себя глупо, когда...

• Я сержусь, когда...

• Я чувствую себя неуверенно, когда...

• Я боюсь, когда...

• Я чувствую себя смело, когда...
Ф Я горжусь собой, когда...

Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чув­ствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито; неуверенно; испуган­но; смело; гордо.

Ритуал прощания

Занятие № 18. Люди, значимые для меня

Цель: научить ценить и уважать не только себя, но и окружающих людей, доверять им; находить положительные стороны личности.

Ритуал приветствия

Приятные слова

— Начало встречи мы проведем, не меняя традиции. Вы будете приветствовать друг друга, вспоминая индивидуальные особенности партнеров. В дополнение сегодня вам нужно поддержать человека, сказав ему несколько приятных слов, и обязательно выразить уверен­ность в том, что он никогда не сделает... А дальше вы должны указать, что именно, по вашему мнению, никогда не сделает ваш собеседник.

Например: «Привет, Олег, я рад тебя видеть, я думаю, что ты ни­когда не обидишь человека, который слабее тебя!»

Значимые люди

Психолог просит подростков нарисовать трех самых значимых для них людей. Это не обязательно должны быть те, с кем он постоян­но общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для не­го больше, чем все остальные, кого он знал, кто для него дороже всех. Психолог также делает рисунок.

После того как рисунки сделаны, психолог просит детей по оче­реди показать рисунки и рассказать при этом об изображенных там людях:

Психологическое... МоеСлово.ру


____________________ Занятие № 18. Люди, значимые для меня

• кто они;

• чем значимы для подростка, чем дороги;

• так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом;

• хотели бы они им что-нибудь сказать, будь у них такая возмож­ность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благо­дарности).

Слепец и поводырь

Группа разбивается на пары.

Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по поме­щению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является «глазами» первого.

Обсуждение.

• Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия.

• Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца?

• Было ли желание полностью довериться партнеру?

• Что вселило такую уверенность?

Объявление

— Вы знаете, что сегодня большинство газет публикует различные объявления частных лиц, в том числе и желающих найти друзей, увле­ченных тем же хобби.

Действительно, такие объявления помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостя­ми и т. д.

Попробуйте и вы.

Ваша задача — составить текст газетного объявления с подзаго­ловком «Ищу друга». В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия.

Чем вы занимаетесь в свободное время?

Чем можете заинтересовать другого человека, чем помочь ему?

Не забудьте, что это обращение к живому человеку, найдите ис­кренние слова. По объему текст объявления не должен превышать одной странички.

6. Идеал

Каждому подростку предлагается представить свой идеал челове­ка, с которым ему бы хотелось общаться постоянно, который мог бы стать его другом.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3, Программа социально-психологического тренинга

Каждый подросток пытается письменно сформулировать черты характера такого человека. Черты характера своего идеала записыва­ются на листе бумаги слева в столбик.

После завершения этой работы листочки пускаются по кругу, и участники стараются дополнить каждую строку именами тех, кто из присутствующих наиболее соответствует сформулированному на стро­ке качеству.

Для подведения результатов каждый берет свою записку, внима­тельно просматривает записи других участников и считает, чье имя на странице упоминается наибольшее число раз. Этот человек, по все­общей объективной оценке, оказывается наиболее близким к идеалу данного участника.

Упражнение помогает детям получить групповую оценку своих качеств и, возможно, открыть что-то новое в других детях.

7. Домашнее задание: «Откровенно говоря»

— Мы уже убедились, что в этой группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем пооткровенничать друг с другом, но без предварительной подготовки.

Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на этой карточке. Ваше высказывание должно быть пре­дельно искренним и откровенным! Члены группы будут внимательно слушать вас, и если они почувствуют, что вы неискренни и неоткро­венны, вам придется взять другую карточку с новым текстом и попро­бовать ответить еще раз.

Примерное содержание карточек: «Откровенно говоря, когда я иду в школу...» «Откровенно говоря, я скучаю, когда...» «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...» «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю...» «Откровенно говоря, мне до сих пор...» «Откровенно говоря, когда я вижу ребенка...» «Откровенно говоря, мне радостно, когда...» «Откровенно говоря, мне очень хочется...» «Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни...» «Откровенно говоря, я всей душой ненавижу...» «Откровенно говоря, когда я вижу красивого парня...» «Откровенно говоря, когда я вижу красивую девушку...» «Откровенно говоря, когда я болею...»

Психологическое... МоеСлово.ру


_________________ Занятие № 19. Эффективные приемы общения

8. Ритуал прощания

В конце занятия психолог встает, протягивает вперед руку и гово­рит что-нибудь типа:

— Мне очень приятно было работать с вами!

Затем поднимается один из детей, тоже говорит что-нибудь типа: «Спасибо, всем спасибо» и кладет свою руку на руку психолога. Та­ким же образом поступают и другие участники. Когда правые руки будут все задействованы, в дело вступают левые.

Занятие № 19. Эффективные приемы общения

Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения; развитие базовых коммуникативных умений.

Ритуал приветствия

Испорченный телефон

Дети встают в цепочку.

Психолог встает в конце цепочки. Таким образом, все дети повер­нуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом стоящему впереди подростку. Затем он жестами показы­вает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейболь­ный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает пред­мет, второй передает третьему, третий — четвертому и т. д. Последний участник показывает предмет.

Условия: все делается молча, используются только жесты, можно лишь попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет их по плечу.

Какой я в общении?

— Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но
для нас оно будет означать возможность узнать о себе что-то новое.
Для более продуктивной работы во время занятия вам необходимо в
самом начале получить исходную информацию об уровне вашей ком­
муникабельности, общительности.

Мы это сделаем с помощью небольшого теста «Какой я в обще­нии?»

Поэтому внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выбирайте один из

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Програ мма социально-психологического тренинга

вариантов ответа, особенно не думайте над каждым вопросом. Еще раз обращаю ваше внимание на необходимость отвечать откровенно, так как это нужно прежде всего вам. А теперь сами вопросы.

1. Много ли у тебя друзей?

2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?

3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в обще­нии с людьми?

4. Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?

5. Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?

6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?

7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?

8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с дру­гом?

9. Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близ­кими людьми?

10. Способен ли пойти в общении на компромисс? И. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зре­ния?

12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?

13. Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?

Спасибо за искренность и откровенность!

Обработка результатов.

За каждый положительный ответ, т. е. «да», поставьте себе 3 очка. За каждый ответ «да и нет» — 2 очка. За каждый отрицательный ответ «нет» — 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.

Интерпретация результатов

От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий боль­шое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнако­мыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа обще­ства», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты быва-

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 19. Эффективные приемы общения

ешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их ре­акцией, старайся не стать навязчивым.

От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении
испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знако­
мыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре быва­
ешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним,
внимательным, доброжелательным по отношению к своим собесед­
никам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверен­
ность в себе.                                                          1

До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знако­мых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, по­нять, простить. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, ак­тивно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались не­уместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки об­щения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.038 с.)