Мои достоинства. Обратная связь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мои достоинства. Обратная связь



Желающие зачитывают список своих достоинств, показывают на­рисованное ими солнце (см. занятие 3). Если в группе уже установи­лась достаточно откровенная и вместе с тем безопасная атмосфера, ведущий может предложить тому, кто читает свое самоописание, об­ратиться к другим участникам за «обратной связью». Учащихся зна­комят с «Положением об обратной связи».

Положение об обратной связи

Обратная связь — это адресованное другому человеку сообщение о том,

что я о нем думаю, как я воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки.

Помни!

1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом просят.

2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом.

3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека.

4. Не оценивай.

5. Не давай советов. Фразы: «Я бы на твоем месте...», «Тыдолжен...» —под запретом.

Внимание!

Обратная связьне повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нра­ вится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше про­молчи. Обратная связь говорит о тебе столько же, сколько ты говоришь о дру­гом. Говори о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Прог рамма социально-психологического тренинга

Самый-самый

— Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совер­
шенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за
того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем,
как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть
внутри каждой команды участники расскажут о своих достоинствах,
которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все
по очереди внутри команды расскажите о своих достоинствах и под­
твердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А те­
перь просим вас рассказать о своих достоинствах с подтверждающи­
ми это фактами. Пожалуйста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем
итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем по­
казателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый вы­
сокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Про­
сим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-само­
го» из всех команд. Давайте организуем конкурсы «самых-самых».
Например, самых веселых или находчивых из числа присутствую­
щих во всем зале. На подготовку и организацию конкурса отводится
одна минута. В заключение поаплодируем «самым-самым».

Мое качество

— Выберите из перечня своих характеристик одно нравящееся вам
качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в вашем поведении это качество? Восстановите в своем воображении этот случай. Что вы ви­дели тогда? Что слышали? Что ощущало ваше тело... ваши руки... ко­жа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...

Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько за­хотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.

Скульптура

Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульпту­ру человека с чувством собственного достоинства, другая — человека без чувства собственного достоинства. Фигура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходи­мую позу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа выбирает «экс­курсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выражает. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) могут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

7. Уступки

— Известно, что, отдавая другим, человек при этом больше полу­
чает, хотя с первого взгляда это не так уж очевидно. Любой широкий
жест во имя других остается в памяти надолго. Тем не менее в каж­
дом человеке есть собственническое начало, которое сдерживает бла­
готворительные порывы. Давайте попробуем противопоставить эти
два начала. Пожалуйста, разделитесь на пары. Теперь я предлагаю об­
судить ваши сокровенные мечты. Ведь у каждого есть своя мечта, да­
лекая, близкая, реальная или неосуществимая. Давайте поделимся
своими мечтами друг с другом... А сейчас неплохо бы поразмышлять
вслух: чем каждый из вас смог бы помочь в осуществлении заветной
мечты. Что бы вы могли друг другу уступить, подарить, отдать? Про­
сто так, от чистого сердца! Иногда бывает существенно помочь даже
хорошим советом. Попробуйте поговорить на эту тему. Чувствовали
ли вы иногда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поде­
литесь своими впечатлениями.

Ритуал прощания

Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

Цель: обучение тому, как отличать в практических ситуациях уверен­ное поведение от неуверенного. Дальнейшая отработка приемов уве­ренного поведения и содействие чувству уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Воспроизведение

Дети садятся в круг.

— Начнем сегодняшний день так: бросая друг другу мяч, будем на­
зывать имя того, кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает лю­
бую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят
эту позу. После этого тот, у кого находится мяч (и чью позу мы только
что воспроизвели), бросает мяч следующему и т. д. до тех пор, пока
мяч не побывает у каждого из нас.

3. Мое поведение

—   Сейчас мы выполним упражнение, цель которого — научиться
различать, когда мы ведем себя уверенно, а когда неуверенно. Вот эта
кукла (ведущий надевает куклу на руку) будет говорить, что про­
изошло, а тот, кто наденет на руку вторую куклу, должен будет пока-
Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

зать, как ведет себя в этой ситуации, что говорит уверенный и неуве­ренный в себе человек.

Психолог от имени куклы предлагает определенную ситуацию. Вторую куклу надевает тот, кто должен дать ответ. После нескольких ситуаций, предложенных ведущим, можно предложить участникам тренинга придумать свои собственные ситуации. Если лселающих нет, предлагаются ситуации, заранее заготовленные ведущим.

Важно, чтобы в упражнении участвовали все школьники, причем ведущий обращает внимание на то, чтобы школьники сами квалифи­цировали ответ как уверенный или неуверенный.

Примеры предлагаемых ситуаций:

• незаслуженно поставили двойку;

• хочешь посмотреть телевизор, а друзья зовут гулять;

• не принимают в игру;

• хочешь познакомиться со сверстником и т. д.

В конце проводится краткое обсуждение и дается определение уверенному и неуверенному поведению.

Сила слова

Составляются три списка слов, характерных для уверенных и не­уверенных ответов. Ведущий записывает слова на доске, а участники в дневнике.

Зеркало

Дети образуют два круга — внутренний и внешний (если это не­возможно, то делятся на две команды - тех, кто сидит на правой и на левой стороне парты).

По сигналу психолога тот, кто стоит во внутреннем круге, должен изобразить без слов, с помощью жестов, позы, мимики — уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем круге должен до­гадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участни­ка поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во внешнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись перед другим участником, пытаются понять, что изобразил тот.

После того как будет пройден весь круг, роли меняются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а стоя­щие во внутреннем — отгадывают.

Психолог фиксирует количество правильно угаданных поз.

После выполнения упражнения проводится краткое обсуждение.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

• Какие позы чаще загадывались, почему?

• Какие легче угадывались, почему?

Город уверенности

Дети сидят в кругу.

— Давайте все вместе напишем рассказ о городе, в котором собра­
лись и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле.
Кто-то из нас будет первым и скажет одну-две фразы, с которых нач­
нется наш рассказ.

Далее будем двигаться по кругу, по часовой стрелке, и каждый по очереди будет, продолжая повествование, говорить свои предложения.

Круг уверенности

— Представьте себе невидимый круг диаметром около 60 см на по­
лу примерно в полуметре от себя.

Зайдите в круг и вспомните прекрасное время, когда вы были «на гребне успеха».

В той ситуации максимально проявились все ваши способности. Все было хорошо, удача сопутствовала вам. Если трудно вспомнить свою историю, вы можете воспользоваться историей героя кино­фильма или легенды, которым восхищаетесь. Удивительная способ­ность вашего мозга — это то, что для него нет разницы между реаль­ной историей и воображаемой. Фантазируйте смело — никто не будет знать об этом!

8. Яхозяин

— Каково ваше представление о хозяине? (возможные варианты:
это сильный, уверенный в себе человек, он не ждет оценок, он готов
оценивать сам; это не тревожный, не суетливый человек, чувствует
себя раскрепощенным и спокойным, может распоряжаться другими).

Одна из главных черт хозяина — это уверенность в себе. Кто из вас уверен в себе, встаньте! Поздравьте того, кто встал первым, а осталь­ные пусть сядут. Я верю, что ты — хозяин, но докажи это другим. Сде­лай или скажи что-то, организуй так, чтобы все поняли, что хозяин здесь ты. Пожалуйста!

Теперь как хозяин передай свои полномочия: назначь другого хо­зяина («хозяином будешь ты!») из претендентов; претендент должен произнести какую-нибудь фразу или, например, просто назваться так, чтобы все поняли — это сказал человек, чувствующий себя в этой ситуации и этом помещении хозяином.

Ритуал прощания

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Занятие № 9. Мои права и права других людей

Цель: закрепление навыков уверенного поведения благодаря исполь­зованию понятия прав. Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми, подразумевающего учет их мнения.

Ритуал приветствия

Атомы

Дети стоят в кругу.

— Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: (психолог показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к пле­чам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быст­ро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду говорить ка­кое-то число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так (тренер вместе с двумя участниками груп­пы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).

Мои права

Психолог напоминает детям о разыгранных на первом занятии сценках, спрашивает, с чем связано уверенное и неуверенное поведе­ние. Задача этого разговора — подвести школьников к понятию прав человека, от соблюдения которых зависит его уверенность в себе.

Затем детям предлагается, разбившись на 3-4 группы, написать «Декларацию о правах шестиклассника».

На выполнение задания отводится 10-12 минут.

После этого начинает работать «Конституционная комиссия» по выработке общей Декларации. Ведущий вводит правила, на основа­нии которых «Конституционная комиссия» утверждает эти права. Эти критерии подростки могут выработать вместе с ведущим или же он может предложить эти критерии сам.

К таким критериям относятся:

а) твои права не должны ущемлять прав других людей;

б) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от

себя самого.

Далее в театрализованной форме проводится принятие прав, пред­ложенных каждой группой разработчиков. Остальные группы выпол-

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 9. Мм права и права других людей

няют роль «Конституционной комиссии». Членам «группы разработ­чиков» дается право отстаивать свои предложения. Принятые пред­ложения фиксируются на доске.

Затем психолог зачитывает окончательный список. Он может де­лать это, играя роль постоянного председателя Конституционной ко­миссии.

Психолог говорит о том, что такие права составляли многие люди, и знакомит подростков с некоторыми из таких списков. Например, со списком, разработанным К. Д. Заслофф: «У детей с момента рожде­ния, как и у всех людей, есть право быть такими, какие они есть. Су­ществуют личные права, которыми все могут пользоваться как меха­низмом защиты при разрешении всевозможных конфликтов. Эти права отличаются от юридических. За защитой своих личных прав мы не вправе обратиться к закону, а можем рассчитывать только на себя и свои собственные возможности. Но для этого надо знать, на что имеешь право».

Заслофф приводит следующие права.

Вы имеете право:

• иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• иметь свое собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;

• предоставлять людям решать свои собственные проблемы;

• говорить «нет, спасибо», «извините, НЕТ»;

• не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

• побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

• на свои собственные чувства — независимо от того, понимают ли их окружающие;

• менять свои решения или избирать другой образ действий;

• добиваться изменения договоренности, которая вас не устраивает. Вы никогда не обязаны:

• быть безупречным(ой) на все 100%;

• следовать за толпой;

• любить людей, приносящих вам вред;

Психологическое... МоеСлово.ру


/

Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

• делать приятное неприятным людям;

• извиняться за то, что были самим собой;

• выбиваться из сил ради других;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• делать больше, чем вам позволяет время;

• делать что-то, что на самом деле не можете сделать;

• выполнять неразумные требования;

• отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;

• нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;

• отказываться от своего Я ради кого бы то или чего бы то ни было. Заявляя о своих личных правах, надо помнить: они есть и у всех

остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Проводится обсуждение.

Особое внимание уделяется соотношению собственных прав и прав других людей.

Индивидуальное восприятие

А. Все дети сидят в кругу.

Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз: от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректиро­вать его мнение в ходе выполнения задания.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предла­гается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.

Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит по-своему». Если же к этому выводу никто сам не приходит, руководитель задает наводящий вопрос.

Б. Предлагается одному участнику пересадить всех в соответ­ствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голо­сом» свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и кор­ректирует расстановку участников по тембру голоса.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 9. Мм права и права других людей

Чаще всего не требуется большого количества экспериментов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему». Та­ким образом демонстрируется оригинальность зрительного и слухо­вого восприятия.

В. Далее проверяется еще один канал восприятия — прикоснове­ние. Почти всегда участниками высказывается опережающее мнение об индивидуальности и этого канала восприятия. Но упражнение все-таки следует провести, поскольку оно дает еще и терапевтиче­ский эффект.

Предлагается расставить учеников «по теплоте рук» (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных детей). Первый участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по прин­ципу «руки теплее — холоднее». Второй участник корректирует рас­положение участников в ряду.

В заключение всем детям предлагается занять места, на которых им хочется сидеть в данный момент.

Детям предлагается обсудить, как при существовании индивиду­ального восприятия людям удается решать проблемы общения. Нуж­но подвести их к принципам общения: «Каждый имеет право чувство­вать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».

Обсуждение.

Что такое уважение к чувствам другого человека?

Почему нельзя убедить человека, что он не должен испытывать тех чувств, которые он в действительности испытывает?

Мой герб

— Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писать девиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к се­бе и миру в целом. На рисование герба отводится 7 минут. Не сму­щайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте и у вас обязательно получится. После завершения рисунков мы организуем их выставку. Каждый ваш рисунок получит свой номер. Рисунки будут разложены так, чтобы их было видно, и все будут ходить, смотреть на них, пыта­ясь угадать, чей это герб. Свои догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по вашему мне-

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

нию, принадлежит герб. Затем мы соберемся в круг и обменяемся мнениями. Даже подведем итог, определив самого проницательного участника, а именно того, кто правильно назвал больше всех авторов гербов.

6. Кто я?

Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений бы­ли розданы участникам):

Я словно птичка, потому что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я — стакан воды...

Я чувствую, что я — кусочек тающего льда...

Я — прекрасный цветок...

Я чувствую, что я — скала...

Я сейчас — лампочка...

Я — тропинка...

Я словно рыба...

Я — интересная книжка...

Я — песенка...

Я — мышь...

Я словно буква «О»...

Я — макаронина...

Я — светлячок...

Я чувствую, что я — вкусный завтрак...

Мое отражение

— В нашей культуре существует традиционное представление, что человек хорош, когда он живет ради других, когда он не эгоист и о се­бе заботится в последнюю очередь. Эта идея хороша, но ее все пони­мают по-разному. Обычно близко к сердцу эту мысль воспринимают именно те люди, у которых и так есть совесть и которые от природы не эгоистичны. Психологи считают, и не без оснований, что человек может любить окружающий мир ровно настолько и именно таким об­разом, насколько и как он любит себя. Мы видим, что жизнь скла­дывается удачно у тех людей, которые хорошо знают свои ценные ка­чества и уважают себя за них, а также умеют позаботиться об их раз­витии таким образом, как хорошие родители заботятся о развитии своих детей.

Психологическое... МоеСлово.ру


Заня тие № 10. Просьба

Давайте поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше от­ношение к самим себе. Итак, сядем в круг. Сейчас по кругу будет пе­редаваться зеркало. Задача каждого игрока внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстра­нение, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого че­ловека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть серьезными — не отшучиваться и не кокетни­чать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной до­ли мужества.

Итак, после того как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось про­делать. Если кто-то испытывал сильное сопротивление, но так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего, — это сигнал для серьез­ных раздумий о себе и своей жизни.

Ритуал прощания

Занятие № 10. Просьба

Цель: обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагиро­вать на нее. Развитие умения определять психологические характе­ристики, свои и окружающих. Упрочение уверенности в себе.

Ритуал приветствия

Новый способ

Дети образуют полукруг.

— Сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачи­ваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каж­дое предложенное приветствие.

3. Список прав (вспомнить занятие № 9)

Психолог обращает внимание детей на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения просьбы. Затем он предлагает детям посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, и просит желающих объ­яснить, почему они включили или не включили это право.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

4. Пирог с начинкой

Психолог говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным; пи­рог может быть сладким или соленым и т. п. Детям предлагают нари­совать или описать разные пироги-просьбы — их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее ассоциации, прият­ные или неприятные, которые вызывает «просьба». Анализируется, с чем это связано. Подчеркивается значимость умения правильно вы­сказать просьбу и реагировать на нее, а также реагировать па отказ от выполнения просьбы.

Чемпионат

Для выполнения этого упражнения психолог должен заранее за­готовить описания ситуаций с просьбой и способом реагирования на нее по количеству пар участников, а также наборы цифр, как в фигур­ном катании, по числу участников. Описания ситуаций помещаются в «волшебный ящик». Дети делятся на пары. Пока одна пара выпол­няет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки: а) за точность выполнения задания, б) за использованные средства. Ведущий выполняет роль «главного судьи», подсчитывая очки.

Инструкция для участников.

— Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна будет вы­
тащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с
помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполне­
ние — не более трех минут. Все остальные — судьи. Они оценивают
выступление.

Психотог рассказывает о критериях оценки, что позволяет детям осознать те умения, которые необходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы.

После каждого выступления психолог просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?

Свободный микрофон

— Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга и готовы отвечать
на любые вопросы членов группы. Сейчас вы по очереди будете зада­
вать свои вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться такой
возможностью побыть «в центре внимания». Основное правило — от­
вечать как можно полнее и откровеннее. Благодаря этому вы сможете
еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей

вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Од­ним словом, вы — очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов.

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, сядет так, чтобы видеть всех членов группы. Остальные начнут по очереди зада­вать вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т. е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задавать свой, заранее приготовленный вопрос. И так далее, до тех пор пока все желающие не воспользуются своим правом подойти к свободному микрофону.

Записки

Ритуал прощания

Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей

Цель: Активизация процесса рефлексии. Дальнейшее самораскры­тие, самопознание, прояснение Я-концепции. Раскрытие важных ка­честв для эффективного межличностного общения.

Ритуал приветствия

Подарок

— Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. По­ка все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

3. Футболка с надписью (см. занятие № 5)

Обсуждение «надписей на футболках», их запись. Краткий анализ того, каким образом изменились надписи за время занятий. Какие произошли изменения за это время?

Послание самому себе

Изготовление «надписей на футболке» только для себя, надписи больше никто прочитать не может.

Части моего Я

Материалы: бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов). Психолог предлагает детям вспомнить, какими они бывают в раз­ных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой действуют так

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

непохоже на себя самих, как будто они другие люди), как они, случа­ется, ведут внутренний диалог, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я». Это можно сделать так, как получится, быть может, символически.

После выполнения задания дети и ведущий по очереди показыва­ют свои рисунки группе и объясняют, что на них изображено.

Подростки обмениваются впечатлениями о том, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. При согла­сии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут оставить их себе) с условием, что они не будут показаны нико­му из учеников или учителей, но участники могут их посмотреть до и после занятий.

Ассоциация

Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выби­рают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциа­циям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, за­давая вопросы на ассоциации: «На какой цветок он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т. п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет — уходит вновь. Если не угадал более двух раз — выбывает из игры.

Обсуждение.

• Когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой?

• С чем это связано?

• Различие между тем, какими мы представляемся самим себе и ка­кими — другим людям.

Приятный разговор

— Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезное умение —легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непри­нужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с но­вым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей

Дети группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. ли­цом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети сто­ят лицом к центру круга).

По сигналу психолога все участники внешнего круга делают одно­временно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы.

Примеры ситуации «встреча»

A. «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, види­
те его первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое
место в городе, где вы находитесь впервые».

Время на весь разговор, т. е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники должны в течение 10 секунд закончить начатую бе­седу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.

Б. «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

B. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не
может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокой­
те его».

Г. «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнако­мого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете сло­вами...»

8. Листок за спиной

— Каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно ано­нимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза».

У каждого на спине будет прикреплен лист бумаги. Вы будете хо­дить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на него, чтобы составить о человеке впечатление, и это впе­чатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.

Сейчас посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?

К какому человеку вам хотелось бы подойти?

Готовы ли вы быть искренними?

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга

Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать — только смотрите друг на друга: какие вы?

Вперед, вы можете двигаться!

Многим из вас это кажется странным — ходить и смотреть друг на друга.

Да, взрослым часто кажется странным то, что естественно для де­тей. Дети любят разглядывать людей, просто смотреть на них, рас­сматривать, любоваться или удивляться. И поэтому дети такие пре­красные психологи.

Обсуждение.

— Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два послания ему. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. Быть абсо­лютно искренним очень трудно.

Все встают в общий круг, психолог говорит теплые слова о дове­рии друг к другу.

Ритуал прощания

Занятие № 12. Эмоции и чувства

Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

Ритуал приветствия

Пальцы

Дети образуют круг. Каждый сжимает руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа стремится к тому, что­бы все участники независимо друг от друга «выбросили» одно и то же число.

Участникам запрещено договариваться, перемигиваться или пы­таться согласовать свои действия другими «незаконными» способа­ми. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.

Анализ.

Можно выявить лидеров (тех, кто постоянно «выбрасывает» свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появ­ление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Психологическое... МоеСлово.ру


Занятие № 12. Эмоции и чувства

Эмоции

— Эмоции (от латинского emoveo — потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворя­ют наши разнообразные потребности.

Любая новая ситуация, информация, которая способствует удов­летворению потребностей (или повышает вероятность их удовлетво­рения), вызывает положительные эмоции, а информация, снижаю­щая эту вероятность, неизбежно вызывает отрицательные эмоции. Поэтому в одних случаях мы выбираем такое поведение, которое по­могает усилить, повторить радость, восхищение, интерес; в других — такое, которое ослабляет или предотвращает страх, огорчение, гнев. Так эмоции регулируют наше поведение.

Изменение общего эмоционального фона мы называем настрое­нием.

Высшей формой развития эмоций являются чувства по отноше­нию к чему-либо, к кому-либо, связанному соответственно с высши­ми потребностями человека. Они более сложны и могут быть даже противоречивыми. Чувство любви может включать в себя гордость за любимого человека и радость от его успехов в сочетании с жалостью к нему, страхом за его жизнь и опасением потерять его любовь. Иногда люди с удивлением обнаруживают, что иногда испытывают гнев и не­нависть по отношению к любимому.

Эмоциональный опыт человека обогащается в процессе личност­ного роста через сопереживание, возникающее прежде всего в обще­нии с другими людьми. Эмоции и чувства — важнейший регулятор человеческого общения.

Имена» чувств

Каждый подросток записывает столько «имен» чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитыва-ется количество совпадений этих слов и слов других детей.

Актуализируются наиболее известные (а значит, предположитель­но, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.

Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбира­ется ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.

Психологическое... МоеСлово.ру


Глава 3. Программа социально-психологического тренинга



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.987 с.)