Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Непосредственное осознавание⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Всех детей просят разбиться на пары, затем члены каждой пары должны сесть друг напротив друга. После этого один из членов пары начинает описывать все, что видит вокруг себя. Такое описание может быть весьма подробным. Рассказ может строиться, например, так: «Сейчас я осознаю, что ты сидишь напротив меня. Я могу видеть твое лицо и твою улыбку. Я вижу, что у тебя карие глаза и светлые волосы с несколькими темными прядями. Ты сидишь на старом сером стуле, ковер под ним зеленого цвета, на нем красивый узор...» Это все, что требуется от участников. Их цель — описать как можно больше всего за пять минут. По прошествии этого времени члены пары меняются ролями. После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Описания Все дети разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Психолог выдает каждому подростку по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как консервные открывашки, банки с консервированными бобами, бутылки, вазы или украшения. Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с консервированными бобами можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом...» Задача детей — как можно более полно и детально описать полученные предметы. (Очень часто, выполняя подобные упражнения, люди начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом можно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения.) После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Шериф и убийца Для игры подготавливаются билеты соответственно числу участников. На двух билетах отмечены роли «шерифа» и «убийцы». Другие билеты — пустые. Все билеты скручиваются таким образом, чтобы надписи не были видны, и складываются в темный пакет. Каждый подросток выбирает себе билет, но не показывает его другим игрокам.
Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Подросток, которому досталась роль «убийцы» должен взглядом «убивать» других игроков. «Шериф» обязан найти «убийцу», при этом он может ориентироваться на два игровых момента. Во-первых, он определяет «убийцу» по взгляду. Во-вторых, другие игроки, почувствовав взгляд «убийцы», говорят: «Я убит», тем самым показывая «шерифу», кто в группе играет роль «убийцы». Игру можно повторить 4-5 раз со сменой игроков, играющих роль «шерифа» и «убийцы». После каждого игрового акта организуется общее обсуждение. Участники выясняют, по каким признакам «шериф» определил «убийцу» и, если он не сумел этого сделать, то почему; обмениваются впечатлениями об ощущениях, которые у них возникли, когда они почувствовали взгляд «убийцы». Хиппи Дети становятся в круг. — Одно время во всем мире было очень популярно движение хип Сейчас мы будем бросать этот мяч друг другу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...» Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли надеть футболку с такой надписью или нет. Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью. Искусствоведы Все дети садятся в круг. — Представьте себе, что вы все известные художники, и именно
Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения тем, что изображено на полотнах ваших товарищей. И еще один важный момент — не надо подписывать автопортрет, ставить на полотне какие-либо знаки, делать пометки. По мере готовности психолог собирает автопортреты, причем старается запомнить (или записывает), в какой последовательности они к нему попадают. Когда работа закончена, все снова садятся в круг. — Теперь давайте еще раз перевоплотимся и представим себе, что После того как все работы подписаны, все садятся в более тесный круг и каждый по очереди кладет в центр тот автопортрет, который он подписал, и поясняет, почему он поставил именно эту подпись. Изображение Дети образуют «внешний круг», т. е. садятся, повернувшись спиной к центру круга. В центр круга кладутся несколько чистых листов бумаги и два фломастера (синий и красный). — Сейчас кто-нибудь из нас войдет в круг и на чистом листе бума Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения группу входит еще один человек, изображенный в составе другой группы. В этом случае вы помечаете красным крестиком обе группы и на другом листе синим фломастером рисуете новые составы обеих групп. Когда закончит работу последний участник, все мы развернемся и посмотрим, что получилось. Превращение Группа садится в круг. — Сейчас каждому из вас будет предоставлена возможность «вжиться» в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете «превратиться». Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга.
Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратитесь в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут «вживаться» и их «изображать»? Эластобласт Дети сидят или стоят, держась за эластичный ремень. Степень натяжения ремня такова, что у людей возникает ощущение групповой синергии. Через несколько минут происходит адаптация участников группы к новым ощущениям и они начинают играть с ремнем, понемногу тянуть его на себя. В этот момент возникает интересная групповая динамика, отражающая распределение ролей, позиции лидерства и подчинения отдельных лиц. Одно из упражнений с использованием эластобласта — «Кто главный?» «Ведущие» держатся за эластобласт снаружи образованного им круга, в то время как «ведомые» располагаются внутри него, спиной к ремню. «Ведущие» то натягивают, то слегка отпускают ремень и двигаются вместе с ним. Движения «ведомых» диктует ремень. Их задачей является следование за «ведущими», но без потери контроля над ситуацией и способности к совершению координированных движений. Эластобласт благодаря своей упругости и эластичности может быть прекрасным средством для выражения чувств гнева и агрессии. Выполняя упражнение «Ускорение», участники группы растягивают эластобласт, формируют большой круг, широко расставляют ноги и, Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения следя за тем, чтобы ступни не отрывались от пола, руками и туловищем пытаются столкнуть соседей слева и справа с их мест. «Ускорение» оказывает мощный кинестетический эффект и в увлекательной игровой форме позволяет участникам группы реализовать свое стремление к борьбе и лидерству. Другой результативный способ снятия напряжения выглядит так: сначала участники группы, удерживая ремень, стараются разойтись как можно дальше, а затем, по специальному сигналу, устремляются к центру, крича при этом все громче.
Свойства эластобласта позволяют использовать его и как средство моделирования ситуаций напряжения в межличностных отношениях. Применение этого ремня в работе с парами позволяет выразить физически имеющееся в их взаимоотношениях эмоциональное напряжение, снять его и достичь гармоничного взаимодействия. Я и объект Все дети разбиваются на пары. Затем они ходят по комнате и за ее пределами до тех пор, пока не выберут себе какой-то действительно крупный предмет, например картину, арку или какую-то другую архитектурную или декоративную деталь. После этого один из членов пары начинает описывать данный объект, говоря от первого лица. Например, человек, остановившийся рядом с картиной, может сказать следующее: «Я большой, имею продолговатую форму. Я преимущественно выкрашен в зеленый цвет и поделен на две части. Моя нижняя половина темнее верхней...» Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет дано в достаточной степени подробное описание объекта. Часто мы приписываем качества, являющиеся на самом деле нашими собственными, другим людям. Например, мы можем заметить, что какой-то человек чересчур разговорчив, в то время как другим людям абсолютно ясно, что в действительности это мы сами чересчур разговорчивы. В процессе выполнения данного упражнения становится вполне очевидно, что мы можем приписывать объектам собственные качества. Во время выполнения данного упражнения или в процессе обсуждения, проводимого после выполнения упражнения, часто получается так, что все дети начинают понимать, что они описывали различные аспекты собственной личности, а не особенности и внешний вид объекта. После этого психолог просит всех детей сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Психологическое... МоеСлово.ру Упражнения Я и не-Я Все дети разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Затем один из членов пары начинает описывать себя своему партнеру, говоря о наличии у себя того или иного качества, а затем заявляя о его отсутствии: • «Я испытываю чувство злости и я не испытываю чувство злости...» • «Я добрый и я недобрый...» • «Я человек спокойный и я человек неспокойный...» Это упражнение выполняется 5-10 минут, за это время участник должен успеть рассказать своему партнеру о своих самых разнообразных личных качествах и чертах, обозначая при этом оба полюса. Затем члены пары меняются ролями. После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения. Мой портрет — Есть ли среди вас желающие получить свой психологический портрет? И не просто словесный портрет с перечислением достоинств и недостатков, а совершенно реальное изображение на бумаге вашего облика? Все остальные участники группы станут художниками. У каждого из вас лист бумаги и пачка фломастеров. Каждый — хотя бы в детстве — пробовал рисовать людей. У кого-то это получалось удачно, у кого-то — не очень. Не стоит стремиться к внешнему сходству. Совсем наоборот: откажемся от попыток правильно нарисовать глаза, нос, рот, верно передать цвет одежды и прическу. Зачем? Ведь для этого гораздо проще использовать фотоаппарат.
Мы же поставим перед собой более сложную и интересную задачу: каждый из нас должен создать именно психологический портрет человека, сидящего перед нами. Для этого можно применять изобразительные средства, предоставленные в наше распоряжение художниками-модернистами, и исходить из единственного принципа: «Я вижу так!» Пусть ваши рисунки будут иметь метафорический смысл и подтекст. Может быть, ваше представление о внутреннем мире этого человека породит в вашей душе цепочку ассоциаций или создаст конкретный образ, отражающий нечто важное в нем. Может быть, вы воспринимаете его психологический облик в виде какого-то реального предмета, а может быть, это какой-то узор, абстрактный орнамент, Психологическое... МоеСлово.ру Глава 4. Психогимнастические упражнения рисунок из цветных пятен. Ограничений никаких нет, будьте свободны в выборе способов изображения его внутреннего облика. Помните только, что до конца упражнения разговаривать воспрещается. А теперь посмотрите внимательно на человека, сидящего перед вами, проникните сквозь внешнюю оболочку, за которой скрывается чуткая и нежная субстанция — человеческая душа. Какова она у этого человека? В чем ее отличие от других душ? Каковы ее особенности, делающие этого человека уникальным созданием во Вселенной? Обратите свой внутренний взор на образ этой души. Услышьте звучание музыки этой души. Почувствуйте форму и поверхность, ощутите материал этой души. Поймите сущность этой души... И перенесите свое понимание на бумагу. Творите! Рисование продолжается в течение 10-15 минут. Психолог предупреждает о необходимости завершить работу за минуту до того, как выйдет отведенное время. После этого рисунки располагаются на стульях участников, а все «художники» рассматривают «портреты», переходя от одного к другому. Натурщик, разумеется, тоже получает возможность увидеть изображения своего внутреннего облика. Упражнение завершается обсуждением чувств, вызванных процессом создания «портретов».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.35.203 (0.039 с.) |