Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах



Оглавление

 

Введение 3

 

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с

молодежью в социальных службах 5

1.1. Молодежь как объект социальной работы 5

1.2 Социальные проблемы молодежи 8

1.3.Принципы государственной молодежной политики. 16

 

Глава 2. Формы и методы социальной работы с молодежью в

социальных службах 18

2.1. Анализ общих направлений и форм социальной работы

с молодежью в ДЮЦ «Вариант» 18

2.2. Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие 21

2.3. Оценка проблем развития работы с молодежью на основе

эмпирических исследований 30

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по использованию результатов

анкетного опроса в ДЮЦ «Вариант» 38

2.5. Перспективы развития социальной работы в Свердловской

области 41

 

Заключение 43

Список литературы 45


Введение

 

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные его социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.

Актуальность данной темы определяется необходимостью оказания помощи молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Средствами достижения этой цели является создание целой системы социальных служб, призванных заниматься обеспечением полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовкой молодого поколения к самостоятельной и трудовой, взрослой жизни.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание, так как «общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов» [29, с. 635].

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Негативное общественное влияние сказывается прежде всего на молодежи. Так, по данным Департамента медико-санитарных проблем семьи, материнства и детства РФ в 2003 г. в России насчитывалось до 950 тыс. безнадзорных детей [22, с. 2].

Объект исследования -социальная работа с молодыми людьми, т.е. гражданами от 14 до 30 лет в социальных службах.

Предметом исследования выступила конкретная организация по работе с молодежью г. Екатеринбурга – Детско-юношеский Центр «Вариант», расположенный в Верх-Исетском районе.

Целью исследования является изучение направлений и методов работы с молодежью в социальных службах, позволяющих получить наибольший социальный эффект в виде повышения социальной активности молодежи и снижения негативных форм поведения при имеющихся размерах финансирования со стороны государственного и муниципального бюджета.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

- определить содержание и принципы государственной молодежной политики;

- проанализировать социальные проблемы молодежи;

- провести анализ деятельности социальной службы для молодежина примере Детско-юношеского Центра «Вариант»;

Внедрение новых форм работы в социальных службах с использованием социально-психологических разработок и программ коррекции эмоционального развития подростков позволит повысить эффективность социальной работы с молодежью, будет способствовать формированию из молодежи социально- активных личностей.


Социальных службах

С молодежью в ДЮЦ «Вариант»

 

Детско-юношеский центр «Вариант» продолжает историю Дома пионеров Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. Этапы развития организации показаны в таблице 4.

Таблица 4

Этапы развития ДЮЦ «Вариант»

Годы Содержание этапа
  до 1992 г. Дома пионеров Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. 1987 год - Дом пионеров получает новое помещение по ул. Металлургов, 46.  
1992 г. Дом пионеров изменил статус и стал Центром Детского творчества (ЦДТ)  
  3 февраля 1994 Постановлением Главы Администрации Верх-Исетского района № 70, ЦДТ был реорганизован в Детско-юношеский центр «Вариант» и передан в оперативное управление Комитету по делам молодежи администрации Верх-Исетского района. В 1994 году у ДЮЦ «Вариант» было всего 4 филиала: «Орленок», «Юбилейный», «Космонавт», «Дзержинец»  
  ДЮЦ«Вариант» известен многим горожанам и имеет 10 структурных подразделений - клубов по месту жительства.  

 

Коллектив ДЮЦ «Вариант» работает с целью помочь детям и подросткам найти интересное занятие, раскрыть свои способности.

В настоящее время ДЮЦ «Вариант» имеет 10 структурных подразделений в г. Екатеринбурге - клубов по месту жительства.

Детские подростковые клубы по месту жительства показаны на рис. 3.

 

Детские подростковые клубы по месту жительства ДЮЦ «Вариант»

 

Клуб «Эдельвейс» (ул. Белореченская 36, т. 212-11-16) -туризм, альпинизм, геология астрономия, ИЗО, школа красоты Клуб «Фантазия» (ул. Заводская 46, т. 242-97-96) ИЗО, гобелен, лоскутная мозаика, начальное техническое моделирование, краеведение Клуб «Орфей» (ул. Викулова, 43/2, т. 242-76-87) - прикладное творчество, семейный клуб Клуб «Домовенок» (пос. Медный) прикладное творчество, ОФП, клуб общения Клуб «Юный техник» (ул. Красноуральская, 2,) - кружки технического моделирования, туризм, бисерное рукоделие  

  Клуб «Надежда» (ул. Белореченская, 34/1, т.212-21-16) -клуб для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями  

Клуб «Олимп» (ул. Папанина, 5) секции дзюдо, рукопашного боя. Клуб «Саланг» (ул. Московская 80а) секция рукопашного боя

 

Социально-психологическая служба (ул. Токарей 54/2, т. 246-99-30) консультации специалистов, клуб «Зазеркалье»  

 

 

Рис. 3. Характеристика и состав филиалов ДЮЦ «Вариант»

 

Структура внешних связей ДЮЦ «Вариант» также обширна.


В Детско-юношеский центре «Вариант» работают коллективы:

- Студия художественного воспитания «Мозаика»

- Театр танца «Магия»

- Хореографический коллектив «Шанс»

- класс «Русский

- Вокальный ансамбль «Тонос»

- Изостудия «Художник»

- Детский театр моды «Кантри»

- Театральный коллектив «Арт»

- Секция спортивного туризма «Дружба»

- Секция атлетизма и бокса «Мастер

Социально-психологическая служба была создана в апреле 1998 года. Первоначально служба работала только для детей, занимающихся в коллективах и клубах Детско-юношеского центра "Вариант" и их родителей. Большая необходимость в получении психолого-педагогической, социальной и юридической помощи и поддержке привела к тому, что с 1999 года служба функционирует в рамках всего В-Исетского района г. Екатеринбурга.

Ежегодно квалифицированные специалисты оказывают помощь более, чем 1,5 тысячам жителей Верх-Исетского района.

Основные направления деятельности Социально-психологической службы следующие:

1) Психолого-педагогическая помощь детям, подросткам и родителям;

2) Информационно-просветительская работа среди подростков, молодежи родителей и педагогов. Профессиональная ориентация подростков;

3) Клуб общения для подростков "Зазеркалье";

4) Патронаж неблагополучных семей, семей "группы риска";

5) Летние оздоровительные площадки для детей с девиантным поведением и детей "группы риска";

Рассмотрим виды помощи Социально-психологической службы.

Специалисты Социально-психологической службы проводят:

- консультации по вопросам воспитания и развития детей, семьи, брака, взаимоотношений детей и родителей;

- ведется консультативная помощь детям и родителям в проблемных, кризисных ситуациях;

- психолого-педагогические тренинги с подростками, направленные на развитие коммуникативных навыков, самопознание и самореализацию, снятие тревожности, преодоление агрессии, профилактику зависимостей;

- диагностика профессиональных склонностей подростка, помощь в выборе учебного заведения, консультации по вопросам поступления и обучения в учебных заведениях города;

- лекции, беседы, дискуссии с подростками, родителями и педагогами по различным проблемным вопросам;

- организация и проведение праздничных, культурно-досуговых, игровых и спортивных мероприятий для детей и их родителей;

- организация летнего досуга детей с девиантным поведением;

- собственные программы групповой психолого-педагогической работы специалистов Социально-психологической службы и др.

 

Эмпирических исследований

 

Рассмотрим исследования по организации работы с молодежью на примере имеющихся в литературе анкетных опросов. Так, по исследованиям уральских ученых, вопросы социально-экономического положения подростков и молодежи рассматривались на примере г. Нижний Тагил Свердловской области и сравнивались с результатами исследований северных территорий (г. Надым) Уральского Федерального округа [43]. Исследование проводилось в 2000-2001 гг. и охватывает большой круг вопросов, массовые опросы подростков и экспертов-специалистов (табл. 7).

Таблица 7

Факторы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание детей и подростков в настоящее время (по данным анкетного опроса экспертов) %

 

Факторы Группы экспертов
г. Н. Тагил г. Надым
Материальные затруднения Плохие отношения между родителями Падение нравственности в обществе Недостаток общей культуры у родителей Плохая индустрия досуга Обострение криминогенной обстановки Неполная семья Плохие жилищные условия Дефицит времени у родителей Плохо влияет улица Обострение общественно-политической обстановки в целом Другое    

Среди важных причин, мешающих семейному воспитанию детей отмечены такие, как материальные затруднения, плохие отношения между родителями, снижение нравственности и культуры в обществе, плохая индустрия досуга молодежи.

Данное исследование включало вопрос о том, кто должен помогать в работе с семьями и учащимися. Ответы на этот вопрос показаны в таблице 8.

Таблица 8

Распределение ответов экспертов-специалистов на вопрос о том, кто должен помогать в работе с семьями и учащимися [43, с. 158]

 

Субъекты помощи подросткам и их семьям % положительных ответов
Социальные педагоги при ЖЭКах Служба при администрации района Социальные педагоги в школе Учителя, классные руководители в школе Милиция в работе с «трудными» семьями Общественные организации района Коллективы предприятий, организаций Никто, каждая семья должна самостоятельно решать свои проблемы  

 

Из ответов экспертов видно, что каждая семья в отдельности не в состоянии решать проблему социализации детей в подростковом возрасте. В числе наиболее дееспособных субъектов, способных оказывать влияние на воспитание подростков указаны социальные педагоги при ЖЭКах, служба при администрации района, социальные педагоги в школе.

Каждый третий участник опроса видит важную роль воспитательной функции правоохранительных органов.

Далее рассмотрим результаты опроса самих подростков.

Рассмотрим результаты исследований по поводу того, какие жизненные сложности имеют подростки (таблица 9).

Таблица 9

Жизненные сложности подростков

(по материалам анкетного опроса самих подростков) [43, с. 164]

Жизненные сложности подростков Уд. вес положи-тельных ответов, %
Обучение профессии Сложности с учебой Устройство на работу Плохая «личная» слава Плохие взаимоотношения с родителями Плохие взаимоотношения с учителями Плохие взаимоотношения со сверстниками Не на что купить еду Не на что купить одежду Практически негде жить, спать Не знают, чем заняться на досуге Другие проблемы Из перечисленного проблем нет 1,5 3,5 0,6 2,5

 

Прежде всего надо отметить, что большинство опрошенных подростков имеют проблемы (84%), испытывают жизненные трудности. В группе правонарушителей значительные затруднения в жизни имеют почти все – 94%. В числе проблем, особо волнующих учащихся, выделяются три: будущее устройство на работу, обучение профессии и сложности с учебой.

У подростков-правонарушителей наряду с озабоченностью обучению профессии и устройством на работу, выделяется психологическая проблема «плохая личная слава» из-за различных антисоциальных поступков, что отметили 30% подростков-правонарушителей.

Большую проблему представляет так называемое бродяжничество.

Рассмотрим некоторые причины возникновения такой ситуации, как уход подростка из дома. Данный вопрос изучался в трех направлениях: со стороны экспертов, со стороны самих подростков и в том числе со стороны подростков-правонарушителей (таблица 10).

Таблица 10

Причину ухода подростков из дома (по материалам

анкетного опроса) [43, с. 170], %

Причины группы
молодежь правонару-шители эксперты
Ссора с родственниками Желание провести время по своему усмотрению Жестокость родителей По просьбе друзей Пьянство родителей Другое      

 

Следует отметить большие различия в оценке причин ухода из дома со стороны самих подростков и со стороны экспертов по такому фактору, как «пьянство родителей».

Если сами молодые люди оценивают данную причину как не основную – от 6 до 11 процентов ответивших, то специалисты-эксперты выделили ее как первостепенную по своей значимости причину ухода подростков из дома, ее назвали основной 34% ответивших специалистов.

В целом по результатам данного обследования социального положения подростков и молодежи специалистами учеными сделаны следующие основные выводы.

Прослеживается взаимосвязь между успеваемостью и поведением, с одной стороны, и характером взаимоотношений в семье - с другой. Чем дружнее семья, тем лучше учатся и ведут себя старшеклассники. Наоборот, в группе подростков-правонарушителей только 3,3 % оценивают свою семью как очень дружную, 79 % - не очень дружную и 19 % - не совсем дружную, в которой каждый живет сам по себе.

Значительная доля подростков чувствует себя в родительской семье психологически дискомфортно: 64 % подростков-правонарушителей идут к себе домой по необходимости, 13 % - как в наказание; в общей группе учащихся эти показатели гораздо ниже - соответственно 28 и 3 %.

Большинство опрошенных подростков (от 77 до 93 % в разных группах) испытывают те или иные жизненные сложности, проблемы. Учащихся больше всего волнуют проблемы учебы и обретения профессии, устройства на работу. Подростки-правонарушители гораздо меньше озабочены учебой, но обучение профессии и устройство на работу для них весьма актуально. Для подростков с девиантным поведением гораздо острее проблемы психологические, а именно, собственного тревожного самочувствия - 30 %, сложных взаимоотношений с преподавателями - 11%, с родителями - 8 %.

Жизненные ценности подростков в целом находятся в русле ценностных ориентации взрослых: наиболее значимы для них здоровье (77 % - у учащихся, 61 % — у правонарушителей), друзья (соответственно 55 и 68 %), семья, дети (49 и 45 %), материальный достаток (29 и 53 %). Вместе с тем жизненные ценности подростков отражают их возрастные особенности и характер социального поведения. Так, ценность друзей выходит у правонарушителей на 1-е место, у учащихся — на 2-е, что свидетельствует о конформизме наших респондентов. У подростков наблюдается негативная деформация важнейших ценностных ориентации, побуждающих к общественно одобряемой деятельности: ценность работы отмечают только 24 % учащихся и 14 %правонарушителей, образования - соответственно 37 и 14 %.

В ДЮЦ «Вариант» был проведен собственный опрос подростков для выявления проблем в работе центра. Было опрошено 214 чел.

Далее рассмотрим оценку качества работы ДЮЦ «Вариант» в целом, что показано в таблице 11.

Таблица 11

Общая оценка качества работы ДЮЦ «Вариант» участниками анкетного опроса

Наименование Число детей, чел. В % от числа опрошенных
Высокая Удовлетворительная Затруднились с ответом   85,5 7,9 6,6
Итого   100,0

 

Свыше 85% подростков оценили качество работы как высокое.

Далее рассмотрим этот вопрос по видам клубов (таблица 12)

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос о качестве работы в конкретных кружках и клубах ДЮЦ «Вариант», чел.

  Очень высокое   Высокое Удовлетвори-тельное Неудов-летвори-тельное
  Кружки и секции ДЮЦ «Вариант» Клуб «Эдельвейс» Клуб «Орфей» Клуб «Юный техник» Клуб Надежда» Клуб «СПС» Театр танца «Магия» Хореографическая студия «Шанс» Клуб «Домовенок» другие Итого                      

 

Анализируя полученные ответы, можно сказать, что качество работы своего кружка или клуба молодые люди оценивали более высоко, чем работу Центра в целом. Так, оценку работы как «удовлетворительную» дали всего 5 человек, в то время как при оценке в общем ДЮЦ «Вариант» удовлетворительную оценку дали 17 подростков.

При этом число оценивающих работу своего кружка как высокую и очень высокую также выше. Преобладающая оценка «очень высокая», что говорит о том, что в целом работа ведется на хорошем уровне, что находит свое подтверждение и во мнениях подростков, в их отношении к работе клубов ДЮЦ.

Неудовлетворительную оценку дал всего 1 чел. В разделе «другие». Это – один из членов спортивного клуба, имевший конфликт с руководителем клуба, в настоящее время данный конфликт урегулирован и подросток продолжает участвовать в секции.

Пути улучшения работы по мнению молодых людей показаны в таблице 13.

Таблица 13

Предложения участников анкетного опроса по формам совершенствования дальнейшей работы в кружках и клубах ДЮЦ «Вариант»

 

Наименование Число детей, чел. В % от числа ответивших
  Улучшить материальную базу Пригласить более квалифицированных педагогов Сделать более интересными программы работы Увеличить число занятий в неделю Создать новые кружки (компьютерный)       87,0   8,4 39,2 15,9 1,4

 

Большинство ответивших считают необходимым улучшить материальную базу клубов – 87% или 186 чел.

Значительная часть молодых людей -39,2%, считают необходимым сделать более интересными программы работы клубов.

Сумма процентов не равна 100%, поскольку некоторые указывали два и более ответа на вопрос. Сами дети предложили свои варианты улучшения работы: увеличить число занятий в неделю (15,9% детей) и создать новый кружок компьютерный для обучения работе на компьютере и возможности получения в кружке бесплатных компьютерных игр – за это высказалось три человека или 1,4% детей.

Значительное количество детей и подростков высказались в пользу предоставления возможности заработать в дни школьных каникул или в выходные дни (рисунок 4).

 

 

Рис. 4. Удельный вес молодух людей, высказавших пожелание работать и иметь дополнительный заработок

 

Достаточно большое количество молодых людей – почти половина хотели бы иметь работу на период школьных каникул.

Около 17% подростков согласны работать на постоянной основе по несколько часов в день. 6% - хотели бы иметь работу на выходные дни.

Данные проблемы ставятся руководством ДЮЦ «Вариант» на период летних школьных каникул.

Глава 3. Разработка рекомендаций по использованию результатов

Анкетного опроса в ДЮЦ «Вариант»

Области

 

Одной из основных задач в реализации государственной семейной политики в Свердловской области, как считает начальник отдела семейной политики и социального обслуживания семьи и детей Министерства социальной защиты населения Свердловской области М. Брызгалов, является развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение перечня оказываемых ими социальных услуг [18, с. 2].

В то же время на протяжении последних лет для системы учреждений социального обслуживания семьи и детей характерны процессы реорганизации и реструктуризации сети. С 2001 по 2004 год количество приютов в Свердловской области сократилось с 17 до 4 за счет их преобразования в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры социальной помощи семье и детям, создавались новые структурные единицы - открывались отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также реабилитации детей-инвалидов.

Это позволило улучшить количественные и качественные показатели в соответствии со стратегическим направлением деятельности,, определенным Концепцией развития содержания деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей на период до 2015 года.

В Свердловской области активизирована работа с относительно благополучной семьей, выявили ее особые потребности и предложили широкий спектр качественных социальных услуг Одновременно с этим предоставили льготы и гарантии социально уязвимым категориям населения.

Анализ динамики развития учреждений социального обслуживания семьи и детей в Свердловской области показывает увеличение за последние три года всех показателей, в частности, общего числа клиентов почти на 250 процентов и троекратное увеличение количества семей, получивших услуги.

Такие показатели социального обслуживания семьи и детей явились результатом целенаправленной политики, проводимой в регионе Министерством социальной защиты населения Свердловской области, а именно в части организации деятельности государственных и муниципальных учреждений [18, с. 3].

Основные направления этой политики - создание стационарных отделений для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, во всех учреждениях; переход учреждений от приютских технологий работы с ребенком к технологиям профилактики неблагополучия подростков, постепенный перенос акцентов деятельности и социального обслуживания с асоциальной семьи на относительно благополучную и социально ответственную семью.

 


 

Заключение

 

Развитие внешкольных воспитательных и образовательных
учреждений является одной из приоритетных задач в реализации молодежной политики. Проведенный анализ работы ДЮЦ «Вариант» позволяет сделать следующие основные выводы. ДЮЦ «Вариант» создан на базе Дома пионеров Верх-Исетского района и известен многим горожанам и имеет в своем составе 10 клубов, значительное число кружков, спортивных секций.

Внешкольное образование и воспитание должно рассматриваться как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие духовных, интеллектуальных, эмоциональных, эстетических потребностей и интересов детей и подростков. Для эффективной постановки работы таких внешкольных учреждений необходимо:

- расширение, усиление материально-технической базы имеющихся в городе учреждений культуры и спорта;

- создание условий для внедрения авторских программ по различным видам внешкольного образования;

- проведение конкретно-социологических исследований по проблемам культурно-образовательных потребностей подростка, его досуга и т. д.;

- проведение инвентаризации, аттестации детских и подростковых клубов по месту жительства (их профиль, содержание работы, материально-техническая база, педагогические кадры, социальная база) и приведение их деятельности в соответствие с интересами детей и подростков данного микрорайона.

В направлении совершенствования трудового воспитания и занятости подростков наметить следующие мероприятия развивать новые типы учебных заведений на основе кооперации: ПТУ - техникум - вуз по однонаправленной профессиональной специализации, организовать обучение подростков рабочим профессиям на договорной основе; предусмотреть в профессионально-технических училищах города Екатеринбурга группы подготовки ребят, отчисленных из школы после седьмого класса, подростков - подопечных Инспекции по делам несовершеннолетних (из групп «риска»).

Большое значение имеют рекомендации по совершенствованию работы, основанные на собственных исследованиях и социологических наблюдениях специалистов Центра «Вариант». Специалисты Центра постоянно осуществляют мониторинг социального самочувствия молодежи и подростков и проводят анкетирование частников клубов и кружков.

В данной работе использованы результаты анкетного опроса молодежи. Данное анкетирование проводилось в 2005 году, в том числе, участвовали подростки летних площадок, всего приняло участие в анкетном опросе по социальному самочувствию подростков и молодежи на базе ДЮЦ «Вариант» 214 человек. Целью анкетного опроса было выявление степени удовлетворенности молодых людей формами работы в ДЮЦ, перспективных форм работы, а также новых направлений развития деятельности по работе с молодежью.

Результатом данного исследования явились мероприятия по улучшению работы с молодежью. Основополагающим направлением совершенствования работы является укрепление материально-технической базы ДЮЦ, что, однако, очень мало зависит непосредственно от сотрудников и специалистов ДЮЦ «Вариант».

Выявлены наиболее формы информирования молодежи об имеющихся возможностях ДЮЦ «Вариант». В частности, наиболее действенным способом привлечения молодых людей и подростков является работа социальных педагогов в школах. Кроме того, одним из направлений работы ДЮЦ «Вариант» по результатам исследований следует считать расширение сферы деятельности Клуба «СПС» и на другие кружки и клубы путем диагностирования социально-психологических проблем подростков и разработки программ коррекции. Механизм реализации данных программ коррекции будет основан на работе непосредственных руководителей тех или иных клубов, в которых занимаются подростки.


 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Известия. - 1996.-63 с.

2. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы).

3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.

4. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Наука. - 1998.

5. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. - М.: Межд. пед. акад. - 1998.

6. Брызгалов М. На государственный уровень // Социальная защита. – 2006. - № 1. – С. 2-3.

7. Ильинский И.М. молодежь и молодежная политика. М голос, 2001.

8. Краковский А. П. О подростках. М.: Педагогика, 1990.

9. Национальные проекты 2006-2008 годов (по выступлению Президента Путина // Социальная защита. – 2005. - № 11. – С. 6.

10. Немов Р. С. Психология. В 2-х кн. / Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 2003:.

11. Социальная психология личности. - М.: Наука, 1999.

12. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова, А. С. Сорвина. - М.: 2001.

13. Фролов О., Бобков О. Формирование механизма социальной поддержки населения // Вопросы экономики. - 2004. - № 6. -С. 89-93.

14. Якимов Г. Территория партнерства // Социальная работа. – 2005. - № 4. – С. 13-17.

 

Оглавление

 

Введение 3

 

Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с

молодежью в социальных службах 5

1.1. Молодежь как объект социальной работы 5

1.2 Социальные проблемы молодежи 8

1.3.Принципы государственной молодежной политики. 16

 

Глава 2. Формы и методы социальной работы с молодежью в

социальных службах 18

2.1. Анализ общих направлений и форм социальной работы

с молодежью в ДЮЦ «Вариант» 18

2.2. Программы социально-психологической поддержки молодежи в социальных службах и их развитие 21

2.3. Оценка проблем развития работы с молодежью на основе

эмпирических исследований 30

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по использованию результатов

анкетного опроса в ДЮЦ «Вариант» 38

2.5. Перспективы развития социальной работы в Свердловской

области 41

 

Заключение 43

Список литературы 45


Введение

 

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные его социальные ориентиры во многом определяют будущее общества.

Актуальность данной темы определяется необходимостью оказания помощи молодежи в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Средствами достижения этой цели является создание целой системы социальных служб, призванных заниматься обеспечением полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовкой молодого поколения к самостоятельной и трудовой, взрослой жизни.

Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание, так как «общество и государство должны рассматривать молодежь как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов» [29, с. 635].

Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.

Негативное общественное влияние сказывается прежде всего на молодежи. Так, по данным Департамента медико-санитарных проблем семьи, материнства и детства РФ в 2003 г. в России насчитывалось до 950 тыс. безнадзорных детей [22, с. 2].

Объект исследования -социальная работа с молодыми людьми, т.е. гражданами от 14 до 30 лет в социальных службах.

Предметом исследования выступила конкретная организация по работе с молодежью г. Екатеринбурга – Детско-юношеский Центр «Вариант», расположенный в Верх-Исетском районе.

Целью исследования является изучение направлений и методов работы с молодежью в социальных службах, позволяющих получить наибольший социальный эффект в виде повышения социальной активности молодежи и снижения негативных форм поведения при имеющихся размерах финансирования со стороны государственного и муниципального бюджета.

Задачи, способствующие достижению поставленной цели:

- определить содержание и принципы государственной молодежной политики;

- проанализировать социальные проблемы молодежи;

- провести анализ деятельности социальной службы для молодежина примере Детско-юношеского Центра «Вариант»;

Внедрение новых форм работы в социальных службах с использованием социально-психологических разработок и программ коррекции эмоционального развития подростков позволит повысить эффективность социальной работы с молодежью, будет способствовать формированию из молодежи социально- активных личностей.


Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы с молодежью в социальных службах

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.221 (0.117 с.)