Мониторинг как метод анализа деятельности библиотечной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг как метод анализа деятельности библиотечной системы



Организация деятельности библиотеки. Комплектование и обработка библиотечного фонда

Работникам библиотек хорошо известно, что оценить результаты деятельности их учреждения на основании статистических отчетов практически невозможно. Для этого необходимо получить объективные и разносторонние сведения, касающиеся реального состояния библиотечного дела

МОНИТОРИНГИ И ДИАГРАММЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Особое внимание в работе нашей библиотеки уделяется мониторингам и диаграммам. Диаграммы позволяют более наглядно увидеть все количественные показатели работы библиотеки, такие как состав читательской группы или состав фонда библиотеки.

Состав книжного фонда библиотеки

 

 

Особую ценность представляют мониторинги. Постоянное мониторингование позволяет отслеживать наиболее важные аспекты работы библиотекаря, что благотворно сказывается на работе библиотеки в целом.  Например, мониторинг обеспеченности учебной литературой позволяет выявить наиболее и наименее обеспеченные учебниками классы. Что позволяет сформировать заказ на следующий год с учётом учебников первой необходимости.

В этом году также был проведён мониторинг обеспеченности учебниками, по результатам которого видно, что теперь приоритет нужно предоставить 6-9 классу, что, конечно же, будет учтено при следующем формировании заказа.

Мониторинг

Обеспеченности учебной литературой

на 20___ – 20___ уч.г.

Мониторинг

Обеспеченности учебной литературой по звеньям

на 20___ – 20___ уч.г.

 

 

 

 

Мониторинг

Обеспеченности учебной литературой

на 20___ – 20___ уч.г.

 

Мониторинг

Обеспеченности учебной литературой по звеньям

на 20___ – 20___ уч. г.

 

 

 

Мониторинг

Соотношения количества читателей с числом посещений и книговыдачей

 

 

 

Мониторинг

Читаемости и посещаемости за 3 года

 

Мониторинг

Возможные аспекты мониторинга в условиях школьной библиотеки

Относительные контрольные показатели работы библиотеки

• читаемость

• посещаемость

• обращаемость

• книгообеспеченность

1,2,3,4 в сравнении за несколько лет

 

Мониторинг фонда

• Количественный состав по отраслям

• % состав по отраслям

• по дополнительным аспектам (периодика, справочная литература и др)

• по языкам

• % обновления фонда по годам

• по носителям информации

• поступления по финансовым затратам на получение литературы за несколько лет

• состав фонда по отношению к книговыдаче- количественный показатель

• состав фонда по отношению к книговыдаче - в %%.

Мониторинг СБА библиотеки

• Частота обращения к СБА читателями

• Частота обращения к СБА библиотекарем

• Количество каталогов

• Количество картотек

• Количество малых тематических картотек

 

Мониторинг времени работы

• Хронометраж использования рабочего времени по разным аспектам работы

 

Список литературы

 

1. Homo legens. Человек читающий: сборник / ред.. - М.: Школьная библиотека, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Вып. 7-8 (сдвоенный). - Сер. 1).

2. Портрет ребенка с книгой / В. Я. Аскарова // Дети. Книга. Библиотека: поиски и обретения 90-х годов: сборник статей. - Челябинск, 19с.

3. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет /; предисл. Э. Гуткина, А. Парфенов. - 2-е изд. - М.:ВЦХТ, 20с. - (Я вхожу в мир искусств: Репертуарно-методическая библиотечка; 2005. Вып. 3).

4. Библиотечное обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции / Сост. и ред.. - СПб.: РНБ, 20с.

5. Групповое и фронтальное (массовое) обслуживание // Справочник библиотекаря: справочное издание / Ред.,. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Профессия, 2001. - С. 154-162.

6. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов.: 4.1. Чтение детей и подростков в меняющейся социокультурной ситуации. Детское чтение и новые технологии / Сост.,,; Ред.. - М.: РГДБ.2001. - 105 с.

7. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов.: Ч. 2. Детская литература. Психологические и педагогические проблемы детского чтения. Проблемы поддержки и стимуляции детского чтения: подходы, программы, методики / Сост.,,; Ред.. - М.: РГДБ,20с.

8. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв: учебное пособие / Н. Е, Добрынина. - М.: Школьная библиотека, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Сер. 1. Вып. 9).

9. Изучение читательских особенностей детей и подростков: методическое пособие. - М.: РГДБ, 19с.

10. Крейденко В. С. Библиотечные исследования: Учебно-методическое пособие /. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Сер. 1. Вып. 1). - Библиогр.: с. 305.

11. Майоров А. Мониторинг как научно-практический феномен // Педагогические технологии№ 6. - С. 46-57

12. Мониторинг качества образования. - Мн.: Красико-принт,20с. - (Деятельность классного руководителя).

Основные понятия, направления, методика, технология педагогического мониторинга.

13. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей: методический материал / -кина. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 20с. - (Библиотечка для педагогов, родителей и детей. (Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи; вып. № 11).

 

14. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.:, 20с. [См также «БШ» № 8/2007, с. 24-25.]

15. Подготовка управленческих решений на основе принципа регулируемого эволюционирования // Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике /,. - М.: Владос, 2003. - С. 142-174.

16. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник. - 3-е изд. / ред.. - М.: Книга, 1996. - С. 83-119

Направления, задачи и методика изучения детского чтения. Основные методы в практической работе.

17. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебное пособие /ред.. - М.: МГИИК, 1992. - С. 171-196.

 

МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Оценить современное состояние библиографической деятельности, а затем на основе этого анализа прогнозировать ее развитие, возможно благодаря такому методу, как мониторинг, который широко используется в различных сферах.

Применительно к библиографической деятельности мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом библиографической деятельности с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению. Объектами мониторинга могут стать все компоненты библиографической деятельности: кадры, потребители информации, процессы, библиографические продукты и библиографические услуги и т.п. Поэтому мы пытались дать оценку состояния библиографической деятельности ЦБС области и сформулировать предложения по ее совершенствованию с использованием данного метода. При проведении мониторинга мы основывались на следующих принципах: целостность, оперативность, соответствие, прогностичность. В качестве индикаторов использовались показатели библиотечной статистики.

Использование мониторинга в качестве метода анализа библиотечной практики позволило нам получить достаточно достоверную картину изменений функциональных возможностей библиотек, оценить их информационный потенциал.

Библиографическая деятельность, включающая в себя производство и доведение до потребителей библиографической информации и определяющее лицо библиотеки как информационного, культурного и образовательного учреждения, изучается с помощью многих методов. Но в настоящее время эффективнее использовать мониторинг. Мониторинг, как метод познавательной и предметно-практической деятельности, имеет ряд преимуществ перед другими методами, обеспечивающими адекватное оценивание информационной ситуации и осуществляющими эффективное прогнозирование и выработку оптимальных управленческих решений. Прежде всего, мониторинг дает представление об объекте наблюдения по набору индикаторов, разносторонне отражающих состояние и факторы, влияющие на его развитие. Поэтому комплексность сведений об объекте наблюдения можно считать одной из важнейших отличительных характеристик этого метода исследования, позволяющего принимать управленческие решения с учетом различных факторов, влияющих на развитие наблюдаемой ситуации.

Кроме того, процедура мониторинга подразумевает оперативность получения информации о состоянии объекта наблюдения, что позволяет своевременно принимать управленческие решения.

Процедура наблюдения проводится в соответствии с определенной целью, по заранее разработанной программе, поэтому сведения об изменении объекта поступают систематически, что повышает вероятность прогноза развития ситуации.

 

Наконец, преимуществом данного метода является наглядность предоставления данных, полученных в ходе исследования; стандартность процедуры проведения мониторингового исследования (технология мониторинга подразумевает жесткое следование всем предписанным этапам) и формы предоставления полученной информации. Стандартность такого исследования повышает культуру получения экспериментальных данных, снижает субъективность оценок реальной ситуации, позволяет сделать результаты воспроизводимыми, что в итоге придает большую достоверность полученным выводам.

Мониторинг библиографической деятельности является в настоящее время одним из приоритетных направлений исследований в области оценки эффективности деятельности библиотек. Прежде всего, имеется в виду деятельность в сфере создания для пользователя оптимальной «дружественной» среды, что позволяет обеспечить своевременный доступ пользователей к документальным ресурсам.

Мониторинг библиографической деятельности способствует во многом решению прогностических задач, т.к. через выяснение особенностей динамики абсолютных показателей (количества читателей, объема фонда, количества посещений, книговыдачи), относительных показателей (читаемости, обращаемости, книгообеспеченности, посещаемости), через характеристику приоритетных форм обслуживания позволяет сделать далеко идущие выводы о состоянии библиографической работы, об уровне и качестве использования имеющейся документальной базы, о недостатках в деятельности библиотек. На основе полученных данных возможны управленческие решения, которые окажут оптимизирующее воздействие.

Современная быстро меняющая политическая, социально-экономическая, культурно-образовательная и т.д. ситуация требует от нашего общества новых технологий; как уже было отмечено, мониторинг - одна из таких перспективных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.021 с.)