Мониторинг индивидуальной работы 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мониторинг индивидуальной работы



 

Такой мониторинг может проводиться на любой кафедре выдачи литературы, в любом отделе библиотеки, в школьной библиотеке - как на абонементе, так и в читальном зале.

Проведем анализ влияния индивидуальной работы библиотекаря с читателем на читательскую активность. Выполним мониторинг читательской активности группы младших школьников (2-4-й классы) со средней степенью активности чтения (6-Ю посещений в год). Произведём отбор в группу, исходя из основных признаков, влияющих на чтение: пол и возраст.

 

До проведения мониторинга мы должны определить:

1. Группу читателей. Возьмем случайную группу читателей из 2-4-го классов со средней степенью активности чтения (отбирается каждый третий, пятый и т. д.). Составляем список членов группы.

2. Изучаемые факторы - виды индивидуального обслуживания:

• беседа при записи или перерегистрации читателя (Б1);

 

• рекомендательная беседа (Б2);

• беседа о прочитанном (БЗ);

• беседа об ориентировании в фонде (Б4);

• составление индивидуальных рекомендательных списков чтения (СЧ) на основе фонда, новых поступлений, рекомендательных библиографических пособий.

Будем фиксировать также причину спроса: школьное задание, личный интерес, рекомендация сверстников, рекомендация родителей, рекомендация библиотекаря.

3. Метод исследования - анализ документов: формуляров, дневников чтения, отзывов и других творческих работ о прочитанных книгах.

4. Метод обработки результата: учёт посещений и книговыдач по изучаемой группе в специальной компьютерной форме учёта.

На первом этапе, диагностическом, строится таблица (в системе Excel), в которую вносятся фамилии, возраст, пол, число посещений и книговыдач на предшествующий период (табл. 1, столбцы 1-7).

На этапе проектирования и реализации в формуляре читателей ведется учёт индивидуальной работы с читателем (отмечаются беседы, списки чтения), указывается число посещений для обмена книг и участия в массовых мероприятиях, отражается книговыдача по рекомендации и самостоятельный выбор (см. столбцы 8-19 таблицы). Собираются отзывы о прочитанных книгах и творческие работы по ним (рисунки, лепка).

На контрольно-оценочном этапе (конец мая) в табл. 1 заполняются столбцы 8-19 для каждого читателя исследуемой группы и определяются показатели читательской активности. По данным табл. 1 строится табл. 2, показывающая рост читательской активности (посещений и книговыдач) дифференцированно по полу и возрасту, а также общий рост. Результаты табл. 2 могут быть представлены в виде диаграмм. Табл. 2 и диаграммы дадут количественную оценку роста читательской активности.

Качественную оценку можно получить, анализируя причину спроса. Например, если не растёт спрос на литературу по рекомендации библиотекаря, это значит, что воздействие индивидуальной работы недостаточно и необходимо подумать о новых формах и повышении качества индивидуальной работы.

По окончании мониторинга проводится анализ результатов работы и прогнозирование дальнейших изменений.

Отзывы о прочитанных книгах, творческие работы читателей используются для организации выставок детского творчества, оформления отдела (кафедры), создания библиографических пособий, персональных книжных выставок прочитанного отдельным читателем или целым классом за исследуемый период.

Возможно исследование влияния различных видов индивидуальной работы на читательскую активность. Например, опосредованной работы - через организаторов, руководителей детского чтения: педагогов, родителей. Результаты исследований, опубликованные в профессиональной печати, и опыт работы ЦСДШБ г. Озёрска показывают, что читательская активность значительно возрастает, если деятельность педагогов-предметников опирается на широкое включение книги в образовательный процесс.

Мониторинг групповой и массовой работы

Проведём анализ влияния проводимых библиотекой циклов массовых мероприятий на читательскую активность.

Цикл мероприятий «Я люблю свой край». Занятия проходят 1 раз в 2 недели. Изучаемая группа: третьеклассники. Срок мониторинга: ноябрь-март (8 занятий).

До проведения мониторинга определяем:

 

1. Группы читателей. Возьмем параллель 3-х классов школы № XX:

• контрольная группа - класс, который не посещает и не будет посещать данные мероприятия (например, 3-й «В»). Можно взять группу читателей того же возраста, отобранную методом случайной выборки (отбирается каждый третий, пятый и т. д.);

• исследуемая группа: один-два класса из параллели классов, которые ещё не посещали, но будут посещать данные мероприятия (например, 3-й «А» и 3-й «Б»);

2. Изучаемые факторы: влияние цикла массовых мероприятий «Я люблю свой край» на активность чтения (посещаемость) и спрос на литературу краеведческой тематики.

3. Метод исследования - анализ документов: формуляров, дневников чтения, отзывов о прошедших мероприятиях и прочитанных книгах.

4. Метод обработки результата - учёт посещений и книговыдачи по

изучаемым группам в специальной компьютерной форме учёта.

На первом этапе, диагностическом, необходимо определить (по возрастным, половозрастным группам) часть читателей, относящихся к каждой группе (по посещаемости и читаемости) на начальный период мониторинга (конец октября). Заполняется таблица (см. табл. 3).

На этапе проектирования и реализации в групповом формуляре класса отмечаются посещения массовых мероприятий, в индивидуальных читательских формулярах отмечается книговыдача. Собираются отзывы педагогов и школьников о прошедших мероприятиях и прочитанных книгах. В конце декабря или в январе проводится промежуточный анализ: снова заполняется табл. 3.

 

На контрольно-оценочном этапе (конец марта - апрель) определяются показатели читательской активности и еще раз заполняется табл. 3. По ее данным строится таблица, показывающая зависимость читательской активности от выбранных факторов (табл. 4). Результаты, приведенные в табл. 4, могут быть представлены также в виде диаграмм.

 

Результаты оформляются в виде отчётов. По итогам работы проводятся анализ результатов и прогнозирование дальнейших изменений.

Отзывы о прошедших мероприятиях собираются в специальных тетрадях, журналах отзывов, папках; творческие работы читателей используются для организации выставок детского творчества, оформления заключительных мероприятий.

Читательская активность растет, если одновременно растут количество посещений и посещаемость, книговыдача и читаемость, изменяется процентный состав групп читательской активности: уменьшается число пассивных читателей и увеличивается процент читателей средней и высокой активности.

Анализ будет более глубоким, если количественный анализ дополнить качественным, например дополнительными методами опроса - анкетированием или интервьюированием.

Работа с читательскими формулярами очень трудоёмка. Если в библиотеке ведется ЕРК и в ней отмечаются необходимые сведения о читателе и его интересах, это может расширить возможности анализа динамики читательской активности за длительный период.

Мониторинг в одной библиотеке, в ЦБС, на районном, муниципальном уровнях

Приведём пример мониторинга влияния групповых и массовых форм работы на читательскую активность в одной ЦБС (на примере централизованной системы детских и школьных библиотек).

Наиболее распространенные формы массовой работы (рекомендации литературы):

• наглядные формы (книжные выставки, библиотечные стенды, альбомы, плакаты, малые формы рекомендательной библиографии);

• критико-аналитические (обсуждение произведений, литературные диспуты, громкие чтения и др.);

• рекомендательно-информационные (устные журналы, премьеры книги, читательские конференции и др.);

• мероприятия по воспитанию культуры чтения: образовательные (обучение основам ББЗ, развитие информационной культуры), просветительские (тематические циклы и отдельные массовые мероприятия), досуговые (викторины, утренники, конкурсы, фестивали чтения).

На уровне ЦБС можно выбрать одну или несколько форм массовой работы для исследования и одну или несколько групп читателей. Период мониторинга определяется в соответствии со временем проведения исследуемой формы массовой работы.

Допустим, мы проводим мониторинг читательской активности по тематическим книжным выставкам и конкурсу творческих работ (досуговому массовому мероприятию) к юбилею города. Срок проведения конкурса -2 месяца.

 

До проведения мониторинга определяем:

1. Группы читателей. Возьмем читателей 5-6-х и 7-8-х классов.

2. Подразделения, участвующие в мониторинге: отдельное подразделение любой библиотеки; школьная библиотека; подразделения ЦБС (например: абонемент 5-9-х классов, читальный зал, 3-4 филиала); школьные библиотеки района; детские библиотеки муниципального образования.

3. Изучаемые факторы: тематические книжные выставки к юбилею города и досуговое массовое мероприятие (конкурс) по той же теме. Определим влияние факторов на охват, активность чтения (посещаемость) и спрос литературы по данной теме.

4. Метод исследования - анализ документов: дневников работы соответствующих кафедр выдачи (по подразделениям).

5. Метод обработки результата: учёт посещений и книговыдачи по изучаемым группам в специальной компьютерной форме учёта.

На первом этапе, диагностическом, по дневникам работы кафедр в исследуемых подразделениях определяем средние показатели читательской активности (для выбранных групп читателей) и спрос на литературу по данной теме на начальный период мониторинга (средние показатели за 2 месяца, предшествующие конкурсу и выставкам). Заполняем таблицу (см. табл. 5).

 

На этапе проектирования и реализации в формулярах выбранной группы читателей (5-6-х и 7-8-х классов) учитываются, наряду с обычными посещениями, посещения тематических выставок, участие в конкурсе и отмечается книговыдача по выбранной теме. Эти данные отслеживаются в дневниках работы кафедр (подразделений). По завершении периода мониторинга в исследуемых категориях определяем средние показатели читательской активности для выбранных групп читателей и спрос на литературу по данной теме (средние показатели за два месяца проведения конкурса и выставок). Снова заполняется та же таблица (см. табл. 5). Собираются отзывы о прошедших мероприятиях и книгах, прочитанных педагогами и школьниками. Для обеспечения надлежащего качества эксперимента рекомендуется отследить читательскую активность в следующие два месяца после проведения выставок и организации конкурса и еще раз заполнить табл. 5.

В исследуемый период можно на основе дневника работы отследить книговы-дачу по отраслям знаний и видам изданий для дальнейшего анализа в табл. 8.

Анализ будет более глубоким, если количественный анализ дополнить качественным, например дополнительными видами опроса - анкетированием или интервьюированием.

На контрольно-оценочном этапе определяется динамика читательской активности и заполняется табл. 6. Если исследовалось несколько направлений групповой и фронтальной работы, можно построить табл. 7, показывающую зависимость читательской активности от различных видов групповой и массовой работы.

Результаты табл. 6, 7, 8 могут быть представлены в виде диаграмм. Проводятся анализ и прогнозирование дальнейших изменений. Результаты оформляются в виде отчётов.

Учитываются отзывы о прошедших мероприятиях; творческие работы читателей используются для организации выставок детского творчества, оформления заключительных мероприятий, издания сборников детских творческих работ.

В исследовании динамики читательской активности при проведении крупных мероприятий (например районного, муниципального уровня) или анализе нескольких видов массовой работы полезно провести анализ деятельности по обобщенным показателям социальной эффективности. Обобщенные показатели социальной эффективности мероприятий, связанных с развитием чтения, приведены в Национальной программе поддержки и развития чтения [14]. Для оценки социальной необходимости, полезности и привлекательности проводимых мероприятий проводятся опросы читателей, изучение общественного мнения.

Список литературы

 

1. Homo legens. Человек читающий: сборник / ред.. - М.: Школьная библиотека, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Вып. 7-8 (сдвоенный). - Сер. 1).

2. Портрет ребенка с книгой / В. Я. Аскарова // Дети. Книга. Библиотека: поиски и обретения 90-х годов: сборник статей. - Челябинск, 19с.

3. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет /; предисл. Э. Гуткина, А. Парфенов. - 2-е изд. - М.:ВЦХТ, 20с. - (Я вхожу в мир искусств: Репертуарно-методическая библиотечка; 2005. Вып. 3).

4. Библиотечное обслуживание на рубеже XXI века: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции / Сост. и ред.. - СПб.: РНБ, 20с.

5. Групповое и фронтальное (массовое) обслуживание // Справочник библиотекаря: справочное издание / Ред.,. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Профессия, 2001. - С. 154-162.

6. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов.: 4.1. Чтение детей и подростков в меняющейся социокультурной ситуации. Детское чтение и новые технологии / Сост.,,; Ред.. - М.: РГДБ.2001. - 105 с.

7. Детское чтение на рубеже веков: Проблемы. Исследования. Прогнозы: Сборник научных трудов.: Ч. 2. Детская литература. Психологические и педагогические проблемы детского чтения. Проблемы поддержки и стимуляции детского чтения: подходы, программы, методики / Сост.,,; Ред.. - М.: РГДБ,20с.

8. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв: учебное пособие / Н. Е, Добрынина. - М.: Школьная библиотека, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Сер. 1. Вып. 9).

9. Изучение читательских особенностей детей и подростков: методическое пособие. - М.: РГДБ, 19с.

10. Крейденко В. С. Библиотечные исследования: Учебно-методическое пособие /. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 20с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека»; Сер. 1. Вып. 1). - Библиогр.: с. 305.

11. Майоров А. Мониторинг как научно-практический феномен // Педагогические технологии№ 6. - С. 46-57

12. Мониторинг качества образования. - Мн.: Красико-принт,20с. - (Деятельность классного руководителя).

Основные понятия, направления, методика, технология педагогического мониторинга.

13. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей: методический материал / -кина. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 20с. - (Библиотечка для педагогов, родителей и детей. (Приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи; вып. № 11).

 

14. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.:, 20с. [См также «БШ» № 8/2007, с. 24-25.]

15. Подготовка управленческих решений на основе принципа регулируемого эволюционирования // Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике /,. - М.: Владос, 2003. - С. 142-174.

16. Руководство чтением детей в библиотеке: учебник. - 3-е изд. / ред.. - М.: Книга, 1996. - С. 83-119

Направления, задачи и методика изучения детского чтения. Основные методы в практической работе.

17. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебное пособие /ред.. - М.: МГИИК, 1992. - С. 171-196.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.007 с.)