О необходимости крепко держаться за Коран и Сунну 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О необходимости крепко держаться за Коран и Сунну



Вступление

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, и всем его сподвижникам.

Данная книга является разъяснением стихотворения Абу Бакра ибн Аби Дауда ас - Сиджистани, да помилует его Аллах. Это стихотворение содержит в себе вероубеждение ибн Аби Дауда и то, чего он придерживался. В своем вероубеждении он следовал за саляфами (праведными предшественниками). Вероубеждение мусульман в первые века соответствовало тому, что пришло в Коране и Сунне. Они были убеждены в этом без колебаний и сомнений, ибо они уверовали в Аллаха и в Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, правдивой и твердой верой. Они были убеждены в том, что пришло в Книге Аллаха и в сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они уверовали во всё то, что содержится в Коране и Сунне, каких бы вопросов религии это не касалось. У них не было никакого сомнения, касалось ли это убеждений, или видов поклонений, или взаимоотношений между людьми, или нравственности, и так далее. Они принимали всё, что пришло в Коране и Сунне, ибо это обязательная составляющая веры (имана). Они уверовали истинно и правдиво! Они не сомневались в том, что утверждено в Коране и Сунне, какой бы это темы не касалось. Они не сомневались в рассказах Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относительно прошлого и будущего.

Затем в конце времен сподвижников появились заблудшие группы: хариджиты, ши’иты, мурджииты, къадариты. Последователи этих заблудших групп скрывали свои убеждения в первые века Ислама. Если же кто-то из них выявлял свои убеждения, их сразу же пресекали, и даже могли убить, если дело доходило до вероотступничества. Делалось это для того, чтобы сохранить эту религию от их интриг.

Когда же первые века прошли, иностранная культура (например, римская и персидская) стала проникать в города мусульман и повлекла за собой порицаемые явления. Активизировались заблудшие призывающие, которые стали распространять эти порочные идеи. Увидев это, обладатели знания стали активно разъяснять вероубеждение приверженцев сунны, на котором были сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователи. Ученые начали составлять книги по этой теме, называя их ″аль-Иман″, ″аш-Шари’а″,

″ас-Сунна″, ″ат-Таухид″. В этих книгах они опровергали последователей заблудших течений. Это было проявлением милости Аллаха к этой общине, дабы сохранить её религию. Поистине, Аллах посылает к этой религии защитников во все времена, дабы они её хранили.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Хвала Аллаху, Который поместил обладателей знания в те времена, когда не было посланников. Они призывали тех, кто заблудился, к прямому руководству, и терпели от них обиды. Они оживляли мертвые сердца с помощью Книги Аллаха и возвращали посредством света Аллаха зрение тем сердцам, что ослепли. Сколько же погубленных Иблисом они оживили!


Сколько же заблудших, потерянных они наставили на прямой путь! Как же прекрасно они повлияли на людей, и как же скверно люди отнеслись к ним!

Они очищали Книгу Аллаха от искажений чрезмерствующих, необоснованных утверждений лжецов и

толкований невежд, которые возвышали знамена нововведения и развязывали узлы смуты. Заблудшие разногласили относительно Книги Аллаха и противоречили ей. Они говорили об Аллахе и Его Книге безо всякого знания. Они говорили неясными словами и обманывали невежественных людей, внося в их сердца сомнения. Прибегаем к Аллаху от смуты заблудших!» 1

Затем книги по вероубеждению стали передаваться из поколения в поколение. Книги, написанные учеными, стали переходить из рук в руки. Были и такие книги, которые содержали в себе все вопросы вероубеждения праведных предшественников этой общины.

После этого некоторые ученые стали рассказывать о вероубеждении в стихотворной форме, ибо стихотворения легки для души, они быстрее запоминаются и дольше остаются в памяти. Они начали описывать вероубеждение в стихотворениях, чтобы облегчить заучивание. К таким стихотворениям можно отнести то стихотворение, которое мы будем разбирать в этой книге.

Это стихотворение ″аль-Хаия″, автором которой является Абу Бакр ’Абдуллах ибн Аби Дауд ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани. Его отцом был Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас – автор сборника хадисов ″ас-Сунан″. Абу Дауд был последователем и учеником имама Ахмада. Ему также принадлежит книга ″Масаилю аби Дауд″, которая уже напечатана. В ней записаны вопросы, задаваемые им имаму Ахмаду и его ответы.

Так вот, сыном Абу Дауда является ’Абдуллах (Абу Бакр) – автор этого стихотворения. Он также был великим имамом, брал знание от своего отца и других ученых. У него великая степень в знании, ничуть не ниже степени его отца.

 

Да смилуется Аллах над ними обоими!

 

1 См. «ар-Радд ’аля-ль-Джахмийа уа-з-зана дикъа», стр. 85.


Разъяснение (шарх)

А также: «Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает»10.

Поэтому, вставая на ночной дополнительный намаз, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно говорил: «О Аллах, Господь Джабраиля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Знающий сокровенное и явное. Ты рассудишь рабов Своих в том, в чем они расходились между собой. Приведи меня с соизволения Своего к истине, относительно которой возникли расхождения, поистине, ведешь Ты к прямому пути, кого пожелаешь» 11. Это – великая мольба, посредством которой Аллах уберегает мусульманина от страстей, смут и зла.

 

«…и следуй за верным руководством…» — а верное руководство (худа) – это то, с чем был послан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «Он - Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» 12.

″Верное руководство″ — это полезное знание, а ″истинная религия″ — это совершение праведных деяний.

В суре ″аль-Фатиха″ мы постоянно читаем слова Аллаха: «Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» 13.

«…тех, кого Ты облагодетельствовал…» — имеются в виду те люди, которые объединили в себе полезное знание и праведное деяние.

«…не тех, на кого пал гнев…» — имеются в виду те люди, которые получили знание, но

оставили совершение деяний.

 

 

9 Сура али ’Имран, аят 105.

 

10 Сура аль-Бакара, аят 213.

 

11 Муслим, 770.

 

12 Сура ат-Тауба, аят 33.

 

13 Сура аль-Фатиха, аяты 6-7.


«…и не заблудших…» — имеются в виду те люди, которые совершали деяния, но оставили знание, например, суфии и невежды, поклоняющиеся Аллаху.

 

«Не будь нововведенцем…» — в этих словах запрет на совершение нововведений. Нововведение (бид’а) — это вещь, которую внесли в религию, при том, что у нее нет основы ни в Книге Аллаха, ни в сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Аллах Всевышний запретил вводить нововведения в религию, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также предостерегал нас от этого. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» 14. Религия является совершенной и не нуждается в том, чтобы добавлять к ней что-то, желая её улучшить. Например, некоторые придумали различные виды поминаний Аллаха, придумали различные виды намазов, и так далее. Любое дело, посредством которого человек хочет приблизиться к Аллаху, является нововведением, если на совершение этого дела не указывает довод. Такое деяние будет нововведением, даже если совершающий его имеет прекрасное намерение и желает получить награду Аллаха. Человек, совершающий это деяние, не желает противоречить религии, но считает это дело благим, хотя на самом деле это дело таковым не является. Если бы это деяние было благим, то на него непременно указали бы Коран и Сунна. Аллах Всевышний сказал: «Господь твой не забывчив» 15. А также: «Мы ничего не упустили в Писании» 16. Указание на всё благое содержится в Коране и Сунне. Если же кто-то придет с новой вещью, которой нет ни в Коране, ни в Сунне, то эта вещь – отвергаемое нововведение.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то совершит деяние, на которое не было нашего указания, оно будет отвергнуто» 17. А также: «Если кто-то введет в это наше дело (Ислам) то, что не из него, оно будет отвергнуто» 18. Поэтому, запрещено вводить нововведения в религию, и совершать что-то, с чем не пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует, пытаясь приблизиться посредством этого к Аллаху. Это является нововведением, а каждое нововведение есть заблуждение!

В нововведении (бид’а) нет блага, оно отдаляет от Аллаха и гневит Его. Аллах Всевышний ненавидит нововведения и тех, кто их совершает, и наказывает их. Что же касается сунны, то она вся

 

 

14 Сура аль-Маида, аят 3.

 

15 Сура Марья м, ая т 64.

 

16 Сура аль-Ан’ам, аят 38.

 

17 Муслим, 1718.

 

18 аль-Бухари, 2697; Муслим, 1718.


целиком является благом, Аллах доволен сунной и любит её, и вознаграждает людей за её совершение.

В религии нет места для различных добавлений и ″улучшений″. В религии нет места следованию за людьми, пока они не приведут свои доводы. Если люди находятся на истине, то мы следуем за ними. Аллах Всевышний сказал: « (Йусуф сказал): Я последовал за верой моих отцов Ибрахима, Исхакъа и Йа’куба» 19. Это и есть следование за людьми, которые на истине. Если же люди будут не на истине, то мы не следуем за ними.

Христиане заблудились, когда ввели в свою религию монашество, хотя Аллах Всевышний не предписал им этого. Более того, придумав это новшество, они не смогли его соблюдать. Они взвалили на свои души то, что те не в состоянии вынести. А Аллах Всевышний возлагает на человека только то, что человек способен вынести. Христиане не смогли соблюдать монашество и оставили его. Аллах Всевышний сказал: «Но они не соблюли его должным образом» 20.

Но некоторые люди говорят: ″Нововведение (бид’а) делится на два вида: хорошее нововведение и плохое нововведение″ 21.

В нововведении, внесенном в религию, нет ничего хорошего, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждое нововведение – это заблуждение» 22. Поэтому, тот, кто заявляет о существовании хорошего нововведения, обвиняет тем самым пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во лжи, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каждое нововведение – это заблуждение»23.

Некоторые люди, говоря о существовании хороших нововведений, приводят в пример строительство школ и написание книг. Но эти вещи не являются нововведением, наоборот, религия побуждает к ним, ибо подобные вещи приводят к добру. Религия побуждает человека творить добро и совершать праведные деяния. А вышеперечисленные вещи как раз и приводят человека к добру и помогают его совершать. Они не являются нововведением, ибо религия пришла с ними, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал к их совершению. Аллах Всевышний

 

 

 

 

19 Сура Йусуф, аят 38.

 

20 Сура аль-Хадид, аят 27.

 

21 Имам аш-Шатыби сказал: “Это разделение является выдуманной вещью, на него не указывает шариатский довод”. См. “аль-И’тисам” 1/152.

22 Муслим, 867, и многие другие.

 

23 Муслим, 867, и многие другие.


Отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» 28.

Если ты желаешь достичь успеха, то придерживайся трех вещей:

 

· Придерживайся Книги Аллаха;

· Следуй за верным руководством;

· Остерегайся нововведений.

Если же ты потеряешь хотя бы одну из этих трех вещей, то потерпишь убыток и не преуспеешь никогда. Аллах Всевышний сказал: «Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» 29.

«…быть может…» — в этих словах содержится надежда. Поистине, мы не утверждаем, что какой-то конкретный человек достиг успеха в Последней жизни, если об этом человеке не сообщили подобное пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или Коран. Если же ни в Коране, ни в Сунне не сказано об определенном человеке, что он преуспел, то мы также не утверждаем относительно него этого. Но мы надеемся, что преуспеет совершающий благое, и боимся, что потерпит убыток совершающий зло. Поэтому мусульманину нельзя обольщаться своими поступками.

«…и, быть может, ты преуспеешь…» — то есть: не обольщайся своими поступками! Ты должен совершать праведные деяния, и надеяться, что Аллах сделает тебя из числа преуспевших. Ты не должен просто надеяться, оставив совершение деяний, ибо так поступают только заблудшие.

 

 

 

28 Сура аль-Мумминун, аяты 1-11.

 

29 Сура аль-Мумминун, аяты 102-103.


Сказал автор стихотворения:

 

«С л е д у й в р е л и г и и з а К н и г о й А л л а х а и с у нн о й, к о т о р а я

П р и ш л а о т п о с л а нн и к а А л л а х а, и т о г д а т ы с п а с е ш ь с я и о б р е т е ш ь в ы г о д у»

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Лицезрение Аллаха

Сказал автор стихотворения:

 

«И г о в о р и: ″ А лл а х п о к а ж е т С е б я п р е д т в о р е н и я м и я в н о ″.

Подобно тому, как полная луна не сокрыта, а Господь твой будет виден еще яснее».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Аллах Всевышний сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние»149.

А также Он хвалит сподвижников в суре ″аль-Фатх″: «И чтобы ввести верующих мужчин и верующих женщин в Райские сады, в которых текут реки, где они пребудут вечно, и чтобы простить им их злодеяния. Это перед Аллахом является великим преуспеянием» 150.

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Об этом говорится в словах Всевышнего: «А также бедным мухаджирам, которые были изгнаны из своих жилищ и лишены своего имущества. Они стремятся к милости Аллаха и довольству и помогают Аллаху и Его Посланнику. Они являются правдивыми»157.

Затем Аллах Всевышний сказал об ансарах: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» 158.

 

156 Сура ат-Тауба, аят 100.
157 Сура аль-Хашр, аят 8.
158 Сура аль-Хашр, аят 9.

Разъяснение (шарх)

Вера в предопределение

Сказал автор стихотворения:

 

«Б у д ь у б е ж д е н в п р е д о п р е д е л е н и и, и б о, п о и с т и н е,

Оно из основ религии, хотя сама религия гораздо обширнее».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

А также: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше - Он всегда с ними, где бы они ни были»167.

А также: «Несомненно, Аллах знает то, что вы утаиваете, и то, что вы обнародуете» 168.

А также: «Аллаху известно о том, что в груди» 169.

А также: «Он знает о том, что на небесах и на земле» 170.

Вера в Судный День

Сказал автор стихотворения:

 

«Н е о т р и ц а й и з - з а с в о е г о н е в е ж е с т в а Н а к и р а и М у н к а р а, И не отрицай Водоем и Весы, таков мой совет тебе».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Выход единобожников из Огня

Сказал автор стихотворения:

 

«И г о в о р и: ″ В ы в е д е т А л л а х В е л и к и й п о С в о е й м и л о с т и Из Огня тела, превратившиеся в угли. Они будут брошены

В реку в Фирдаусе и оживут посредством её воды,

Подобно зерну, подхваченному течением, когда оно переполняется″».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Вероубеждение хариджитов

Сказал автор стихотворения:

 

«Н е и м е й у б е ж д е н и й х а р и д ж и т о в, и б о

Э т и у б е ж д е н и я д л я т ех, к т о ж е л а е т г и б е л и и п о з о р а».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Вероубеждение мурджиитов

Сказал автор стихотворения:

 

«И н е б у д ь м у р д ж и и т о м, и г р а ю щ и м с о с в о е й р е л и г и е й! Поистине, мурджиит забавляется над своей религией.

И говори: ″Поистине, вера – это слово, намерение И дело, как ясно заявил пророк.

Иногда вера уменьшается из-за грехов, а иногда Б л а г о д а р я п о д ч и н е н и ю в о з р а с т а е т и н а В е с а х п е р е в е ш и в а е т».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Разъяснение (шарх)

Вступление

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семье, и всем его сподвижникам.

Данная книга является разъяснением стихотворения Абу Бакра ибн Аби Дауда ас - Сиджистани, да помилует его Аллах. Это стихотворение содержит в себе вероубеждение ибн Аби Дауда и то, чего он придерживался. В своем вероубеждении он следовал за саляфами (праведными предшественниками). Вероубеждение мусульман в первые века соответствовало тому, что пришло в Коране и Сунне. Они были убеждены в этом без колебаний и сомнений, ибо они уверовали в Аллаха и в Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, правдивой и твердой верой. Они были убеждены в том, что пришло в Книге Аллаха и в сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они уверовали во всё то, что содержится в Коране и Сунне, каких бы вопросов религии это не касалось. У них не было никакого сомнения, касалось ли это убеждений, или видов поклонений, или взаимоотношений между людьми, или нравственности, и так далее. Они принимали всё, что пришло в Коране и Сунне, ибо это обязательная составляющая веры (имана). Они уверовали истинно и правдиво! Они не сомневались в том, что утверждено в Коране и Сунне, какой бы это темы не касалось. Они не сомневались в рассказах Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относительно прошлого и будущего.

Затем в конце времен сподвижников появились заблудшие группы: хариджиты, ши’иты, мурджииты, къадариты. Последователи этих заблудших групп скрывали свои убеждения в первые века Ислама. Если же кто-то из них выявлял свои убеждения, их сразу же пресекали, и даже могли убить, если дело доходило до вероотступничества. Делалось это для того, чтобы сохранить эту религию от их интриг.

Когда же первые века прошли, иностранная культура (например, римская и персидская) стала проникать в города мусульман и повлекла за собой порицаемые явления. Активизировались заблудшие призывающие, которые стали распространять эти порочные идеи. Увидев это, обладатели знания стали активно разъяснять вероубеждение приверженцев сунны, на котором были сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователи. Ученые начали составлять книги по этой теме, называя их ″аль-Иман″, ″аш-Шари’а″,

″ас-Сунна″, ″ат-Таухид″. В этих книгах они опровергали последователей заблудших течений. Это было проявлением милости Аллаха к этой общине, дабы сохранить её религию. Поистине, Аллах посылает к этой религии защитников во все времена, дабы они её хранили.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Хвала Аллаху, Который поместил обладателей знания в те времена, когда не было посланников. Они призывали тех, кто заблудился, к прямому руководству, и терпели от них обиды. Они оживляли мертвые сердца с помощью Книги Аллаха и возвращали посредством света Аллаха зрение тем сердцам, что ослепли. Сколько же погубленных Иблисом они оживили!


Сколько же заблудших, потерянных они наставили на прямой путь! Как же прекрасно они повлияли на людей, и как же скверно люди отнеслись к ним!

Они очищали Книгу Аллаха от искажений чрезмерствующих, необоснованных утверждений лжецов и

толкований невежд, которые возвышали знамена нововведения и развязывали узлы смуты. Заблудшие разногласили относительно Книги Аллаха и противоречили ей. Они говорили об Аллахе и Его Книге безо всякого знания. Они говорили неясными словами и обманывали невежественных людей, внося в их сердца сомнения. Прибегаем к Аллаху от смуты заблудших!» 1

Затем книги по вероубеждению стали передаваться из поколения в поколение. Книги, написанные учеными, стали переходить из рук в руки. Были и такие книги, которые содержали в себе все вопросы вероубеждения праведных предшественников этой общины.

После этого некоторые ученые стали рассказывать о вероубеждении в стихотворной форме, ибо стихотворения легки для души, они быстрее запоминаются и дольше остаются в памяти. Они начали описывать вероубеждение в стихотворениях, чтобы облегчить заучивание. К таким стихотворениям можно отнести то стихотворение, которое мы будем разбирать в этой книге.

Это стихотворение ″аль-Хаия″, автором которой является Абу Бакр ’Абдуллах ибн Аби Дауд ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани. Его отцом был Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас – автор сборника хадисов ″ас-Сунан″. Абу Дауд был последователем и учеником имама Ахмада. Ему также принадлежит книга ″Масаилю аби Дауд″, которая уже напечатана. В ней записаны вопросы, задаваемые им имаму Ахмаду и его ответы.

Так вот, сыном Абу Дауда является ’Абдуллах (Абу Бакр) – автор этого стихотворения. Он также был великим имамом, брал знание от своего отца и других ученых. У него великая степень в знании, ничуть не ниже степени его отца.

 

Да смилуется Аллах над ними обоими!

 

1 См. «ар-Радд ’аля-ль-Джахмийа уа-з-зана дикъа», стр. 85.


О необходимости крепко держаться за Коран и Сунну

Сказал автор стихотворения:

 

«К р е п к о д е р ж и с ь з а в е р в ь А л л а х а и с л е д у й з а в е р н ы м р у к о в о д с т в о м, Н е б у д ь н о в о вв е д е н ц е м и, б ы т ь м о ж е т, т ы п р е у с п ее ш ь»

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.118 с.)