ТОП 10:

А также: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров»178.



А также: «Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» 179.

Каждая вещь происходит только потому, что её пожелал Аллах Всевышний, и это после того, как Он знал об этом и записал это в Хранимой Скрижали.

 

В-четвертых, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний сотворил всякую вещь.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах - Творец всякой вещи. Он - Попечитель и Хранитель всякой вещи» 180.

А также: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» 181.

Следовательно, у предопределения есть четыре этапа, в каждый из которых мы обязаны верить.

Во-первых, Аллах Всевышний знал обо всем, что произойдет.

 

 

 

 

174 Это куплеты из извес тного стих отворения ибн уль-Къаййима «ан-Нуния».
175 Муслим, 2653.
176 Сура аль-Бурудж , аят 16.
177 Сура аль-Хадж, ая т 18.
178 Сура ат-Такуир, аят 29.
179 Сура аль-Бакара, аят 253.
180 Сура аз-Зумар, аят 62.
181 Сура ас-Саффат, аят 96.

Во-вторых, Аллах Всевышний записал всё то, что произойдет, в Хранимой Скрижали. В-третьих, Аллах Всевышний пожелал, чтобы случилось то, что случилось.

В-четвертых, Аллах Всевышний сотворил всякую вещь.

Кто отрицает хотя бы один из этих этапов предопределения, тот не является верующим в предопределение.

 

2. Заблудшие течения в вопросах предопределения.

В вопросах предопределения приверженцам сунны противоречат две группы: къадариты и джабриты.

1 — Къадариты (это те, которые отрицают предопределение).

Первыми из тех, кто отрицал предопределение, были ’Амр ибн ’Убейд и Уасыль ибн ’Ата. Иначе говоря, эти люди были основоположниками му’тазилитов. Они заявили, что человек сам создает свои поступки, а Аллах ничего не предопределяет. По их мнению, раб сам создает свои поступки, то есть от желания и воли Аллаха Всевышнего ничего не зависит.

Получается, что раб сам создает свои деяния, и этим самым они как будто бы утвердили других творцов помимо Аллаха Всевышнего. Но на самом деле только Аллах Всевышний является Творцом, а всё остальное, помимо Него, - это творения.

Они будто бы говорят: ″Помимо Аллаха есть еще творцы, а именно люди, которые творят свои

дела″.

Это является многобожием (ширком), и именно поэтому, пророк, да благословит его Аллах и

приветствует, сказал о них: «Къадариты являются огнепоклонниками этой общины» 182. Ведь, они заявляют о наличии других творцов наряду с Аллахом. И точно так же, огнепоклонники говорили, что у этого бытия два творца: свет, который творит добро, и мрак, который творит зло. Именно в этом и заключается многобожие къадаритов.

2 — Джабриты.

К этой группе относились последователи Джахма ибн Сафуана. Они говорили, что у раба нет никакого выбора и нет никакой воли. То есть, раб принужден к тому, что делает, и у нет никакого выбора. По их словам, раб подобен перу, подгоняемому ветром, когда у пера нет никакого выбора, и оно движется туда, куда дует ветер.

 

Но приверженцы сунны находятся посередине меж двух этих групп и говорят, что каждая вещь происходит по предопределению Аллаха Всевышнего. Действия людей тоже происходят по

 

 

182 Абу Дауд, 4691; ат-Табарани в ″аль-Аусат″, 3/65; аль-Хаким, 1/159; аль-Бейхакъи в «Сунан а ль-Кубра», 10/203.


предопределению Аллаха. Деяния рабов сотворены Аллахом. Но в то же время, раб совершает эти деяния по своему выбору и желанию. У человека есть желание и есть выбор. Но действия рабов не происходят без воли Аллаха, как говорят къадариты. Также рабы не принуждены к этим действиям, как говорят джабриты. Человек совершает деяния по своему выбору и желанию. Именно поэтому, человек получает награду за совершение благого и наказывается за совершение дурного. Если бы человек был принужден к деяниям, то его бы не наказывали. Как человек может быть наказан за деяние, к которому он был принужден и не желал его совершать?

Поэтому, Аллах Всевышний не будет наказывать сумасшедшего, у которого не было своей воли. Также Аллах Всевышний не будет наказывать принужденного, которого заставили что-то совершить, ибо у него не было выбора. Также Аллах Всевышний не будет спрашивать спящего, так как во время сна человек неспособен мыслить. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перо поднято от троих (то есть, не записывают ангелы им грехи): от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; от спящего, пока он не проснется; и от сумасшедшего, пока его разум не восстановится» 183 . И это по той причине, что у этих троих нет желания и воли что-либо совершить.

Если же у человека есть воля, желание и выбор, он получит награду за подчинение Аллаху и будет наказан за ослушание. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз…» 184. В этом аяте Аллах Всевышний сказал: «…тем, которые уверовали и вершили праведные деяния…», то есть приписал праведные деяния к этим людям. В другом аяте сказано: «Поистине, тем, которые не уверовали…» 185. В этом аяте также неверие приписано к людям, ибо они впали в него из-за своих поступков и по своей воле.

Определенное событие со стороны самого поступка является действием раба, но со стороны предопределения, это событие предопределенно Аллахом. Доказательство этому в словах Всевышнего: «…тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» 186.

«…тем из вас, кто желает следовать прямым путем…» — в этих словах опровержение джабритам, которые отрицают то, что у раба есть желание. Но эти слова указывают на то, что человек встает на прямой путь по своему желанию.

 

 

 

183 Ибн Маджах, 2045; ибн Х иббан, 143; ат -Табарани в « Му’джам а ль-Кабир», 11141; аль-Бейхакъи в «аль-

Кубра», 8/264; аль-Хаким, 1/258.

 

184 Сура аль-Бакара, аят 277.
185 Сура аль-Бакара, аят 6.
186 Сура ат-Такуир, аяты 28-29.

«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» — в этих словах опровержение къадаритам, которые говорят, что желание раба не связано с желанием Аллаха. Следовательно, в этих аятах содержится опровержение сразу двум заблудшим группам.

В этих аятах утверждение убеждений приверженцев сунны, которые говорят, что подчинение Аллаху и ослушание – это выбор рабов, хотя он и предопределен Аллахом. Люди совершают свои поступки по своему выбору и желанию. Поэтому, разумный непринужденный человек может совершить определенное действие, а может и оставить его. Он может совершить намаз, раздать милостыню, совершать джихад на пути Аллаха, но может и оставить намаз, милостыню и джихад. То есть, человек способен совершить определенное действие, но способен и оставить его. Например, человек совершает прелюбодеяние, распивает спиртное, занимается ростовщичеством. Этот человек совершает эти грехи по своему выбору, хотя он может оставить эти запретные поступки. То есть, человек делает все эти поступки по своему выбору и желанию. И каждый человек понимает это.

А, ведь, сами джабриты не применяют свое вероубеждение во всех ситуациях. Например, кто-нибудь ударит джабрита или убьет его, разве они не будут требовать мести и наказания?! Как же они могут просить наказания, когда сами говорят, что человек принужден к совершению деяний и не имеет выбора?! Это противоречия в их убеждениях. Суть в том, что их скверная идеология не применяется ими в реальной жизни.

Таков результат того, что человек опирается на собственные мысли и испорченный разум, отворачиваясь от Книги Аллаха и сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

 

3. Плоды веры в предопределение.

У веры в предопределение много великих плодов.

1 — Если человек верит в предопределение, его вера во все шесть столпов становится полной. Если же человек отрицает предопределение, получается, что он не верит в один из столпов веры. Ведь, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил нам суть веры, сказав: «Суть веры заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Писания, и в Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты уверовал в предопределённость как хорошего, так и дурного» 187.

2 — Посредством веры в предопределение человек продолжает идти дальше и не поддается опасению и страху. Человек знает, что случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний.

Аллах Всевышний поведал нам о состоянии лицемеров в день Ухуда: «Они являются теми, которые сказали своим братьям в то время, как сами отсиживались дома: "Если бы они

 

187 Муслим, 8.


послушались нас, то не были бы убиты". Скажи: "Отвратите смерть от себя, если вы говорите правду"» 188. Но на самом то деле, нахождение дома не отвращает смерть, и выход на с ражение не всегда влечет за собой смерть. Это всего лишь причины, а случится лишь то, что предопределил Аллах Всевышний.

Сколько людей участвовали в битвах, а затем возвращались домой живыми и здоровыми! Например, Халид ибн Уалид, да будет доволен им Аллах, перед смертью сказал: «Нет на моем теле места размером в пядь, где бы не было следов от раны или удара» 189 . Он мечтал умереть во время сражения, участвовал в великих битвах, но Аллах не предопределил ему такой смерти.

Вера в предопределение побуждает человека быть смелым, идти вперед и уповать на Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: "Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь"» 190. А также: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях» 191.

3 — Если человека, верующего в предопределение, постигают беды, он не тревожится. Такая вера облегчает человеку несчастия и он не тревожится, не бьет себя по лицу, не рвет на себе одежду, не призывает призывом джахилии192. Человек терпит и надеется на награду Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: "Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся". Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» 193. И как сказано в хадисе: «Если же с тобой что-то случилось, то не говори: ″Если бы я сделал то-то, то было бы так-то и так-то″. Скажи лишь: ″Это предопределил Аллах и Он сделал так, как Ему было угодно″, поскольку если бы открывает возможность для козней Шайтана» 194.

 

188 Сура али ’Имран, аят 168.
189 См. «Сияр», 1/382.
190 Сура али ’Имран, аят 154.
191 Сура ан-Ниса, аят 78.
192 Джахилия – это то, что было до Ислама.
193 Сура аль-Бакара, аяты 155-157.
194 Муслим, 2664.

Вера в Судный День

Сказал автор стихотворения:

 

« Н е о т р и ц а й и з - з а с в о е г о н е в е ж е с т в а Н а к и р а и М у н к а р а , И не отрицай Водоем и Весы, таков мой совет тебе».

—————————————————————————————————————————————

Разъяснение (шарх)







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.006 с.)