ТОП 10:

А также: «Повинуйтесь Посланнику, - быть может, вы будете помилованы»37.



Также в Коране некоторые вопросы упомянуты в общем, а сунна разъясняет их более подробно. Аллах Всевышний сказал своему пророку: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано» 38. Сунна крепко связана с Кораном, ибо она разъясняет его. Сунна разъясняет более подробно то, что в Коране упомянуто в общем, и ограничивает общие постановления Корана. И вот так мы понимаем, каково положение сунны по отношению к Корану, и какое место в Исламе она занимает.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от тех людей, которые отворачиваются от сунны, сказав: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)! Я опасаюсь сытого человека, лежащего на своем ложе и говорящего: ″Между нами и вами Книга

 

32 Сура ан-Нур, аят 63.

 

33 Сура ан-Надж м, аяты 3 -4.

 

34 Сура аль-Хашр, аят 7.

 

35 Сура ан-Ниса, аят 80.

 

36 Сура аль-А’раф, аят 158.

 

37 Сура ан-Нур, аят 56.

 

38 Сура ан-Нахль, ая т 44.


Аллаха! Что найдете в ней дозволенным, считайте это дозволенным, а что найдете запретным – запретным!″ Но нет! То, что запретил посланник Аллаха подобно тому, что запретил Аллах»39.

Аллах Всевышний сказал: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость» 40.

А также: «(Пророк) обучает их (верующих) Писанию и мудрости» 41.

Писание – это Коран, а мудрость – это сунна! Без сунны невозможно, ибо она является вторым источником доказательств в Исламе, и с этим согласны все ученые.

3 — Единогласное мнение ученых (иджма’).

А доказательством являются слова Всевышнего: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» 42

А также слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Аллах не объединит мою общину на заблуждении» 43.

4 —Сравнение по аналогии (къияс).

Речь идёт о сравнении двух вещей в шариатском постановлении из-за какой то причины, объединяющий их. К сравнению по аналогии прибегают большинство ученых, хотя захириты44 и некоторые ханбалиты отвергли такой источник доказательств. Но большинство ученых принимают этот вид извлечения доказательств, и сравнение по аналогии является правильным, если будут соблюдены все условия, упоминаемые в книгах по науке ″Усуль аль-фикх″.

Осталось еще несколько источников шариатских доказательств, например, слова сподвижников, и так далее, но относительно этих источников среди ученых существует серьезное разногласие.

Что же касается разногласий среди ученых относительно сравнения по аналогии, то разногласие здесь слабое. Большинство ученых считают, что сравнение по аналогии является доводом, хотя имам Ахмад сказал: ″К сравнению по аналогии (къияс) прибегают только при крайней необходимости″ 45. То есть, сравнение по аналогии подобно мертвечине, которую можно есть только при крайней необходимости. Если найдется шариатский текст в Коране или в Сунне, то нет нужды

 

 

39 Абу Дауд, 4604; ат-Тирмизи, 2664; ибн Маджах, 12; Ахмад, 4/131; ибн Хиббан, 1/188.

 

40 Сура ан-Ниса, аят 113.

 

41 Сура али ’Имран, аят 164.

 

42 Сура ан-Ниса, аят 115.

 

43 Абу Дауд, 4253, и многие другие.

 

44 Последователи ученого Дауда аз -Захири.

 

45 Передал а з-Захаби в ″ас-Сияр″, 10/77.


прибегать к сравнению по аналогии (къиясу). Если же относительно какого-то вопроса не найдется текста ни в Коране, ни в Сунне, то прибегают к сравнению по аналогии из-за необходимости в этом.

 

«Следуй в религии за Книгой Аллаха и сунной…» — то есть: бери свою религию из Книги Аллаха и достоверной сунны Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается остальных вещей, то следует внимательно посмотреть. Если какая-то вещь соответствует тому, что в Книге Аллаха и в Сунне, то мы принимаем, если же она противоречит – то и мы отвергаем эту вещь. Ученые этой общины завещали поступать именно так.

Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, сказал: ″Если моё слово противоречит слову посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то берите слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а мои слова разбейте о стену″.

Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал: «Каждый из нас либо опровергает чье-то мнение, либо его мнение опровергают, кроме обитателя этой могилы», имея в виду пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как имам Малик преподавал в мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не опровергаются никогда. Что же касается других людей, то их слова принимаются тогда, когда соответствуют Книге Аллаха и Сунне, а иначе они отвергаются.

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, сказал: ″Если пришел хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он безоговорочно принимается. Если пришло сообщение от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то оно безоговорочно принимается. Если же пришло сообщение от таби’инов, то, ведь, они – люди и мы - люди″. То есть, даже от таби’инов принимается только то, что соответствуют Книге Аллаха и Сунне.

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Удивляют меня люди, которые узнали хадис и его достоверность, но следуют за мнением Суфьяна (ас-Саури), а ведь Аллах Всевышний сказал: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания" 46» 47.

Не разрешается брать мнение ученого, какой бы степени в знании он не достиг, кроме как, если его мнение построено на доводе. Если же ученый противоречит доводу, то его слова не принимаются в расчет, ибо ничьи слова не могут стоять выше слова посланника, да благословит его

 

 

 

46 Сура ан-Нур, аят 63.

 

47 Все с лова этих ученых на данную тему можно посмотреть в следующих книгах: ″Сияр а’ляму -н-нубаля ″, 10/35; ″ас-Сарим аль-Маслюль″, 1/306; ″И’лям а ль-Мувакъи’ин″, 3/287.


Аллах и приветствует. Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - Слышащий, Знающий» 48.

 

48 Сура аль-Худжурат, аят 1.







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.005 с.)