ТОП 10:

Темы: Этюд головы натурщика ( гризайль).



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина: Живопись

Темы: Этюд головы натурщика ( гризайль).

       Лессировка, пропорции человека.

Содержательная структура

 учебно-методического комплекса

Нормативный блок

1. Программа предмета.

2. Тематический план предмета.

Учебно-методический блок

1. Опорный конспект.

     Необходимые инструменты и принадлежности.

2. Перечень трудовых приемов.

3. Последовательность ведения трудовых приемов.

4. Набор иллюстрированного материала.

5. Словарь специальных терминов.

Блок контроля

6. Перечень заданий по данной теме.

7. Тесты по теме.

8. Критерии оценки.

9. Контрольное задание.

 

Учебно-методический блок

Опорный конспект

Тема:  Этюд головы натурщика ( гризайль).

       Лессировка, пропорции человека.

 

Этю́д (фр. étude — «изучение») — произведение в изобразительном искусстве, выполненное, обычно, с натуры с целью её изучения. Этюды, как и в живописи так и в скульптуре, часто используются как подготовительные этапы для анализа и выявления проблем в основном произведении. В этюде прорабатываются такие детали как цвет, свет, форма, перспектива и композиция.

Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов. Техника гризайли — чаще всего выполняется черно-белым или коричнево белым цветом. Это хороший способ разобраться с тоном в живописи, когда мы работаем кистью и краской, но без цвета, переводим форму на пятно, что, собственно, и является живописным языком. Практика гризайли дает возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в ней все, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет. Кроме того, эта техника используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов.

 Гризайль можно выполнять как акварелью так и гуашью

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне. Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий.

Лессировки наносятся тонкими слоями краски по хорошо просохшему нижнему слою прозрачными, полупрозрачными смесями с сильно разжиженными лаками. Лессировки не изменяют детали моделировки, подготовленной в подмалевке и корпусной прописке, они усиливают или изменяют оттенок красок, придают живописи своеобразное звучание и гармонию, которой невозможно достичь корпусными красками, или живописью способом « Алла-прима».

Это объясняется тем, что при лессировках проявляется эффект оптического смешения цвета и это придает ей неповторимое и своеобразное звучание, так называемое «свечение цвета», что недоступно при механическом смешении красок.

 

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

 

Мерами головы, которые действуют, когда мы соотносим ее к строению фигуры человека, могут служить такие ее части, как: Высота головы; Общая высота головы и шеи; Диагональ головы. Значит так, голова человека относительно к его росту находится в рамках от 1:7,2 и до 1:8. В этом случае есть и свои индивидуальные особенности, зависящие от роста человека. Например, у людей низкого роста голова обычно больше по размерам, чем у тех, которые выше. У детей голова значительно больше относительно тела, нежели у взрослых.

 

 


Перечень трудовых приемов

1.Построение головы натурщика выше уровня глаз, выявление пропорции и конструкций формы головы человека в пространстве.

2.Подмалевок(первая прописка тоном головы натурщика).

3.Тоновые отношения в рисунке головы натурщика.

4.Детальная прописка полутеневых участков головы.

5.Обобщенная прописка теневых участков головы.

6.Детализация частей лица головы, передача объема и формы головы методом «лепки формы тоном».

7.Прописка фона. Объединение фона и головы.

8.Прописка планов в этюде головы.

9.Итоговое обобщение и завершение этюда головы натурщика.

 

 


Блок контроля

Упражнение 1

Упражнения 2

Упражнение 3

Тесты по теме

1. При выполнении этюда головы, какой ракурс наиболее выгоден для передачи объема:

А) фас

Б) профиль

 В) три четверти

2. Работа, выполненная с натуры - это:

А) этюд

Б) эскиз

3. Наложение одного красочного слоя на другой называется:

А) лессировка

Б) алла прима

В) по-сырому

4. К какому виду искусства относится понятие « лессировка»:

а) живопись

б) графика

в) архитектура

5. Что такое монохроние?

а) вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

б) одноцветность, имеющая в различных областях деятельности следующие значения

в) качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

6.Гризайль-это…

а) инструмент для покраски и живописи. Кисти делаются из щетины и хвостовых волосков различных животных.

б) это рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству, с использованием научно-обоснованных приемов и методов изображения объемного пространства на плоскости, а также линейно-конструктивных знаний и понимания формы, выполняемый с целью решения определенных линейно-конструктивных, свето-теневых, тональных, композиционных и других учебных задач.

в) вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

 

 

7.Как выглядит портрет?

а) б)

в)

 

8.Что такое пропорции…?

а) это гармонизация формы художественного произведения, пропорциональность — ее эстетическое качество.

б) это взаимосвязь между двумя величинами, при которой изменение одной из них влечет за собой изменение другой во столько же раз.

9. Натурщик, позирующий художнику или скульптору во время работы над произведением-это…

а) Натурщик

б) Модедь

в) Ракурс

10.Подмалевок – это…?

а) качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

б) вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.

в) вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски.

 

Ответы:

 

1 в

2 а

3 а

4 а

5.б

6.в

7.а

8.а

9.б

10.в

 

 


Критерии оценки

Выполнение практического задания оценивается по следующим критериям:

10 баллов – работа выполнена в полном объеме, без ошибок с элементами творчества.

9 баллов – работа полностью завершена, выполнена точно по образцу.

8 баллов – работа завершена, но есть небольшие недочеты в проведении линии, в выполнении технических приемов, исправленные самим учащимся.

7 баллов – есть недоработки, технические неточности при поэтапном ведении работы.

6 баллов –есть несущественные ошибки на отдельных этапах работы в компоновке, в проведении линий.

5 баллов – есть затруднения в выполнении отдельных приемов акварельного письма.

4 балла – нарушена последовательность ведения работы, допущены ошибки на этапах.

3 балла – в работе допущены значительные ошибки при выполнении технических приемов акварельного письма.

2 балла – отсутствует поэтапность ведения работы, не владеет большинством технических приемов акварельного письма.

1 балл – нет осмысленности, системности в ведении работы. Не владеет техникой акварельного письма.

0 баллов – полное отсутствие навыков работы, или отказ от ее выполнения.


8. Контрольное задание

1.Построение головы натурщика выше уровня глаз, выявление пропорции и конструкций формы головы человека в пространстве.

2.Подмалевок(первая прописка тоном головы натурщика).

3.Тоновые отношения в рисунке головы натурщика.

4.Детальная прописка полутеневых участков головы.

5.Обобщенная прописка теневых участков головы.

6.Детализация частей лица головы, передача объема и формы голов методом «лепки формы тоном».

7.Прописка фона. Объединение фона и головы.

8.Прописка планов в этюде головы.

9.Итоговое обобщение и завершение этюда головы натурщика.


Литература

В.С.Шаров. Академическое обучение изобразительного искусству.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Дисциплина: Живопись

Темы: Этюд головы натурщика ( гризайль).

       Лессировка, пропорции человека.

Содержательная структура

 учебно-методического комплекса

Нормативный блок

1. Программа предмета.

2. Тематический план предмета.

Учебно-методический блок

1. Опорный конспект.

     Необходимые инструменты и принадлежности.

2. Перечень трудовых приемов.

3. Последовательность ведения трудовых приемов.

4. Набор иллюстрированного материала.

5. Словарь специальных терминов.

Блок контроля

6. Перечень заданий по данной теме.

7. Тесты по теме.

8. Критерии оценки.

9. Контрольное задание.

 

Учебно-методический блок

Опорный конспект

Тема:  Этюд головы натурщика ( гризайль).

       Лессировка, пропорции человека.

 

Этю́д (фр. étude — «изучение») — произведение в изобразительном искусстве, выполненное, обычно, с натуры с целью её изучения. Этюды, как и в живописи так и в скульптуре, часто используются как подготовительные этапы для анализа и выявления проблем в основном произведении. В этюде прорабатываются такие детали как цвет, свет, форма, перспектива и композиция.

Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов. Техника гризайли — чаще всего выполняется черно-белым или коричнево белым цветом. Это хороший способ разобраться с тоном в живописи, когда мы работаем кистью и краской, но без цвета, переводим форму на пятно, что, собственно, и является живописным языком. Практика гризайли дает возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в ней все, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет. Кроме того, эта техника используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов.

 Гризайль можно выполнять как акварелью так и гуашью

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне. Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий.

Лессировки наносятся тонкими слоями краски по хорошо просохшему нижнему слою прозрачными, полупрозрачными смесями с сильно разжиженными лаками. Лессировки не изменяют детали моделировки, подготовленной в подмалевке и корпусной прописке, они усиливают или изменяют оттенок красок, придают живописи своеобразное звучание и гармонию, которой невозможно достичь корпусными красками, или живописью способом « Алла-прима».

Это объясняется тем, что при лессировках проявляется эффект оптического смешения цвета и это придает ей неповторимое и своеобразное звучание, так называемое «свечение цвета», что недоступно при механическом смешении красок.

 

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры — примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних — трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой — эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

 

Мерами головы, которые действуют, когда мы соотносим ее к строению фигуры человека, могут служить такие ее части, как: Высота головы; Общая высота головы и шеи; Диагональ головы. Значит так, голова человека относительно к его росту находится в рамках от 1:7,2 и до 1:8. В этом случае есть и свои индивидуальные особенности, зависящие от роста человека. Например, у людей низкого роста голова обычно больше по размерам, чем у тех, которые выше. У детей голова значительно больше относительно тела, нежели у взрослых.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.033 с.)