ТОП 10:

Последовательность ведения трудовых приемов



Начинать изучать живопись головы лучше с монохромного (одноцветного) ее изображения. Это своеобразный переход от изображения головы с гипсовой модели к живописи головы с живой натуры. Умение передать одним цветом светотеневую характеристику пластически сложной формы является необходимым заданием для студентов в процессе обучения.

В технике акварели, гуаши или акрила для одноцветной живописи чаще всего используют тёмно-коричневые краски (сепия, умбра жженая, марс коричневый, кость жжёная, нейтрально-черная, белила).

Монохромная живопись является переходным этапом от рисунка к живописи цветом. В процессе работы изучается форма, анализируется конструкция. Цветовая окраска, освещение решаются условно с помощью тонального масштаба.

Процесс тонального изображения головы основывается на знании ее анатомического строения, конструкции и пропорций и осуществляется в методической последовательности.

Приступая к живописи, надо стремиться к тому, чтобы как можно точнее передать светотональные особенности натуры. Работу над этюдом следует вести от крупных тональных отношений к более мелким, все время сравнивая тональность, пропорции и заботясь о цельности. Моделируя форму, нельзя забывать о различиях отношений по тону освещённой части, полутона, тени, рефлекса, падающей тени. Выдерживая как можно точнее тональные отношения, следует находить их контрасты и единство.

В живописи головы очень важна роль фона, его цветовая и тональная взаимосвязь с моделью. На начальном этапе обучения натуру лучше размещать на однотонном фоне. Для этого пригодны серые (тёмно-холодные) драпировки, негрунтованный холст. Яркий, пёстрый фон усложняет решение задачи.

Писать можно при естественном или искусственном освещении. Обычно голову освещают сбоку и несколько сверху. Освещение, фон должны способствовать выявлению ясности формы, тональных особенностей модели.

В отличие от гипсового слепка живая модель имеет различную окраску глаз, губ, волос, одежды и др.

Рисуя живую модель, необходимо иметь представление о ее анатомическом строении, его общем характере. Каждый человек имеет свои индивидуальные черты, которые необходимо передать в рисунке. Лицо человека воспринимается и запоминается лучше, когда оно эмоционально окрашено. В первую очередь в любом портрете наше внимание притягивают глаза человека. Не случайно их называют зеркалом души. Все это следует учитывать при композиционно размещении головы на листе. Не обязательно знать биографию человека, чтобы понять - перед нами артистическая натура.

Обобщенная прорисовка контура головы модели. Надо передать черты лица, взаимосвязь головы с плечевым поясом. Главное при этом соблюдать пропорции.

Рисунок головы - основа портрета. Путь к созданию портрета лежит через изучение головы человека со всеми ее конструктивно-пластическими и аналитическими особенностями. Азы рисования приобретаются при рисовании гипсовых копий с голов античных статуй , в основе которых находятся простые геометрические формы.

Живая модель дает широкий простор воображению, фантазии рисующего в поисках средств раскрытия характера. В рисовании живой модели перед рисующим - не готовое художественное произведение (скульптура). не готовый образ в своей неизменности, а живой человек. Это требует строгой целенаправленной наблюдательности. умения видеть и отличать главное от второстепенного и выражать это главное. "Постройка дома начинается не с орнамента еще несуществующих стен. а с фундамента. Так и в портрете: сначала рисунок головы, а затем вопросы портретного сходства". Какая бы задача ни ставилась - от общего построения до раскрытия глубоких психологических моментов, художник всегда должен идти к выразительности через конструктивно-пластическое решение, через выявление пропорций, через форму, через выражение объема в пространстве, т.е. через рисунок головы.

Художники различных цивилизаций. отделенных друг от друга тысячелетиями, в своем стремлении познать объективные законы прекрасного находили их, прежде всего, в пропорции. В основе многих пропорций в области животного и растительного мира лежит "золотая пропорция", которая в творчестве считается "законом красоты", поэтому используется во всех областях искусства.

Пропорция, "радующая глаз", была известна еще египетским и древнегреческим художникам. Пропорции пирамиды Хеопса, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона, храма Парфенона, скульптуры Афродиты Милосской и многих произведений искусства тому подтверждение.

По преданию, пропорцию, "радующую глаз", назвал "золотой" древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в VI в. до н.э. Он продемонстрировал ее на примере отрезка, поделенного особым образом. Если вам предложить разделить любой отрезок на две неравные части, большинство поставят разделительный штрих приблизительно на расстоянии 1/3 от целого. Это и будет "золотая пропорция", которую позже назвали "золотым сечением". Этот термин используется и в наше время.

"Золотое сечение" - это соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части. как большая - к меньшей. Если обозначить целое как С. большую часть как А, меньшую как В, то правило "золотого сечения" выступает как соотношение С:А=А:В. Отношение двух отрезков, образующих "золотое сечение", можно выразить числом 1,618. В эпоху Возрождения отношение, выражаемое этим числом , назвали "божественной пропорцией". Ее широко использовали в своих произведениях Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

"Золотое сечение" - это один из законов природы, которые распространяются в том числе и на человека как ее части. Голова человека, его тело, взятые в средних идеальных пропорциях, во многих своих частях представляют целые серии крупных и мелких пропорциональных отношений по "золотому сечению"

Познакомимся с идеальными пропорциями головы человека, расположенной анфас и в профиль, которые вы должны учитывать в процессе ее изображения.

Линия глаз располагается ровно посередине высоты головы. Лицевая часть головы от линии корней волос до конца подбородка делится на три равные между собой части - лоб, нос и нижнюю часть - расстояние от корня носа до конца подбородка. Нижняя часть лица также делится на три равные части между собой равны расстояния от корня носа до средней линии губ. от средней линии губ до начала подбородка и от начала подбородка до его конца.

Самое тонкое место носа (переносица) находится на одной линии со средней линией глаз. Ширина носа равна половине его высоты. При этом ширина носа равна расстоянию между глазами. А так как расстояние между глазами равно длине глаза, то ширина носа по идеальным пропорциям равна длине глаза. Длина рта относится к ширине носа как 1:1.618. Высота уха равна длине носа.

В профиль высота и ширина головы человека равны. Длина глаза и рта сокращается ровно вполовину от размера анфас. Отношение ширины носа к его высоте остается прежним - как 1:2. Если смотреть на голову в профиль, ухо расположено на линии посередине ширины головы.

 В выполнении быстрых этюдов головы натурщика надо ставить конкретные живописные задачи.

Изучение данного задания ставит целью освоение кратковременных этюдов цветом, помогающих уяснить суть объёмно-пространственного построения головы и её частей.

Вначале выполняется несколько быстрых этюдов (в течение двух-трех академических часов). Основное внимание на них уделяется цельности, живописному решению изображения. В таких заданиях не следует стремиться к технической завершённости этюда. Главное здесь – передать общий характер и пропорции головы, цельность большой формы, общее цветовое состояние. При этом следует избегать приблизительности, черноты к разбеленности цвета.

Изучая голову натурщика в различных ракурсах, следует, прежде всего, обратить внимание на то, как зрительно меняется положение профильных линий и опорных точек ее построения: серединной линии, идущей вдоль формы головы сверху вниз, осей надбровных дуг, глаз, основания носа, рта, уха, нижней челюсти.

Для правильного понимания построения формы головы на начальной стадии живописи является её упрощение, выявление ее основы, а уже затем переход к детальной проработке. Напомним, что форма головы в статическом положении в фас делится по высоте на две равные части линией, проходящей на уровне глаз (через наружные и внутренние углы глазной щели). Переднюю часть головы условно делят на три равные части: 1) от лобных бугров до переносья; 2) от надбровных дуг до нижнего основания носа; 3) от основания носа до подбородка.

 

Изображая голову в различных ракурсах (в фас, профиль, трехчетвертном повороте) в зависимости от точки наблюдения, надо учитывать положение всей массы головы, ее движение, перспективные сокращения формы на уходящих планах.

На первом этапе изображения намечается общее цветовое состояние модели, тоновые соотношения освещённых и теневых частей головы. Далее уточняя общую массу и силуэт головы, нужно наметить ее индивидуальные особенности (детали): форму и цвет глаз, носа и т. д.

Подмалёвок — вариант эскиза в живописи, начальный этап работы над картиной, представляющий собой нанесение на холст композиции будущей работы, раскладка основных цветовых «пятен», грубая проработка объёма и формы основными тонами краски. Предназначается для последующей точной прорисовки.

Подмалевок-нанесение по готовому рисунку монохромного подмалевка. Это достаточно старая и известная техника живописи маслом, можно сказать, что эта техника рисования является классической.

Гризайль – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями. Изначально данная техника была задумана как некий инструмент, позволяющий детально отображать рельефные фигуры. Позднее ее стали использовать в качестве визуального изображения современного декора в интерьере. В особенности она незаменима была для проектировщиков, так как помогала сделать предполагаемые макеты объемными и реалистичными. Еще позже техника гризайль начала применяться при оформлении помещений. Например, картины с изображением различных предметов декора, созданные при использовании данного стиля, стали неотъемлемой частью любого интерьера.

Как правило, гризайль - это всего один или два цвета, чаще всего бело-коричневый или черно-белый оттенок. Еще раньше, как вариант палитры данного вида искусства, использовалась так называемая сепия. Она представляла собой особое красящее вещество, которое можно было получить, применяя чернильный мешок морской каракатицы.

использование данной удивительной техники дает возможность выстроить правильный тональный масштаб. Причем делается это при использовании особой тональной шкалы, состоящей примерно из 5, 7 или 9 полутонов. Все это можно освоить, научившись рисовать в стиле гризайль. И только лишь после изучения данной техники стоит переходить к применению многоцветной акварели.

Обучение технике гризайль начинать стоит с традиционных и простых натюрмортных постановок. Примечательно, что при их составлении лучше всего использовать самые обычные модели и предметы. К примеру, это могут быть тарелки с фруктами, цветочные вазы или любые объекты из домашней утвари. И только потом можно переходить к боле сложным элементам, например к фигурам людей.

Рисование в стиле гризайль выполняется по следующей схеме:

 Делается набросок карандашом. Наносится легкий слой краски - буквально несколько штрихов, исключая светлые места объектов.

 Работа сохнет.

По мере высыхания ученик должен найти на рисунке тени.

Он закрашивает их на тон темнее.

 После высыхания обозначаются места с полутонами.

В заключительной стадии светлым тоном выделяются самые освещенные места и блики.

 Главная задача правильная работа с тоном. В глубоких местах необходимо класть тон плотно. В светлых, прописывать жидко.

Однотонный подмалевок (гризайль). Однотонный подмалевок может быть исполнен, либо от света к тени, следовательно, лессировками (лавированием), либо от тени к свету — «высветлением», либо, наконец, в серых тонах смешением на палитре белил с чернями.

Лессировочный подмалевок обычно имеет коричневатый оттенок сепии и лишь изредка бывает нейтрально-серым. акварельная краска, однако, вполне применимы при лессировании (лавировании) более мелких форм с большим количеством деталей. При масляном подмалевке мы должны к медленно сохнущим краскам — кассельской или вандейковской коричневой — добавить сиккатив. Однако более безопасным и технически более правильным является употребление коричневых красок, получаемых смешением черной окиси железа и темных охр или из темных жженых охр и берлинской лазури, которые сохнут намного быстрее и по высыхании становятся более твердыми. Как мы уже подчеркнули, следует избегать ламповой сажи и костяной черни, асфальта и краплака — красок, которые никогда полностью не высыхают и, находясь в нижних слоях, причиняют непоправимый вред. Лессировочный (лавированный) подмалевок может служить либо для распределения основной массы света и тени, либо с его помощью можно полностью решить всю форму. Образцом совершенства и цельности, которых можно достигнуть при работе с лессировками.

Лессировочный (лавированный) подмалевок, которому недостает материальности в светах, довольно часто комбинируют с подмалевком с прокладкой светов методом «высветления».

Для постановки подбирается модель с четкими, ясными по форме и цвету чертами лица, Для постановки подбирают пожилого или среднего возраста натурщика, без бороды, с четкой лепкой формы. в первом задании – лучше мужская. Модель ставится в простой позе, освещается ровным боковым или верхним светом. Костюм, фон, освещение должны помогать выявлению цветовых и пластических качеств головы, поэтому следует избегать в фоне цветов, близких к цвету лица модели.

Подмалевок – это подготовительная стадия работы над этюдом, в данном случае портретом.

Лессировки наносятся тонкими слоями краски по хорошо просохшему нижнему слою прозрачными, полупрозрачными смесями с сильно разжиженными лаками. Лессировки не изменяют детали моделировки, подготовленной в подмалевке и корпусной прописке, они усиливают или изменяют оттенок красок, придают живописи своеобразное звучание и гармонию, которой невозможно достичь корпусными красками, или живописью способом « Алла-прима».

    Этапы выполнения длительной работы в технике живописи (этюд).

Многослойный процесс более сложный, разделяется на последовательно идущие одна за другой фазами выполнения работы.

1. Нанесение рисунка.

2.Подмалевок.

3. Прописка.

4. Лессировки.

5. Завершение (обобщение).

Основной принцип лессировки — наложение тонкого слоя краски поверх основного цвета. Обратите внимание, что нижний слой должен быть просохшим, иначе вместо лессировки вы получите простое смешивание красок. Причем не в лучшем виде.

В живописи изображение натуры цветом называют этюдом. Этюдные акварельные работы бывают разными по характеру, задачам, методике выполнения, средствам выразительности. Овладеть искусством этюда можно только путем постоянного рисования с натуры. В зависимости от длительности выполнения этюды с натуры разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным относятся наброски и зарисовки.

Этюд-набросок – это быстро выполненное изображение, в общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Лишь в форме быстрого наброска можно запечатлеть неповторимые и быстротечные события. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания, постоянно изменяющиеся состояние пейзажа и освещенности, движения людей, животных и т. д.

Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения. Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска.

Вкомпонуйте голову с шеей и плечами в лист. Сделайте легкими карандашными линиями тщательный без теней рисунок. Проложите в полсилы, жидко темные места во всем этюде, стремясь сразу к точному цвету. Увеличивайте постепенно силу теней и проложите полутона. Затем, продолжая постепенно уточнять отношения, найдите цвета освещенных мест, чтобы к концу сеанса вся форма головы получила общее цветовое решение по отношению к фону, одежде и т.д.

Проработайте цветом детали более подробно, доведя цвета до силы, близкой к натуре. Постарайтесь как можно яснее передать цветом материальность форм натуры как на свету, так и в тени и показать характерные особенности разных частей модели (выступающая твердая кость, мягкая мышца, волосы, материал одежды, стена сзади и т. д.).
Чтобы исправить замеченную ошибку, надо это место размыть сильно мокрой кистью и затем промокнуть чистой тряпочкой. Снять краску совсем не удастся, прежний цвет будет слегка заметен, но писать поверху снова можно.

Лессировкой художники называют технику получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного. Техника лессировки — отличный способ передать тончайшую цветовую гамму. Краски накладываются очень деликатно, слой за слоем, а после высыхания прорабатываются детали последнего слоя.

Заливку можно выполнить разными способами – можно наносить краски на смоченную поверхность бумаги, на сухую, кистью и даже губкой, но главное работать как можно быстрее.
Несоблюдение даже одного из них сведет попытку заливки на нет.
 Лист бумаги должен быть прикреплен к планшету и находиться под наклоном. Наклон может быть разным, главное чтобы он был (наклон необязателен лишь в случаях заливки по мокрой поверхности). Можно регулировать и найти удобный угол наклона.

 Голова на уровне наших глаз. При изображении головы в трехчетвертном повороте лицевая часть головы должна быть изображена в перспективе — одна половина в большем сокращении. Другая — в меньшем. Однако лицевую часть головы надо изображать одновременно—правую и левую половины — симметрично. Например, намечая абрис дальней от нас щеки, одновременно намечаем линией и форму ближней щеки, то есть повторяем в зеркальном отражении линию абриса дальней щеки.

При положении головы в трехчетвертном повороте профильная линия уже будет изображаться немного изогнутой. Конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, разреза рта и основания подбородка — прямые и горизонтальные.

 Голова выше уровня глаз рисующего. При таком положении головы конструктивные линии — линии надбровных дуг, разреза глаз основания носа, разреза рта и основания подбородка будут изображаться несколько изогнутыми и направленными вверх. Рисуя голову в таком положении, студенты часто нарушают законы перспективы и изображают ее в обратной перспективе.

При данном положении головы глаз, который ближе к нам, всегда будет выше удаленного, а линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа и разреза рта по мере удаления от нас будут опускаться. Это очень легко доказать. Представим себе, что вместо головы перед нами находится простой ящик. На «лицевой» стороне наметим нашу схему головы, по законам перспективы это будет выглядеть. Таким образом, ученик видит, что глаз, удаленный от нас ниже.

Профильная линия будет изогнутой. Нижние площадки надбровья, носа и подбородка будут хорошо видны. Кончик носа будет выше линии основания носа.

Голова ниже уровня глаз рисовальщика. При построении изображения головы ниже уровня наших глаз конструктивные линии надбровных дуг, разреза глаз, основания носа, губ и подбородка будут округлой формы и обращены книзу.

Наметив линейно-конструктивную основу формы головы, переходим к выявлению ее объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Поверхности, образующие объем, выражаются в рисунке линейно, линии как бы расчерчивают форму головы на планы и являются границами света, тени, полутени.Кончик носа при таком положении будет ниже линии основания носа. Линия разреза глаз приблизится к линии надбровных дуг. Лицевая часть головы значительно сократится, а верхняя часть черепной коробки увеличится. Профильная линия остается немного изогнутой.

Что касается портретов, то очень часто фон не соответствует изображаемому объекту и иногда способен даже ухудшить общее впечатление от картины, нежели сделать ее лучше.

Прежде чем начать писать, необходимо проанализировать натуру, определить основные тональные и цветовые отношения и приступить к легкой прописке цветом всего холста или подмалевку. Прописка делается жидкой краской как акварелью, иногда вводится небольшое количество белил. Вначале прописываются глубокие по тону темные места и тени. Далее к темным тонам в отношениях подбирается цвет и тон окружения – полутона, свет, фон. Темное место будет служить камертоном. При первой прописке намечаются также отношения цветов по теплохолодности, т. е. определяется, насколько освещенные места холоднее или теплее теневых и фона. После того как подмалевок просохнет, можно приступить ко второму этапу - от живописи глубоких темных мест перейти к лепке цветом более выпуклых, светлых мест натуры. Работа над этюдом должна вестись от общего к частному и от частного к общему. Моделируя форму цветом, нельзя забывать о различиях отношений по тону освещенной части, полутона, тени, рефлекса, падающей тени. Выдерживая как можно точнее тональные отношения, следует находить их контрасты и единство. Каждый мазок краски надо класть по форме, тем самым выявляя ее характер, объем, тонально–цветовые особенности.

Работая над передачей частей лица намечают детали головы - части лица. Нос, губы, уши, глаза, веки, брови имеют свою форму, объем, характер и цвет. Прежде чем писать глаза, надо наметить место, характер, тон, цвет глазных впадин, а затем лепить форму глаз. Глаза пишут одновременно оба все время сравнивая их построение. При этом надо следить, чтобы взгляд был направлен в одну сторону. Цвет глаз берется в отношении к цвету глазниц и лица в целом. Мазком лепится форма век, бровей. Губы следует строить как форму, имеющую объем, плоскости, грани. Тон и цвет носа, ушей по отношению к другим частям лица несколько темнее и насыщеннее, особенно у пожилых мужчин. Блики надо писать не просто белилами, а верно найденными по цвету и тону оттенками. Идя от крупных форм и цветовых пятен к более мелким, нельзя упускать из виду и общую тональность, заботясь о цельности. Если цельность этюда оказалась нарушенной, надо разобраться, как восстановить ее. Можно широкой кистью переписать некоторые места этюда или, используя прием лессировки, нанести прозрачные тона краски; отказаться от некоторых подробностей, контрастных мазков, пятен. Итак, задачей третьего этапа является обобщение, иными словами, необходимо снова укрепить конструкцию головы, привести к синтезу тот анализ форм, который был проделан раньше.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.124.77 (0.012 с.)