Система логопедической работы при коррекции гиперкинетической дизартрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система логопедической работы при коррекции гиперкинетической дизартрии



Среди церебральных параличей у детей особо сложный характер имеют гиперкинетические формы. Их отличают большая распростра­ненность поражения двигательной сферы и лучшая сохранность интел­лекта.

Работа логопеда при этом заболевании тесно связана с общими ме­роприятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произ­вольных движений, поскольку гиперкинезы артикуляторного аппарата являются проявлением общего заболевания.

Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25—30% случаев. При этом сравнительно редко встре­чаются дети с чистой гиперкинетической формой без явлений спастичности и парезов мышц артикуляторного аппарата. При попытке к речи или при выполнении намеренных движений органами артикуляторного аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом аппарате, но и в других частях тела.

Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхательными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппарате определяет осо­бенности экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной муску­латуры и голосовых связок делают голос прерывистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произнесения отдельных слов, сло­гов, а иногда и звуков.

Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не только при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обуславливается гиперкинезами голосовых связок. При гиперкинезах в области мягкого неба голосо-дыхательная струя периодически по­падает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровожда­ется резким носовым оттенком. При гиперкинезах в различных отделах языка страдает произношение соответствующих групп звуков /перед­неязычных, заднеязычных, среднеязычных/. Гиперкинезы в губной мус­кулатуре приводят к нарушению всех губных звуков.

Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизарт­рией, довольно легко можно добиться правильного произношения изо­лированного звука, но в речевом потоке резко нарушается переключе­ние звуков, и произношение получается с грубыми дефектами. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.

Основным направлением восстановительных мероприятий в лого­педической работе является подавление насильственных движений. При этом большое внимание уделяется восстановлению статических положений с задержкой движений и выработке умения сохранять состояние покоя.

В проведении коррекционной работы на индивидуальных занятиях выделяется несколько основных этапов:

1. Подбор для больного ребенка позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в среднем положе­нии - в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вызыва­ют или усиливают насильственные движения артикуляторного аппара­та, а также тогда, когда попытки к речи усиливают непроизвольные движения отдельных частей тела.

2. Обучение ребенка удерживать мышцы лица в состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на осно­ве обучения расслаблению мышц. Сюда входят:

- Психотерапевтическое воздействие, основная цель которого -снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребенка в состояние эмоционального покоя. Подобного со­стояния можно добиться объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависимости от цели воздействия, должен быть спо­койным и властным, мягким и жестким, но без лишних звонких моду­ляций. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон. После этого следует перейти к пассивным поворотам головы в любом направлении с одно­временной фиксацией раздражимых областей.

- Массаж, в основном, одного типа: легкое плоскостное поверхно­стное поглаживание. Движения способствуют оживлению кинестетиче­ского анализа, повышению кинестетического контроля. Массаж лице­вых мышц выполняется в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляторной зоны. По длительности - не более 5 минут. Массаж проводится в медленном темпе. Подключается точечный перекрестный массаж тормозным методом.

- Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Ста­тические: когда ребенок говорит, логопед затормаживает насильствен­ные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведе­ние рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изме­нение амплитуды движений челюсти, губ, языка. Сразу же после про­ведения пассивных движений проверяется возможность самостоятель­ного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с воз­можно большей амплитудой, но не допуская болевых ощущений. На всем протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребенка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению. 3. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной арти­куляции. У детей с гиперкинезами наблюдается недостаточное разви­тие ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных движений /дышать ритмично и синхронно с логопедом/. Можно использовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как один из методов расслабления мышц.

4. Выработка правильного речевого дыхания при фонации глас­ных А, И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

5. Постановка звуков. Последовательность постановки звуков оп­ределяется локализацией гаперкинезов в артикуляторном аппарате. В первую очередь отрабатываются звуки, которые образуются в тех от­делах артикуляторного аппарата, где наблюдается наименьшее коли­чество гиперкинезов. Например, если насильственные движения губ отсутствуют или слабо выражены, то в первую очередь ставятся губ­ные звуки.

6. Выработка плавного произношения и правильной интонации.

В результате этой работы удается поставить все звуки, но чистого произношения звуков в связной речи добиться не удается. Достаточно, если звук будет понятен слушающим и отождествлен с необходимой фонемой.

При обучении грамоте детей, страдающих гиперкинезами, решаю­щую роль играет индивидуальный подход, т.к. дети одного возраста име­ют различный уровень развития моторики. Важен и учет психологиче­ских особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, от­личаются выраженным стремлением к преодолению своих двигатель­ных затруднений, другие, наоборот, вялы, малоподвижны, они не ис­пользуют даже имеющиеся двигательные возможности, требуют посто­янного побуждения к движению.

Более эффективно справиться с этими проблемами способен учи­тель-логопед после специальной подготовки. Во-первых, потому, что происходит взаимопроникновение индивидуальных и групповых заня­тий, вернее, приемов и методов, которые помогают реализовать задачи обучения. Например, на индивидуальных занятиях вырабатывается пра­вильная артикуляция звука, на групповых - его автоматизация. Слого­вые упражнения - один из лучших методов формирования артикуляци­онных движений необходимого качества, и в то же время, - эффектив­ное средство отработки техники чтения, и т. и.

Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, при­ходится отказаться от использования некоторых конкретных методиче­ских приемов, в частности, физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами.

Зрительная память этих детей развита намного лучше, чем слухо­вая, поэтому обучение должно быть максимально наглядным. Однако недоразвитие манипулятивных функций не дает возможности активно пользоваться обычными наглядными пособиями. Эта задача в отноше-нии схематической «записи» и анализа устной речи решается с помо­щью набора деревянных брусочков разной величины и кружков разно­го цвета /предложение - слово - слог - звук/. При работе с буквами удобна в использовании магнитная доска с набором пластмассовых букв и знаков.

Некоторые дети на определенных этапах нуждаются только в ин­дивидуальной работе с ними, но и для них крайне важным является подключение к групповым занятиям при наличии индивидуальной по­мощи. Уроки обучения грамоте являются идеальной возможностью для создания «языковой установки», для звуко-слогового творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.008 с.)