Этапы работы
| Содержание коррекционной работы
| Оборудование
| Виды работ
|
|
|
|
|
I. Понятие о предложении
| 1. Понятие о предложении. Деление связного текста на предложения.
2. Определение количества слов в предложении.
3. Составление предложений из набора слов.
4. Самостоятельное придумывание предложения по картинке или заданной теме.
5. Графическое обозначение предложений, слов.
| Картинки,
схемы,
таблички,
полоски,
фишки.
| Контрольный диктант в классе: "Малыш играет у крыльца. Коля и Витя лепят бабу. Петя взял лыжи. Он идет на горку. Там Люба и Нина".
|
П.Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез
| 1. Гласные звуки, их отличительные признаки.
2. Согласные звуки, их характеристика и основные отличия от гласных. Звонкие-глухие, твердые-мягкие согласные, их дифференциация.
3. Деление слова на слоги. Правило определения количества слогов.
Замена одного слога в слове другим (малина-машина).
Нахождение в пословицах, чистоговорках, загадках (по слуху) слов из 1, 2, 3 слогов.
("Живые слоги", "Найди свое место", "Лесенка".)
Графическое обозначение слова.
Подбор слов по данной схеме (машина)
| Фишки на звуковые дифференцировки.
| 1. Подчеркивание гласных и согласных в словах и графическое их обозначение.
2. Деление слов на слоги.
3. Покажи столько квадратиков, сколько в слове слогов.
4. Придумать слово с заданным количеством слогов (у каждого слоговая таблица или цифра).
5. Выпишите название картинки в столбиках с цифрами 1, 2, 3.
6. Составление слов из заданных слогов (ра, ко).
7. Вставь пропущенный слог (ра(бо)та).
8. Допиши слово (кошк...).
9. Кто больше придумает слов на заданный слог: -ма-; машина, мама, мала, макароны.
10. Цепочки из слов (каша - шарики).
11. Из сюжетных картинок найти слова на заданное количество слогов
|
|
|
|
| |
III. Ударение
| 1. Различение ударения в словах с различным количеством слогов.
2. Практическое определение безударных гласных и проверка их написания (лес-леса)
| полоски Игра-лото
Игра-цепочка (конь-нес-сани)
| 1. Работа со словами, отличающимися только ударением (кружки - кружки замок - замок).
2. Определение ударения в словах с разной слоговой структурой (на слух)
3. Подчеркнуть ударный слог, поставить ударение.
4. Графическое изображение слов разной слоговой структуры с определением ударного слога.
5. Найти место ударного гласного в слове или в схеме.
6. Выделение ударного слога ударом мяча, хлопком, интонацией.
7. Правило правописания безударных гласных в корне.
| |
IV. Твердые и мягкие согласные
| 1. Дифференциация слогов с гласными (а-я, у-ю, о-е, э-е, ы-и)
2. Обозначение мягкости согласных с помощью "ь".
3. Разделительный "ь".
| Слоговая табл.,
картинки,
буквы,
мяч
Спец, тесты Таблицы со словами-квазиомонимами
| 1. Работа над слогами с гласными а-я, у-ю, о-е, э-е, ы-и
ма-мя, мо-ме
2. Запись под диктовку слов в 2 столбика: с мягкими и твердыми согласными.
3. Работа со словами-квазиомонимами (мал-мял; мыло-мило).
4. Закрепление темы в игровом плане (с мячом) лук-люк.
5. Выделение слов-квазиомонимов в предложении.
6. Вставка пропущенных гласных в словах-квазиомонимах.
7. Составление слов-квазиомонимов из данных букв: в, а, з, ы,
в, я, з, ы (вязы, вазы).
8. Запись слов в 2 столбика (по слуху).
| |
|
|
|
| |
|
|
| 9. Работа с картинками: записать названия в 2 столбика.
10. Работа с предложениями. а-я У Вали завяли цветы.
11. Воспитание слухового внимания к мягким согласным (поднять карточку с "ь", если слышен мягкий согласный: л-ль; р-рь).
12. То же с помощью мяча
13. Работа со словами-квазиомонимами угол-уголь кон-конь
шест-... удар -... жест-... мол -... вес-... полка -... кров-... горка - горько
14. Разделительный "ь" в словах-квазиомонимах Коля - колья
семя - семья
15. Выборочный диктант.
16. Деформированный текст.
17. Составление предложения со словами-квазиомонимами.
18. Фонематический разбор: сосчитать количество звуков; твердых и мягких согласных.
19. Назвать дни недели с "ь",
20. Придумать слова-действия с разделительным мягким знаком
(полью).
21. Поставить слова во множественном числе (дерево - деревья).
| |
| | | | | |