Логопедическая работа при различных формах дизартрии у детей с церебральным параличом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая работа при различных формах дизартрии у детей с церебральным параличом



ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов кор­рекции (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова).

При разработке методов коррекции учитывались прежде всего ведущие расстройства при различных формах дизартрии. Так, при ги­перкинетической форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голо­са, сокращением мягкого неба и нужными движениями губ и языка. Такая же асинхронность наблюдается и при спастической дизартрии, но в первом случае механизмом нарушения являются гиперкинезы, а во втором - спастичность в различных отделах артикуляторного ап­парата. Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.

При каждой форме дизартрии можно выделить три степени пора­жения: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экспрес­сивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изолированно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблю­дается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнятная, но­сит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произноше­ние большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюда­ются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечно­стей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизарт­рии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключе­ние. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолирован­ном их произнесении.

При средней степени гиперкинетической дизартрии количество ги­перкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы арти­куляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих боль­ных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии ин­тенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперкинезы мимиче­ской мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища.

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нарушений в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свойственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетичекой форм.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АЛАЛИЯХ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Формирование звуковой стороны речи

Группа упражнений

1) Цель данных ниже упражнений - развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответ­ствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.

 

Что неверно?

Предварительно логопед разъясняет значение отдельных слов: комбайн, косари.

Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» и пред­лагают найти несоответствие в некоторых фразах.

Это верно или нет,

Что как сажа черен снег?

Сахар - горек,

Уголь - бел,

Ну а трус, как заяц, смел?

Что комбайн не жнет пшеницы?

Что в упряжке ходят птицы?

Что летать умеет рак,

А медведь - плясать мастак?

Что растут на вербе груши?

Что киты живут н"а суше?

Что с зари и до зари Сосны

валят

косари? Ну, а белки любят шишки. А лентяи любят труд... А девчонки и мальчишки В рот

пирожных

не берут?

Л. Станчев

Пер. с болгар. И. Мазнина Если дети назовут не все ошибки, то логопед читает стихотво­рение еще раз, предлагая слушать внимательно.

 

Правда или нет?

Логопед дважды читает стихотворение «Правда или нет?» и предлагает детям ответить, что в этом стихотворении не соответствует действительности и как должно быть на самом деле.

Кто подскажет мне ответ? Это правда или нет, Что из всех лесных зверей Всех ленивей муравей? Это правда или нет, Что, почуяв зайца след, Волк от страха без оглядки

Мчится прочь во все лопатки?

Это правда или нет,

Что съедает на обед,

Мышь, помимо разных крошек

Двух котов и восемь кошек?..

Это правда или нет,

Что в неправде правды нет?

А. Дуйсенбиев Пер. с казах. И. Мазнина

 

Группа упражнений

Цель приведенных ниже упражнений - развивать слуховое внима­ние и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах зву­ки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары зву­ков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова.

 

Назови первый звук в слове

Наглядный материал. Игрушка Буратино.

Логопед показывает Буратино и говорит: «Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на занятия, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?» Бу­ратино машет головой (инсценировка). Педагог: «Ты не знаешь, с какого звука начинается твое имя? Дети, скажите, с какого звука начинается имя Буратино?» После ответов логопед предлагает определить, с какого звука начинаются имена их соседей («Саша, с какого звука начинается имя де­вочки, котороя сидит рядом с тобой?»), названия тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить звуки зэ в слове Зоя, вэ - в слове Вадик).

 

Что мы слышим?

Кап-кап (идет дождь) Тик-так, тук-тук, ав-ав и т. п.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................3

1. ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ............3

2. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ДЦП (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕОБСЛЕДОВАНИЕ)............10

4. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АЛАЛИЯХ.............................21

5. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА…………………………………………………………………25

Приложение 1

КОНСПЕКТЬГЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ..................................37

Приложение 2

ФОРМИРОВАНИЕЗВУКОВОЙСТОРОНЫРЕЧИ.................................39

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Эффективность коррекционно-логопедической работы при разных формах дизартрии зависит от правильного определения вида дизартрии и, соответственно, от использования дифференцированных методов кор­рекции (М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова).

При разработке методов коррекции учитывались прежде всего ведущие расстройства при различных формах дизартрии. Так, при ги­перкинетической форме дизартрии ведущим расстройством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голо­са, сокращением мягкого неба и нужными движениями губ и языка. Такая же асинхронность наблюдается и при спастической дизартрии, но в первом случае механизмом нарушения являются гиперкинезы, а во втором - спастичность в различных отделах артикуляторного ап­парата. Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.

При каждой форме дизартрии можно выделить три степени пора­жения: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой степени спастической дизартрии экспрессивная речь внятная, лишь с нечетким произношением отдельных звуков, имеются негрубые затруднения при переключении в артикуляторном аппарате и отдельные элементы спастичности в различных его отделах.

У детей со средней степенью спастической дизартрии в экспрес­сивной речи искажено произношение 1/3 звуков. Даже изолированно эти звуки не могут быть произнесены правильно. Спастичность наблю­дается во всех отделах артикуляционного аппарата и в мимической мускулатуре.

При тяжелой степени поражения экспрессивная речь невнятная, но­сит не фразовый характер, а состоит из отдельных слов. Произноше­ние большинства звуков искажено. В процессе речевого акта наблюда­ются синкинезии в мимической мускулатуре, а в мускулатуре конечно­стей увеличивается спастичность. Отмечается высокая спастичность во всех отделах артикуляционного аппарата.

У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизарт­рии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затруднено переключе­ние. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолирован­ном их произнесении.

При средней степени гиперкинетической дизартрии количество ги­перкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы арти­куляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих боль­ных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии ин­тенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, искажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперкинезы мимиче­ской мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища.

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нарушений в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свойственных соответствующим степеням поражения спастической и гиперкинетичекой форм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.025 с.)