Система логопедической работы при дислексии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система логопедической работы при дислексии



Дислексия - сложное страдание, которое диагностируется пример­но у 7-9% от общего числа детей с расстройством чтения. Именно дис­лексия, по нашим наблюдениям, обуславливает стойкую неуспеваемость в начальной школе и значительные трудности в усвоении программно­го материала в старших классах.

Школьник, страдающий дислексией, не может уловить правильный смысл текста, так как слова он читает «по догадке», опираясь на смы­словое значение слова, при этом флексии он практически не читает. Это затрудняет понимание смысла задач на уроках математики, учеб­ных текстов. Такой ученик не может закрепить дома материал, прослу­шиваемый на уроке.

Дети, у которых расстройства чтения не устранены в начальной шко­ле, в старших классах пытаются усвоить учебный материал, в основ­ном слушая объяснения учителя. Такие дети испытывают невероятные трудности, отстают от сверстников, и, как правило, переносят тяжелые психические срывы.

В начальной школе логопедам нужно обследовать всех детей, у ко­торых наблюдаются сложности в процессе обучения и проанализировать их технику чтения. Со школьниками, у которых выявляются дис­лексии, необходимо проводить специальные (коррекционные) занятия.

Среди детей, страдающих церебральным параличом, примерно 40% имеют расстройства чтения. Специально проведенное исследование по­казало, что дислексия у детей в начальной школе носит качественно иной характер, чем в средней.

Дети в начальной школе не узнают графический образ буквы, чи­тают слог и слово, переставляя буквы, и, ориентируясь на общий гра­фический образ, произносят слово, изменяя его структуру и, как пра­вило, искажая флексию.

В старших классах дети неправильно улавливают лексико-грамматические связи, т.к. ориентируются только на семантическую значи­мость слова, без учета флексивных и предложных отношений, а также синтаксических связей.

Для коррекции дислексии предлагается апробированная в течение пяти лет в специальной школе-интернате № 9 для детей с церебраль­ным параличом методика логопедической работы.

Данная методика построена на воспитании у ребенка способности к восприятию графического образа буквы, слога, слова и предложения без опоры на семантическую значимость, лишая его возможности чи­тать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.

Чтение бессмысленных слов и текстов, составленных по законам морфемных образований и грамматических связей русского языка по­зволяет сосредоточить внимание на графическом образе, а не пытаться домысливать слово или целый текст.

Коррекция дислексии проводится в несколько этапов

/ этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.

II этап. Чтение слогов:

а) из двух букв: УС, АС, СА, ЧА, АШ, ША и т. д.;

б) из трех букв: САК, КАС, ТАС;

в) слогов со стечением двух согласных: КАСТ, МАСТ, TACT;

г) слогов со стечением трех согласных: АСТР, ОРТК, УСТР, ОШТР.

III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезан-кар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.

IV этап. Чтение текстов, которые составлены по законам морфо­логии и грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости по типу «Глохая куздря».

Примеры текстов:

1) Омело.

Курдикамочка олела логого курдичонка. Омело, олот галанул кур-дичонка. Курдикалочка заканыла ауо.

2) Затариха.

Затариха маланыла из олета, кадом дыл. Ольи затарята маланили

тозор.

Дети с которыми занимался логопед по преодолению дислексии, относятся к «группе риска!». В средней и старшей школе они нужда­ются в дальнейшем специальном контроле при работе с текстами. Осо­бое внимание должно быть обращено на восприятие лексико-грамма-тических, флективных и предложных отношений, а также синтаксиче­ских связей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.91.98 (0.015 с.)