Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информационные материалы ОГПУ—НКВД 331930—1934гг.
Первая половина 30-х годов в советской историографии была названа периодом наступления социализма по всему фронту. Новый курс сталинского руководства сопровождался развертыванием сплошной коллективизации крестьянских хозяйств и раскулачиванием их значительной части. Углубление социально-политического размежевания в советской деревне стало причиной волнений, вспышек крестьянского недовольства, актов насилия и бандитских проявлений. В условиях перехода страны к форсированию индустриализации и коллективизации органы госбезопасности, обеспечивая курс партийного руководства, стали более активно участвовать в политических кампаниях, в операциях по борьбе с «вредителями» чуть ли не во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, в сфере науки и художественного творчества. Было сфабриковано так называемое дело «Трудовой крестьянской партии» (ТКП), по которому привлекались видные ученые-аграрники Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, Н.П. Макаров и др., а по делам «Промпартии» и «Союзного бюро меньшевиков» — Л.К. Рамзин, В.Г. Громан, Н.Н. Суханов. 6 августа 1930 г. И.В. Сталин писал В.М. Молотову: «Я думаю, что следствие по делу Кондратьева—Громана—Садырина нужно вести со всей основательностью, не торопясь. Это дело очень важное... Кондратьева, Громана и пару-другую мерзавцев нужно обязательно расстрелять»1. По его мнению, их признания могли бы быть «серьезным успехом ОГПУ»2. Дело шло к так называемому «большому террору», захлестнувшему страну во второй половине 30-х годов. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. «О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством» органам ОГПУ, как отмечено в прилагаемой к нему специальной инструкции, ставилась срочная задача по оперативному обеспечению выселения бывших помещиков и кулаков в отдаленные районы страны, пресечению деятельности всех кулацких антисоветских организаций и групп, а также по борьбе с вооруженными кулацкими выступлениями и бандитизмом3. Для проведения вышеуказанных мероприятий уже 4 февраля 1930 г. Совнарком выделил «на совершенно секретные расходы ОГПУ» 37 млн рублей4.
Как же отразились все указанные выше перемены в стране и в системе органов безопасности на информационной работе ОГПУ, в частности, на характере информационных документов? Во введении к предшествующему тому этого сборника указывалось, что в документах до 1930 г. «прослеживается эволюция самих сводок как «жанра» — как информационных документов, предназначенных для высшего руководства страны»5. Несмотря на некоторые изменения в системе госинформации, налаженной чекистами в начале 20-х годов, отдел информации и политконтроля ОГПУ и после отмены в 1930 г. ежемесячных обзоров продолжал готовить и направлять наверх сводки, справки и донесе- ния по всему спектру деревенских проблем. По-прежнему отдел волновали вопросы оперативности и качества информационных документов и на места направлялись указания об упорядочении и конкретизации сведений. С 1928 г. штат отдела колебался в пределах 100 человек. Личный состав при подготовке информации руководствовался циркулярным письмом ОГПУ от 14 июня 1928 г. № 167/ИНФО о введении табеля телеграфных и внеочередных донесений, а также почтотелеграммой от 19 марта 1929 г. № 56/ИНФО, которая в рамках указанной выше директивы № 167, требовала «упорядочить информацию об антисоветских активных проявлениях в деревне»*5. Обработку и контроль за поступающей с мест информацией с декабря 1929 г. осуществляли 2-е и 9-е (позднее 7-е и 1-е) отделения отдела, штаты которых включали от 33 до 25 человек7. Основной костяк специалистов, активно участвовавших в информационно-аналитической работе, в начале 30-х годов сохранялся, менялись начальники. В 1930 г. начальником ИНФО и ПК вместо Н.Н. Алексеева был назначен его помощник И.В. Запорожец, а начальник 2-го отделения отдела М.А. Герасимова утверждена в должности помощника начальника отдела. В июле 1930 г. на имя члена коллегии и начальника Секретно-оперативного управления ОГПУ Е.Г. Евдокимова был направлен рапорт руководства отдела о поощрении сотрудников ИНФО. Так как полномочные представители ОГПУ ходатайствовали о награждении своих сотрудников только за усйехи в раскрытии контрреволюционных организаций, а в рапорте отмечалось, что «инфисты никак не попадают в приказы», Евдокимов доложил об этой «несправедливости» зам. председателю ОГПУ Г.Г. Ягоде и получил его поддержку**.
Как и прежде, названия и содержание всех видов информационных документов определяли табели срочных (телеграфных, внеочередных) донесений, которые объявлялись приказами и циркулярами ОГПУ. Действующими нормативными документами предусматривалось, чтобы вся информация «по важнейшим антисоветским проявлениям в городе и деревне», в рамках упомянутой выше директивы № 167, поступала не только в полномочные представительства, которые отвечали за быстроту и четкость сбора информационных сведений о положении на местах, но и одновременно, в копиях, направлялась в центр в распоряжение ИНФО. Эти срочные, внеочередные донесения относились к следующим фактам: массовые выступления; политические убийства советских и партийных работников; разгромы, поджоги совхозов и колхозов, советских учреждений, кооперативных и общественных организаций; диверсии, аварии и пожары (по городским предприятиям); межнациональные столкновения. Кроме того, информационные аппараты полномочных представительств ОГПУ обязывались направлять сведения почтотелеграммами в 2-х экземплярах (а подробности — по телеграфу): о распространении листовок, о различных антисоветских проявлениях, о продовольственных затруднениях, а также о межнациональных, в том числе и «пограничных земельно-пастбищных, конфликтах». Что касается упорядочения специфически деревенской информации, то местные органы обязывались более строго подходить к передаче цифрового материала в докладных записках и следить за тем, чтобы сообщаемые фактические данные в сумме соответствовали статистическим. На это обстоятельство строго указывали из центра, иначе ОГПУ не могло опериро- вать твердыми цифрами, характеризующими антисоветское движение в деревне. Следовало ежемесячно посылать в 7-е отделение ИНФО так называемые перечни всех случаев террора, массовых выступлений, распространения листовок и вновь выявленных группировок. Каждая форма антисоветского проявления должна была сопровождаться указанием на место и дату события, на существо дела, на какой почве совершено преступление, кто совершил, вдохновители и, наконец, кто вел следствие, каково количество арестованных, как реализовано дело (суд и т.д.), приговор, где виновные и т.п. Табель срочных донесений по линии ИНФО, который был подготовлен в 1930 г. для работы и на 1931 г., по существу повторял директиву № 167 от 14 июня 1928 г., которая вновь была упомянута в Циркуляре ОГПУ № 360/ИНФО от 10 декабря 1930 г.9. К числу внеочередных были отнесены сообщения по прямому проводу, а донесения по почте и телеграфу не отменялись. При наличии антисоветских акций в виде распространения листовок, сами листовки следовало прилагать к почтотелеграммам немедленно по получении. Спецсводки по заготовке хлеба и посевным кампаниям должны были направляться в сроки, предусмотренные спецдирективами, объявлявшимися приказами ОГПУ от 20 июля 1928 г. № 192 и от 20 января 1929 г. № 17, в частности, 3 раза в год — к 1 февраля, 1 мая и 10 октября. Табель предусматривал подготовку и других спецсводок: по политическому состоянию пограничной полосы (1 раз в квартал, к 6 числу); по западным и восточным национальным меньшинствам (3 раза в год — к 16 марта, 18 июля и 16 сентября); о состоянии кулацких поселков расселенцев 3-й категории и их настроениях (ежемесячно к 5 числу); о состоянии кулацкой ссылки (1 раз в месяц, к 29 числу). В практике на основании других нормативных документов готовились специфические оперативные разведсводки по проявлениям бандитизма и по конкретным операциям ОГПУ. Кроме того, готовились оперативные сводки об активных антисоветских проявлениях (ежемесячно к 19 числу) и в соответствии с циркуляром ОГПУ от 10 мая 1930 г. № 138/ИНФО — ежемесячные сводки по деревенской и отдельно кулацкой корреспонденции, по письмам красноармейцев и личного состава войск ОГПУ.
Табель предусматривал значительное число докладных записок: по антисоветским проявлениям в деревне (2 раза в год, например, за 1930 г. — к 20 февраля 1931 г., а за время с 1 января по 1 августа 1931 г. — к 25 августа 1931 г.); о ходе и итогах перевыборов в советы (по срокам спецдиректив); по кооперации (1 раз в год, к 25 апреля); о сельской интеллигенции (1 раз в год, к 28 февраля); по бывшим красным партизанам (1 раз в год, к 7 февраля); о состоянии низового советского аппарата (2 раза в год — к 19 июня и 19 декабря); по казачеству (1 раз в год, к 20 июля). При подготовке информационных документов Отдел информации и Политконтроля по-прежнему использовал доклады, справки и сводки, которые поступали из КРО, ЭКУ, ТО и других отделов. С 1930 г. в ОГПУ начались большие преобразования, которые мотивировались угрозой вооруженной интервенции против СССР и активизацией антисоветских элементов внутри страны. Начавшаяся перестройка в органах ОГПУ повлекла значительные изменения в характере деятельности и в структуре спецслужбы, немалое значение имели изменения во внешнеполитической обстановке (экономический кризис, приход к власти в ряде стран фашистских режимов), а также — «революция сверху», начавшая- ся в советской деревне и вызвавшая колоссальные экономические и социальные потрясения внутри СССР. 10 сентября 1930 г. председатель ОГПУ В.Р. Менжинский подписал приказ о расформировании Контрразведывательного и Восточного отделов и передаче их функций в Особый отдел ОГПУ. Как записано в документе — «в целях объединения всей оперативной работы по борьбе со шпионажем, белогвардейско-кулацкой и повстанческой контрреволюцией, как в самой армии, так и вне ее, главным образом, на селе и в национальных районах»10.
В приказе отмечалось, что объединение контрразведывательных подразделений направлено на создание «мощного чекистского аппарата, приспособленного и на военное время по типу особых отделов периода гражданской войны», что позволит устранить существующий параллелизм и разобщенность в органах ОГПУ, в том числе вызванный ликвидацией округов и новым районированием. На следующий год постановлением Президиума ЦИК СССР от 17 сентября 1931 г. Реввоенсовет республики был лишен права ставить перед Особым отделом ОГПУ какие-либо задачи и контролировать их выполнение. Поменялась структура чекистских аппаратов и на местах. В районах были созданы районные отделения, а в городах — городские отделы (отделения) ОГПУ. В районах, где не предусматривалось функционирование районных и городских отделений, были учреждены аппараты районных уполномоченных ОГПУ. Вместо бывших окружных отделов образованы оперативные сектора, которые руководили деятельностью нескольких районных отделений или районных уполномоченных, контролировали их работу. В сложившейся ситуации назревали изменения и в области информационно-аналитической работы. Так, еще в ноябре 1929 г. помощник начальника Информационного отдела и политконтроля С.Н. Маркарьян, курировавший цензуру писем, в записке на имя Г.Г. Ягоды доказывал, что «слияние ПК и ИНФО доказало нежизненность и искусственность такого объединения»11, но его не поддержали и на следующий год в штате Отдела его не оказалось. В самом начале этого же года в приказе ОГПУ от 19 января Г.Г. Ягода утвердил две формы отчетности местных органов, которые направлялись в Секретный отдел ОГПУ и его полномочные представительства12. Приказ предусматривал срочную отправку в центр внеочередных донесений по фактам антисоветских выступлений, в частности, в деревне. При наличии захваченных (в ходе оперативных мероприятий) листовок, воззваний и брошюр, они, наряду с негласными сообщениями или протоколами показаний задержанных, должны были немедленно направляться в отдел. Кроме того, 1 раз в три месяца в 3-е отделение Секретного отдела следовало готовить доклады в виде сжатых обзоров политического состояния деревни, в которых необходимо было освещать политические настроения среди различных слоев крестьянства, давать характеристику заведенных по антисоветским проявлениям дел, показывать динамику или «движение» террористической деятельности кулачества, о мерах борьбы с этим явлением, о работе судов и так далее. Приказ требовал, чтобы доклады в СО ОГПУ писались «сжато, деловито, без лишних слов, без ненужных рассуждений, исключительно по фактическим материалам»13. 5 января 1931 г. в телеграмме № 5, подписанной Г.Г. Ягодой и помощником начальника ЭКУ М.И. Гаем, в целях, как утверждалось, предот- вращения актов вредительства в области товароснабжения, предлагалось срочное изъятие исходящих документов из хозорганов и торговых отделов местных отделений Центросоюза, Наркомторга и Госбанка по завозу на места промтоваров, отоваривания хлебных, сырьевых и других заготовок в отношении лиц, изобличенных как меньшевики14. Наличие таких документов, без всякого сомнения, было необходимо в связи с процессом по делу «Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)».
Эти примеры показывают, что руководство ОГПУ в большей степени интересовали не аналитические, а конкретные материалы, которые могли быть использованы в кампаниях по борьбе с кулаками и вредителями, якобы связанными с антисоветским подпольем и зарубежными центрами. Как выяснилось позднее, в процессе реабилитации жертв политических репрессий, такого подполья в стране не существовало, а возмущения среди крестьянства были вызваны жестокими действиями И.В. Сталина и его окружения и их социально-политическими и экономическими экспериментами в стране. К 1931 г. для руководства ОГПУ стала очевидной необходимость изменить не только характер деятельности подразделений, но и получать от них конкретную информацию о результатах борьбы с антисоветскими проявлениями, не довольствуясь выводами в виде рассуждений, обобщений или перечисления примеров для пользователей из высших эшелонов власти. Работа ИНФО в том виде, в котором она существовала в 20-е годы, стала как бы ненужной и ее было предложено реформировать. Такая задача была поставлена перед Административно-организационным управлением ОГПУ, которое ведало организационно-кадровыми и штатными вопросами. Реорганизация началась с Секретного отдела ОГПУ: 25 января 1931 г. приказом № 44/23 произведено укрупнение отделений. Вместо восьми были созданы четыре отделения, причем вопросы, имевшие определенное отношение к сельским проблемам, к деревне, были сосредоточены в 3-м отделении; в его функцию входило наблюдение за антисоветскими партиями (ТКП, эсеры и народные социалисты), кулацкими группировками, включая т.н. кулацко-шовинистические и националистические организации типа «Союзов освобождения» Украины и Белоруссии (СВУ и СВБ), а также вопросы борьбы с кулацким террором; оперативного обслуживания институтов, центров и учреждений, кооперативных и кредитных организаций, колхозов и совхозов; контроль за выпуском крестьянской литературы (Наркомзем, Совхозцентр, Колхозцентр, Животноводсоюз, Трактороцентр, сельхозвузы). Отмечалось, что вопросами сельхозкооперации занимались 6-е отделение ИПФО и 8-е отделение ЭКУ. Такой параллелизм мог привести «к значительным прорывам в работе», особенно на местах15. То же 6-е отделение, созданное в составе ИНФО приказом ОГПУ от 9 ноября 1930 г. № 371/172 в составе семи человек16, выполняло функцию информационного обеспечения центральных учреждений. В ИНФО сбор информации о деревне концентрировался прежде всего в 1-м отделении, где осуществлялась обработка сводок и других документов, поступавших из полномочных представительств ОГПУ. Здесь обсуждались сведения о политическом состоянии деревни, о настроениях среди крестьянства, о ходе выполнения на местах постановлений ЦК ВКП(б) и советского правительства по деревне, работа низового советского аппарата и кооперации на селе. В ходе изучения работы СО и ИНФО ОГПУ на местах комиссия Адморг-управления установила абсолютное разнообразие построения и функционирования структур этих подразделений (отделов и отделений) в краевых центрах, где находились полномочные представительства ОГПУ. «В каждом ПП, — говорилось в докладной записке, — отделения выполняют функции согласно внутреннего распорядка, устанавливаемого ПП ОГПУ»17. В результате Комиссия пришла к выводу и внесла предложения о слиянии аппаратов СО и ИНФО. В качестве доводов приводилось следующее: — необходимость усиления оперативной работы «по активизирующим — улучшение постановки дела политической информации; — усиление института ответственных исполнителей; — возможность «более глубокого изучения процессов, вызванных ре — расширение возможностей информационного руководства ОГПУ, В целях выполнения указанных выше задач, устранения параллелизма и повышения оперативности и ответственности за предоставление своевременной и востребованной политической информации в соответствии с приказом ОГПУ от 5 марта 1931 г. № 95/54 путем слияния Секретного и Информационного отделов образован Секретно-политический отдел СОУ ОГПУ19. Подписал приказ В.Р. Менжинский. В составе СПО начало функционировать 2-е (крестьянское) отделение, функции которого, если брать объекты оперативного внимания, в полной мере соответствовали тем объектам, которые были определены комиссией Адморгупра. Правда, были сделаны некоторые уточнения. Так, в числе антисоветских партий и группировок, опиравшихся «своей основной массой на деревню», были названы правые и "левые эсеры, народные социалисты, трудовики, ТКП (Масловская «Крестьянская Россия» и Кондратьевская*). В среде так называемой украинской «националистической контрреволюции» фигурировали украинские эсеры, социал-демократы, социалисты-федералисты, укаписты, а также Всеукраинская Академия наук, а в «белорусской» — национал-демократы, эсеры, Белорусская Академия наук и белорусские вузы. Военные организации (УВО и БВО) в числе объектов оперативной заинтересованности СПО не фигурировали. Первым шагом нового подразделения стала отмена табеля срочных донесений по линии ИНФО на 1931 г. Согласно новым требованиям, объявленным приказом ОГПУ от 20/25 марта 1931 г. № 141/88, информационные материалы должны были готовиться только «на основе всей суммы оперативных и следственных дел» и заключать в себе «подробную политическую оценку объектов и представлять исчерпывающую характеристику оперативных мероприятий, проведенных аппаратами СПО»20. В преамбуле приказа отмечалось, что предоставляемые с мест материалы должны * В СПО имели в виду, что зарубежная партия «Крестьянская Россия», созданная в 1921 г. (лидер эсер С.С. Маслов), с 1927 г. стала называться Трудовой крестьянской партией — «Крестьянской Россией». Ученый-аграрник Н.Д. Кондратьев на процессе в Москве по так называемому делу «ТКП» проходил как один из лидеров этой партии. были быть «максимально сжатыми», а наличие табеля не должно сковывать инициативу местных работников по предоставлению наиболее актуальной и заслуживающей внимания информации. Вместе с тем формы и виды информационных документов оставались фактически прежними, только несколько сокращенными, в том числе и по срокам их предоставления в центр. Так, телеграфные донесения и внеочередные донесения по почте касались тех же проявлений (массовые выступления, деятельность антисоветских организаций и групп, перебои в снабжении населения и факты поджогов в колхозах и совхозах), но внеочередные донесения следовало предоставлять в дополнение к телеграфным, давая в них характеристику происшествий, причины явления, и сообщать о принятых органами ОГПУ мерах по их предупреждению и пресечению. Вся работа по анализу материалов с мест концентрировалась во 2-м отделе СПО, который, как и хотели проверяющие из Адморгуправления, собирал информацию преимущественно по деревенским вопросам. Предлагалось готовить докладные записки 2 раза в год — к 3 января и 3 июля, как итоговые по работе в деревне; 2 раза в год — к 3 апреля и 3 октября — по колхозам, МТС, органам Колхозцентра и Наркомзема; 2 раза в год в разные сроки — по националистам, казачеству, интеллигенции, учащимся школ и вузов, красным партизанам, по армейскому окружению, совхозам и низовому советскому аппарату. Сохранились и такие виды документов, как спецсводки. В частности, по посевной кампании и хлебозаготовкам, обслуживанию кулацких поселков 3-й категории и ссылки, лесозаготовок и лесосплава (в плане «классовой борьбы», выражавшейся в кулацкой агитации и в виде отказа от работы) — без определения конкретных сроков предоставления материалов, а только согласно особым указаниям. В такие же сроки следовало направлять сводку о ходе и итогах перевыборов в советы. 2 апреля 1931 г. во все ПП ОГПУ, в ГПУ Татарской и Башкирской АССР и Якутский облотдел была направлена почтотелеграмма СОУ № 113/СПО «О недочетах в представляемых сводках органами СПО ОГПУ». В ней отмечалось, что реорганизация преследовала цель перестроить всю работу, в том числе и информационную. «СПО продолжает по-прежнему получать информацию, — говорилось в почтотелеграмме, — лишь «фотографически» отображающую ход кампаний и настроения населения»21. Авторы документа сетовали, что информация базировалась исключительно на самотеке донесений массового осведомления и не содержала, как правило, никаких данных о принятых на местах мерах первичными организациями и самими аппаратами СПО. Например, как отмечалось, совсем не было данных об устранении недочетов в ходе кампаний, отсутствовали сведения о действиях местных властей для прекращения массовых перегибов и тому подобных проявлений. СПО захлебывался в полученных с мест «обширных и разрозненных материалах», которые не отличались конкретикой, позволявшей аналитикам в центре судить о масштабности явлений в регионе, о степени остроты и распространенности тех или иных отрицательных проявлений, которые имели место в ходе сельскохозяйственных кампаний и отражались на настроениях крестьян. Местные органы критиковались за непоследовательность при изложении событий, так как информация предоставлялась как бы заново, без учета происшедших изменений, без увязки фактов с предыдущей информацией. В связи с этим к содержанию информационно-политических сводок и докладных записок предъявлялись требования более широкого использо- вания оперативных данных, а также материалов следствия по ликвидированным контрреволюционным организациям, группировкам и отдельным антисоветским элементам. Существенно, что в этом документе после критики информационных материалов бывшего Информационного отдела, вновь зазвучали призывы к анализу явлений и фактов. Например, указывалось, что СПО ПП следует «сопровождать сводки своими выводами о необходимых, конкретных мерах к устранению недостатков в ходе кампаний или отрицательных настроений». При этом, правда, отмечалось, что следовало непременно указывать на меры по устранению недостатков, принятых на месте партийными, советскими и чекистскими органами. Для наглядности был назван один пример по перегибам, которому стоило следовать. Он выглядел так: «арестован, сельсовет распущен, незаконно изъятое имущество возвращено, перегибщик предается суду, исключен из партии и т.п.»22. Понятно, что всякая ломка налаженной работы не могла не сказаться на данном направлении оперативной деятельности ОГПУ, на психологии сотрудников, отвечавших за информацию. Например, СПО ощутил перебои с получением материалов, задержки исполнения даже специальных запросов по линии информации, в частности, по такому главному вопросу, как освещение посевной кампании. В центре это почувствовали и поэтому 25 апреля 1931 г. Г.Г. Ягода подписывает срочную телеграмму № 304 во все ПП ОГПУ, в ГПУ Башкирии, Татарии и Якутии по поводу «ослабления информационной работы». В телеграмме органы ОГПУ на местах предупреждались, что «слияние ИНФО и СО предполагает не ослабление, а усиление, углубление информационно-сигнализаторской работы»23. Местные подразделения нацеливались на четкое и бесперебойное освещение весенней посевной кампании 1931 г. СПО подготовил и разослал 22 мая 1931 г. телеграмму СОУ ОГПУ № 382 во все полномочные представительства ОГПУ с требованием о предоставлении к 15 июня подробных докладных записок о фактическом состоянии животноводческой проблемы и реальных перспективах ее развития. Записка должна была содержать обязательную увязку развития животноводства в регионе с кормовой проблемой и мероприятиями в этой области местных органов. При подготовке документа следовало использовать в качестве основного источника оперативные данные, а официальные материалы трестов только для общей ориентировки24. Такое же беспокойство ОГПУ вызвало недостаточное освещение положения с севом хлопка в южных регионах СССР. 31 мая 1931 г. телеграммой № 359 по линии СОУ Г.Г. Ягода и Е.Г. Евдокимов потребовали от полномочных представителей в Ташкенте, Алма-Ате, Тифлисе, Ростове-на-Дону и Саратове, а также от ГПУ Украины и Крыма принятия по чекистской линии всех необходимых мер по освещению хода сева хлопка. В этих целях указанные органы ОГПУ обязывались записками по прямому проводу, вне всякой очереди, подробно информировать центр о положении с севом этой важной стратегической сельскохозяйственной культуры; в частности, интересовали причины невыполнения заданий, обеспеченность хозяйств водоснабжением, семенами, инвентарем и рабочей силой, настроения хлопководов, продовольственное снабжение, соблюдение контрактов, заключенных с государственными органами, и другие вопросы25. Накануне во все полномочные представительства ОГПУ, в том числе в органы ОГПУ Средней Азии, Казахстана, Закавказья и Крыма, направлялась телеграмма от 24 мая 1931 г. № 383, согласно которой к 3 июля тре- бовалось сообщить о готовности хозорганизаций, обслуживающих село, к уборке урожая всех культур. При этом важная роль отводилась проверке готовности к уборке урожая оперативными методами, путем направления работников в эти хозяйства. Им следовало обращать внимание на обеспеченность уборочной кампании рабочей силой и уборочными машинами, на состояние техники и подготовку хранилищ, на роль МТС во всех этих мероприятиях26. Важное место в работе органов ОГПУ того времени отводилось организации широкомасштабных мероприятий по выселению кулаков и их семей, по контролю за состоянием спецпоселений, за настроениями и действиями ссыльных и высланных. В указаниях ОГПУ содержались четкие и выверенные по намеченным заранее планам даты проведения этих акций, называлось количество высылаемых, которые должны были насильственно эвакуироваться из конкретных мест в отдаленные районы СССР. Распоряжения отличались лаконичными указаниями о «телеграфном сопровождении» мероприятий, требованиями срочного информирования обо всех эксцессах в ходе операций, о решении ведомствами, местными органами власти и хозяйственными организациями задач по размещению, трудоустройству и быту спецпоселенцев. В конце 1931 г. СПО решил упорядочить информацию, которая хлынула в центр вследствие самого активного участия органов ОГПУ в мероприятиях по ликвидации кулачества как класса. В табеле срочных донесений Отдела утверждалось, что значительное число докладных записок и спецсводок будет отменено. При этом отмечалось, что наличие табеля не должно сковывать инициативу местных органов и не следовало осуществлять информирование центра исключительно в рамках этого документа27. Основным информационным документом, имеющим «особо актуальное значение», называлась т.н. декадная оперативная сводка, которая была призвана «систематически и последовательно отражать все важнейшие проявления антисоветской и контрреволюционной деятельности» и оперативные мероприятия, намечаемые и проводимые СПО ПП ОГПУ и его местными органами. Декадная сводка стала основным документом отчетности по линии СПО, а главное — должна была представлять «характеристику общеполитических сдвигов» в настроениях всех слоев населения. Отмечалось, что эту часть документа следовало кратко иллюстрировать фактическими материалами о прохождении хозяйственно-политических кампаний на селе. В этих целях каждую декаду предусматривалось также приложение спецсводок или внеочередных сообщений о террористических актах, поджогах, массовых выступлениях, волынках и листовках. Декадная оперативная сводка от всех ПП готовилась 1 раз в декаду — к 10, 20 и 30 числам каждого месяца. Это имело место в практике ИНФО и ранее, телеграфные донесения и внеочередные донесения через фельдсвязь содержали информацию по фактам острых антисоветских проявлений на селе и в «кулацкой ссылке»: погромы и поджоги в колхозах, совхозах и общественных организациях; длительные перебои в снабжении деревень; крупные происшествия; наличие листовок антисоветских партий и т.д. Копии антисоветских документов, направлявшиеся при внеочередных донесениях, нередко прикладывались к сводкам, справкам и другим информационным документам СПО. Несмотря на сокращение количества и изменение форм информационных документов, значительная часть из них осталась прежней, но теперь больший акцент был сделан на информации о положении дел в социалистическом секторе сельского хозяйства. Табель донесений предусматривал подготовку на местах в определенные сроки следующих спецсводок: о подготовке и ходе важнейших хозяйственно-политических кампаний на селе (перевыборы советов, посевные, заготовки урожая); о колхозном строительстве (динамика коллективизации, недочеты в политических настроениях колхозников и единоличников) — 2 раза в месяц, к 1 и 16 числу, а Северный край, Средняя Азия, Закавказье и Дальневосточный край — 1 раз в месяц, к 16 числу; спецсводки о совхозном строительстве (состояние, политические настроения рабочих и административно-хозяйственного персонала) — 1 раз в месяц, к 5 числу, о положении в национальных регионах — к 15 числу. Сохранился и такой вид информационного документа, как докладные записки, которые составлялись по секторам сельского хозяйства, по сель-хозцентрам, вузам и научным институтам. Они готовились 1 раз в 3 месяца — к 10 февраля, 10 мая, 10 августа и 10 сентября с приложениями-таблицами. Последние могли содержать сведения о массовых выступлениях в социалистическом или индивидуальном секторах сельского хозяйства, по видам выступлений и результатам их ликвидации, по забастовкам в совхозах, по случаям террора, распространения листовок и воззваний. В связи с тем, что в табеле срочных донесений, объявленном приказом ОГПУ от 29 декабря 1931 г. № 799/432, выпадал, как было записано, «по техническим причинам» пункт об отчетности по МТС, из центра на места была направлена почтотелеграмма от 5 февраля 1932 г. № 124/СПО. Она предусматривала, что все ПП и органы национальных республик обязывались составлять спецсводки по МТС, которые в 2-х экземплярах следовало направлять в ОГПУ к 10 числу марта, мая, июня, сентября, ноября и января, а в промежутках к тому же 10 числу — из Казахстана, Средней Азии, Закавказья, Крыма, Башкирской и Татарской АССР. В этой спецсводке, — как указывалось в почтотелеграмме СПО, — следовало «подробно освещать роль МТС в социалистической реконструкции сельского хозяйства, вскрывать все недочеты из практической деятельности МТС, выявлять политические группировки среди работников — особенно специалистов МТС»28_ За № 269/СПО 16 марта 1932 г. ОГПУ направило на места циркуляр, который по содержанию и срокам подводил итоги предоставления информации в Секретно-политический отдел в предшествующем году. Аналитиками центра были отмечены некоторые факты неисполнительности со стороны местных органов. Например, докладные записки по эсерам на 10 февраля не представило ни одно ПП; по сельхозцентрам — все, кроме ПП по Северо-Кавказскому краю и Центральной Черноземной области; по сельскохозяйственным вузам — только часть полномочных представительств. Было указано, что спецсводки о политическом состоянии «кулацкой ссылки» нерегулярно высылает ПП по Восточно-Сибирскому краю, по красным партизанам — так же ПП ВСК, а также по Дальне-Восточному краю и Западно-Сибирскому краю, а ПП СКК и ПП Урала — не высылает их вовсе. Что касается спецсводок о колхозном строительстве, то ПП по Ивановской Промышленной области, Западной области, СКК, ГПУ БССР и ГПУ УССР направляли документы нерегулярно и не придерживались установленных приказом сроков29. Приказом ОГПУ от 20 декабря 1932 г. № 1176/с при объявлении табеля срочных донесений СПО на 1933 г. табель предшествующего года отме- нялся. Но в сущности, в целом сохранялись принципиальные подходы к документам, которые составлялись местными органами в ходе информирования центра по проблемам советской деревни. Отменялись некоторые докладные записки и спецсводки, но основные, характеризующие ход колхозного и совхозного строительства, коллективизацию сельского хозяйства, должны были составляться. Так, полностью сохранялись ежемесячные декадные оперативные сводки и внеочередные и телеграфные донесения. Спецсводки по главным кампаниям на селе (перевыборы советов, посевные и уборочные) могли предоставляться в сроки по усмотрению полномочных представительств, причем упор в подаче информации опять делался на большей конкретике. В зависимости от региона спецсводка о колхозном строительстве составлялась один раз в месяц ко 2 или 16 числу, где предлагалось отражать динамику коллективизации, главные недочеты при организации колхозов, освещать настроения сельского населения. Относительно спецсводок по совхозам, то они могли готовиться реже колхозных, т.е 1 раз в три месяца, к 5 числу, а спецсводки по «кулацкой ссылке» — 1 раз в месяц, к 7 числу. В приказе отмечалась необходимость подготовки в спецсводках информации по бывшим красным партизанам, которую следовало направлять в центр 1 раз в три месяца. Все виды документации должны были готовиться на местах на основе «всей суммы» оперативных и следственных материалов, находившихся в распоряжении СПО ПП3°.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.047 с.) |