Булгарин фаддей бенедиктович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Булгарин фаддей бенедиктович



СОЦИАЛИЗМ, КОММУНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В РОССИИ В ПОСЛЕДНЕЕ

25-летие 1. Записка Л. В. Дубельту (март 1846 г.)1]

Социализм и коммунизм, два вида одной и той же идеи, породившей якобинизм, санкюлотизм, карбонаризм и все вообще секты и общества, стремившиеся и стремящиеся к ниспровержению монархий и всякого гражданского порядка, созревали в Германии гораздо прежде, чем в других странах, в которых слабость правления позволила им обнаружиться. В Германии разрушительные идеи скрывались и скрываются во мраке так называемой немецкой философии и религиозного мистицизма, породившего идею ниспровержения христианства и принявшего наименование пантеизма, или общебожия. Основная идея пантеизма: все в Боге и Бог во всем, т. е. Бог — вся натура вместе взятая — чистый материализм. Адепты этой философии, не составляя тайных обществ и не следуя особым уставам, действовали и действуют в духе социализма или коммунизма и пантеизма, потому что это надежное оружие к приобретению влияния на народ и богатства. Германские правительства, хотя видели зло, но не знали, где скрыто его гнездо, и никак не воображали, что самые опасные революционные идеи (коммунизм и безверие, пантеизм) происходили из философии, которой протестантские немецкие государи почитали своею обязанностью покровительствовать, по духу Реформации, основанной на умствовании и критицизме, т. е. на праве каждого человека подвергать все разбирательству, или анализу.

Спокойно проповедовал профессор Гегель безбожие в Берлине, наслаждаясь уважением и покровительством покойного короля, по воле которого вся система высшего учения в Пруссии основана была на Гегелизме. По смерти Гегеля два ученика его, Страус и Фейербах, обнаружили тайну Гегелизма, начав явно проповедовать против христианской веры — и теперь только и христианские ученые, и немецкие протестантские государи постигли, какое неисцелимое зло нанесли они человечеству, споспешествуя его отраве превратными идеями. Социализм или коммунизм суть нераздельные части той же философии и пантеизма, вперяющих идеи равенства между людьми, натурального права на общее

Î-

 

==734

 


БУЛГАРИН ФАДДЕЙ БЕНЕДИКТОВИЧ

владение землею и уничтожения всех различий между людьми и всякого частного имущества. Между сектаторами выбираются всегда два рода людей к действованию на народы явно: смелые или дерзкие — в государствах, где существует свобода книгопечатания, и хитрые и прозорливые — в странах, где нет свободы книгопечатания, но где открыто свободное поприще для действия, по невниманию правительства, к умственной жизни народа.

Разрушительные идеи проникли в Россию в двух видах. Под именем свободы и конституции они перешли к нам после Рейнского конгресса и сосредоточились в так называемом Союзе Благоденствия, из которого потом составилась возмутительная и кровожадная шайка, и под именем немецкой философии, обуявшей московских ученых и мнимых ревнителей просвещения. Эту немецкую философию привезли в Москву из Германии в начале двадцатых годов профессоры Давыдов и Павлов, может быть, и не подозревая, что они привезли яд, увлеченные блеском новизны и лаком мудрости. В Москве тотчас образовалась огромная партия философов. Бакунин, отказавшийся от русского подданства, и один профессор (не помню названия) — Бабкин, купец Клюшин, ныне сумасшедший, профессор Редкий и проч., избравших орудием своим «Московский Телеграф», издававшийся покойным Полевым, и они начали сильно действовать на читающий класс идеями свободы и патриотизма. Быстрая развязка 14-го декабря устрашила философов, но не уничтожила их намерений, и, когда, наконец, запретили «Московский Телеграф»2, партия, считая своим патриархом знаменитого Новикова, шествовавшего еще при императрице Екатерине II к той же цели путем мортилизма, вознамерилась перенести свои действия в Петербург, чтобы овладеть властями, найти сильное покровительство и поставить себя в безопасное положение.

Многие попытки не удались, но, наконец, нашелся человек, который достиг своей цели и поставил себя в такое положение, что правительство уже не в состоянии уничтожить его влияния, потому что он имеет самых сильных заступников и покровителей во всех правительственных лицах, которые, чтоб не скомпрометировать себя, должны скрывать истину пред Престолом и убийственный яд, который они допустили разлиться, представлять безвредным.

Этот человек есть Краевский3. Он родился в Москве от незаконной связи бывшей содержательницы женского пансиона, г-жи фон дер Пален, с неизвестным человеком. Бедный и развратный белорусский шляхтич Краевский, как говорят, 73Ϊ

 

==735


БУЛГАРИН ФАДДЕЙ БЕНЕДИКТОВИЧ

за 300 рублей ассигнациями] согласился дать дитяти свою фамилию. [...]

Между тем, журнал «Отечественные записки», издаваемый явно, без всякого укрывательства в духе Коммунизма, Социализма и Пантеизма, произвел в России такое действие, какого никогда не бывало. С одной стороны, раздается вопль людей благонамеренных и истинных христиан, которые не постигают, как Правительство может терпеть такой журнал; с другой стороны — разорившееся и развратное дворянство, безрассудное юношество и огромный класс, ежедневно умножающийся, людей, которым нечего терять и в перевороте есть надежда все получить, — кантонисты, семинаристы, дети бедных чиновников и проч., и проч., почитают «Отечественные Записки» своим Евангелием, а Краевского и первого его министра — Белинского (выгнанного московского студента) — апостолами. Всего этого не видит Правительство, а напротив, награждает Краевского и поручило ему издание своей официальной газеты «Русский Инвалид».

Как действует Краевский в своих журналах, особенно в «Отечественных Записках», в которые Правительственным лицам тяжело заглядывать по толстоте книжек. Действует умнее Марата и Робеспьера. Вся прежняя наша литература, поэзия и проза, сатира и комедия, имела характер монархический и религиозный. Бог и Царь были священны и неприкосновенны. Краевский стал разрушать всю прежнюю литературу, доказывая, что она никуда не годится, устарела, обветшала и что наше молодое поколение требует новой литературы. Карамзин, Державин, словом, все прежнее до Гоголя уничтожается в «Отечественных Записках». Стариков мудрено соблазнить переворотами, и старики могут удержать юношей, а потому в каждой книжке «Отечественных Записок» доказывается, что человек, доживший до 40 или 50 лет, ни к чему более не способен и должен почитаться мертвым и что миром должно управлять новое поколение. Несколько раз указывала на это «Северная Пчела», но правительство на это не смотрит, а цензура не позволяет другим журналам делать выписки из «Отечественных Записок», потому что сами же цензоры — сотрудники этого журнала. Все направление, или tendence, «Отечественных Записок» клонится к тому, чтобы возбудить жажду к переворотам и революциям, и это проповедуется в каждой книжке. Выбирать трудно примеры, потому что зло в духе и направлении и, читая журнал сплошь, ясно видишь, к чему направлена каждая статья. Но, чтоб Правительство видело хоть каплю этого духа, возьмем кое-что наугад, что под рукою [...]

 

==736

 


БУЛГАРИН ФАДДЕЙ БЕНЕДИКТОВИЧ

Впрочем, декабристская книжка «Отечественных Записок», на которую Правительство обратило внимание, хотя и исполнена вообще духа превратного и революционного направления, но гораздо безвиннее других книжек, потому что вышла в свет в то время, когда новый попечитель Мусин-Пушкин обратил на журнал некоторое внимание. Тут Краевский сыграл мастерски комедию. Пришел сам к попечителю, которому прежде был рекомендован князьями Вяземским, Одоевским и правителем канцелярии министра народного просвещения Комовским, и объявил, что в журнале находится кое-что не так, как бы следовало, но виновен в том сотрудник Белинский, которого он якобы удаляет от журнала и, чтоб замять дело, дал Белинскому денег на поездку в Крым, якобы лечиться, обязав его, однако ж, писать оттуда. В публику пущен пуф, якобы Краевский с Белинским рассорились, но это обман.

За что запретили Дельвигу «Литературную Газету», за что запретили «Московский Телеграф» Полевому. Да в этих журналах нет и миллионной части того, что ежемесячно появляется в «Отечественных Записках», где Краевский покровительствуется Правительством. В последнее время он присоединил к себе еще Полевого, с которым был в ссоре, и отдал ему «Литературную Газету», с тем, чтоб действовать в одном духе. Полевой умер, и Краевский ищет теперь помощника. Краевский — хозяин «Литературной Газеты» и «Отечественных Записок» и полный распорядитель в «Русском Инвалиде», имея звание только помощника редактора. Краевский составил теперь компанию с Киреевым (театральным) и бывшим банкрутом купцом Кушинниковым, зятем книгопродавца Глазунова, и хотят взять на откуп «С.-Петербургские Академические Ведомости», чтоб иметь еще большее влияние на публику. Компания эта уже имеет свою книжную лавку под именем торговли Ратькова. Словом, скоро Краевский овладеет совершенно общим мнением. Журналы его разбираются в училищах, и студенты списывают революционные идеи. Правительство молчит и покровительствует, а после удивляется, откуда берутся злодеи. Цель Краевского не та, чтоб теперь возжечь бунт, но чтоб приготовить целое поколение к революции, — подарок Наследнику. Белинский, у которого собиралось юношество, явно называл себя русским Иисусом Христом (чему можно представить свидетелей), а Краевский верит, что ему будут воздвигнуты монументы. [...]

Имея более 100 т. руб. годового дохода, три журнала, книжную лавку, сильных покровителей, Краевский хорошо

24 Заказ № 3622


  ==737


 

 


БУЛГАРИН ФАДДЕЙ БЕНЕДИКТОВИЧ

знает, что ему никто ничего не сделает и что Правительственные лица, чтоб избежать нарекания: «а чего вы до сих пор смотрели?» — не посмеют представить истины Государю. Вот такое обширное поприще злодеям, когда нет никаких средств подданному довести прямо правду до Престола, и оттого слышно, что за границей печатается книга, в которой будут помещены все выписки из «Отечественных Записок» и все подвиги Краевского. Мельгунову4, напечатавшему за границей пасквиль на преданных Престолу людей, никто не сказал ни слова, и книга его, где Пушкин изображен мучеником свободы, даже допущена к привозу в Россию,— посмотрим, что будет с книгой «О Коммунизме в России».

«Вера и верность, благо человечества и Отечества требуют, чтоб истина дошла, наконец, до Престола» [...]

Печатается по: Лемке М. Николаевские жандармы и литература. 1825— 1856.— СПб., 1909.— С. 300—302; 303, 308—310.

ПРИМЕЧАНИЯ

'Дубельт Леонтий Васильевич (1792—1862)—начальник штаба Отделения корпуса жандармов и одновременно управляющий III отделением (отделением политического сыска) в 1839—1856гг. Дубельт всячески поощрял доносительство, отличался особым рвением в борьбе с крамольными идеями.

2 «Московский телеграф» издавался в Москве дважды в месяц в 1825— 1834 гг. В течение 10 лет журнал играл важное значение в литературной и общественно-политической жизни России. Был наиболее ярким выразителем идей и мыслей послекарамзинской эпохи (Карамзин умер в 1826 г.). Пользовался популярностью особенно среди молодежи. Подвергался гонениям. Закрыт по личному распоряжению Николая I.

'Краевский Андрей Александрович (1810—1889)—русский издатель и журналист. С 1839 г. издавал «Отечественные записки», в которых выступали лучшие писатели и публицисты того времени: М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский. Тираж журнала достигал в 40-е гг. 8000 экз. Пропагандировал идеи западничества в широком спектре направлений — от умеренно-либеральных до революционно-демократических. Как издатель Краевекий проявил себя весьма талантливым организатором. Однако заслужил репутацию нещадного эксплуататора литературных сотрудников своих журналов и газет, в т. ч. Белинского, который в 1846 г.

порвал с Краевским.

4 Мельгунов Николай Александрович (1804—1867), русский музыкальный критик и публицист. В 1837 г. в Германии немецкий писатель Г. Кёниг издал книгу о русской литературе, в которой ряд разделов он написал под диктовку Мельгунова. Книга содержала, в частности, резкие характеристики Ф. В. Булгарина. Видимо, об этой книге и ведет речь Булгарин в своем доносе.

 

==738


00.htm - glava50

Петрашевский

(буташевич-петрашевский) михаил васильевич

(1821—1866) — видный деятель русского освободительного движения середины XIX в., организатор и руководитель первого в России политического кружка (1845—1849). Дворянин, сын хирурга. С 1832 по 1839 г. учился в Царскосельском лицее. С 1840 г. служил переводчиком в департаменте внутренних сношений министерства иностранных дел. На формирование взглядов Петрашевского значительное влияние оказали идеи А. Н. Радищева, декабристов, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, а также Ш. Фурье, К. СенСимона и Р.Оуэна. В 1845—1846гг. принял участие в издании «Карманного словаря иностранных слов», в котором отразились его материалистические, социально-утопические и революционные взгляды. В 1848 г. составил «Проект об освобождении крестьян». В 1848— 1849 гг. пришел к выводу о необходимости создания в России тайного общества, которое должно было сплотить все революционные силы страны. Придавал большое значение политическому просвещению народа, особенно студенчества.

В основе общественно-политической и экономической программы кружка петрашевцев лежало требование уничтожения самодержавно-крепостнического строя. Петрашевцы обсуждали проекты освобождения крестьян, взгляды утопических социалистов, вопросы установления республики, происхождения религии, свободы печати. В кружке выделялось два направления: революционно-демократическое (М. В. Петрашевский, Н. А. Спешнев, А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов, Н. А. Момбелли и др.) и либеральное (П. П. Беклемишев, Н. Я. Данилевский, Ф. М. Достоевский и др.). В 1849 г. члены кружка вместе с его руководителем были арестованы, Петрашевский был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной вечной каторгой. До конца жизни продолжал борьбу против самодержавной власти.

24* 73"5

 

==739


ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выпуск второй (1846)

[...] ОППОЗИЦИЯ '. Выражение оппозиция употребляется вообще для обозначения противоречия, противуположности, противудействия, но преимущественно оно употребляется в языке политическом и административном как выражение техническое для значения той противуположности, того отношения, в котором иногда находится мнение общественное, а часто и того благотворного и полезного воздействия. которое оно производит на решения и образ деятельности лиц, призванных к отправлению правительственных должностей в тех странах, где в развитии жизни общественной было наименее отклонения от общих законов нормального развития природы человеческой (см. ст. Норма, Нормальное состояние [...]), где формы представительного правления делают более или менее действительным участие целого народа как в законодательстве, так и в администрации и личную безопасность гражданина не мифической. В собственном смысле разумеют под оппозицией всех членов парламента, законодательного собрания или административного учреждения, не согласных в своих мнениях с мнением большинства. Также под оппозицией (в странах, где введены формы представительного правления) разумеется независимый образ мыслей членов парламента, тот, который заставляет их следить шаг за шагом за действиями правительства, противиться всему тому, что может быть им предпринято вредного. Оппозиция столь же древняя, как и конституция, как признание власти закона, а не произвола чуждого началом регулятивным в обществе для всех отношений, и ей, т. е. оппозиции, упрочиваемой полной свободою выражения мыслей (par la liberté de la presse), принадлежит в странах, где господствуют формы правления представительного, на деле охрана законной свободы граждан от властительского произвола. Оппозиция, хорошо организованная, составляет существенный элемент всякого благоустроенного правления; восставая противу всякого рода как правительственных, так и административных злоупотреблений, она содействует к прочности политического организма, поддерживая в нем

Ï-

 

К оглавлению

==740

 


ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

элемент жизни и движения. Парламентская борьба, происходящая от разногласия (несолидарности) интересов, служит к развитию таланта ораторского и к постижению общих государственных интересов, является надежнейшим средством к практическому научению правительственной мудрости и разоблачает перед судом сограждан все требования, все немощи и болезни организма общественного, предохраняет разум общественный (esprit publique) or апатического застоя и захирения, и, исправляя направление деятельности административной, она таким образом охраняет права разумности от вторжений грубого произвола, насилия, случайности, устраняет пагубный рутинизм и старооорядство из администрации.

Состав оппозиции всегда бывает разнороден: она делится на множество отдельных партий^ руководящихся различными, а нередко диаметрально противуположными началами. Для обозначения таких различий к слову оппозиция прибавляют эпитеты объяснительные, как, напр[имер], фактическая, роялистская и систематическая.

Фактическую оппозицию (opposition de faits) составляют те члены парламента, которые, признав официально общие или коренные начала государственных учреждений вполне справедливыми, разногласят с мнением большинства относительно разрешения вопросов второстепенных и, не обвиняя эти коренные начала в неверности, осуждают правительство только за неправильность практического их применения. Такого рода была в английском парламенте оппозиция вигов; но со времени эмансипации (см. это слово) католиков и допущения ирландцев к избранию в члены парламента рядом с оппозицией против неблагоразумных мер правительства, т. е. с фактической (de faits), образовалась оппозиция радикальная (opposition de principes), признающая не те административные начала, которые считаются большинством палаты годными к устроению порядка общественного и к руководствованию правительственной деятельности, а иные. Некоторые из членов радикальной оппозиции (в Англии), далее других пошедшие на пути логического развития их начал, обнаруживают стремления, некогда приводившие в движение партию Мильтона * (см. ст. Океания, Индепенденты, Левеллеры, Нивеллеры, Коммунизм). Во Франции этот отдел оппозиции составляют многие добросовестные и благонамеренные люди, убежденные опытом в недостаточности учений республиканских от неполноты их развития, гибельности для общественного раз-

Знаменитого поэта, творца «Потерянного рая»

74"Ί

 

==741


ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

вития военного деспотизма времен империи и в несовершенстве как 4юрмулы для организации общественной (см. ст. Организация, Реорганизация общества, Формула) конституционной монархии и потому требующие полной реорганизации общества (см. ст. Радикальная оппозиция).

Употребление названия роялистская оппозиция принадлежит преимущественно Франции. Под этим наименованием разумеют там членов обеих палат, оставшихся приверженными Бурбонам, считающих Людовика-Филиппа узурпатором (см. это слово) и не признающих законность его правления, ибо ему недостает санкции, законности (légitimité) (см. Легитимистская оппозиция в Приб. к Словарю и ст. Санкция). Эта часть оппозиции имеет также множество оттенков. В журналистике представитель благороднейшего оттенка этой партии — Abbé de Genaude, издатель Gazetee de France, — homme du droit commun (человечественного права), как он сам себя называет.

Еще случается встречать в сочинениях политических название случайная оппозиция (opposition de circonstance). Под этим наименованием разумеют тех членов палат министерской партии, или большинства, которые обыкновенно подают свой голос в пользу его решений, но иногда при решении отдельных важных или неважных вопросов подают свой голос в пользу мнения оппозиции. Довольно яркий и замечательный пример таковой частной, временной или случайной оппозиции мы встречаем после июльской революции при прениях об уничтожении наследственности пэрства, где большая часть министерских приверженцев перешла на сторону оппозиции и решила уничтожить наследственность пэрства.

Иногда также говорят об оппозиции частной, индивидуальной, личной. Эта оппозиция, невзирая на ее скромное название, играет довольно важную роль среди парламентских прений. Эти оппозиции образуют всякого рода политические пройдохи и шарлатаны, напр[имер], Тьер, не придерживающиеся никаких определенных политических начал и считающие правительственную власть законным достоянием их парламентской ловкости. Независимый образ мыслей таковых людей продолжается до занятия ими значительного выгодного положения в административной машине или до получения ими министерского портфеля (см. ст. Портфель), смотря по степени их талантливости и честолюбия.

Отличительную черту систематической оппозиции составляет безусловное сопротивление мерам министерства и осуждение их для его ниспровержения. Некоторые писатели, а в том числе и Бентам, не одобряют систематическую

^2

 

==742


ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

оппозицию (opposition guand même), утверждая, что она противоречит с самыми простыми и безыскусственными понятиями о доброй нравственности. «Неестественно, — говорит он, — чтоб кто-либо говорил против собственного своего убеждения и бесчестно осуждал общеполезную меру из ненависти к своим врагам — ее предложителям и, находя ее худой, поддерживал ее потому только, что она предложена друзьями или единомышленниками». Другие же вопрос о справедливости систематической оппозиции разрешают следующим образом: всякая оппозиция для того, чтоб быть действительной, должна опираться на известные общие начала, иметь доктрину (см. ст. Доктрина, Партия, Принцип), которые, принимая за путеводные, она должна в духе их уметь разрешать все многосложные вопросы, представляемые жизнью общественной и политической. Такая оппозиция, будучи убеждена в истинности своих начал, заметив гибельное влияние на благосостояние общественное тех людей, в руках которых находится правительственная власть, должна всеми силами стараться об отнятии у них оной, если силы ее к тому дают ей возможность, и в этом случае, противясь их мерам, даже полезным, она поступит благоразумно и справедливо. Если же она слаба, то священной обязанностью ее будет поддерживать все общеполезные меры, из какого бы источника они ни проистекали. Так, она должна безусловно принять всякую меру министерства, содействующую к прочнейшему установлению средств охраны личной безопасности и гражданской свободы, как, напр[имер], обобщение права избрания, улучшение форм судопроизводства, введение открытого судопроизводства — этого единственного благонадежного охранительного установления против неправдивости судейских решений, полную замену им инквизиционного или безгласного (см. ст. Процесс инквизиционный), уничтожение финансовых мер, стесняющих свободу книгопечатания и развития духа публичности и ассоциации (см. эту статью).

Некоторым лицам самое наименование оппозиция кажется чем-то странным, диким, предосудительным, едва не синонимом слова преступный, тогда как она есть явление, необходимое при всякой форме быта общественного, ибо она есть не что иное сама в себе, как обнаружение в мире нравственном общего закона противодействия сил, под условием воздействия или взаимнодействия которых совершается развитие всех форм бытия в природе. Мы не можем указать на земле ни на одно человеческое общество, в котором элементы жизни общественной не находились бы между собой

74~3

 

==743


ПЕТРАШЕВСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

в дисгармонии и которое бы представляло собою картину хаотического состояния мироздания, в которой все было бы делом божественной любви и святого общения, а не борьбы и вражды всего против всего и всех. Отсутствие солидарности (см. эту статью) интересов — причина такой ненормальности. [...]

Высокое преимущество новейших обществ состоит в том, что в них через признание оппозиции законной для развития человечества, для торжества истины, разума не нужно того, что бывало некогда, напр[имер], в древнем Риме, где идеи христианства, этого высокого учения всеобщей любви, получили свое господство только через кровопролитие! Нашим законодательством (превосходящим своим благодушием, кротостью и простотой европейские законодательства) узаконяется оппозиция даже против высших присутственных и правительственных мест, напр[имер], Сената (см. Св. зак., изд. 1842 г.; см. ст. Сенат и Прокурор).

Всякая оппозиция, каково бы ее направление ни было, в наш век положительного рассудка, так как неблагонадежно действие на одно чувство ненависти или мщения и расчет на увлечение одной личностью других, должна, чтобы быть действительной, основываться на определенных, хорошо выработанных началах и опираться или на общечеловеческие интересы, или интересы целого общества, или, по крайней мере, интересы сословия, ведать цель своих стремлений и знать верно наилучшие способы их осуществления, одним словом, быть в духе времени; иначе она будет безуспешна и даже смешна безотчетностью своих порывов (см. ст. Рациональная оппозиция. Политика и тактика оппозиционная; также Палата, Парламент). [...]

Печатается по: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев.—М., 1953.—С. 161, 162, 292—299.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Петрашевский в статье «Оппозиция», как и во многих других, указывает группы слов, которые в совокупности дают систематическое изложение его взглядов по определенной проблеме. Часть этих слов в печати не появилась ввиду прекращения издания словаря.

 

==744




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-30; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.046 с.)