Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкретные функции управленияСодержание книги Поиск на нашем сайте
· перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; · организация работ по стандартизации; · учет и отчетность; · экономический анализ; · техническая подготовка производства; · организация производства; · управление технологическими процессами; · оперативное управление производством; · метрологическое обеспечение; · технологический контроль и испытания; · сбыт продукции; · организация работы с кадрами; · организация труда и заработной платы; · материально-техническое снабжение; · капитальное строительство; · финансовая деятельность Эго: Авторами отечественных учебников этот ГОСТ не используется, то есть он не носит нормативного характера. Авторы отечественных учебников подходят к формулированию функций менеджмента с разных позиций: Виханский О.С., Наумов А.И. · Установление целей · Разработка стратегии · Планирование · Проектирование работ · Мотивирование · Координация · Контроль · Обратная связь Герчикова И.Н. · Маркетинг · Планирование · Организация · Контроль · Мотивация Казанцев А.К., Серова Л.С., Малюк В.И. · Формирование целей · Планирование · Организация производственных процессов · Контроль и регулирование Процессуальные (технологические) · Коммуникации · Управленческие решения Социально-психологические · Делегирование полномочий · Мотивация Школа Факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к которой мы с вами относимся, выделяет следующие функции менеджмента (учебник «Теория менеджмента» А.Н.Цветков, 2016): Общие (основные) · Формирование целей · Планирование · Организовывание · Контроль · Регулирование Связующие (фоновые, непрерывные) · Разработка и принятие решений · Установление коммуникаций · Мотивирование сотрудников Общие функции отражают действия менеджера в процессе управления деятельностью людей в любой организации и любой отрасли национальной экономики. Чтобы организация работала эффективно, необходимо сформулировать цели, спланировать ресурсы и действия конкретных исполнителей, организовать взаимодействия структурных подразделений и отдельных сотрудников, для чего создать структуру управления и установить систему взаимоотношений между людьми, проконтролировать как готовность к началу деятельности, так и ход трудовых процессов после ее начала, и, наконец, отрегулировать ход процесса деятельности, если он отличается от заранее спланированного, то есть внести необходимые изменения. В процессе выполнения перечисленных функций, менеджер постоянно занимается подготовкой и принятием управленческих решений, устанавливает коммуникации между людьми и формирует стимулы для обеспечения единства интересов организации и отдельных сотрудников, то есть мотивирует их на эффективную работу по достижению целей организации. Эти функции выполняются непрерывно, связывают воедино всю деятельность менеджера и служат своеобразным фоном, на котором происходит процесс менеджмента в целом. Такое описание процесса менеджмента довольно элементарно, но оно же и логично, и понятно.
30.03.19 Лекция 16. Функция формирования целей. Основные понятия. Ценности, их иерархия в конкретных организациях. Видение. Миссия. Определение цели. Систематизация целей организации. Дерево целей как инструмент целеполагания.
Что представляет собой функция формирования целей как «устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности» (из определения функции менеджмента)? Создание и функционирование любой организации происходит не просто так, а для чего-то. Для чего? Уточняющий вопрос: какие у организации цели? Откуда берутся цели? Первичны ли они или им что-то предшествует? Исследования показывают, что предшествуют. Индивид или группа лиц, собираясь создать организацию, исходит из определенных ценностей. У этих людей как правило, есть в и дение организации и какие-то представления о ее миссии. На этих основаниях формируются цели организации. Цели необходимы для формирования стратегии организации. А стратегия это основа для эффективной деятельности любой организации, то есть для тактических или оперативных действий. Итак, основные понятия, которые мы рассмотрим в рамках этой функции: · ценности · в и дение · миссия · цели · стратегия · тактика
ЦЕННОСТИ По А.И. Пригожину: Ценности–представления о должном, о лучшем, о самом важном, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами. Ценности – ориентиры в поисках блага. По ценностям люди сверяют желательность собственных действий, состояние и изменение окружающей среды. Примеры ценностей: · престиж (представление о том, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами) · удовольствия (представление о лучшем, ради чего стоит трудиться) · справедливость (представление о должном, о самом важном) · свобода (представление о должном, о самом важном) · честность (представление о должном) · покой (представление о должном, о самом важном) Ценности вызывают симпатию. Ценности задаются средой обитания или даже генами Ценности простираются от мелочей быта (уют, покой, бытовой порядок) до высших влечений (благородство поступков, совершенство личности) Ценности противоречивы, поэтому люди жертвуют одними ценностями ради других (честностью ради достатка, здоровьем ради удовольствий, свободой личности ради престижа) Ценности определяют цели, а не наоборот. Цели - ожидаемые результаты, ценности - направления движения. Цели достижимы, ценности - нет. Ценностей очень много. Поэтому, если говорить об организациях, то следует сказать, что ценности у них различны, поскольку и сами организации различны и даже уникальны. Поэтому ценности стараются объединять в группы, группировать. Группы ценностей или ценностные ориентации организаций (В. Гут и Р. Тагири) выглядят следующим образом: · экономические · социальные (чтобы человек стал лучше) · теоретические (лучше - исследовательские, А.Ц.) · политические · эстетические · религиозные В организации может быть несколько групп ценностей. Тогда они должны ранжироваться. Например, университет. На первом месте – социальные, на втором – теоретические, на третьем – экономические. Переоценка ценностей может приводить к утрате предназначения организации.
Видение
В и дение – идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях (Дж. К. Лафта) (Эго: Нью-Васюки - видение; мечты помещика Манилова - видение) Иногда в литературе встречается термин «мечта» как синоним видения. Видение – гипотетическое состояние организации. В и дение – представление менеджеров о долгосрочном развитии компании, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса, т.е. идеальное представление менеджеров о долгосрочном развитии бизнеса, которое задает направление движения и указывает маршрут (А. Стрикленд, А. Томпсон, учебник А.Н.Петрова***) В и дение должно: · Вдохновлять · Быть простым · Быть искренним · Быть хоть в небольшой степени реалистичным · Способствовать тому, чтобы сотрудники могли найти свое место в организации · Давать ориентиры
В и дение у топ-менеджера (особенно, если он же и владелец бизнеса), как правило, есть: в и дение - это что-то потаённое. Его не надо вешать на стенку и показывать всем. Но его надо иметь и, хотя бы для себя, достаточно четко сформулировать. МИССИЯ
Очень важное понятие для осуществления функции формирования целей. Миссия – обоснование деятельности организации, т. е. описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет (Р. Дафт). Миссия – смысл существования организации, ее роль в стране и в мире, значение для общества, качественно выраженная совокупность основных целей и руководящих установок организации (Учебник А.Н. Цветкова***) Существуют некоторые правила формулирования миссии организации, хотя они не носят нормативного характера. Прежде всего, миссия должна быть сформулирована кратко. В миссии важно каждое слово, и каждое слово выражает какой-то значимый смысл. Целесообразно сформулировать миссию в виде одной, может быть длинной, но одной фразы. В миссии обязательно следует указать вид деятельности организации, сегмент рынка, т.е. ту часть рынка, на которую ориентируется организация. Желательно упоминание о «возрасте» организации, о том, что она давно существует на рынке, что должно свидетельствовать о том, что она производит высококачественную продукцию (так ли это? У нас в России много предприятий, которые десятилетиями выпускали плохую продукцию, а сейчас с гордостью пишут в проспектах о датах своего основания…). Имеет смысл указать на будущее организации (вот здесь пригодится в и дение). Хорошо упомянуть о наиболее ярких элементах культуры организации, о том, что в ней хорошо относятся к клиентам или к сотрудникам, заботятся о людях. Формирование миссии - задача топ-менеджмента и топ-менеджера организации. Хорошо, если топ-менеджмент состоит из людей, понимающих, что такое миссия, дальновидных и непредвзятых. Тогда есть надежда, что сформулированная ими миссия действительно будет выполнять «свою миссию» - обоснование деятельности организации, т. е. «описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет». Очень часто бывает, что топ-менеджер, особенно авторитарный, строящий организацию на страхе, сам не в состоянии сформулировать миссию, кому-нибудь это поручает, а потом пытается осмыслить, хороша миссия или плоха. В этом случае разработчику миссии не позавидуешь! Пикантная ситуация возникает, если в организации нашелся человек, который лучше, чем топ-менеджер сформулировал миссию. Как быть в этом случае?
Пример. Миссии четырех образовательных учреждений: 1. Внести свой вклад в повышение эффективности процессов стратегического управления организациями различных организационно-правовых форм; государственного и муниципального управления; научно-исследовательских процессов, путем подготовки магистров соответствующей квалификации 2. Миссия заключается в том, чтобы: · обеспечивать высокое качество образовательных программ и научных исследований, ориентированных на перспективные потребности российского общества и конкурентоспособных по отношению к образовательной и исследовательской деятельности лучших европейских университетов; · делать доступными для широкой общественности современные достижения мировой социально-экономической науки, в том числе с помощью переподготовки и повышения квалификации преподавательских и иных кадров, интернет-порталов и изданий университета; · максимально содействовать творческой самореализации преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов.
3. Формирование на основе научных разработок национального менеджерского корпуса, способного действовать творчески, добиваясь успеха в условиях социально ориентированной экономики инновационного типа.
4. ……… - старейший экономический вуз России с динамично развивающимися различными направлениями науки и образования, миссия которого заключается: · в подготовке профессиональных экономистов и менеджеров, специалистов в других сферах деятельности, компетентных и ответственных лидеров инновационного развития предприятий и организаций различного профиля, создающих условия для эффективного развития экономики России и ее интеграции в мировую экономическую систему; · в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований с достижением теоретической и практической ценности результатов, востребованных современной экономикой и внедряемых в учебный процесс; · в формировании интеллектуальной, духовно богатой, нравственно зрелой личности, способной успешно проявлять свой творческий потенциал ЦЕЛИ Опять-таки, существуют разные определения цели: · Цели – наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в общем объеме или в своей большей части (Дж. К. Лафта) · Цели – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) · Цель есть выбранный и запланированный результат деятельности (А.И. Пригожин) · Цели (objectives) - в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе (Мескон, Альберт, Хедоури). Эго: перевод еще тот! · Цель - это то, что мы хотим достичь через определенный промежуток времени (А.С.Лукьянов, Таллин) · Цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация (Р. Дафт). · С этим определением практически солидарен и учебник А.Н.Цветкова: Цель – некоторое желаемое состояние, которого организация намерена достичь. От в и дения цель отличается б о льшей конкретностью и привязкой к временн о му периоду. Если сопоставлять цели и ценности, то получится примерно следующее:
Источник: А.И.Пригожин. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.
Вспомним, что цель относится к элементам внутренней среды организации. То есть цель организации задается изнутри и опирается как на ценности, видение и миссию, так и на анализ внешних факторов. По источникам целеполагание (формирование целей) может быть: 1. Заданным или пассивным · От заданий (приказано стрелять, стреляю) · От потребностей (хочется чего-то, надо этого добиться) · От угроз (надо чего-то избежать, чему-то противостоять) · От проблем (что-то произошло, что мешает нормально жить или работать) 2. Конкурентным или состязательным · От борьбы интересов (победить противников, превзойти конкурентов) · От взаимного сравнения (стать не хуже конкурентов) 3. Ценностным · От ценностей · От в и дения · От миссии Из этой систематизации видны источники целей организации. По периоду времени цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. По содержанию цели организации могут быть экономическими, выраженными в показателях хозяйственной деятельности (экономические количественные) или в степени достижения технологического лидерства (экономические качественные) и неэкономическими (укрепление имиджа, улучшение условий труда, повышение лояльности сотрудников и потребителей). Хотя в конце концов это тоже находит свое отражение в экономике. По уровням различаются стратегические, тактические и оперативные цели. Стратегические цели формируются руководителем организации и командой топ-менеджеров. Тактические цели являются прерогативой заместителей руководителя - топ-менеджеров, иногда в их формировании участвуют и миддл-менеджеры. Оперативные цели формируют миддл-менеджеры, иногда в их формировании участвуют и супервайзеры. Известна систематизация целей Г. Гринли, в соответствии с которой все цели организации делятся на следующие группы:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.015 с.) |