Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гарет Морган: Про японский и американский способы целеполагания

Поиск

 

«Структура механизмов управления и контроля в японской компании настолько тонка, незаметна и глубоко скрыта, что у постороннего наблюдателя может возникнуть впечатление, что ее вообще не существует. Но такое суждение ошибочно. Эти механизмы тщательно продуманы, именно на них основана жесткая дисциплина и требовательность, и однако же, они чрезвычайно гибки. Суть их представляет собой полную противоположность методам контроля и управления в западных организациях.

 

В интервью с американскими вице-президентами, я спросил их о впечатлениях от работы в японском банке. «К нам неплохо относятся, позволяют нам самим принимать решения, зарплатой мы довольны». «Замечательно, — сказал я, — но нет ли в этом банке чего-то такого, что вам хотелось бы изменить?» Ответа не пришлось ждать, вероятно, они уже не раз об этом задумывались: «Японцы не понимают, что такое цели, и это выводит нас из себя!»

 

Позже я имел беседу с президентом этого банка, японцем, которого временно перевели из главного правления банка, расположенного в Токио, в США для осуществления контроля над деятельностью банка в этой стране и спросил его о двух его вице-президентах-американцах. «Трудолюбивые, надежные работники, настоящие профессионалы. Мы ими восхищаемся», — таков был ответ.

Когда я поинтересовался, хотелось бы ему что-то изменить в них, президент банка ответил: «Американцы не способны понять, что такое цели». Очевидно, что в сложившейся ситуации, когда каждая сторона обвиняла друг друга в неспособности понять цели, необходимо было продолжить исследование. Последующие интервью прояснили положение.

Вот что сказали американские вице-президенты: «Мы предоставляем все необходимые отчеты, но не можем добиться от него конкретных целей. Он не говорит нам, на сколько должен вырасти доллар в сумме, на которую выпущен займ, или на сколько процентов должны снизиться текущие расходы в следующем месяце, квартале или годе. Откуда нам знать, хорошо ли мы работаем, если у нас нет определенных целей, к которым нужно было бы стремиться?» Эта жалоба всем понятна, поскольку любая крупная американская компания и правительственная организация тратят немалую часть рабочего времени на определение конкретных, измеримых задач. В любой американской бизнес-школе студентов учат ориентироваться на глобальные, несколько неопределенные корпоративные цели, и, исходя из них, четко формулировать рабочие задачи. Целевое управление, программное планирование, оценка, а также анализ затрат и результатов — важнейшие инструменты контроля в современном американском менеджменте.

 

Когда я вновь обратился к японскому президенту (банка), он сказал следующее: «Если бы я смог втолковать американцам нашу философию банковского дела, если бы они поняли, что такое для нас бизнес, если бы они научились чувствовать так же, как мы, понимать, как вести себя с клиентами и работниками, каковы должны быть наши отношения с тем обществом, которому мы служим, как нам поступать с нашими конкурентами и какова наша роль в этом огромном мире! Если бы они впитали все это в себя, тогда они бы и сами определили цели в любой ситуации, даже в самой необычной и новой, и мне не пришлось бы намечать для них цели».

 

Источник: Уильям Оучи, Теория Z 1981, Эддисон-Уэсли, Массачусетс.»

 

С американской точки зрения, цели должны формулироваться жестко, четко, быстро и понятно для всех. С точки зрения японцев, цели возникают из более глубоких процессов изучения и понимания тех ценностей, посредством которых фирма проводит свою деятельность. Президент японского банка из отрывка Оучи считает, что если его менеджеры проникнутся философией банка и тем, как, исходя из этой философии, обращаться с клиентами и конкурентами, правильные цели и необходимый стиль поведения в каждой ситуации будут для них очевидными. Нет никакой необходимости устанавливать их сверху.

 

Главные ценности банка - это кибернетические ориентиры, которые позволяют сформировать саморегулирующее поведение. Именно они создают согласованность, хотя представляют достаточный простор для действий. В любой конкретной ситуации менеджер свободен в выборе действий и поведения, что открывает путь к инновациям на локальном уровне.

 

Источник: Г.Морган «Имиджи организаций»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.009 с.)