Эго: мало чем отличается От Файоля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эго: мало чем отличается От Файоля



Лекция 15. Систематика функций менеджмента. Файоль о функциях менеджмента. Функции менеджмента в трактовке современных гуру. Отечественные авторы о функциях менеджмента. Школа СПбГЭУ о функциях менеджмента. Типизация функций менеджмента.

Мы начинаем изучение менеджмента как процесса (см. Процессный подход в менеджменте). Менеджмент - это процесс выполнения определенных функций в определенной последовательности. Все эти функции далее будут рассмотрены с достаточной степенью детализации. А сейчас речь пойдет о систематике функций менеджмента, какие они бывают, в чем заключаются, как соотносятся и т.п.

Ранее было дано определение функции менеджмента.

Под функцией менеджмента понимается устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.

Считается, что устойчивый состав таких действий впервые предложил или выявил А.Файоль. Файоль не использовал термина «функция менеджмента», а писал и говорил об элементах управления.

Элементы управления по А.Файолю:

1. Предвидение. В современной трактовке это - функция целеполагания и планирования «в одном флаконе». «Предвидеть - здесь означает исчислять будущее и подготовлять его; предвидеть, это уже почти - действовать». «Предвидение может проявляться бесчисленными способами, но главное его проявление ……… это - программа действия». Программа основывается на предположениях. «Программа действия - это одновременно - конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути, и средства, которые будут пущены в ход; это картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные представлены более или менее смутно; это - предвидимый и подготовленный на определенный период ход предприятия». Вот такой стиль изложения в русском переводе 1923 года под редакцией А.К.Гастева!

Очень интересная фраза: «Хорошо известно, что наилучшим образом разработанная программа никогда полностью не осуществляется (выделено мной - А.Ц.). Предположения - не пророчества. Их цель - довести до минимума количество непредвиденного.

Тем не менее, общество и даже наиболее знакомые с ходом дел заинтересованные лица - неблагожелательно относятся к руководителю, выдвинувшему определенную программу и не осуществившему ее».

Значит ли это, что можно не выполнять планы? Невыполнение плана характеризует менеджера не с лучшей стороны, но не должно служить единственной характеристикой его деятельности.

Эго: Советский подход - планы должны выполняться. Обязательно! Вплоть до расстрела.

2. Организация. По сравнению с современной трактовкой от этой функции осталось одно название. В этом разделе своей книги «Общее и промышленное управление» Файоль пишет об административной миссии социального организма предприятия, о построении социального организма, мимоходом критикует Тейлора, пишет о наборе персонала, о его подготовке…. Интересно, но несистемно. Хотя основные моменты, связанные с функцией организации (построение структур управления и делегирование полномочий), все-таки упоминаются в определенном контексте. В целом Файоль трактует функцию организации как «умение строить социальный организм».

3. Распорядительство. Определения функции распорядительства Файоль не дает, хотя отмечает, что «целью распорядительства является вовлечение, насколько это возможно, подчиненных ему служащих в круг интересов предприятия.

Менеджер, выполняющий функцию распорядительства, «должен:

1. Обладать глубоким знанием своего персонала

2. Устранять неспособных

3. Быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими.

4. Подавать хороший пример

5. Делать периодические осмотры предприятия; при этих осмотрах пользоваться синоптическими таблицами (Эго: схемами организационной структуры предприятия)

6. Устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий

7. Не загружать свое внимание мелочами

8.Добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознания долга».

Если исходить из современных трактовок функций менеджмента, то все это ближе всего к функции мотивирования. Можно сказать, что функция распорядительства в течение нескольких десятков лет трансформировалась в функцию мотивирования.

4. Координирование. «Координировать это значит - согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех». Можно понимать эту трактовку как действие по обеспечению гармоничного функционирования предприятия в целом. В современной трактовке это не функция менеджмента, а цель функционирования организации в целом. Отдельные элементы этой функции в современной трактовке функций менеджмента относятся к таким функциям, как планирование, организация, мотивирование, установление коммуникаций.

5. Контроль. «Контроль в предприятии состоит в проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным признакам.

Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать их повторения».

В принципе все соответствует современной трактовке функции контроля.

Столь подробное рассмотрение функций менеджмента по А. Файолю необходимо, поскольку этот перечень является основой для последующих теоретических построений как зарубежных, так и отечественных специалистов в области менеджмента.

В настоящее время единого представления о функциях менеджмента не существует. Не существует и нормативного перечня функций. Поэтому следует обратить внимание на различные превалирующие подходы.

Авторы классических зарубежных учебников по менеджменту (Р. Дафт; М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури) называют обычно четыре функции:

· Планирование

· Организация (organizing)

· Мотивация (motivating)

· Контроль

М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури называют эти четыре функции первичными и считают, что они объединяются связующими процессами коммуникации и принятия решений.

В отечественной теории и практике никакого единства мнений нет. В советский период были попытки стандартизировать функции управления и вот что вышло:

ГОСТ 24525.0-80 (Государственный стандарт 1980 года):

Общие функции управления

· прогнозирование и планирование;

· организация работы;

· мотивация;

· координация и регулирование;

· контроль, учет, анализ.

Виханский О.С., Наумов А.И.

· Установление целей

· Разработка стратегии

· Планирование

· Проектирование работ

· Мотивирование

· Координация

· Контроль

· Обратная связь

Герчикова И.Н.

· Маркетинг

· Планирование

· Организация

· Контроль

· Мотивация

Казанцев А.К., Серова Л.С., Малюк В.И.
Предметные (основные)

· Формирование целей

· Планирование

· Организация производственных процессов

· Контроль и регулирование

Процессуальные (технологические)

· Коммуникации

· Управленческие решения

Социально-психологические

· Делегирование полномочий

· Мотивация

Школа Факультета управления Санкт-Петербургского государственного экономического университета, к которой мы с вами относимся, выделяет следующие функции менеджмента (учебник «Теория менеджмента» А.Н.Цветков, 2016):

Общие (основные)

· Формирование целей

· Планирование

· Организовывание

· Контроль

· Регулирование

30.03.19

Лекция 16. Функция формирования целей. Основные понятия. Ценности, их иерархия в конкретных организациях. Видение. Миссия. Определение цели. Систематизация целей организации. Дерево целей как инструмент целеполагания.

 

Что представляет собой функция формирования целей как «устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности» (из определения функции менеджмента)?

Создание и функционирование любой организации происходит не просто так, а для чего-то. Для чего? Уточняющий вопрос: какие у организации цели? Откуда берутся цели? Первичны ли они или им что-то предшествует?

Исследования показывают, что предшествуют. Индивид или группа лиц, собираясь создать организацию, исходит из определенных ценностей. У этих людей как правило, есть в и дение организации и какие-то представления о ее миссии. На этих основаниях формируются цели организации. Цели необходимы для формирования стратегии организации. А стратегия это основа для эффективной деятельности любой организации, то есть для тактических или оперативных действий.

Итак, основные понятия, которые мы рассмотрим в рамках этой функции:

· ценности

· в и дение

· миссия

· цели

· стратегия

· тактика

 

ЦЕННОСТИ

По А.И. Пригожину:

Ценности–представления о должном, о лучшем, о самом важном, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами.

Ценности – ориентиры в поисках блага. По ценностям люди сверяют желательность собственных действий, состояние и изменение окружающей среды.

Примеры ценностей:

· престиж (представление о том, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами)

· удовольствия (представление о лучшем, ради чего стоит трудиться)

· справедливость (представление о должном, о самом важном)

· свобода (представление о должном, о самом важном)

· честность (представление о должном)

· покой (представление о должном, о самом важном)

Ценности вызывают симпатию.

Ценности задаются средой обитания или даже генами

Ценности простираются от мелочей быта (уют, покой, бытовой порядок) до высших влечений (благородство поступков, совершенство личности)

Ценности противоречивы, поэтому люди жертвуют одними ценностями ради других (честностью ради достатка, здоровьем ради удовольствий, свободой личности ради престижа)

Ценности определяют цели, а не наоборот. Цели - ожидаемые результаты, ценности - направления движения. Цели достижимы, ценности - нет.

Ценностей очень много. Поэтому, если говорить об организациях, то следует сказать, что ценности у них различны, поскольку и сами организации различны и даже уникальны.

Поэтому ценности стараются объединять в группы, группировать.

Группы ценностей или ценностные ориентации организаций (В. Гут и Р. Тагири) выглядят следующим образом:

· экономические

· социальные (чтобы человек стал лучше)

· теоретические (лучше - исследовательские, А.Ц.)

· политические

· эстетические

· религиозные

В организации может быть несколько групп ценностей. Тогда они должны ранжироваться. Например, университет. На первом месте – социальные, на втором – теоретические, на третьем – экономические. Переоценка ценностей может приводить к утрате предназначения организации.

 

Организация Ценностные ориентации
экономич. социальные исследоват. политические эстетические религиозные
Вуз            
Театр            
Предприятие            
Больница            
Отделение полиции            
Магазин            
НИИ            
Церковная лавка            
Фонд мира            
Общество моржей            
Министерство развития            

 

Видение

 

В и дение – идеальная картина будущего организации, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях (Дж. К. Лафта) (Эго: Нью-Васюки - видение; мечты помещика Манилова - видение) Иногда в литературе встречается термин «мечта» как синоним видения.

Видение – гипотетическое состояние организации.

В и дение – представление менеджеров о долгосрочном развитии компании, избранных технологиях, товарах, клиентах, направлениях развития бизнеса, т.е. идеальное представление менеджеров о долгосрочном развитии бизнеса, которое задает направление движения и указывает маршрут (А. Стрикленд, А. Томпсон, учебник А.Н.Петрова***)

В и дение должно:

· Вдохновлять

· Быть простым

· Быть искренним

· Быть хоть в небольшой степени реалистичным

· Способствовать тому, чтобы сотрудники могли найти свое место в организации

· Давать ориентиры

 

В и дение у топ-менеджера (особенно, если он же и владелец бизнеса), как правило, есть: в и дение - это что-то потаённое. Его не надо вешать на стенку и показывать всем. Но его надо иметь и, хотя бы для себя, достаточно четко сформулировать.

МИССИЯ

 

Очень важное понятие для осуществления функции формирования целей.

Миссия – обоснование деятельности организации, т. е. описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет (Р. Дафт).

Миссия – смысл существования организации, ее роль в стране и в мире, значение для общества, качественно выраженная совокупность основных целей и руководящих установок организации (Учебник А.Н. Цветкова***)

Существуют некоторые правила формулирования миссии организации, хотя они не носят нормативного характера. Прежде всего, миссия должна быть сформулирована кратко. В миссии важно каждое слово, и каждое слово выражает какой-то значимый смысл. Целесообразно сформулировать миссию в виде одной, может быть длинной, но одной фразы.

В миссии обязательно следует указать вид деятельности организации, сегмент рынка, т.е. ту часть рынка, на которую ориентируется организация. Желательно упоминание о «возрасте» организации, о том, что она давно существует на рынке, что должно свидетельствовать о том, что она производит высококачественную продукцию (так ли это? У нас в России много предприятий, которые десятилетиями выпускали плохую продукцию, а сейчас с гордостью пишут в проспектах о датах своего основания…). Имеет смысл указать на будущее организации (вот здесь пригодится в и дение). Хорошо упомянуть о наиболее ярких элементах культуры организации, о том, что в ней хорошо относятся к клиентам или к сотрудникам, заботятся о людях.

Формирование миссии - задача топ-менеджмента и топ-менеджера организации. Хорошо, если топ-менеджмент состоит из людей, понимающих, что такое миссия, дальновидных и непредвзятых. Тогда есть надежда, что сформулированная ими миссия действительно будет выполнять «свою миссию» - обоснование деятельности организации, т. е. «описание ее ценностей, устремлений и причин появления на свет». Очень часто бывает, что топ-менеджер, особенно авторитарный, строящий организацию на страхе, сам не в состоянии сформулировать миссию, кому-нибудь это поручает, а потом пытается осмыслить, хороша миссия или плоха. В этом случае разработчику миссии не позавидуешь!

Пикантная ситуация возникает, если в организации нашелся человек, который лучше, чем топ-менеджер сформулировал миссию. Как быть в этом случае?

 

 

Пример. Миссии четырех образовательных учреждений:

1. Внести свой вклад в повышение эффективности процессов стратегического управления организациями различных организационно-правовых форм; государственного и муниципального управления; научно-исследовательских процессов, путем подготовки магистров соответствующей квалификации

2. Миссия заключается в том, чтобы:

· обеспечивать высокое качество образовательных программ и научных исследований, ориентированных на перспективные потребности российского общества и конкурентоспособных по отношению к образовательной и исследовательской деятельности лучших европейских университетов;

· делать доступными для широкой общественности современные достижения мировой социально-экономической науки, в том числе с помощью переподготовки и повышения квалификации преподавательских и иных кадров, интернет-порталов и изданий университета;

· максимально содействовать творческой самореализации преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов.

 

3. Формирование на основе научных разработок национального менеджерского корпуса, способного действовать творчески, добиваясь успеха в условиях социально ориентированной экономики инновационного типа.

 

4. ……… - старейший экономический вуз России с динамично развивающимися различными направлениями науки и образования, миссия которого заключается:

· в подготовке профессиональных экономистов и менеджеров, специалистов в других сферах деятельности, компетентных и ответственных лидеров инновационного развития предприятий и организаций различного профиля, создающих условия для эффективного развития экономики России и ее интеграции в мировую экономическую систему;

· в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований с достижением теоретической и практической ценности результатов, востребованных современной экономикой и внедряемых в учебный процесс;

· в формировании интеллектуальной, духовно богатой, нравственно зрелой личности, способной успешно проявлять свой творческий потенциал

ЦЕЛИ

Опять-таки, существуют разные определения цели:

· Цели – наиболее общие ориентиры деятельности фирмы в плановом периоде, достижение которых предполагается в общем объеме или в своей большей части (Дж. К. Лафта)

· Цели – конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)

· Цель есть выбранный и запланированный результат деятельности (А.И. Пригожин)

· Цели (objectives) - в организации это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе (Мескон, Альберт, Хедоури). Эго: перевод еще тот!

· Цель - это то, что мы хотим достичь через определенный промежуток времени (А.С.Лукьянов, Таллин)

· Цель – желаемое состояние, которого стремится достичь организация (Р. Дафт).

· С этим определением практически солидарен и учебник А.Н.Цветкова: Цель – некоторое желаемое состояние, которого организация намерена достичь.

От в и дения цель отличается б о льшей конкретностью и привязкой к временн о му периоду.

Если сопоставлять цели и ценности, то получится примерно следующее:

Ценности Цели
Бесконечны Конечны
Воображаемое будущее Программируемое будущее
Приближение к ним оценивается в сравнении с другими объектами Их достижение можно измерить или оценить
Проявляются через интуицию Выражаются в задачах, планах
Соотносятся с эмоциями, чувствами Соотносятся с затратами на достижение
Субъективны Объективны
Внушаемы, воспитываемы средой Формируются, создаются, назначаются
Представляют собой процесс (лучше-хуже) Представляют собой исполнение (сделано - не сделано)
Ценности связаны с формированием желаний Цели связаны с действиями по достижению результата (состояния)

 

Источник: А.И.Пригожин. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. М.: Издательство «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.

 

Вспомним, что цель относится к элементам внутренней среды организации. То есть цель организации задается изнутри и опирается как на ценности, видение и миссию, так и на анализ внешних факторов.

По источникам целеполагание (формирование целей) может быть:

1. Заданным или пассивным

· От заданий (приказано стрелять, стреляю)

· От потребностей (хочется чего-то, надо этого добиться)

· От угроз (надо чего-то избежать, чему-то противостоять)

· От проблем (что-то произошло, что мешает нормально жить или работать)

2. Конкурентным или состязательным

· От борьбы интересов (победить противников, превзойти конкурентов)

· От взаимного сравнения (стать не хуже конкурентов)

3. Ценностным

· От ценностей

· От в и дения

· От миссии

Из этой систематизации видны источники целей организации.

По периоду времени цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

По содержанию цели организации могут быть экономическими, выраженными в показателях хозяйственной деятельности (экономические количественные) или в степени достижения технологического лидерства (экономические качественные) и неэкономическими (укрепление имиджа, улучшение условий труда, повышение лояльности сотрудников и потребителей). Хотя в конце концов это тоже находит свое отражение в экономике.

По уровням различаются стратегические, тактические и оперативные цели. Стратегические цели формируются руководителем организации и командой топ-менеджеров. Тактические цели являются прерогативой заместителей руководителя - топ-менеджеров, иногда в их формировании участвуют и миддл-менеджеры. Оперативные цели формируют миддл-менеджеры, иногда в их формировании участвуют и супервайзеры.

Известна систематизация целей Г. Гринли, в соответствии с которой все цели организации делятся на следующие группы:

Внешние цели

· Социальная ответственность

· Имидж

 

Постановка целей должна отвечать некоторым требованиям:

Лекция 15. Систематика функций менеджмента. Файоль о функциях менеджмента. Функции менеджмента в трактовке современных гуру. Отечественные авторы о функциях менеджмента. Школа СПбГЭУ о функциях менеджмента. Типизация функций менеджмента.

Мы начинаем изучение менеджмента как процесса (см. Процессный подход в менеджменте). Менеджмент - это процесс выполнения определенных функций в определенной последовательности. Все эти функции далее будут рассмотрены с достаточной степенью детализации. А сейчас речь пойдет о систематике функций менеджмента, какие они бывают, в чем заключаются, как соотносятся и т.п.

Ранее было дано определение функции менеджмента.

Под функцией менеджмента понимается устойчивый состав специфических действий, выполняемых менеджерами разных уровней в процессе их деятельности.

Считается, что устойчивый состав таких действий впервые предложил или выявил А.Файоль. Файоль не использовал термина «функция менеджмента», а писал и говорил об элементах управления.

Элементы управления по А.Файолю:

1. Предвидение. В современной трактовке это - функция целеполагания и планирования «в одном флаконе». «Предвидеть - здесь означает исчислять будущее и подготовлять его; предвидеть, это уже почти - действовать». «Предвидение может проявляться бесчисленными способами, но главное его проявление ……… это - программа действия». Программа основывается на предположениях. «Программа действия - это одновременно - конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути, и средства, которые будут пущены в ход; это картина будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные представлены более или менее смутно; это - предвидимый и подготовленный на определенный период ход предприятия». Вот такой стиль изложения в русском переводе 1923 года под редакцией А.К.Гастева!

Очень интересная фраза: «Хорошо известно, что наилучшим образом разработанная программа никогда полностью не осуществляется (выделено мной - А.Ц.). Предположения - не пророчества. Их цель - довести до минимума количество непредвиденного.

Тем не менее, общество и даже наиболее знакомые с ходом дел заинтересованные лица - неблагожелательно относятся к руководителю, выдвинувшему определенную программу и не осуществившему ее».

Значит ли это, что можно не выполнять планы? Невыполнение плана характеризует менеджера не с лучшей стороны, но не должно служить единственной характеристикой его деятельности.

Эго: Советский подход - планы должны выполняться. Обязательно! Вплоть до расстрела.

2. Организация. По сравнению с современной трактовкой от этой функции осталось одно название. В этом разделе своей книги «Общее и промышленное управление» Файоль пишет об административной миссии социального организма предприятия, о построении социального организма, мимоходом критикует Тейлора, пишет о наборе персонала, о его подготовке…. Интересно, но несистемно. Хотя основные моменты, связанные с функцией организации (построение структур управления и делегирование полномочий), все-таки упоминаются в определенном контексте. В целом Файоль трактует функцию организации как «умение строить социальный организм».

3. Распорядительство. Определения функции распорядительства Файоль не дает, хотя отмечает, что «целью распорядительства является вовлечение, насколько это возможно, подчиненных ему служащих в круг интересов предприятия.

Менеджер, выполняющий функцию распорядительства, «должен:

1. Обладать глубоким знанием своего персонала

2. Устранять неспособных

3. Быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими.

4. Подавать хороший пример

5. Делать периодические осмотры предприятия; при этих осмотрах пользоваться синоптическими таблицами (Эго: схемами организационной структуры предприятия)

6. Устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий

7. Не загружать свое внимание мелочами

8.Добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознания долга».

Если исходить из современных трактовок функций менеджмента, то все это ближе всего к функции мотивирования. Можно сказать, что функция распорядительства в течение нескольких десятков лет трансформировалась в функцию мотивирования.

4. Координирование. «Координировать это значит - согласовать все операции в предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех». Можно понимать эту трактовку как действие по обеспечению гармоничного функционирования предприятия в целом. В современной трактовке это не функция менеджмента, а цель функционирования организации в целом. Отдельные элементы этой функции в современной трактовке функций менеджмента относятся к таким функциям, как планирование, организация, мотивирование, установление коммуникаций.

5. Контроль. «Контроль в предприятии состоит в проверке - все ли протекает согласно принятой программе, согласно данным приказаниям и установленным признакам.

Его целью является - отметить ошибки и заблуждения, чтобы можно было их исправить и избежать их повторения».

В принципе все соответствует современной трактовке функции контроля.

Столь подробное рассмотрение функций менеджмента по А. Файолю необходимо, поскольку этот перечень является основой для последующих теоретических построений как зарубежных, так и отечественных специалистов в области менеджмента.

В настоящее время единого представления о функциях менеджмента не существует. Не существует и нормативного перечня функций. Поэтому следует обратить внимание на различные превалирующие подходы.

Авторы классических зарубежных учебников по менеджменту (Р. Дафт; М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури) называют обычно четыре функции:

· Планирование

· Организация (organizing)

· Мотивация (motivating)

· Контроль

М.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури называют эти четыре функции первичными и считают, что они объединяются связующими процессами коммуникации и принятия решений.

В отечественной теории и практике никакого единства мнений нет. В советский период были попытки стандартизировать функции управления и вот что вышло:

ГОСТ 24525.0-80 (Государственный стандарт 1980 года):

Общие функции управления

· прогнозирование и планирование;

· организация работы;

· мотивация;

· координация и регулирование;

· контроль, учет, анализ.

Эго: мало чем отличается от Файоля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.092 с.)