Почему нельзя сразу говорить о серьезных вещах? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему нельзя сразу говорить о серьезных вещах?



Почему нельзя сразу говорить о серьезных вещах?

Мы подходим к сути проблемы. В самом деле, почему?

Вот вам подсказка: представьте, что я подхожу к вам, абсолютно незнакомому человеку, и говорю: «Вчера вечером “Уорриорз” [1] были на высоте, правда?» Возможно, вы согласитесь со мной, пожмете мне руку, и мы подружимся сразу после того, как обсудим, достойную ли зарплату получает Стефен Карри [2]. Или — что более вероятно — вы просто кивнете, недоумевая, что за сумасшедшая дама с вами заговорила.

Болтовня «ни о чем» — это что-то вроде запроса на участие в беседе на более серьезную тему, представляющую обоюдный интерес.

Непринужденная беседа — словесная разминка перед большим разговором.

Это так, но мало кто знает о ее главной функции. Мы настолько часто болтаем о пустяках, что воспринимаем такие беседы как нечто совершенно естественное и не признаем их особой формой общения, которая решает важные задачи.

Чтобы описать уникальные свойства праздной беседы, я буду использовать сравнения. Вот первое: разговор «о погоде» чем-то похож на тофу — соевый сыр, который легко усваивается, доступен и абсолютно безвкусен; болтать о пустяках можно в любой ситуации, будь то ужин в День благодарения или профессиональная конференция. Постарайтесь усвоить эту мысль.

Вот еще моменты, над которыми стоит поразмышлять.

 

• Нет более важного коммуникативного навыка, чем умение вести непринужденную беседу.

• Вы любите разговоры «о погоде». Да, любите. В общении с незнакомцами вас пугает лишь одна маленькая деталь. Я расскажу, как с ней справиться.

• Сейчас вы находитесь в плену социальной тревожности, но вам вовсе не обязательно там оставаться. В жизни вы боялись многих вещей, но сумели преодолеть страх. Помните первый урок плавания?

 

Эта книга о многочисленных гранях праздной беседы — особом искусстве разговора. Я дам вам советы, которые помогли моим клиентам. Быть может, это именно то, что вам нужно, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно в любой ситуации. Скоро вы познакомитесь с Лео и Беном, моими хорошими учителями, а в списке литературы найдете немало интересных авторов, которые научили меня важным вещам. Помните: строгих правил в большинстве случаев нет, но есть этикет, традиции, уважение и здравый смысл — все то, с чем вы наверняка знакомы не понаслышке.

Итак, начнем изучение «ржавой воды» (или тофу) нашего коммуникативного репертуара. В первой части («Основы») мы рассмотрим проблемы, которые возникают при необходимости начать непринужденную беседу. Я расскажу о приемах, в которых вы сможете поупражняться дома. Они помогут вам лучше чувствовать себя среди незнакомых людей. Я объясню, как правильно обращаться к людям, начинать беседу и превращать ее в содержательный разговор.

Во второй части («Как стать еще увереннее, общительнее и привлекательнее») мы перейдем к конкретным ситуациям. Вы узнаете, как представить себя и других, как вести непринужденную беседу с несколькими людьми одновременно и — что очень важно — как изящно ее завершить.

Вот и потекла чистая вода! В этой книге я привожу пошаговые инструкции, объясняя, что и когда делать. Для кого-то это будет напоминанием того, что они уже знают. Но если в последнее время вы были подвержены социофобии, будет не лишним повторить эти шаги еще раз. Если же, например, в вашей социальной жизни произошли серьезные перемены, изложенные здесь основы — это именно то, чему вы отчаянно хотите научиться. Они помогут вам общаться в кругу друзей и в разных социальных группах, формировать будущее и создавать сообщества. Никогда раньше люди не общались так много, как сейчас!

В дополнение ко множеству полезных советов я хотела бы раскрыть в этой книге еще один важный момент.

СПЛЕТНИ ТОЖЕ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО

МАМА: Тампер, что тебе говорил твой отец?

ТАМПЕР: «Если не можешь сказать ничего хорошего, лучше промолчи».

Вероятно, его отец также любил повторять:

«Великие умы обсуждают идеи, средние умы обсуждают события, мелкие умы обсуждают людей».

Прости, Тампер, но все мы постоянно обсуждаем других людей. И на то есть причина: что может быть интереснее людей?

По словам социального психолога из Лондонской школы экономики Николаса Эмлера, более 80% времени непринужденных разговоров мы обсуждаем других людей. Эволюционный психолог Робин Данбар считает, что эволюция человеческого языка во многом происходила благодаря тому, что люди хотели обмениваться сплетнями. Автор книги A Good Talk: The Story and Skill of Conversation [4] Дэниел Менакер говорит, что сплетни помогают нам лучше узнать ту или иную культуру и усвоить, что в ней допустимо, а что нет. Что мы узнаем из сплетен?

Соседу нужна помощь.

Кого-то ждет повышение, но кого — этого нам не говорят.

От учителя фортепиано пахло алкоголем на его недавнем частном уроке.

Большинство праздных разговоров строится вокруг социальных перемен в жизни людей. Кого повысят? Кого уволят? И кто купил новую Tesla?

Итак, мы определили важную социальную роль сплетен. Но почему сплетничать так приятно?

Ответ прост: делясь секретами, вы ощущаете, что становитесь ближе к другому человеку. Вы чувствуете, что рядом с вами «родственная душа», — без этого ощущения вы не можете свободно обмениваться мыслями и переживаниями. А без такого обмена наша жизнь не будет полной.

Сплетни помогают увидеть то, что скрыто от наших глаз. В этом случае сам процесс разговора важнее его темы. Главное здесь — чувство близости, а не те новости, которыми вы обмениваетесь.

Делясь секретами с другим человеком, вы строите к нему мостик, помогая ему чувствовать себя «своим».

Сплетни заслуживают уважения: они выполняют много функций и помогают весело проводить время. Они часть нашей жизни.

Для начала выйдите из дома

Если вы хотите улучшить произношение, я могу показать вам, как располагать язык во рту, чтобы воспроизводить звуки корректно. Я покажу упражнения и попрошу вас повторять их, чтобы ваш артикуляционный аппарат запомнил правильное произношение.

Если вы хотите научиться свободно выступать на публике, я предложу вам выделить основные моменты вашего доклада и выстроить его логическую структуру, чтобы лучше донести мысль до слушателей.

Если вы хотите научиться вести непринужденную беседу с незнакомцами, я скажу вам: выходите на хорошо освещенную улицу. Я вытащу вас из вашего мирка и отправлю туда, где есть другие люди. Для многих незнакомцы находятся по другую сторону стены, известной как социальная тревожность.

Социальная тревожность — это чувство страха и напряжения, возникающее при мысли, что вас оценивают (и оценивают негативно). Эта стена годами мешала вам общаться с людьми, и она не исчезнет сама по себе. Вы сможете разрушить ее, изменить свое мышление и привычки только путем осознанных усилий. В нашем случае самой эффективной терапией будет непринужденная беседа.

Зачем вам это?

Если вы хотите знать, удастся ли вам изменить свою манеру общения, то ответьте на вопрос: как сильно вы этого хотите? Пока вы четко видите цель и верите в ее достижение, у вас будут силы, чтобы меняться.

Измените свои привычки

В красном углу ринга действующий чемпион вашей жизни весом 360 кг — ваши социальные привычки! В синем углу их соперник весом 52 кг — ваше желание улучшить свою речь!

Если вы настроены решительно, возьмитесь за дело всерьез. Старые привычки победить нелегко. Не успеете моргнуть, как они снова возьмут верх. Замешкаетесь — и вы опять в их власти. Вы знаете, что я права, потому что такое уже не раз с вами случалось.

Кроме привычек на вас давит тревожность. Она будет заставлять вас вести себя так же, как раньше. Помните об этом. Шумный клубок новых знакомств опутает вас, и все старые привычки вернутся. Но если вы осознаете это, вам удастся их побороть. Вы сможете выработать новые, нужные вам привычки и закрепить их. Ваша мотивация и целеустремленность поначалу могут быть очень слабыми, но если вы проявите упорство, то победите. Калвину Кулиджу [5] приписывают такие слова:

«Ничто в мире не заменит упорства. Ни талант — нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники. Ни гениальность — непризнанный гений уже вошел в поговорку. Ни образование — в мире полно образованных изгоев. Лишь упорство и настойчивость всемогущи».

Главный секрет

Хотите узнать главный секрет? Измените отношение к людям, и это изменит вашу манеру общаться, а затем и ваше влияние на других. Я процитирую предисловие к книге Лейл Лаундес How to Talk to Anyone [6]:

«В этой жизни есть два типа людей: те, кто, входя в комнату, говорят: “А вот и я!” — и те, кто произносит: “А вот и ты!”»

Чем больше вы стесняетесь, тем меньше внимания уделяете собеседнику (подробнее об этом в главе 10). И наоборот, чем больше вы открыты к общению, тем меньше зацикливаетесь на своих переживаниях.

Вот и все. Вот и весь секрет.

О стиле и содержании

Многих сбивает с толку вопрос о стиле и темпе праздной беседы. Возможно, мои сравнения или образы помогут вам уяснить уникальные особенности стиля таких разговоров. (Вы и не догадывались, что будет так сложно, да?)

Я уже сравнивала непринужденный разговор с сыром тофу — оба просты и уместны в любой ситуации. Теперь сравним его с полосой разгона скоростной магистрали, джазом, вождением машины и игрой в теннис. Надеюсь, эти образы помогут вам лучше разобраться в стилях общения.

НЕ БУДЬТЕ ЗАНУДОЙ

Быть занудой — это все равно что вместо обмена ударами играть (то есть говорить) одному, не замечая подач другого человека. (У меня был друг, который всегда очень много болтал. Я обычно останавливала его словами: «Мои глаза сейчас лопнут!»)

Первая кошмарная форма занудства — пространная лекция. Вам задают простой вопрос о работе или хобби, а вы отвечаете так подробно, будто хотите рассказать вообще все, что знаете. Вы отнимаете у собеседника 12 ценных минут жизни, тогда как он, вероятно, был готов дать вам лишь 45 секунд. Он запомнит вас навсегда, но не с лучшей стороны.

Вторая убийственная форма занудства — рассказ о самом себе. Вы чувствуете, что должны начать с самого начала и в подробностях рассказать, что и как вы делали:

«Я разговаривал с Джесси — ну с тем парнем со склада. И он сказал, что водитель грузовика из утренней смены знает график работы на всю неделю. Я его спрашиваю: “Значит, он в курсе, когда нам доставят принтер?” А он: “Разве ты не знаешь, что доставку отменили?” Так я узнал, что новый менеджер отменил модернизацию оборудования. Видимо, они собираются скоро закрыть филиал».

Краткое изложение (или последнее предложение длинного рассказа) выглядит так:

Кажется, новый менеджер отменил модернизацию оборудования. Вероятно, они собираются закрыть филиал».

Никто не хочет, чтобы его считали скучным. Почему же это случается? Из-за острого желания рассказать свою историю как можно скорее вы забываете о правилах общения и окружающих. Удовлетворяя потребность в общении, вы перестаете внимательно относиться к собеседнику. Праздный разговор состоит из пауз и переключения между темами, а не из глубокого погружения в одну тему и обсуждения одного вопроса.

Первый тип зануды — лектор — обычно не смотрит на собеседника и не замечает его нетерпеливого взгляда, сообщающего «С меня довольно». Второй тип зануды — рассказчик запутанных историй — принимает внимание собеседника за восхищение. Вместо того чтобы рассказывать о событии, он говорит о себе. Помните: это никому не интересно. Оба эти типа игнорируют окружающих. Они удовлетворяют собственную потребность в общении, а не запросы и интересы слушателей. Думаю, каждый должен совершить эту ошибку раз или два, прежде чем научится следить за длиной историй.

Конечно, бывают исключения. Некоторые умеют рассказывать длинные истории, поддерживая интерес собеседника. Но относитесь ли вы к таким рассказчикам? У них, как правило, есть своя преданная публика. Вот советы, как заинтересовать слушателей (преданных или нет) и удержать их внимание.

 

Люди не любят затянутых историй. Вспоминайте об этой великой истине каждый раз, когда хотите открыть рот. Понаблюдайте за теми, кто умеет говорить кратко и по делу. Подружитесь с фразой «если вкратце, то…».

Представьте, что вы играете в теннис. Вы подаете и принимаете или только подаете?

Сразу переходите к сути. Переходите к ней до того, как кто-нибудь вас перебьет.

Перебросьте мяч на сторону собеседника. Если вы очень хотите подробно рассказать о своем замечательном приключении, предложите встретиться за чашечкой кофе чуть позже. Отдайте мяч собеседнику — он сам решит, принимать ли ваше приглашение.

Внимательно наблюдайте за собеседником: не скучно ли ему? Если он смотрит вам в глаза, продолжайте говорить. Но если он отводит взгляд, то вам, вероятно, пора замолчать и дать ему слово. Научитесь определять, слушают ли вас по-настоящему или просто ждут, когда вы закончите.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАНУДАМИ

Приятный джентльмен откидывается на спинку стула и переходит к следующей главе истории о своем автомобильном бизнесе. Рассказывая в деталях о модернизации материально-технической базы и компьютеризации транспортных средств, он смотрит в потолок и не замечает тоскливого выражения лица своей жертвы — слушателя, который умирает от скуки. Он выступает с монологом, а не участвует в диалоге.

В мире очень много таких «лекторов», потому что рассказывать то, что вы знаете, гораздо легче, чем вести неловкую и трудную праздную беседу. В сто раз легче! Ваш поезд покидает станцию, но в нем нет пассажиров — слушателей.

Вы, возможно, спохватились: «Подождите-ка! Я постоянно попадаю в такие ситуации! И что же мне делать?» Мой ответ разочарует вас: это зависит от многих факторов. Общение с людьми — заведомо сложное занятие. Конечно, если вы говорите со своим боссом, ответ простой: устройтесь поудобнее и наслаждайтесь его рассказом. Если вы достаточно умны, то запомните некоторые моменты, чтобы в следующем разговоре показать, как внимательно слушали его увлекательную историю. Я говорю абсолютно серьезно. Если вы затронете какую-то тему из прошлого разговора, ваш собеседник очень обрадуется, ведь это будет свидетельством вашего внимания и уважения. Думаю, это очень полезный трюк для продвижения по карьерной лестнице.

(В главе 17 «Как завершить разговор?» вы узнаете, как заканчивать беседу в разных ситуациях.)

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СИТУАЦИИ

Хочу остановиться на одном из самых частых и мучительных криков о помощи моих клиентов. «Доктор Флеминг, что делать, если кто-то прерывает вас на середине предложения?» О чем бы ни шла речь, я всегда отвечаю: зависит от ситуации и это сложный вопрос. Все зависит от обстоятельств в каждом конкретном случае. Вы должны продумать все варианты, оценить место разговора, публику, время, предысторию, ваш интерес и терпение, а также то, что вы хотите от отношений с этим человеком.

Тот, кто задает мне подобный вопрос, имеет в виду конкретную ситуацию — она известна ему, но непонятна мне. Именно поэтому у меня нет универсального ответа. Кроме того, в каждом случае мне нужно разное количество времени, чтобы разобраться.

Как я уже сказала, все зависит от ситуации.

 

Повторим важные моменты, которые мы рассмотрели (далее в этой книге мы вернемся к ним снова). Подумайте о них еще раз и представьте ситуацию с вашим участием, в которой вы применяете эти навыки на практике.

 

• Праздная беседа — это не монолог, а обмен мнениями.

• Односложные ответы убивают разговор.

• Новая информация помогает вести беседу в любом направлении.

• Информация должна быть конкретной, избегайте общих фраз.

• Оглядитесь и начните разговор о том, что происходит вокруг.

• Общайтесь на нейтральные темы, пока не найдете тему, интересную вам обоим.

• Все всегда зависит от ситуации.

5. Правило трех «О»: открывающая фраза, откровение, одобрение-вопрос

Лекарство от «Я никогда не знаю, что сказать!»

Рядом с вами стоит человек с приветливым взглядом, явно расположенный к общению. Возможно, вы уже поздоровались, улыбнулись друг другу, обменялись рукопожатиями и познакомились. Теперь нужно начать непринужденную беседу, которая вас так пугает, чтобы превратить этого незнакомца из чужака в друга. На этом этапе многие впадают в панику, потому что не знают, как использовать магию общения.

Вам поможет простая формула: открывающая фраза, откровение, одобрение-вопрос.

 

1. Открывающая фраза: начните беседу с нейтральной темы — обсудите происходящее вокруг.

2. Откровение: расскажите что-то о себе, касающееся выбранной темы.

3. Одобрение-вопрос: проявите интерес и задайте собеседнику вопрос по теме.

Придумайте заготовки для всех трех «О» заранее (до выхода из дома), и вам не придется вымучивать их во время беседы. Рассмотрите разные варианты: какие могут быть обстоятельства, музыка, еда, место и погода. Представьте, как именно вы можете начать и поддержать беседу.

«Кажется, в этом году много выпускников». (О1)

«Я пытаюсь найти племянника, но тщетно». (О2)

«В вашей семье тоже есть выпускник?» (О3)

В вашем послании другому человеку зашифровано: «Привет! Вы кажетесь мне дружелюбным. Надеюсь, я вам понравлюсь. Как насчет того, чтобы пообщаться?» Непринужденная беседа даст вам возможность установить контакт с человеком и узнать его получше. Правило трех «О» поможет навести мосты к другим людям.

ОТКРЫВАЮЩАЯ ФРАЗА

Меня часто спрашивают об открывающих фразах — с чего начать беседу.

«Мы уже где-то встречались, да?»

«Кто вы по знаку зодиака?»

«Вы здесь часто бываете?»

Волшебная открывающая фраза (если она вообще существует) поможет вам чувствовать себя увереннее, но банальности едва ли будут иметь успех. Конечно, если вы не отличный юморист или очень умный человек.

Прежде чем выйти из дома, придумайте несколько тем, с которых при случае можно будет начать разговор. Это избавит вас от мучительных раздумий, что бы такого сказать, и поможет вам чувствовать себя смелее. Самый простой и безопасный способ начать разговор — обсудить то, что вас объединяет. Например, вашу компанию, проект, над которым вы вместе работаете, хозяина вечеринки, торговую палату, поход с коллегами на бейсбол, фестиваль Burning Man, пасхальную игру с поиском яиц или показ модной коллекции. Конечно, саркастическое замечание по поводу какого-то события подходит для начала разговора, но я рекомендую избегать негативных высказываний вроде «Тот, кто организовал все это, — явно недалекий человек».

Зато всегда безопасны замечания о погоде:

«Ну и жара сегодня!»

«Какой отличный денек!»

«Этот дождь вообще когда-нибудь кончится?»

Если вас передергивает от этих открывающих фраз, значит, вы не цените их дружеский посыл. В них зашифровано послание: «С вами можно пообщаться? Вы не оттолкнете меня? Можем ли мы быть друзьями?» Вам быстро надоедает эта невинная болтовня о погоде и вы хотите общаться только на серьезные темы? Таким образом вы решаете за другого человека, что он готов к обсуждению более глубоких тем. Это неразумно. Вначале оба собеседника выясняют, хотят ли они вообще общаться друг с другом.

Вы, возможно, думаете: «Боже, каким я был грубияном! Я ухмылялся этим дружелюбным людям лишь потому, что они не начинали разговор с умного высказывания, достойного моего высокого интеллекта!» Ну или что-то подобное. Многим из нас пора снять корону и научиться отвечать на попытки окружающих завязать с нами разговор на простую и нейтральную тему.

Неважно, о чем вы говорите, — важен сам факт, что вы обратились к другому человеку в надежде на приятный разговор. Не воспринимайте это слишком серьезно. Просто оглянитесь и скажите что-нибудь приятное или забавное о происходящем. Если вы заметили что-то красивое или интересное, скажите об этом. Так вы настроите собеседника на приятное, непринужденное общение. Со временем вы научитесь легко завязывать праздную беседу и переводить ее в серьезный разговор. А если нет, то просто говорите о погоде.

ОТКРОВЕНИЕ

На самом деле тема погоды — самая безобидная тема в мире для начала разговора. Она нейтральна, обыденна и касается каждого. Это хороший способ ненавязчиво привлечь внимание другого человека.

Англичане знают толк в разговорах о погоде. В книге Watching the English: The Hidden Rules of English Behavior [8] Кейт Фокс сформулировала их смысл так: «Главное, чтобы вы вовлеклись в диалог, выразили согласие, нашли общий язык с собеседником. И участливый вздох столь же эффективно способствует процессу социального взаимодействия и укреплению дружеских взаимоотношений, как и разделенный оптимизм, совместные размышления или переносимые вместе тяготы».

«Обсуждая погоду, мы даем понять собеседнику, что хотим найти с ним общий язык. Мы бросаем веревку через пропасть, показывая, что, несмотря на все наши различия, у нас есть что-то общее. Когда на моей стороне улицы идет дождь, он идет и на твоей стороне».

«Если собеседник выскажется по теме, разговор станет более личным и интересным. Или он просто сухо ответит и кивнет, дав понять, что не настроен на общение».

МИЛО: Отличная погода сегодня!

НИЛ: Точно! Самое время выгулять моего щенка на Эмбаркадеро. Наверное, много народу придет полюбоваться заливом. Вы бывали там?

Видите, как Нил ответил на вопрос? Он открылся и рассказал что-то интересное о себе, показав Мило, что не против продолжить разговор, и дав ему новые темы для беседы. Дальше Мило может спросить: «А где находится Эмбаркадеро?», или «Какой породы ваш щенок?», или «Оттуда видно мост Золотые Ворота?»

Открыться и поделиться информацией о себе очень важно для развития беседы. Я не устану повторять, что любой дополнительный вопрос или факт может повернуть беседу в совсем иное русло. По мере того как разговор будет развиваться в том или ином ключе, вы обязательно найдете общую тему.

Чтобы поддержать беседу и разговорить собеседника, выйдите за рамки общих фраз о погоде и расскажите что-нибудь интересное о себе. Это поможет укрепить доверие между вами. Помогите собеседнику почувствовать себя комфортно в разговоре. Как раз об этом внимании к окружающим я и говорила раньше — оно отодвигает ваше чувство неловкости на второй план. Скоро, в главе 6, вы познакомитесь с Лео — на его примере вы убедитесь в важности такого поведения.

Как бы то ни было, вы всегда сами решаете, как много рассказывать о себе и в какой момент. Если вы хотите, чтобы окружающие знали о вас буквально все, делитесь всеми своими мыслями. Допустим, незнакомая женщина говорит вам: «Какой чудный денек! Думаю, сегодня многие выйдут на прогулку». Такое высказывание не личная информация. Другое дело, если она скажет: «Какой чудный денек! Идеальная погода и ветер, чтобы выйти под парусом в залив». Она выразила интерес к парусному спорту, и, вероятно, у нее есть лодка. Эта информация дает вам возможность перейти от темы погоды к более личному разговору о парусном спорте.

Как часто вы застреваете на начальной стадии беседы из-за нехватки находчивости и решительности? Да-да, именно вы! Даже если часто — ничего страшного. Готова поспорить: вы просто ничего не знали о том, как делиться информацией о себе.

Карл

Чтобы получить повышение, скромный парень Карл, работающий в фармацевтической отрасли, должен был покинуть подсобку — свою зону комфорта — и представить компанию в деловых кругах. Он знал, что для этого повышения ему надо научиться вести себя увереннее в обществе, поэтому обратился ко мне. Карл хотел познакомиться с новыми людьми, чтобы общаться и практиковать навыки, приобретенные в моем кабинете, но понятия не имел, как это сделать.

Типичный одиночка Карл редко смотрел в глаза окружающим и всем своим видом давал понять, чтобы его оставили в покое. С чего же начать? Ему нужно было познакомиться с кем-то, чтобы общаться. И он встретил нового приятеля за мусорным баком около своего дома.

Однажды утром какой-то общительный бездомный поздоровался с Карлом у подъезда. Карл хотел было пройти мимо, но потом понял, что бродяга пытался завязать с ним дружеский разговор. Вот он, тот самый шанс! Одно из домашних заданий Карла заключалось в том, чтобы реагировать на все попытки людей заговорить с ним. Тогда он повернулся к бездомному и поздоровался в ответ. Завязалась беседа, и они познакомились. Следующий день был особенно важным для Карла. Выходя из дома, он услышал, как его друг крикнул из-за мусорного бака: «Привет, Карл!» Кто-то произнес его имя! Карл почувствовал прилив радости и удивления: другой человек увидел в нем личность. Кто-то сказал: «А вот и ты!» — и Карл осознал, как сильно он хотел, чтобы его замечали и узнавали. Он понял, что ему это действительно нужно.

Однако их знакомство ни во что не вылилось. Думаю, барьер между их социальными классами помешал им продолжать общаться и искать общие интересы. Они остались на начальной стадии отношений и изредка болтали о том о сем: о бейсболе, погоде или пробках на дорогах.

Карл и его бездомный приятель довольствовались короткими разговорами о пустяках, только чтобы иметь возможность общаться. Вероятно (даже скорее всего), у них были общие темы для беседы. Но они никогда не всплывали в разговоре, поэтому их общение не переросло в дружбу.

Однажды Карл вызвал такси через приложение, и я решила показать ему, как еще можно применять новые навыки общения. Я попросила его сесть на переднее сиденье и пообщаться с водителем. Это было Карлу в новинку, но все новое начинается с конца старого. На следующей встрече я попросила Карла рассказать все, что он узнал о водителе. Первый был родом из Непала. Я спросила: «Как его зовут? Когда и зачем он переехал сюда? Как он смог это сделать? Что его здесь поразило? Он скучает по Непалу? По каким вещам?» Карл смог назвать имя водителя, марку автомобиля и немного рассказать про Непал. Он также узнал, что водителю нравится пользоваться приложением Lyft [9] и что в тот день почти не было пробок. Я заверила, что в следующий раз он сможет лучше разговорить собеседника. «Прояви интерес к человеку, — посоветовала я. — Попытайся представить себе его жизнь. Выйди из своего мирка и растворись в истории собеседника. Вообрази, что ты должен представить его публике как оратора».

На следующей неделе Карла подвозил мужчина из Йемена. «Как вы оказались в этом городе?» — спросил Карл. Как видим, во второй раз он справился лучше, а в третий — еще лучше. Его подвозил парень из Судана. Только представьте, как бедный Карл пытался разобраться в суданской культуре, чтобы поддержать разговор! На следующем этапе нашей работы Карл сам должен был рассказать что-то о себе водителям, чтобы разговор не шел в одни ворота.

Я спросила Карла, что он рассказал о себе водителю Ахмеду. Вот что: «Марокко! Ух ты, как далеко! Никогда там не был. Я вообще никогда не выезжал из страны, если не считать Канаду». Этот крошечный факт, которым Карл поделился, был хорошим началом. После Ахмеда Карла подвозил Эдди из Гуама, а затем — пенджабец Амар. Раньше Карл не представлял, что в таких поездках можно изучить весь мир и что сам он мог открываться настолько, насколько хотел. В этом вся суть — научиться проявлять интерес и уважение к другим людям. Все равно у этих дружелюбных водителей не было шанса избежать общения с моим клиентом. Спасибо, Lyft.

 

Лаура

Однажды я выступала на медицинской конференции, где встретилась со своей приятельницей Джанет, врачом в Сан-Франциско. Во время обеда я увидела в ресторане Лауру, психиатра на пенсии, с которой только что познакомилась на конференции.

Я пригласила Лауру к нашему столику и представила ее Джанет. Между ними быстро завязался разговор. Почему? Они были из одного племени. Обе — врачи-женщины, приехавшие на конференцию, и обе знали меня, поэтому я могла их представить друг другу. (Мы все принадлежали к одному племени.)

Я сказала, что мне нужна операция на колене. Лаура вспомнила о прекрасном хирурге-ортопеде, с которым она вместе поступала в медицинский колледж 35 лет назад. На самом деле они когда-то давно были парой. Они не виделись уже много лет, и Лаура ничего не знала о нем. «Я знаю, где он! — воскликнула Джанет. — Его офис рядом с моей нефрологической клиникой в Сан-Франциско!»

Бинго! Потом они даже съездили туда вместе.

Эта история показывает, в чем прелесть случая и бесцельной болтовни. Если вы расскажете о себе что-то интересное, она может вылиться в серьезный разговор.

 

Кэролин

Я преподавала курс по развитию бизнеса в Калифорнийском университете в Беркли. Университет набрал преподавателей из Сан-Франциско, но мы почти ничего не знали друг о друге. Нас объединяла только совместная поездка в машине раз в неделю в Беркли. В одну из таких поездок Кэролин, преподавательница бухгалтерского учета, сказала, что в следующий раз ее с нами не будет, поскольку она собирается навестить семью.

Я: А где живет ваша семья?

КЭРОЛИН: На севере.

Я: Где именно на севере?

КЭРОЛИН: В Вашингтоне.

Я: В какой части?

КЭРОЛИН: На Западном побережье.

Я: А где именно на Западном побережье?

КЭРОЛИН: На одном острове в заливе Пьюджет.

Я: На каком?

КЭРОЛИН: Вашон.

Я: Я ходила в начальную школу на Вашоне.

КЭРОЛИН: Да? Я тоже! В школу Бертона.

Я: И я в ней училась!

Оказывается, первые два года начальной школы мы учились в одном классе! Здорово, правда? Но, согласитесь, добыть эти волнующие сведения было непросто. Мне пришлось буквально вытягивать их клещами!

Надеюсь, вам не придется искать новых друзей за мусорным баком. Но где бы вы с ними ни знакомились, помните: чтобы превратить непринужденную беседу в серьезный разговор, вы должны поделиться интересной информацией о себе. Пожалуй, это главное, что стоит вынести из этой книги. И всегда говорите конкретно (например, «Вашингтон», а не «север»). Не хочу слышать никаких оправданий, почему вы сейчас так не общаетесь. Назовите мне имена и конкретную информацию, и я вами заинтересуюсь. Попробуйте, это работает.

ОДОБРЕНИЕ ВОПРОСАМИ

Во время поездки в Англию в середине 1980-х годов мы с другом остановились на день на ферме крупного рогатого скота в Суррее. Ферма принадлежала отставному офицеру Второй мировой войны и его жене. Он встретил нас на вокзале и все утро показывал свои владения и постройки. Потом его жена пригласила нас на чашечку чая. Мы сидели друг напротив друга в гостиной в викторианском стиле, улыбались и молчали. Первой нарушила молчание хозяйка. Она собралась с духом (как и полагается жене бывшего британского гуркхи-офицера) и сказала: «Мы давно не встречали здесь американцев». После долгой паузы добавила с улыбкой: «Гитлер был грязным типом, не правда ли?»

Мы согласились, но разговор не клеился. Я присуждаю ей приз за самую смелую попытку завязать разговор. На самом деле мы могли бы поддержать ее порыв и спросить о чем-нибудь в ответ.

Проявите интерес к другому человеку и поддержите разговор: задайте вопрос по теме или поделитесь чем-то интересным. Но избегайте вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Конечно, простые вопросы помогают завязать разговор, но что если ваш собеседник и правда ответит односложно? Вам придется придумывать другой вопрос.

Часто молодежь и иностранцы отвечают односложно, потому что не настроены на общение. Они отвечают так, как будто важно только содержание вопроса (например, моя коллега Кэролин из истории в предыдущей главе). Радости от такого общения мало.

Задавайте открытые вопросы, которые подразумевают развернутый ответ, и вопросы, вызывающие интерес. Открытые вопросы дают собеседнику возможность высказать свое мнение.

«Что вы думаете о докладчике?»

«Легко ли вы нашли место для парковки?»

«А когда здесь открывается лыжный сезон?»

«Где в этом городе лучшие магазины женской одежды?»

«На какую наживку вы рыбачите?»

«Не знаете, почему тот джазовый клуб закрылся?»

Задавайте главные вопросы журналистов (что, почему, где и как), если хотите получить от собеседника развернутый ответ. Так вы узнаете больше интересной информации и сможете поддержать беседу.

ДЖЕННИ: Что вы думаете о выступлениях клоунов с воздушными шарами?

ЛЮК: Честно говоря… Моему пятилетнему ребенку недавно подарили набор воздушных шаров на день рождения, и он сам может сделать большинство животных, которых мастерил клоун!

Вы получили две возможные темы: сообразительные пятилетки и воздушные шары. Как бы вы поддержали разговор?

ДЖЕННИ: Набор воздушных шаров! Я бы не додумалась! Моя четырехлетняя племянница умна не по годам, ей бы понравился такой подарок. Не подскажете, где их купить?

Берите пример с Дженни. Один из лучших способов расположить к себе собеседника — спросить его о чем-то. Так вы покажете, что заинтересованы в теме разговора и продолжении беседы. Это один из методов интервьюирования, когда вы подбадриваете говорящего и тем самым помогаете ему углубиться в тему.

КЕМ ВЫ РАБОТАЕТЕ?

Вопрос «Кем вы работаете?» в начале беседы задают чаще всего. Во многих кругах место работы — единственная характеристика человека. Но многие считают этот вопрос неуместным, скучным, предсказуемым и бесцеремонным.

Так что подумайте дважды, прежде чем спрашивать о работе. Возможно, ваш собеседник не хочет, чтобы о нем судили по его профессии (европейцы особенно презирают эту тему). Вот несколько других вопросов, с которых можно начать знакомство:

«Как вы обычно проводите выходные?»

«Что интересного происходит сейчас в городе?»

«Куда бы вы посоветовали сводить детей в субботу?»

«Что вы думаете о местных клубах по интересам? Вы их посещали?»

Но предположим, вы все же решили поговорить о работе. Возможно, у вашего собеседника необычная профессия, которая может стать темой интересного разговора.

Лейл Лаундес в книге How to Talk to Anybody About Anything объясняет, как спрашивать о редких профессиях, чтобы беседа перешла в содержательный разговор. Но что если у собеседника заурядная должность? В этом случае ваша задача — сделать общение интересным и задать глубокий или острый вопрос.

Как думаете, какой вопрос заинтересует продавца обуви? Явно не «Давно ли вы продаете обувь?» и не «Как вы попали в обувной бизнес?» Это неплохие вопросы, но довольно скучные.

Помните: мухи летят на мед

На свете много людей, с которыми можно поговорить. Ваш приятный внешний вид увеличит вероятность того, что для разговора выберут именно вас. Как говорят, мухи летят на мед. Когда вы отлично выглядите:

 

• вы чувствуете себя на все сто (то есть уверенно);

• люди видят ваше уважение к себе и мероприятию;

• окружающие относятся к вам гораздо лучше, чем вы ожидаете.

 

В этой главе вы узнаете, как выглядеть привлекательно в разных ситуациях. Я расскажу, почему важно одеваться красиво и уместно и как внешность может стать вашим преимуществом в общении. Но эта глава совсем не о том, как тратить много денег и покупать некомфортную, но красивую одежду, пытаясь произвести впечатление на окружающих.

Люди составляют мнение о вас очень быстро, буквально за миллисекунды. Б о льшую часть информации человек воспринимает глазами. Чем лучше вы выглядите (помните: это понятие относительное!), тем лучше к вам настроены окружающие. Думаю, стоит прислушаться к этому совету.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.134 с.)