Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ГЛАВА I Лица, занимавшиеся воспитанием детей
§ 50. Сознавая важность обязанности родителей и с родительской любовью заботясь о спасении своих детей, родители большей частью сами занимались воспитанием и образованием детей своих. Преимущественно же обязанность воспитания брали на себя матери семейств, так как и природа положила в их сердце более нежности к детям, и внешние занятия не отвлекали их от обязанностей семейственных, и, следовательно, в их руках более средств к благоуспешному воспитанию. Блаженный Иероним писал к одной благочестивой матери: «Ты сама должна быть наставницей своей дочери; тебе должна подражать ее неопытная юность. Ни в тебе, ни в своем отце она не должна видеть ничего порочного».[117] Подобное внушал отцам семейств и свт. Иоанн Златоуст: «Иноверные говорят: если хочешь оставь отца, мать, родных, старайся быть при царском дворце в трудах, в бедствиях, в разных занятиях, и перенося безчисленные неприятности; но Христос учит не так. Он говорит: будь в своем доме с женой и с детьми, наставляй их и учи добрым нравам».[118] § 51. Воспитание входило в состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом, преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит к небу.[119] Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинной образовательницей детей, в христианском значении этого слова. Если Рим и Спарта славились великодушием некоторых матерей, то христианство далеко превосходит их домашними добродетелями матерей Оригена, Златоуста, Григория Богослова, Григория Нисского, Феодорита, Августина, Климента Анкирского,[120] и других благочестивых мужей христианской древности. «Посмотрите, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — что произвело явление Иисуса Христа на земле! Жены превосходят нас в благородных нравах, в христианской теплоте чувства, в любви к Иисусу Христу, который снял проклятие с женского рода!»[121] Из наставлений этого пастыря к родителям, выражающих дух и обычаи древних христиан, видно, что матери семейств преимущественно и сообщали дух благочестия своим домочадцам. «Муж, — говорит он, — который обращается на площади и в судебных местах, непрестанно вращается то туда, то сюда мятежными волнами внешней жизни. Но жена, которая сидит дома, как в училище мудрости, всегда может быть собранной в своих мыслях и заниматься молитвой и чтением Священного Писания. Принимая к себе своего мужа, она может образовать его, отсечь дикие наросты его души, и таким образом опять отпускать в мир очищенным от зла, которое приносит он с собой с площади, и имеющим запас добра, которому научился в недрах семейства; поскольку ничто не может лучше образовать мужа и управлять его желаниями, как благочестивая и благоразумная жена. Я могу указать на многих кротких мужей, которых нравы смягчены таким образом».[122] Если же благочестивые жены почитали для себя долгом иметь и имели такое влияние на мужей, то нельзя сомневаться, что они еще более и успешнее занимались своими детьми, неотлучно проводившими с ними все время. «Вам, жены, преимущественно нужно подражать древним святым женам. У тебя родился сын, подражай святой Анне. Учись делать то, что она делала. Она, получив сына, тотчас отнесла его в храм».[123] Так блаженный Августин с благодарным чувством воспоминает о великих трудах и непрестанных заботах, понесенных его матерью при утверждении веры и благочестия в его юном сердце.[124]
§ 52. Бытописатели церковные оставили нам многие примеры и образцы благочестивой ревности, с какой матери заботились о спасении своих детей и принесении их в святую жертву Иисусу Христу. Так, блаженная Евфросиния, мать св. Климента, епископа Анкирского, приближаясь к блаженной кончине своей и желая, чтобы сын ее (ему было тогда двенадцать лет) остался наследником не столько вещественного убогого ее стяжания, сколько духовного богатства добродетелей, так говорила ему, лежа на одре болезни: «Чадо мое, чадо возлюбленное, чадо, от пелен осиротевшее! Хотя ты осиротел прежде, нежели узнал об отце своем, но ты не осиротел; ибо отец твой есть Христос Бог, обогащающий тебя Своими дарами. Я родила тебя плотью, а Христос Бог родил тебя Духом. Признавай же Его своим отцом, а себя Его сыном, и смотри, чтобы не напрасно было твое усыновление Богу; служи единому Христу Богу, в Христе полагай твою надежду; ибо Он наше спасение и живот безсмерт-ный... Умоляю тебя, сын возлюбленный, сделай мне один дар за все болезни и труды, которые я претерпела за тебя. Так как настает лютое время и приближается жестокое гонение, то будь, как говорит Господь, веден пред владыки и цари Его ради. Сделай мне эту честь, сын мой! Стань смело и мужайся за Христа, и сохрани непоколебимо Его исповедание: а я надеюсь на Христа моего, что вскоре процветет на тебе венец мученичества в мою честь и во спасение многих душ. Приготовь же сердце свое к страдальческому подвигу, чтобы время подвигов нашло тебя уже готовым. Знай, что полезно быть искушенным бедствиями, но не бойся: страдание временно, а награда вечна; скорбь проходит скоро, а радость пребывает вечна; мало здесь безчестие, но вечна у Бога слава; прощения мучителей и раны — только на один день; ярость земных царей бывает поругаема и слава их увядает; огонь, приготовленный ими на Христовых мучеников, угашается. Посему ничто подобное не должно отлучить тебя от Христа Господа; взирай на небо и оттуда ожидай великой, богатой и вечной награды от Бога; бойся Его величия, ужасайся Его суда, трепещи всевидящего ока Его; ибо отвергшиеся от Христа готовят себе неугасимый огнь и червь неусыпающий; а тех, которые познали Его и никогда не отпадают от Него, ожидает невыразимое веселие, радость и утешение со святыми исповедниками. Сын мой сладчайший, да будет мне от тебя наградой за подъятые мной в рождении твоем болезни и труды в воспитании, если ты, изшедший из моей утробы, сделаешься исповедником Господним, и если я назовусь матерью мученика и прославлюсь в членах сына, страждущих за Христа. Итак, потщись пострадать за Пострадавшего за' нас... Вот уже я стою, сын мой, при дверях кончины своей, и этот видимый свет не воссияет для меня завтра; но ты для меня свет о Христе и живот мой о Господе; посему молю тебя, утроба моя, да не постыжусь в моей надежде на тебя, но да спасусь чадородия ради. Я родила тебя; пусть же и страдаю в тебе, как в истинном моем теле. Дай тело на раны, чтобы и мне возвеселиться пред Господом нашим, как бы я сама страдала за Него. Излей, не щадя, свою кровь, принятую от меня, чтобы и мне принять честь за нее. Вот ныне я отхожу от тебя и предыду пред тобой к Богу. Телом отхожу от тебя, но дух мой будет неразлучен с тобой, дабы мне сподобиться с тобой припасть к престолу Христову, хвалясь пред Ним твоими страданиями и венчаясь твоими подвигами». Таким образом блаженная мать целый день, пред святой своей кончиной, наставляла своего сына, обнимала его и лобызала его главу, глаза, лицо, уста, перси и руки.[125]
Префект Валентия увидел однажды женщину, которая так поспешно вышла из дому, что не заперла дверей и не оделась надлежащим образом. Она несла с собой малолетнее дитя и, пробиваясь сквозь толпу народа, спешила с ним куда-то. Префект приказал схватить ее и подвести к себе. — Куда ты так бежишь, несчастная? — спросил он женщину, когда ее привели к нему. — На поле, — отвечала она, — где собирается народ православный. — А разве ты не слыхала, что и префект идет туда же, чтобы предать смерти всех христиан, которых найдет там?
— Слышала, потому-то и спешу, чтобы и меня умертвили вместе с другими. — Но это дитя зачем несешь с собой? — Для того, чтобы и оно удостоилось получитьмученичество. Услышав это, префект приказал везти себя к императорскому дворцу. «Император! — сказал он, войдя во дворец. — Если повелишь мне умереть — я готов; но порученного тобой дела не могу исполнить». Рассказав о женщине все, что видел и слышал от нее, он укротил гнев императора.[126] § 53. Первое место после родителей в деле воспитания занимали восприемники, как это можно видеть из учрежденного в те времена и неизменно сохраняющегося доселе порядка церковного. Священные обряды, соединенные с совершением Святых Таинств, служат лучшим памятником обычаев, господствовавших в первенствующей Церкви. Эти-то памятники свидетельствуют, что восприемники имели большое влияние на воспитание детей. Восприемники занимали в деле воспитания первое место после родителей. Воспринимая младенцев от купели крещения, они ручались пред лицом Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь крещаемых, когда они достигнут времени самосознания.[127] Поэтому Церковь возлагала на них обязанность учить воспринятых ими от святой купели истинам веры и деятельности, и не только примером, но и словами наставлять их на всякое благое дело.[128] Эту высокую и святую обязанность Церковь поручала лицам известным ей по своей вере и христианской жизни, и потому способным к исполнению этой обязанности и, особенно, посвятившим себя на служение Богу и Церкви, как то: диаконам и диакониссам,[129] монахам и посвященным Богу девам.[130] § 54. В некоторых семействах, кроме родителей и восприемников, в воспитании детей участвовали и такие лица, которыми родители окружали своих детей, частью для удовольствия и развлечения детей, частью для большей пользы и назидания, частью для облегчения своих забот. Таковы были домашние учители, няньки, кормилицы, товарищи и подруги, даже слуги, и вообще все лица, находившиеся в близких отношениях к детям. В сих отношениях поставляемы были лица, способные назидать детей в вере и христианском благочестии. § 55. В домашние учители избирали обыкновенно людей зрелых лет и строгой жизни, чуждых честолюбия и гордости, не преданных чувственным похотям, не увлекавшихся гневом, терпеливых, великодушных, смиренных, благочестивых, трудолюбивых и, преимущественно, желавших детям спасения души.[131]
§ 56. Далее, в кормилицы избирались женщины трезвого поведения, целомудренные, скромные, не изнеженные; в няньки, подруги и прислужницы — женщины не такие, которые бы нравились детям по убранству платья, благообразию, веселости и искусному пению приятных песен, но степенные, воздержной жизни, не заботившиеся о внешнем украшении, известные по чистоте веры, доброму нраву и невинности; женщины, которые своим учением и примером приучали бы детей к молитве и пению псалмов в ночное, утреннее и вечернее время.[132] § 57. Ревностно заботилась о воспитании детей и Святая Церковь. Свое участие в этом воспитании она выражала четырьмя способами, а именно: § 58. а) Она имела непосредственный надзор за родителями и детьми, наблюдала за точным исполнением ими взаимных обязанностей и отношений в духе учения Христова, и употребляла деятельные меры для побуждения их к исполнению сих обязанностей, предавая нерадивых клятве. Так, например, Церковь предавала клятве тех родителей, «которые, под предлогом отшельничества, оставляли своих детей, не питали их и не приводили, по возможности, к подобающему благочестию»;[133] предавала клятве и детей, которые, «под предлогом благочестия, оставляли своих родителей и не воздавали им подобающей чести».[134] § 59. б) Когда языческое правительство дало христианам некоторую свободу, появились там и здесь благочестивые мужи, которые принимали к себе христианское юношество для образования в предметах христианства. Отсюда впоследствии образовались христианские училища, состоявшие под надзором епископов.[135] Таковы, например, были огласительные училища, в которых оглашенным всякого возраста преподавали христианское учение.[136] Во многих церквах находились училища, учрежденные собственно для наставления юношества в предметах веры.[137] Григорий, просветитель Армении, обратив эту страну в христианскую веру, в каждом ее городе учреждал училища и поставлял в них учителей, которые учили армянских детей читать Библию.[138] § 60. О благотворном влиянии Сих училищ на образование юношества свидетельствуют образ жизни и служения наставников, предметы образования и плоды получаемого здесь воспитания. Они находились под смотрением епископов[139] и образование здесь юношества поручаемо было лицам, исключительно посвятившим себя на служение Богу и Церкви Божией, как то: пресвитерам, инокам или лицам, хотя не принадлежавшим к клиру, но тем не менее известным по своей вере и подвижнической жизни.[140] Некоторым основателям христианских училищ за ревностное и благоуспешное служение Церкви усвоено даже имя просветителей.[141] Первым предметом наставления здесь было христианское учение; первой учебной книгой — Библия,[142] по которой учили детей читать, писать, затверживать на память нужнейшие для них места из Апостольских писаний и Божественные изречения.[143] Наконец, первой и единственной целью — христианское благочестие. С какой ревностью стремились и с каким успехом приближались к сей цели — это видно из того, что в сих училищах, по свидетельству историков, многие дети с их родителями обращены были в христианство, и вышло отсюда множество исповедников, мучеников, проповедников Евангелия и просветителей язычества.[144] Из этого можно заключить, что наставники в сих училищах занимали место истинных родителей для своих учеников, и родители могли безпрепятственно вверять им воспитание своих детей.
§ 61. Другой род общественных заведений основанием своим обязан был состраданию древних христиан к несчастью ближних. В сих заведениях воспитывались обыкновенно дети, отверженные жестокостью родителей, сироты, дети язычников и иудеев, по воле невидимо действующего Промысла попавшие в руки благочестивых христиан, взятые в плен у неприятеля во время законной войны, выкупленные из неволи и рабства, и тому подобные.[145] Эти несчастные приносимы были к святой купели и воспитываемы были или частными сострадательными лицами или всем обществом верных.[146] Каждый из верных обыкновенно поставлял для себя в обязанность полагать в известные времена посильное подаяние в общественное казнохранилище; часть суммы, накопившейся от сего подаяния, употребляла Церковь на содержание и воспитание детей, принятых ею под свое покровительство.[147] Сих усыновленных чад своих она помещала то при монастырях, в особо устроенных для сего зданиях,[148] то в домах частных благочестивых лиц.[149] Воспитание их она поручала то посвятившим себя Богу девам,[150] то монахам, старейшим других возрастом и опытностью и известным по своей кротости.[151] «Да будем, подражая Иову, отцы сиротам», — говорит Василий Великий инокам, давая им повеление принимать к себе сирот для воспитания в благочестии, в наказании и учении Господнем, и для обучения некоторым художествам, нужным для телесной жизни,[152] и между тем безвредным для #жизни духовной.[153] Сколько были они верны высокому званию отцов сиротам и ревностны к исполнению долга любви христианской; об этом всего более свидетельствует то доверие и уважение, какое питали к ним отцы семейств; ибо самые даже родители отдавали сюда детей своих на воспитание.[154] § 62. Наконец, важнейшую часть воспитания детей Церковью составляло ее богослужение, так что, говоря словами свт. Иоанна Златоуста, — места богослужения были местом учения.[155] В этом случае она преимущественно являлась как истинная мать детей. Она начинала воспитание, она же неослабно следила и за его продолжением. Первые действия материнских забот ее относились не ко времени зрелого возраста детей и не ко времени проявления в них разума и свободы, ни даже к первым минутам земной их жизни. Дело воспитания она начинала еще при брачном соединении мужа и жены, приготовляя их через таинство брака к благословенному рождению чад истинной Церкви. При самом вступлении человека в жизнь, она принимала его в свои распростертые объятия, возрождала и укрепляла в духовную христианскую жизнь, через совершение над ним таинств Крещения[156], Миропомазания[157] и Евхаристии.[158] Напутствовав благодатными дарами при самом вступлении детей на путь жизни, Церковь не переставала и в продолжение странствования их по этому пути питать и укреплять их Телом и Кровью Иисуса Христа.[159] «Детям, еще не умевшим ходить, она давала ноги других, чтобы ходить, чужое сердце, чтобы веровать, чужой язык, чтобы молиться»,*[160] преподавая в таинствах благодатные силы, необходимые для жизни христианской, Церковь делала при этом и все нужное для развития сих сил, усвоения их детям и для соделания детей святыми, для созидания тела Христова, для приведения их в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы они не были младенцами, колеблющимися всяким ве- *Примечание. Церковь требовала от всех верующих,[161] а следовательно и от детей, чтобы они приступали ко Святому Причащению не изредка только, но как можно чаще.[162] Некоторые приобщались Святых Даров каждый день,[163] другие четыре дня в неделю, кроме дней праздничных,[164] а иные, по крайней мере, каждый воскресный день.[165] Если кто из верующих (следовательно, и из детей) не присутствовал по какой-либо уважительной причине при богослужении, таковым Церковь посылала Святые Дары на дом.[166]
тром учения, но истинной любовью все возраща-ли во Христа (Еф. 4: 12-15). Призывая каждый день всех верующих в храм Божий, она деятельным образом, вместе с возрастными, учила детей молитве, озаряла ум их и сердце чтением Слова Божия; устными наставлениями научала детей и родителей обязанностям, как вообще христианина, так и, в частности, обязанностям, свойственным зрелому и детскому возрасту, родителям и детям, воспитателям и воспитанникам.[167] Одним словом, все, что нужно знать и делать, чтобы быть христианином, все, что дети слышали и изучали от ближайших своих наставников и воспитателей, имело свое начало в Церкви, как сокровищнице Христова учения, и через Церковь переходило в умы и сердца родителей и детей. § 63. Когда святая вера покорила себе царей и царства, тогда не одни пастыри Церкви, но вслед за ними и гражданские правители стали принимать деятельное участие в воспитании христианского юношества. Это участие гражданских правительств выражалось, главным образом, в содействии по этому предмету правительству церковному, в подкреплении прав и постановлений Церкви властью светской, и в тщательном смотрении за выполнением сих постановлений. Законы гражданские, с одной стороны, утверждали безопасность детей от жестокости неограниченного самовластия (деспотизма) родителей, усвоенного ими не человеколюбивыми законами правительства языческого, с другой — определяли должными границами зависимость детей от своих родителей.[168] Ограждали целомудрие юношей и дев узаконением строгого наказания как похитителям дев и лицам, прямо или не прямо содействовавшим похищению, так и девицам, склонившимся на обольщение, и даже самым воспитателям их, обличенным в небрежном присмотре за благонравием своих воспитанников.[169] Заботились о чистоте и православии веры верных сынов Церкви, преграждая неправомыслящим путь к распространению своих заблуждений,[170] охраняли свободу, благосостояние и воспитание детей истреблением безчеловечного обычая вести торг людьми, который делал родителей бездетными сиротами при жизни их детей.[171] По воле царей закрывались публичные зрелища в воскресные и другие праздничные дни, дабы не препятствовали христианам свято чтить дни Господни.[172] Во всех городах, куда только проникала проповедь Евангелия, являлись училища для образования детей в предметах веры;[173] отверзались государственные казнохранилища и собственные сокровищницы царей для помощи бедным родителям, не имевшим состояния питать и одевать своих детей;[174] дети, проданные бедными своими родителями в рабство за недостатком средств к содержанию, по христианскому человеколюбию попечительного правительства снова получали свободу и соединялись со своими родителями.[175] ГЛАВА П Средства, употребляемые родителями при образовании детского ума и сердца § 64. Так как первыми и главными предметами попечения для всех перечисленных лиц были: во-первых, внушение детям истин веры и деятельности, и, во-вторых, вкоренение в них добрых нравов, то по различию этих предметов, естественно, долженствовал быть различен и самый способ образования. I. СПОСОБ УМСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 65. Истины веры и правил деятельности сообщаемы были детям: I Через научение. Дети слышали их и под кровом отеческого дома из уст своих восприемников и родителей;[176] и в училищах из уст церковных учителей,[177] и в храмах Божиих из уст пастырей, проповедников и служителей Церкви. Но не один слух был проводником Божественного учения в детские умы и сердца. Под руководством своих воспитателей дети и сами изучали его в книгах Божественных,[178] писаниях святых отцов[179] и посланиях, нарочно для них писанных некоторыми учителями Церкви.[180] Когда наступало время учить детей грамоте, им давали для упражнения в чтении Библию. Сажая за письмо, им давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания. Когда после сего доходила очередь до устного катехизического изучения догматов веры и обязанностей христианина, в руководство по этому предмету опять давали детям Священное Писание, задавая из него уроки для изучения на память.[181] Таким образом, все умственное их образование начиналось изучением Слова Божия и все чувственные органы: слух, глаза, язык и руки, назначенные для служения душе сообщением ей внешних впечатлений и выражением внутренних ее состояний, первую дань служения приносили облагодатствованной душе сообщением ей впечатлений Слова Божия и выражением первых ее ощущений, произведенных в ней этим Словом. Зато и детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением Слова Божия, скоро свыкалась с этим благочестивым занятием, находила в нем для себя высокое наслаждение и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он никогда не садился за стол, не прочитав наперед какой-нибудь главы из Библии: никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих его прочтет ему из нее какое-либо место; то же делал поутру: едва окончит свою молитву, тотчас принимался за чтение Библии.[182] По приказанию своего отца, он выучивал из нее некоторые места наизусть и так полюбил занятие, что не довольствовался одним чтением Библии, старался проникнуть в собственный и полный смысл читаемых мест и спрашивал своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.[183] Подобных примеров много представляют древние писатели,[184] и из всех сих примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан, предметом тщательного и благоговейного изучения и была предпочитаема всем другим книгам. § 66. Внутреннее отличительное свойство сего наставления в истинах веры состояло в приспособлении к «лицу, времени, возрасту», степени развития умственных способностей детей.[185] Детям сначала преподавали устно и позволяли читать в письмени не все, что Божественная вера содержит в себе высокого и таинственного; но начинали с истин веры и правил деятельности, приблизительных к разумению детей, способствовавших к наполнению детского сердца святыми чувствованиями и имеющих приложение к детской повседневной жизни. Блаженный Августин, излагая восприемникам младенцев (а между восприемниками нередко были и сами родители)[186] обязанности их к духовным своим детям, убеждает их учить детей — «хранить чистоту, блюсти девство до вступления в супружество, удерживать язык от злословия и ложной клятвы, не петь постыдных или страстных песен, удаляться суеверных гаданий, не носить на себе и на других не возлагать филактерии (ладанок) и других вещей, выдуманных суеверием, избегать сообщения с колдунами, как служителями диавола, хранить веру вселенскую, чаще ходить в церковь, внимательнее слушать чтение Божественных Писаний, принимать странников, умывать им ноги, хранить мир со всеми, мирить враждующих, чтить и любить священников и родителей».[187] § 67. В основание такого приноровления к детскому возрасту при изложении детям закона Божия, свт. Иоанн Златоуст указывает на детоводи-тельство Апостола, который в наставлении своем к детям не говорит им ни о Христе, ни о Царстве и ни о чем возвышенном, но о том, с чего удобнее начать воспитание детей в духе веры и чего преимущественно желает детский дух, именно: о повиновении родителям и долголетии: «Чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь: яже есть первая заповедь в обетовании, да благо ти будет и будеши долголетен на земли» (Еф. 6: 1). В этой заповеди — о повиновении родителям и о почтении к ним — свт. Иоанн Златоуст видит благое и твердое основание, на котором с большим удобством можно созидать дальнейшее образование детского ума и сердца.[188] Самое наставление в истинах и обязанностях, свойственных первому возрасту, по замечанию того же Златоуста, должно иметь отличительным свойством краткость; ибо нежные умы не могут усвоить пространного учения.[189] С окончанием младенческого и отроческого возраста, детям внушали «обязанности, принадлежащие юношескому возрасту, дабы с возрастом возрастала охота и усердие к добрым делам. Эти обязанности — иметь страх Божий, родителям воздавать честь, к старшим иметь почтение, хранить чистоту, не презирать смирение, любить стыдливость, что служит украшением низшему возрасту. Ибо как в старых важность, в отроках живость и проворство, так в юношах стыдливость почитается за некоторый дар природы».[190] § 68. Наполнив таким образом детское сердце святыми чувствованиями и расположениями, воспитатели постепенно возводили детей и к высшим христианским истинам, смотря по степени развития их ума и разумения истин менее возвышенных. Порядок этого постепенного возведения детей к высшему христианскому образованию мы видим в наставлении блаженного Иеронима к одной благочестивой женщине, касательно воспитания ее дочери: «Сперва, — говорит он, — пусть она изучает псалмы, в притчах Соломоновых назидается к благочестивой жизни, из Екклесиаста научается попирать ногами блага мира сего, в Иове подражает образцам добродетели и терпения. Потом должна читать Евангелие и напечатлевать в своем сердце деяния и послания Святых Апостолов и, наполнив сокровищницу своего сердца этим богатством, изучать Пророков, Пятикнижие, книги Царств и Паралипоменон. После можно уже без опасения позволить ей читать и Песни Песней; иначе, если она будет читать их сначала, то под чувственными изображениями не поймет духовного смысла».[191] После Божественных книг давали детям читать сочинения святых отцов.[192]. II § 69. Те же истины веры и правила жизни преподаваемы были детям деятельным образом через совершение молитв домашних и общественных. Молитва имеет две стороны: нравственную и поучительную (догматическую); ибо в основании молитвенных чувствований, выражают ли они прошение, или благодарение, или хвалу, — всегда лежит какая-либо истина веры или правило деятельности. Посему, действуя на сердце, молитвы, по самому свойству своему, назидают и ум присутствующего при богослужении, озаряя его светом бо-гопознания. Но в молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанная молитва или, как говорит Климент Александрийский, «торжественный и святой праздник».[193] Начиная с первого часа дня, когда вставали от сна, до последнего, когда отходили ко сну, они непрестанно молились. Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных и до самых незначительных; так что когда обувались, надевали одежду и раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места, прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделье, садились за стол, вкушали пищу и выходили из-за стола, входили в дом и выходили из дома, вообще при всяком действии и состоянии, даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным знамением и творили молитву.[194] И в этой непрестанной молитве пребывали не одни возрастные, но призывали и детей участвовать в богослужении как общественном, совершаемом служителями Церкви,[195] так и домашнем, совершаемом главой семейства в присутствии всех обитателей дома;[196] заставляли их затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при обыкновенных их занятиях,[197] вставать на молитву ночью.[198] После этого нельзя не согласиться, что молитва как в общем составе воспитания занимала важное место, так, в частности, имела большое влияние и на образование ума в истинах веры и правилах деятельности. Она даже имела большее влияние, нежели простое чтение или слушание Божественного учения; ибо древние христиане мало знакомы были с той созерцательной или ученой деятельностью, которая идет путем, отдельным от пути нравственной деятельности; напротив, знание и жизнь, познание истин веры и приложение сих истин к жизни у них совпадали вместе и составляли одно благочестие. Потому самое даже наставление в Божественном учении, или изучение его через слушание и чтение Слова Божия более входило в состав молитвы, нежели было обыкновенным занятием ума празднолюбивого или любознательного. § 70. Внутреннее, отличительное свойство деятельного (практического) или, правильнее сказать, молитвенного наставления в истинах веры и правилах деятельности преимущественно состояло в приспособлении тех или других истин, тех или других мест Священного Писания к известным видимым предметам, окружавшим христиан, состояниям, в коих они находились, и, наконец, к обстоятельствам и происшествиям, случавшимся с.ними и возбуждавшим дух их к излиянию перед Богом соответственных молитвенных чувствований. С восходом, например, дневного светила, пробуждаясь от сна, они благодарили Бога за сохранение их в протекшую ночь и просили у Него благодати и помощи как на наступающий день,[199] так и на все будущее время, и притом как для себя, так и для всех верных и для готовящихся ко вступлению в общество верных, и наконец для всего мира.[200] При этом пели так называемый утренний, шестьдесят второй псалом: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю...»,[201] выражающий состояние духа и чувствования Псалмопевца при пробуждении его от сна, и веру его в промышле-ние Божие, которое бодрствует над человеком и во время сна его; пели также пятидесятый, покаянный псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...»,[202] в котором Псалмопевец, переносясь к утру жизни своей, когда он зачат был своей матерью в беззакониях и рожден во грехах, молит Бога окропить себя иссопом, дабы очиститься ему, и омыть, дабы убелиться паче снега; наконец, пели псалом восемьдесят девятый: «Господи, прибежище был еси нам в род и род...», который напоминал молитвенникам о краткости жизни человеческой, скоротечности ее и зависимости от Промысла, и который от непрерывного изменения явлений природы возвышал их к созерцанию вечного и неизменяемого бытия Божества, как прежде, так и теперь сохраняющего жизнь людей, несмотря на их беззакония.[203] Подобным образом вид вечернего заходящего солнца переносил взор христиан к созерцанию невечернего и незаходимого Света святыя славы Отца Небесного.[204] Другие часы дня напоминали христианам различные события из земной жизни Искупителя и апостолов, или имеющие тесную связь с таинством искупления человеческого рода, или просто назидающие к благочестию и пр. Во всем богослужении древних христиан как общественном, так и домашнем, видно мудрое сближение видимого с невидимым, чувственного с духовным, земного с небесным, настоящего с прошедшим и будущим, человеческого с Божественным. Посему все видимое и духовное, настоящее и будущее, Божественное и небесное ясно изображалось для детей, как бы видимыми знаками в лежащих перед ними предметах, и находилось перед их глазами. Таким образом, сама природа как бы занимала для них место наставника в Божественной вере. Приучаемые от самых юных лет к участию в богослужении дети каждый раз при виде известных предметов и при известных состояниях повседневной жизни необходимо должны были припоминать те истины веры и правила деятельности, которые соединяемы были с этими предметами и состояниями в понятии пастырей и учителей Церкви, благочестивых родителей и наставников, — и, повторяя каждый день, при каждой встрече с теми предметами и обстоятельствами, естественно должны были глубже и глубже напечатлевать в своем уме и сердце соответствующие истины. П. СПОСОБ НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ § 71. При нравственном образовании детей воспитатели употребляли средства частью отрицательные, частью положительные. а) Средства отрицательные § 72. В первом отношении тщательно старались предохранять детей от сближения со всеми предметами и обстоятельствами, которые, будучи соблазнительны или сами по себе, или по отношению к детскому чувству и разумению, могли произвести на детское сердце вредное впечатление и расположение к не христианскому образу мыслей, чувствований и желаний, именно: I § 73. Со стороны внешних предметов, они удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения. Так, во-первых, они ни под каким видом не позволяли присутствовать детям на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх;[205] скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев, трагедии, комедии, оперы и другие подобные;[206] предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой.[207] Святые отцы употребляли всю силу слова, чтобы показать вред, происходящий от подобных удовольствии, и охладить к ним начинавших охладевать к благочестию.[208] Укажем между ними на св. Киприана, порицавшего некоторых девиц за их привычку ходить на свадебные пиршества, на которых можно видеть неприличные поступки и слышать непристойные разговоры.[209] Напротив, в пример целомудрия блаженный Иероним указывает на других дев, которые в праздничные дни постоянно находились у себя дома, удалялись от шума и смятения народного и никогда не имели обыкновения являться в такое время в обществе, если не могли сделать этого без опасности для своей чести.[210]
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.043 с.) |