Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таковы четырнадцать вещей, лишенных смысла и пользы.

Поиск

 

XIV

Восемнадцать недостатков у посвятившего себя дхарме
(чхос.па'и.мцханг.бчо.бргйад)

1. Удалившись в уединение [ради медитации ], все же стремиться к мирской жизни (тхабс.сгруб) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

2. Будучи во главе собрания (цхогс.дпон), стремиться к личным целям (ранг.'дод) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

3. Будучи сведущим в Дхарме, не беречься от пороков (сдиг) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

4. Обладая возвышенными наставлениями (гдамс.нгаг.чхе), оставлять свое естество (ранг.ргйуд) обыденным (тха.мал) — недостаток у посвятившего себя Дхарме 59.

5. Строго соблюдая нравственность(цхул.кхримс), быть одержимым желаниями (,дод.па) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

6. Достигнув глубокой (букв. «хорошей») реализации (ньямс.ртогс) духовного опыта, не контролировать свой ум (ранг.ргйуд) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

7. Вступив во врата Дхармы, не оставить мирских страстей — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

8. Оставив мирские дела (ми.чхос), погрузиться в Святую Дхарму, но затем [снова] заниматься сельским хозяйством и прочим — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

9. Достигнув понимания [истинной] реальности (дон.го), не воплощать его в своей практике (ньям.су.ми.лен) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

10. Дать обет (дам.бча) непрерывно заниматься практикой (ньямс.лен), но отступить от него — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

11. Не имея никаких других занятий кроме [практики] Дхармы все же не быть в состоянии преодолеть неразвитость60 — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

12. Если все необходимое для жизни появляется без усилия, и, тем не менее, по этому поводу проявляется беспокойство, то это — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

13. Способности (нус), [обретенные] подвижничеством в добродетели (дге.сбйор) расточать [на церемонии] для малых детей и больных — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

14. Давать объяснения глубоких духовных наставлений (гдамс.нгаг) ради пропитания или богатства (нор) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

15. Искусно превозносить себя и принижать других — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

16. Проповедовать духовные учения- наставления (гдамс.нгаг) другим, не будучи сердцем в согласии с Дхармой — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

17. Неспособность жить ни в уединении, ни в обществе — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

18. Быть несдержанным в счастье (скйид) и не владеть собой в несчастье (сдуг) — недостаток у посвятившего себя Дхарме.

Таковы восемнадцать недостатков у
посвятившего себя
Дхарме.

 

XV

Двенадцать необходимых вещей
(мед.тхабс.мед.па'и.чхос.бчу.гньис)

1. Прежде всего необходима твердая вера в страхе перед бездной смертей и рождений.

2. Необходим учитель (лама), ведущий по пути Освобождения (тхар.па).

3. Необходима мудрость (шес.раб), чтоб обрести понимание того, что благотворно для [развития] сознания (ргйуд).

4. Необходима энергичность, соединенная с силой духа (сньинг.стобс) и «доспехами» [от искушений].

5. Необходимо такое копление [благого], при котором не довольствуются [результатами] трех практик и двух накоплений.

6. Необходимо иметь [правильный ] взгляд–постижение (ртогс) истинной природы (гнас.лугс) познаваемого (шес.бйа).

7. Необходима [практика] медитации [с помощью которой можно] сосредоточить ум (семс.ньид) в любой ситуации.

8. Необходим такой образ действий (спйод.па), при котором любые дела и занятия — движущая сила (кхйер) на Пути.

9. Необходима практика наставлений (гдамс.нгаг), которая не ограничивается словами, а устраняет [с Пути ] препятствия в виде злых духов, [четырех] Мар и неопределенности61.

10. Необходима большая уверенность радостного ума во время разделения психики и тела.

11. Необходимо [обрести?] плод (результат) спонтанно в нас реализованных Трех тел.

12. [Отсутствует в тибетском ксилографе].

Таковы двенадцать необходимых вещей.

 

XVI

Одиннадцать признаков благородного человека62
(скйес.бу.дам.па'и.ртагс.бчу.гчиг)

1. Почти не иметь зависти и гордости — признак благородного человека (скйес.бу.дам.па).

2. Имея мало желаний, довольствоваться лишь самым необходимым63 — признак благородного человека.

3. Не скрывать своих недостатков и не быть высокомерным и гордым — признак благородного человека.

4. Отсутствие лицемерия (цхул.'чхос) и неискренности (нго.лког)64 — признак благородного человека.

5. Все [свои предстоящие] действия обдумывать с пониманием и бдительностью (шес.бжин) и [затем] с памятованием (дран) бдительно исполнять — признак благородного человека.

6. Хранить (бсрунг) как зеницу ока внимание к причинам и следствиям своих действий (лас.ргйу.'брас) — признак благородного человека65.

7. Искренне (нго.лког.мед) соблюдать махаянские и тантрийские обеты — признак благородного человека.

8. Не заводя постоянно новых друзей66, быть равностным ко всем существам — признак благородного человека.

9. [Видеть], как другие «копят зло» (т.е. поступают порочно), но, не гневаясь [на это], подвизаться в терпении — признак благородного человека.

10. Любую победу (успех) даря [другим] людям, избирать себе поражение — признак благородного человека.

11. В любых помыслах и делах от других мирских людей отличаться — признак благородного человека.

Таковы одиннадцать признаков
благородного человека.
Противоположное им — признаки
неблагородных людей.

 

XVII

Десять бесполезных вещей
(пхан.па.мед.па'и.чхос.бчу)

1. Прославлять и почитать (рим.гро) это подобное иллюзии тело — пустое дело, ведь несомненно: невечное — исчезнет!

2. Ко всяческому добру и имуществу питать скаредность и алчность — пустое дело: ведь умерев, уйдешь голым и с пустыми руками.

3. С великими трудностями возводить башню или хоромы — пустое дело: ведь после смерти пойдешь один, и даже труп твой вынесут через двери.

4. Своим сыновьям и внукам с любовью завещать всевозможные вещи — пустое дело: ведь во время смерти это даже на миг не принесет [никакой] пользы.

5. Лелеять любовь и привязанность к друзьям и близким и лезть из кожи вон, всячески ублажая чужое мнение — пустое дело: ведь после смерти пойдешь один, без друзей-товарищей.

6. Поскольку даже [великое множество] сыновей и внуков — не вечно, как и вещи, тобой им завещанные, то все это бесполезно: оно, несомненно, будет рассеяно.

7. Сколько бы ни было рвения в трудах для господ67 и подданных ради благ этого мира — все это бесполезно: ведь после смерти уйдешь, не имея [никаких] прочных связей с местом-и-положением (гнас).

8. Если даже с верою вступить во врата Дхармы, но вести себя неподобающе68, то это бесполезно: ведь даже Дхарма может стать причиной нового падения в низшие миры.

9. Если [даже], упражняя свой ум в слушании и осмыслении, знать многое о Дхарме, но не практиковать, то в этом нет пользы: ведь [после] смерти эти знания не станут движущей силой на Пути.

10. Если даже долгое время жить рядом с благородным духовным другом, но не иметь веры и благоговения (гус), то это бесполезно: ведь его совершенства и благословение не перейдут к тебе.

Таковы десять бесполезных вещей.

 

XVIII

Десять вещей, которыми причиняют
страдания самим себе
(ранг.сдуг.ранг.гис.бйас.па'и.чхос.бчу)

1. Заводить семью-и-хозяйство, на содержание которых нет средств — уподобляться безумцу, проглотившему сильный яд. Этим причиняют страдания самим себе.

2. Жить без Дхармы и творить порочные дела (сдиг.па) — уподобляться безумцу, блуждающему по краю бездны. Это приносит страдание нам самим.

3. Жить, хитря и обманывая других, — уподобляться тому, кто ест отравленную пищу. Это приносит страдание нам самим.

4. Если безмозглый (кланг.чхунг) становится во главе других, он уподобляется дряхлой старухе, пасущей крупный скот. Он сам себе причиняет страдание.

5. Тот, кто, побуждаемый восемью мирскими дхармами, старается для себя, а не радеет о благе других [желая их Пробуждения ], — уподобляется слепому, заплутавшему в пустыне и блуждающему по кругу. Он сам себе причиняет страдание.

6. Приниматься за невыполнимые грандиозные дела — уподобляться слабаку, взвалившему на себя непосильную ношу. Этим причиняют страдания самим себе.

7. Пренебрегать из-за гордости Словом благородного ламы или Победителя — уподобляться тому, кто теряет общество сильного [человека]. Этим мы сами себе причиняем страдания.

8. Отложив серьезную практику (ньямс.лен), блуждать по мирским (ми.наг) местам — уподобляться горной антилопе, спустившейся в поле, [удобное для охоты на нее]. Этим мы сами себе причиняем страдание.

9. Увлекаться шумной и пестрой мирской суетой и не заботиться об изначальной [своей] вневременной мудрости (гньуг.ма.йе.шес) — уподобляться Гаруде со сломанным крылом. Этим мы причиняем страдания самим себе.

10. Легкомысленно пользоваться тем, что принадлежит ламе и [ Трем ] Драгоценностям — уподобляться маленькому ребенку, сующему в рот раскаленные угли. Этим мы сами себе причиняем страдания.

Таковы десять вещей, которыми
причиняют страдания
самим себе.

 

XIX

Десять вещей, приносящих великое благо
(ранг.дрин.ранг.ла.чхе.ба'и.чхос.бчу)

1. Оставив страсть-и-ненависть к мирским вещам, практиковать божественную (лха) Дхарму — вот что приносит нам великое благословение.

2. Покинув дом, друзей и родственников, опереться на благородного человека (т.е. учителя)69 — вот что приносит нам великое благословение.

3. Отбросив мирскую суету, заниматься слушанием, осмыслением, медитацией (тхос.бсам.сгом) — вот что приносит нам великое благословение.

4. Покинув селения и [разорвав] привычные дружеские связи, жить уединенно в пустыни — вот что приносит нам великое благословение.

5. Отсечь привязанность (,кхри) к [желанным] мирским благам (,дод.йон) и упрочиться в бесстрастии (чхагс.мед) — вот что приносит нам великое благословение70.

6. Довольствуясь лишь плохонькими вещами (нган.дон), не жаждать превосходных — вот что приносит нам великое благословение71.

7. Самостоятельно практиковать с верным и неколебимым умом, не полагаясь на других — вот что приносит нам великое благословение.

8. Не зарясь на преходящее счастье этой [мирской] жизни, постоянно заниматься достижением блаженства Пробуждения — вот что приносит нам великое благословение.

9. Оставив вожделение к материальным благам, практиковать Шуньяту 72 — вот что приносит нам великое благословение.

10. Не отягчая «трое врат» обыденным, стараться упрочить единство двух накоплений — вот что приносит нам великое благословение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.009 с.)