Драгоценные четки для высшего пути 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драгоценные четки для высшего пути



Тот, кто жаждет Освобождения и Состояния Всеведущего Будды, пусть прежде всего поразмыслит о десяти прискорбных случаях, достойных глубокого сожаления (пхонгс.па)4.

I

ДЕСЯТЬ СЛУЧАЕВ, ДОСТОЙНЫХ ГЛУБОКОГО СОЖАЛЕНИЯ5 (пхонгс.ба'и.чхос.бчу.рджес.су.дран.пар.бйа.ба)

1. Было бы прискорбно это труднообретаемое полноценное человеческое тело6 растратить на недобрые дела7.

2. Было бы прискорбно, имея это труднообретаемое, обладающее свободами и благими возможностями8 чистое тело, умереть, прожив обыденно9 и бездуховно.10

3. Было бы прискорбно благоприятные моменты быстротечной человеческой жизни в этот век упадка растратить на бессмысленные занятия.

4. Наш ум по сути своей11Дхармакая, лишенная концептуализации (спрос.мед); было бы прискорбно утопить его в болоте самсары.

5. Святой учитель — проводник на Пути (лам.сна.'дрен.па)12. Было бы прискорбно разлучиться с ним, Пробуждения не достигнув.

6. Прискорбно было бы из-за страстей (клеш) и беспечности нарушить обеты и обязательства (клятвы):13 ведь они суть плот для [достижения] Освобождения.

7. Было бы прискорбно познание истинной природы бытия14, обретенное в нас самих (ранг. лас) благодаря учителю, потерять в дебрях мирских дел.

8. Было бы прискорбно глубокие наставления 15 сиддхов предлагать, словно товар, недостойным мирянам (темным людям)16.

9. Было бы прискорбно, питая вражду, оставлять и отвергать всех этих дружественных существ, ведь они [по сути] — наши родители17.

10. Было бы прискорбно три возможности для деятельности18, открытые в юности для развития, утратить в обыденности и безразличии.

Таковы десять случаев,
достойных глубокого сожаления.

 

II

Десять необходимых вещей
(дгос.па'и.чхос.бчу)

1. Правильно оценив свои духовные возможности, необходимо безошибочно практиковать рекомендуемые [ учителями ] основы [ Учения ].

2. Необходимы вера (дад.па) и энергичность (брцон.'грус), дабы наставления (бка) святого ламы осуществить на практике (сгруб).

3. Поняв недостатки и достоинства наставлений, необходимо правильно оценить наставления (гдамс.нгаг) учителя.

4. Необходимы мудрость (шес.раб) и вера (дад.па), дабы верно понять сокровенные замыслы (тхугс.дгонгс) святого ламы.

5. Необходимы постоянные памятование, бдительность и самоконтроль, чтобы не загрязнять «трое врат» проступками и пороками. 6. Необходимы [духовные] доспехи и мужество, дабы упрочить обеты и корни19.

7. Необходим образ жизни (спйод.па), свободный от страстей и привязанностей, (чхагс.жен) дабы не быть ведомым, как ведут вьючное животное за веревку, продетую через ноздри.

8. Чтобы постоянно собирать два накопления (цхогс.гньис) посредством соблюдения трех вещей: подготовки, исполнения и посвящения заслуг 20 — необходима энергичность (брцзон.па).

9. Необходимы любовь и сострадание (джамс.па. данг.сньинг.рджес)21, чтобы направить свой ум — прямо или опосредованно (днгос.сам.бргйуд) — на благо всех существ.

10. Необходимы мудрость и понимание (го.ртогс), дабы избежать [ошибочного] принятия всяческих явлений (чхос) за подлинную реальность (днгос) с присущими ей признаками (мцхан.ма).

Таковы десять необходимых вещей.

 

III

Десять [полезных] вещей, которых следует держаться
(бстен.пар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Держись благородного учителя, обладающего постижением (ртогс.па) и состраданием.

2. Держись такого места-для- медитации (дгон.па), которое красиво, уединенно и радует душу.

3. Держись друзей, укротивших свой ум (бло.тхуб.па), чьи взгляды и образ жизни в согласии друг с другом.

4. Понимая отрицательные стороны всего того, что необходимо для поддержания жизни, соблюдай в этом меру.

5. Следуй беспристрастно (пхйогс.мед) учениям- наставлениям (манг.нгаг) живой традиции сиддхов.

6. Придерживайся предписаний медицины, практики мантр и глубокого толкования предзнаменований, если это приносит пользу тебе и другим22.

7. Держись таких способов действий (тхабс.лам) и диеты, которые способствуют [сохранению] здоровья.

8. Держись [на Пути ] таких вещей (чхос) и образа действий (спйод.лам), которые благотворны для духовной жизни (ньямс).

9. Держись учеников (слоб.ма) обладающих верой, преданностью и [кармически] одаренных.

10. Применяй непрерывно памятование и бдительность во всех четырех состояниях (спйод.лам.рнам.па.бжир)23.

Таковы десять вещей, которых следует держаться.

 

IV

Десять случаев для отказа
(спанг.бар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Откажись от учителя (слоб.дпон), чьи дела проникнуты восемью мирскими дхармами.

2. Откажись от плохих друзей и окружения (приверженцев), приносящих вред уму и сердцу (семс.данг.ньямс).

3. Откажись от центров медитации (дгон.па) и мест, где многое отвлекает ум, и много вредоносных факторов (,цхе.ва).

4. Не живи за счет воровства, грабежа, обмана и хитрости24.

5. Оставь дела и занятия, наносящие вред духовной жизни (семс.данг.ньямс).

6. Откажись от кушаний и привычек, наносящих вред здоровью.

7. Откажись от страстей и интересов, связывающих тебя вожделением и алчностью25.

8. Откажись от несерьезного (баг.мед) поведения (спйод.лам), вызывающего у других потерю доверия к тебе26.

9. Оставь бессмысленные (дон.мед) и суетные дела и занятия.

10. Не скрывай своих недостатков и не разглашай недостатков других27.

Такова десятка отказов.

 

V

Десять вещей, от которых не следует отказываться
(ми.спанг.бар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Не отказывайся от сострадания: оно — корень блага других [существ].

2. Не отрекайся от явленного (видимости) (снанг): оно — свет разума (семс).

3. Не отбрасывай воображение (рнам.ртог): оно — игра (проявление) Высшей Реальности (чхос.ньид).

4. Не отрекайся от страстей (клеш): они — проявление ясного света мудрости (йе.шес).

5. Не отказывайся от мирских благ ('дод.йон), если они способствуют проникновению в сущность реальности (ньямс.ртогс)28.

6. Не отвращайся от болезней и страданий: они суть благородные духовные друзья.

7. Не отвращайся от врагов и препятствий: они — побудители (бскул.ма) к достижению Высшей Реальности (чхос.ньид).

8. Если появились психические сиддхи, не следует от них отказываться.

9. Не отказывайся от всяческих [традиционных] методов и средств: они — мост на пути к мудрости (шес.раб).

10. Не отказывайся от благочестивой телесной деятельности, которую можешь совершать29.

Таковы десять вещей,
которые не следует
отвергать.

 

VI

Десять вещей, которые следует знать
(шес.пар.бйа.ба'и.чхос.бчу)

1. Поскольку внешние явления обманчивы, знай: в них нет истины (бден).

2. Поскольку психика (нанг.ги.семс.ньид) лишена самости30, знай: она пуста.

3. Поскольку поток мыслей (рнам.ртог) причинно обусловлен (постоянно порождается причинами-условиями), знай: он обновляется каждое мгновение.

4. Поскольку тело и речь «составлены» (,дус.бйас) из четырех элементов, знай: они — невечны.

5. Поскольку [самсарическое] счастье-и- страдание существ целиком зависит от кармы (от наших действий), знай: плоды ее неизбежны.

6. Поскольку страдание и отречение (нгес.,бйунг) — причина обращения [к Дхарме ], знай: они — благородные духовные друзья.

7. Поскольку [мирское] блаженство-и-счастье коренится в самсаре, знай: страсть и привязанность — наваждение Мары.

8. Поскольку увлеченность мирской суетой (ду.'дзи.чхос) — враг Дхармы, знай: [мирские] заслуги — препятствие [на Пути ].

9. Поскольку препятствия — это стимул для стяжания добродетели (дге.сбйонг), знай: враги и препоны — это учителя.

10. Поскольку в Высшей Реальности (дон.дам) все явления лишены самобытия, знай: во всем — равная сущность (мньям.па.ньид)31.

Таковы десять вещей, которые следует знать.

 

VII

Десять случаев для основательной практики
(ньямс.су.бланг.ба'и.чхос.бчу)

1. Вступив во врата Дхармы 32, следует основательно упражняться в согласии с Дхармой, не поддаваясь влиянию бездуховной толпы.

2. Покинув родные места (пха.йул), следует основательно упражняться в непривязанности (чхагс.мед), чужбину (ми.йул) не делая опорой.

3. Положившись на благородного ламу, следует упорно упражняться в соответствии с его наставлениями (бка), оставив гордыню.

4. Натренировав ум (бло.сбйонг) в слушании и осмыслении [Учения] следует, не предаваясь пустословию, претворять понятое в действительность (воплощать на деле).

5. Если в уме (ргйуд) вспыхнуло (шар) непосредственное знание (ртогс), усердно культивируй его, оставив сомнения, безразличие и рассеянность (пхйал.сньомс.йенгс).

6. Если в уме (ргйуд) возник духовный опыт (ньямс.лен), следует основательно упражняться, оставив сборища и шумную суету.

7. Дав духовное обещание или приняв обеты (дам), следует основательно упражняться в трех практиках, осмотрительно контролируя «трое врат».

8. Породив мысль о высшем Пробуждении, следует, чтобы ты ни делал, усердно работать на благо других, а не для своей пользы.

9. Вступив во врата мантраяны 33, следует усердно практиковать три мандалы (дкйил.'кхор)34, не открывая «трех врат» мирскому.

10. С юности усердно подвизайся в духовной практике у стоп благородных духовных друзей, а не странствуй без пользы по отдаленным местам (где нет духовных центров).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.018 с.)