Культура речи: нормы словоупотребления.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура речи: нормы словоупотребления.



Культура речи – это высокий уровень владения языком, т.е. соблюдение норм произношения, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса и стилистики, а также орфографии и пунктуации; это умение правильно, точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства.

Культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического.

Нормативный компонент культуры речи – это соблюдение норм литературного языка, это безупречное владение литературной нормой.

Коммуникативный компонент культуры речи – это умение говорящего (пишущего) выбирать и использовать те языковые средства, которые соответствуют цели, задачам общения и речевой ситуации; это умение свободно, в соответствии с задачами общения, переходить с одной функциональной разновидности языка на другую.

Этический компонент культуры речи – это знание и применение правил речевого поведения в конкретных ситуациях, т.е. речевого этикета (речевых формул приветствия, прощания, просьбы, отказа, вопроса, благодарности, поздравления, обращения и др.).

Культура речи – часть общей культуры человека.

Паронимы

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Паронимами могут быть как слова одного корня: отписка – описка, так и разнокорневые: зубр – изюбрь. Умелое употребление паронимов способствует передаче тонких смысловых оттенков, помогает точно выразить мысль. Неразличение слов-паронимов делает речь неточной, нарушает адекватность общения, является признаком невысокой речевой культуры.

Плеоназм, Тавтология

Плеоназм (лексический) – смысловая избыточность, которая проявляется: 1) в сочетании слов, содержащих один и тот же смысловой компонент: ледяной айсберг (айсберг – плавучая ледяная гора); 2) в сочетании слов с определениями, не несущими дополнительной информации: существующие возможности. С точки зрения языковой нормы, плеоназм является речевой ошибкой, однако некоторые словосочетания в результате длительного употребления закрепились в языке и приобрели устойчивый характер: экспонат выставки (экспонат – «выставленный»); габаритные размеры (габаритный – прилагательное от существительного «габарит» – размер).

Тавтология – разновидность плеоназма, вид речевой ошибки, состоящей в стилистически не оправданном повторении однокоренных или близких по звучанию слов: с пользой использовать, читатель читает, проливной ливень, а также повторении одних и тех же слов, не вносящих ничего нового: авторские слова – это слова автора.

Основные этапы разработки публичного доклада

1. Определение темы.

(Заданная тема, уточнить, конкретизировать. Самостоятельно выбранная тема . Исходить из личного опыта; возможно также, чтобы тема представляла интерес для вас и для слушателей).

2. Формулировка темы.

(Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей (удачная формулировка заранее настроит аудиторию на правильное восприятие). Длинные формулировки, названия, в которые включаются незнакомые слова отталкивают слушателей).

3. Определить цель выступления.

(Цель доминирует над формой и содержанием выступления. Необходимо отметить, что выступающий должен формулировать цель речи и для своих слушателей).

4. Подбор материала.

Источниками при подготовке речи могут служить:

- официальные документы;

-научная, научно-популярная литература;

- справочная литература;

- художественная литература;

- статьи из газет, журналов;

- передачи радио и телевидения;

- собственные знания и опыт;

-личные контакты;

- размышления и наблюдения.

Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.

Ораторская речь. Приемы и средства выразительности речи.

Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.

Анафора Риторическая фигура, которая предполагает одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д
Аллегория Это прием или тип образности, основой которого служит иносказание – запечатление умозрительной идеи в конкретном жизненном образе (Марс – аллегория войны, Фемида – аллегория правосудия).
Эпифора Повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: у немцев везде чисто: в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто
Градация Расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти
Антитеза Риторический прием, заключающийся в противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет
Аналогия Тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством.
Гипербола Преувеличение (заведомое), например, нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути
Инверсия Изменение привычного порядка слов: никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик0
Метонимия Это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов и явлений: 1) между содержимым и содержащим ( Я три тарелки съел); 2) между автором и его произведением ( Читал Пушкина и Некрасова); 3) Между местом действия и людьми, находящимися на этом месте (Партер и кресла – все кипит).
Синекдоха Это разновидность метонимии, сущность которой заключается в том, что называется часть вместо целого, используется единственное число вместо множественного или, наоборот, целое – вместо части, множественное число – вместо единственного (Слышно было до рассвета, как ликовал француз).
Литота Это выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого – либо предмета или явления (Мальчик спальчик).
Перифраз Оборот, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием двух существенных признаков либо указанием на их существенные черты (Солнце русской поэзии- об А.С. Пушкине).  

17. Особенности монологической речи.

Риторика -это теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства («Словарь-справочник лингвистических терминов»).

В риторике обобщены приёмы, которые позволяют научиться выступать публично, доносить до слушателей свои мысли, убеждать в правоте, объяснять какие-то явления, воздействовать на чувства слушателей, спорить с ними, добиваться взаимопонимания.

В риторике различаются виды публичной речи по форме (формы публичного выступления):доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа.

Эссе

Эссе — прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, посвящено частной теме и передаёт индивидуальные впечатления, мысли, связанные с нею. В переводе с французского слово «essai» означает «попытка, проба, очерк».

Особенности жанра: свободная композиция; изложение и его логика подчинены только замыслу авторских размышлений, мотивировке; связки между частями текста часто носят ассоциативный характер.

Особый синтаксис — множество неполных предложений, воп- росительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, создающие эффект приглашения к совместному размышлению; субъективность стиля; образность, афористичность; использование разговорной лексики; индивидуальная импровизация в трактовке произведения какой-либо проблемы или темы; непринуждённая манера изложения, напоминающая свободную беседу с читателем.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе:

1) титульный лист; 2) введение – суть и обоснование выбора данной темы. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»;

3) основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также их обоснование;

4) заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.01 с.)