Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура речи: нормы словоупотребления.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура речи – это высокий уровень владения языком, т.е. соблюдение норм произношения, лексики, фразеологии, морфологии, синтаксиса и стилистики, а также орфографии и пунктуации; это умение правильно, точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства. Культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического. Нормативный компонент культуры речи – это соблюдение норм литературного языка, это безупречное владение литературной нормой. Коммуникативный компонент культуры речи – это умение говорящего (пишущего) выбирать и использовать те языковые средства, которые соответствуют цели, задачам общения и речевой ситуации; это умение свободно, в соответствии с задачами общения, переходить с одной функциональной разновидности языка на другую. Этический компонент культуры речи – это знание и применение правил речевого поведения в конкретных ситуациях, т.е. речевого этикета (речевых формул приветствия, прощания, просьбы, отказа, вопроса, благодарности, поздравления, обращения и др.). Культура речи – часть общей культуры человека. Паронимы Паронимы – слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Паронимами могут быть как слова одного корня: отписка – описка, так и разнокорневые: зубр – изюбрь. Умелое употребление паронимов способствует передаче тонких смысловых оттенков, помогает точно выразить мысль. Неразличение слов-паронимов делает речь неточной, нарушает адекватность общения, является признаком невысокой речевой культуры. Плеоназм, Тавтология Плеоназм (лексический) – смысловая избыточность, которая проявляется: 1) в сочетании слов, содержащих один и тот же смысловой компонент: ледяной айсберг (айсберг – плавучая ледяная гора); 2) в сочетании слов с определениями, не несущими дополнительной информации: существующие возможности. С точки зрения языковой нормы, плеоназм является речевой ошибкой, однако некоторые словосочетания в результате длительного употребления закрепились в языке и приобрели устойчивый характер: экспонат выставки (экспонат – «выставленный»); габаритные размеры (габаритный – прилагательное от существительного «габарит» – размер). Тавтология – разновидность плеоназма, вид речевой ошибки, состоящей в стилистически не оправданном повторении однокоренных или близких по звучанию слов: с пользой использовать, читатель читает, проливной ливень, а также повторении одних и тех же слов, не вносящих ничего нового: авторские слова – это слова автора. Основные этапы разработки публичного доклада 1. Определение темы. (Заданная тема, уточнить, конкретизировать. Самостоятельно выбранная тема. Исходить из личного опыта; возможно также, чтобы тема представляла интерес для вас и для слушателей). 2. Формулировка темы. (Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей (удачная формулировка заранее настроит аудиторию на правильное восприятие). Длинные формулировки, названия, в которые включаются незнакомые слова отталкивают слушателей). 3. Определить цель выступления. (Цель доминирует над формой и содержанием выступления. Необходимо отметить, что выступающий должен формулировать цель речи и для своих слушателей). 4. Подбор материала. Источниками при подготовке речи могут служить: - официальные документы; -научная, научно-популярная литература; - справочная литература; - художественная литература; - статьи из газет, журналов; - передачи радио и телевидения; - собственные знания и опыт; -личные контакты; - размышления и наблюдения. Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия. Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи. Ораторская речь. Приемы и средства выразительности речи. Ораторская речь — это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения [1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
17. Особенности монологической речи. Риторика - это теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства («Словарь-справочник лингвистических терминов»). В риторике обобщены приёмы, которые позволяют научиться выступать публично, доносить до слушателей свои мысли, убеждать в правоте, объяснять какие-то явления, воздействовать на чувства слушателей, спорить с ними, добиваться взаимопонимания. В риторике различаются виды публичной речи по форме (формы публичного выступления ): доклад, сообщение, выступление, лекция, беседа. Эссе Эссе — прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, посвящено частной теме и передаёт индивидуальные впечатления, мысли, связанные с нею. В переводе с французского слово «essai» означает «попытка, проба, очерк». Особенности жанра: свободная композиция; изложение и его логика подчинены только замыслу авторских размышлений, мотивировке; связки между частями текста часто носят ассоциативный характер. Особый синтаксис — множество неполных предложений, воп- росительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, создающие эффект приглашения к совместному размышлению; субъективность стиля; образность, афористичность; использование разговорной лексики; индивидуальная импровизация в трактовке произведения какой-либо проблемы или темы; непринуждённая манера изложения, напоминающая свободную беседу с читателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Структура эссе: 1) титульный лист; 2) введение – суть и обоснование выбора данной темы. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»; 3) основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также их обоснование; 4) заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.170.226 (0.008 с.) |