Речевые стандарты для составления аннотации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые стандарты для составления аннотации



Виды аннотаций

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

1) Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику документа, сообщают какие-либо сведения о нём, но не дают его критической оценки.

2) Рекомендательные аннотации характеризуют документ и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей с учётом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

1) Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

2) Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми). Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

Речевые стандарты для составления аннотации

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана …) в журнале (газете …)

Монография вышла в свет в издательстве …

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме …)

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание …)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы …

останавливается на следующих проблемах …

касается следующих вопросов … .

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается …) (что?)

говорится (о чём?)

даётся оценка (анализ, обобщение) (чего?)

представлена точка зрения (на что?)

затронут вопрос (о чём?)

Статья адресована (предназначена) (кому?)

может быть использована (кем?)

представляет интерес (для кого?)

4. Реферат. Виды рефератов. Структура учебного реферата. Реферат (лат.refferre «докладывать, сообщать») - краткое письменное изложение научной информации по конкретной теме.

Особенности реферата:

1) монографичность (по одному источнику) или обзорность (по нескольким);

2) авторское отношение к информации, оценке ее, выводы и обобщения о важности текста, об особенностях языка и композиции, о позиции автора;

3) небольшое вступление, где указываются библиографические данные текста и основная проблема;

4) основная часть дает полное и объективное изложение содержания статьи или книги; 5) автор реферата может включить и противоположные точки зрения на один и тот же вопрос;

6) четкая логическая и грамматическая связь между частями.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, её обоснование и формулирование темы

2. Изучение основных источников по теме

3. Составление библиографии

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала

5. Систематизация подобранной информации

6. Определение основных понятий темы

7. Корректировка темы и основных вопросов анализа

8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана

9. Реализация плана, написание реферата

10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объёма реферата

11. Проверка оформления списка литературы

12. Редакторская правка текста

13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики

Виды рефератов: Библиографические Информационные Индикативные Научно-учебные Реферат – Реферат- Реферат- Реферат- конспект резюме обзор доклад

Структура учебного реферата статьи

1. Вступление

2. Перечисление основных вопросов (проблем, положений), о которых говорится в статье

3. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из

перечисленных выше

4. (Выводы автора по реферируемому материалу)

5. Рецензия научного текста. Речевые обороты, характерные для рецензий.Особым жанром письменной научной речи является рецензия. Рецензия - это один из видов компрессии текста. Это вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты -клише. Рецензии пишут на статьи и монографии, на учебники и учебные пособия, на дипломные работы и диссертации. Если в аннотации содержится ответ на вопрос: «О чем говорится в книге?», то в рецензии – «В чем особенность этого произведения, что я думаю об этом?». Рецензия осуществляется через рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление.

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли); собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.; во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

Структура рецензии

1. Предмет анализа – здесь указывается, что представляет собой рецензируемая работа: монография или дипломная работа.

2. Актуальность темы – здесь отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение.

3. Краткое содержание – в этой части рецензент критически осмысливает содержание работы.

4. Общая оценка - отмечаются достоинства работы, ее новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов и дается общая оценка.

5. Недостатки, недочеты – отмечаются недостатки, недочеты.

6. Выводы - определение качественного уровня выполненной работы, при этом могут быть высказаны пожелания.

При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

6. Отзыв как научно-оценочный жанр. Чем отличается от рецензий? Кроме рецензий, аннотаций, составляются отзывы о научных работах (статьях, сборниках, монографиях). Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва - представить работу к защите или к изданию.

Отзыв дает общую характеристику без подробного анализа, но содержит практические рекомендации по использованию материалов данного

 

исследования. Этот жанр близок к рецензии и реализуется через рассуждение-объяснение. Отзыв пишется, чтобы ответить на вопросы: с какой целью…

Структура отзыва:

1) Вводная часть – оценивается значимость работы;

2) Описательно-оценочная часть – критически оцениваются достоинства и недостатки работы;

3) Вывод-оценка – содержит оценочную рекомендацию.

Лексико-стилистические средства каждой части:

1) Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу …

2) Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что …

3) В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес …

Богатство как коммуникативное качество речи.

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Чистота речи пред- полагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и выражений, слов-«паразитов». Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических.

Паронимы

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Паронимами могут быть как слова одного корня: отписка – описка, так и разнокорневые: зубр – изюбрь. Умелое употребление паронимов способствует передаче тонких смысловых оттенков, помогает точно выразить мысль. Неразличение слов-паронимов делает речь неточной, нарушает адекватность общения, является признаком невысокой речевой культуры.

Плеоназм, Тавтология

Плеоназм (лексический) – смысловая избыточность, которая проявляется: 1) в сочетании слов, содержащих один и тот же смысловой компонент: ледяной айсберг (айсберг – плавучая ледяная гора); 2) в сочетании слов с определениями, не несущими дополнительной информации: существующие возможности. С точки зрения языковой нормы, плеоназм является речевой ошибкой, однако некоторые словосочетания в результате длительного употребления закрепились в языке и приобрели устойчивый характер: экспонат выставки (экспонат – «выставленный»); габаритные размеры (габаритный – прилагательное от существительного «габарит» – размер).

Тавтология – разновидность плеоназма, вид речевой ошибки, состоящей в стилистически не оправданном повторении однокоренных или близких по звучанию слов: с пользой использовать, читатель читает, проливной ливень, а также повторении одних и тех же слов, не вносящих ничего нового: авторские слова – это слова автора.

Эссе

Эссе — прозаическое (реже поэтическое) произведение небольшого объема и свободной композиции, посвящено частной теме и передаёт индивидуальные впечатления, мысли, связанные с нею. В переводе с французского слово «essai» означает «попытка, проба, очерк».

Особенности жанра: свободная композиция; изложение и его логика подчинены только замыслу авторских размышлений, мотивировке; связки между частями текста часто носят ассоциативный характер.

Особый синтаксис — множество неполных предложений, воп- росительные и восклицательные конструкции; в пунктуации — многоточия, создающие эффект приглашения к совместному размышлению; субъективность стиля; образность, афористичность; использование разговорной лексики; индивидуальная импровизация в трактовке произведения какой-либо проблемы или темы; непринуждённая манера изложения, напоминающая свободную беседу с читателем.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Написание эссе позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Структура эссе:

1) титульный лист; 2) введение – суть и обоснование выбора данной темы. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?»;

3) основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также их обоснование;

4) заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.

Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Структура переговоров

1) Приветствие и введение в проблематику;

2) характеристика проблемы и предложение о ходе переговоров;

3) изложение позиций;

4) обмен мнениями;

5) решение проблемы;

6) завершение.

Виды аннотаций

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные.

1) Справочные аннотации, которые также называют описательными или информационными, характеризуют тематику документа, сообщают какие-либо сведения о нём, но не дают его критической оценки.

2) Рекомендательные аннотации характеризуют документ и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей с учётом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей

По полноте охвата содержания аннотируемого документа и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные.

1) Общие аннотации характеризуют документ в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей.

2) Специализированные аннотации характеризуют документ лишь в определенных аспектах и рассчитаны на узкий круг специалистов.

Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа. Такая аннотация дает краткую характеристику только тех глав, параграфов и страниц документа, которые посвящены определенной теме. Специализированные аннотации чаще всего носят справочный характер.

Аннотации могут быть и обзорными (или групповыми). Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая обобщенную характеристику двух и более документов, близких по тематике.

Для справочной обзорной аннотации характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких книг (статей) на одну тему, с уточнением особенностей трактовки темы в каждом из аннотированных произведений.

В рекомендательных обзорных аннотациях приводятся различия в трактовке темы, в степени доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера.

Речевые стандарты для составления аннотации

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана …) в журнале (газете …)

Монография вышла в свет в издательстве …

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме …)

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание …)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы …

останавливается на следующих проблемах …

касается следующих вопросов … .

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается …) (что?)

говорится (о чём?)

даётся оценка (анализ, обобщение) (чего?)

представлена точка зрения (на что?)

затронут вопрос (о чём?)

Статья адресована (предназначена) (кому?)

может быть использована (кем?)

представляет интерес (для кого?)

4. Реферат. Виды рефератов. Структура учебного реферата. Реферат (лат.refferre «докладывать, сообщать») - краткое письменное изложение научной информации по конкретной теме.

Особенности реферата:

1) монографичность (по одному источнику) или обзорность (по нескольким);

2) авторское отношение к информации, оценке ее, выводы и обобщения о важности текста, об особенностях языка и композиции, о позиции автора;

3) небольшое вступление, где указываются библиографические данные текста и основная проблема;

4) основная часть дает полное и объективное изложение содержания статьи или книги; 5) автор реферата может включить и противоположные точки зрения на один и тот же вопрос;

6) четкая логическая и грамматическая связь между частями.

Этапы работы над рефератом

1. Выбор проблемы, её обоснование и формулирование темы

2. Изучение основных источников по теме

3. Составление библиографии

4. Конспектирование или тезирование необходимого материала

5. Систематизация подобранной информации

6. Определение основных понятий темы

7. Корректировка темы и основных вопросов анализа

8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана

9. Реализация плана, написание реферата

10. Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объёма реферата

11. Проверка оформления списка литературы

12. Редакторская правка текста

13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.016 с.)