Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихотворения для заучивания

Поиск

От авторов

 

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

• способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 2-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

• лексики;

• грамматического строя речи;

• связной речи;

• зрительного восприятия;

• зрительно-моторных координации;

• внимания;

• памяти;

• логического мышления.

 

 

Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря ребенка («Что забыл нарисовать художник?», «Назови части тела у животных» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3—4 признака»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом», «Рассмотри рисунки и назови все одним словом», игра «Четвертый лишний»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами (игра «Какую кашу съел Петя?»);

д)образование притяжательных прилагательных («Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чей? чья? чье? чъи?);

е)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови все части тела и черты лица ласково»);

ж)образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками (игра «Маленький — огромный»: глазикглазище);

з)согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»: Подснежник какой? Мать-и-мачеха какая? Незабудки какие?);

и) согласование числительных с существительными (игра «Один — одна»);

к) составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?);

л) падежное согласование существительных (игра «У кого — кто?»: «Назови детенышей живот­ных», «Кто чем управляет?»: «Закончи предложения: Летчик управляет...»);

м) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь описатель­ный рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живет? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детеныши? '». «Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздни­ком». Расскажи по картинкам эту историю»).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и зада­ния:

а)для развития зрительного восприятия — «Найди на рисунке тени масок», «Какие предметы спрятались на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Что перепутал художник?», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», игра «Угадай птицу по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г) для развития логического мышления — «Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несет елку», «Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик, покажи стрелкой. Расположи клеточки-схемы в том же порядке, что и кораблики», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Рас­крась картинки», «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку, соединяя точки», ориен­тированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации. Их наличие является необ­ходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индиви­дуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных уп­ражнений и заданий.

Все упражнения и задания выполняются ребенком с помощью взрослого, который читает зада­ния, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:

 


-— слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);

 

 


- — слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);

 

 


-— слова-признаки (определение, выраженное прилагательным);

 

— предлоги (на, под).

 


ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Обведи по точкам рисунки животных, раскрась и назови их ласково.

2.Назови части тела у этих животных и ответь на вопросы:

Чей хвост? — Козий, кошачий, собачий.

Чей нос? Чья голова? Чья шея? Чье ухо? Чье туловище? Чье вымя? Чьи глаза? Чьи уши? Чьи копыта? Чьи лапы?

 

3.Рассмотри картинки и назови нарисованных животных. Какое животное не подходит к остальным? Почему? Раскрась все картинки, кроме лишней.

4. Игра «У кого — кто?». Назови детенышей животных.

У кошки кто? — Котенок (котята).

У коровы кто?

У собаки кто?

У овцы кто?

У козы кто?

У лошади кто?

У свиньи кто?

5. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Составь предложение по схеме к каждому рисунку. Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает? Что? Например: Собака грызет кость.


 

Загадки Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с теплым молочком! (Кошка)   Идет, идет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-ме-ме, дай-ка вкусной мне-е-е» (Козел)   С бородой, а не старик. С рогами, а не бык. Доят, а не корова. (Коза)     Вместо хвостика — крючок, Вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. (Поросенок)   С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост колечком. (Собака) Голодна — мычит, Сыта — жует, Малым ребяткам молочка дает. (Корова)     Он как маленькая лошадь, Он упрямый, но хороший. (Ослик) С подстриженной гривой Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?.. (Конь)   Заплелись густые травы, Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый, Даже с завитком рога. (Баран)     Стихотворения для заучивания Котик Вот какой коташка, Круглая мордашка. И на каждой лапке Коготки-царапки. Все ему игрушки — Кубик и катушка. Котик, точно мячик, По квартире скачет. (О. Высотская)   Корова Ходит-бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам квечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке — Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется, И коту останется. (О. Высотская) Кошкин вагон Кошка, кот и шесть котят Ехать в Кошкино хотят. Сели кошки у окошек. Восемь окон — восемь кошек. Просят у проводника Восемь плошек молока... Проводник Гав-гав смущен. Вход собакам запрещен! (А. Строило

 

ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

1. Рассмотри картинки и назови нарисованных животных.

Какое животное в каждом ряду лишнее, не подходит к остальным? Почему?

Раскрась все картинки, кроме лишней.

Расскажи, где эти животные обитают.

Каких ты еще знаешь животных жарких стран и Севера?

 

2. Игра «У кого — кто?». Назови детенышей животных.

У зайца кто? — Зайчонок (зайчата).

У лисы кто?

У волка кто?

У медведя кто?

У ежа кто?

У лося кто?

У оленя кто?

У тигра кто?

У слона кто?

У льва кто?

У белки кто?

У кенгуру кто?

 

3. Выполни штриховку фигурки зайца по образцу. Назови части тела зайца и ответь на вопросы: Чей? Чья? Чье? Чьи?

Например: Хвост чей? — Заячий.

 

4. Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3-4 признака.

5. Составь описательный рассказ о зайце по плану:

1. Кто это?

2. Где живет?

3. Какое у него жилище?

4. Каков его внешний вид?

5. Чем он питается?

6. Как называют его детенышей?

 

6. Как ты думаешь, что животные заказали себе на обед в лесном кафе? Проведи стрелки. Раскрась рисунки.

Придумай предложения по схеме. Для этого ответь на вопросы: Кто? Что делает? Что?

Например: Белка грызет орехи.

 

Загадки Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. (Еж)   Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса)   Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь)   Угадайте, что за шапка: Меха целая охапка, Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору. (Заяц)   Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать. (Белка) Водяные мастера Строят дом без топора, Дом из хвороста и тины И плотину. (Бобры) Сделал дыру, вырыл нору, Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)   Кто зимой холодной Ходит злой, голодный? (Волк)   Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Кто на своей голове лес носит? (Олень)   Стройный, быстрый, Рога ветвисты,   Пасется в тундре весь день. Кто это? (Северный олень) Вперевалку шел со льдин К нам на утренник... (пингвин).   Живет всю жизнь свою в воде, Хотя он и не рыба. Он в море ест и в море спит, Но любит греть на суше Свою большую тушу. (Морж)   Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам! (Верблюд)   Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха). Что за коняшки — На всех тельняшки? (Зебры)   Он высокий и пятнистый, С длинной, длинной шеей, И питается он листьями — Листьями деревьев. (Жираф)   Кто один имеет рог? Отгадайте!.. (Носорог)   В реках Африки живет Злой, зеленый пароход. Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит... (крокодил). Скачет шустренький зверек, А в кармане спит сынок. (Кенгуру) Когда он в клетке, то приятен, На шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард) Хищника клык, Страшный рык Слышат звери, обомлев. Царь зверей, конечно,... (лев). Ежик вырос в десять раз, Получился —... (дикобраз).

 

Белка

В сосне — дупло,

В дупле тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка-карел очка,

Непоседа-егоза,

Словно бусинки глаза. (А. Прокофьев)

Зайчик

Скачет между травками

Быстроногий зайчик.

Смял своими лапками

Белый одуванчик.

Полетели высоко

Белые пушинки.

Скачет зайчик далеко

По лесной тропинке. (М. Клокова)

Еж

Желтых листьев целый ворох,

Ветра нет, а в листьях шорох!

Это еж, почуяв осень,

На иголках их уносит.

Хорошо, что он колючий, —

Сам теперь как листьев куча!

Нужно листьями скорей

Спальню выстелить в норе. (Е. Стюарт)

Где живет он? В самой чаще,

Самой-самой настоящей.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

А еще могу сказать,

Очень любит он поспать.

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет. (С. Русев, А. Станчев)

Кенгуру

Носит

Мама-кенгуру

В теплой сумке

Детвору.

А ребятки-кенгурятки

Целый день

Играют

В прятки! (Б. Заходер)

Пингвин

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду. (С. Маршак)

 


ТЕМА «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

1. Рассмотри картинки.

Как ты думаешь, в какой магазин отправились Наташа и Саша?

Скажи, что должен был купить Саша, а что надо было купить Наташе. Как это все назвать одним словом?

Все ли дети сделали так, как надо? Скажи, что они сделали не так. Составь предложения по схеме. Например: Наташа купила бублики.

2. Перед тобой баранки, сушки и рогалики. Посчитай, сколько всего баранок, сколь­ко сушек и сколько рогаликов на рисунке.

Выполни штриховку рисунков, как предложено.

3. Игра «Четвертый лишний».

Рассмотри два ряда продуктов.

Какой продукт в каждом ряду лишний, не подходит к остальным? Почему?

Раскрась все картинки, кроме лишних.

Назови, какие ты еще знаешь молочные, хлебобулочные и мясные продукты?

 

 

4. Перед тобой три ряда продуктов питания. Назови их. Все продукты расположены по величине: сначала самый большой, потом поменьше, еще меньше и совсем маленький. Подумай и нарисуй под продуктами питания схемы, как показано на образце.

5. Игра «Какую кашу съел Петя?».

Ответь, как называется каша из гречки, овсянки, перловки, риса, гороха, пшена. Составь предложения по схеме. Например: Петя съел гречневую кашу.

 

6. Игра «Четвертый лишний».

Послушай внимательно слова и определи, какое слово в каждом ряду лишнее. Объяс­ни, почему оно лишнее.

Хлеб, чай, кофе, компот, морс.

Какао, молоко, торт, кефир.

Мусс, лимонад, кисель, вафли.

 

 


Загадки Маленькое, сдобное Колесико съедобное. Я одна его не ем, Разделю ребятам всем. (Бублик)   Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб)   Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блин)   Сидит на ложке, Свесив ножки. (Лапша)   В руке у Танечки — зима в стаканчике. В руке у Галочки — зима на палочке. (Мороженое)   Может и разбиться, может и свариться, Если хочешь, в птицу может превратиться. (Яйцо)   Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар)   Отдельно — я не так вкусна, Но в пище каждому нужна. (Соль)   Кисленький, приятный, Начинается на «К» —   Пьем продукт из молока. (Кефир) Жидко, а не вода, Бело, а не снег. (Молоко)   Стихотворения для заучивания В магазин везут продукты, Но не овощи, не фрукты. Сыр, сметану и творог, Глазированный сырок. Привезли издалека Три бидона молока. Очень любят дети наши Йогурты и простоквашу. Это им полезно очень. Магазин же наш — молочный. (В. Нищев)   Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. (Я.Аким) Кискино горе Плачет киска в коридоре. У нее Большое горе: Злые люди Бедной киске Не дают Украсть Сосиски! (Б. Заходер) Очень-очень вкусный пирог Я захотел устроить бал, И я гостей к себе позвал. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый пирог. Пирог, ножи вилки тут — Но что-то гости не идут. Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек откусил, Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту съел. Когда же гости подошли, То даже крошек не нашли. (Н. Гернет.Д. Хармс)  

 


ТЕМА «НОВЫЙ ГОД»

1. Дорисуй картинку, соединяя точки. Что у тебя получилось? Раскрась елочку.

2. Сравни елочки. Чем они отличаются? Назови елочные украшения.

 

3. Рассмотри рисунки. Догадайся, ориентируясь по плану, куда лесник несет елку. Проведи линию по середине дорожки.

 

 

 

4. Рассмотри рисунок и догадайся, какие маски должны надеть ребята к своим новогодним костюмам.

 

Проведи стрелки от костюмов к маскам.

 

5. Назови и раскрась новогодние игрушки.

Подбери по три признака к каждой игрушке. Например: Шар какой? — Круглый, большой, блестящий.

Укрась елочку этими игрушками (нарисуй их на елочке).

Составь по схеме предложения с названиями игрушек и с маленьким словом — пред­логом на: Например: Шар висит на елке.

6. Найди на рисунке тени масок. Раскрась их.

 

 

  Стихотворения для заучивания Новый год Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! Постучится в двери к нам: «Дети, здравствуйте, я к вам!» Праздник мы встречаем, Елку наряжаем, Вешаем игрушки, Шарики, хлопушки... Скоро Дед Мороз придет! Нам подарки принесет — Яблоки, конфеты... Дед Мороз, ну где ты? (3. Орлова) Елка Горит огнями елочка, под нею тени синие, Колючие иголочки как будто в белом инее. Огни на елке яркие повсюду зажигаются. Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Л. Некрасова)   Наша елка велика, Наша елка высока, Выше папы, выше мамы, Достает до потолка. А на ней игрушки, Бусы да хлопушки. (Е. Ильина) Встали девочки в кружок, Встали и примолкли. Дед Мороз огни зажег На высокой елке. Наверху звезда, Бусы в два ряда. Пусть не гаснет елка, Пусть горит всегда. (А. Барто)  
   

 


Любим армию свою

 

С красными флажками

Мы идем в строю,

Все мы очень любим Армию свою.

У страны российской Армия сильна,

Смелостью, отвагой Славится она! (Е. Карасев)


ТЕМА «8 МАРТА»

1. Посмотри на календарь. Ответь на вопрос: 8 Марта — это чей праздник? Выполни штриховки календаря, как показано на рисунке.

2. Внимательно рассмотри праздничный букет для мамы. Какие цветы ты узнал? Раскрась букет.

 

3. Догадайся, какой подарок приготовил каждый ребенок своей маме. Раскрась рисунок.

4. Придумай к каждой картинке предложение по схеме. Например: Сережа подарил маме вазу.

 

5. Рассмотри все предметы на рисунке. Ответь на вопросы:

Назови те, которые можно подарить маме, и раскрась их.

Придумай предложения с этими словами по схеме, которая дана в предыдущем задании.

 

6. Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздником».

Утром Надя и Петя посмотрели на листок календаря и увидели, что наступил день 8 Марта — праздник всех мам и бабушек. «Надо поздравить нашу маму с праздником!» — воскликнула Надя.

Петя подмел пол веником, а Надя вытерла пыль с мебели влажной тряпкой. Надя пере­мыла всю посуду горячей водой, а Петя вытер ее чистым полотенцем.

Потом дети взяли цветные карандаши и бумагу и сели за стол. Они нарисовали краси­вые поздравительные открытки.

Вечером мама пришла домой. Надя и Петя ее поздравили.

«Какие замечательные у меня дети!» — сказала мама.

Расскажи эту историю по картинкам.

 

7. Игра «Подбери признак». Ответь на вопросы:

Мама какая? — Добрая.

Бабушка какая?

Воспитательница какая?

Дочка какая?

Сестра какая?

Подруга какая?


8. Внимательно рассмотри праздничные открытки, которые нарисовали Надя и Петя. Чем они отличаются?

9. Нарисуй праздничную открытку для своей мамы.

 

Стихотворения для заучивания Сегодня мамин праздник, Сегодня мамин день. Я знаю — любит мама Гвоздику и сирень. Но в марте нет сирени, Гвоздики не достать... А можно на листочке Цветы нарисовать. Повешу я картинку Над маминым столом И маму дорогую Поздравлю с женским днем! (Т. Волгина)   Мамин день Вот подснежник на поляне, Я его нашел. Отнесу подснежник маме, Хоть и не расцвел. И меня с цветком так нежно Мама обняла, Что раскрылся мой подснежник От ее тепла. (Г. Виеру) В марте есть такой денек С цифрой, словно кренделек. Кто из вас, ребята, знает, Цифра что обозначает? Дети хором скажут нам: «Это праздник наших мам!» (О.Высотская) Мама, так тебя люблю, Что не знаю прямо! Я большому кораблю Дам названье «МАМА». (Я.Аким)  

 


ТЕМА «ВЕСНА»

1. Внимательно рассмотри картинку. Какое это время года? Назови признаки весны.

Каких птиц ты узнал? Как их можно назвать одним словом. Почему? Раскрась картинку.

 

2. Внимательно рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

3. Назови цветы.

Какой цветок лишний? Почему?

Раскрась все цветы, кроме лишнего.

 

 

 

 

4. Назови этих птиц.

Какая картинка липшая? Объясни, почему.

Раскрась всех птиц, кроме лишней.

5. Назови одежду.

Какая картинка лишняя? Объясни, почему.

Раскрась все картинки, кроме лишней.

6. Весной Саша пускал кораблики по ручью.

Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик. Покажи стрелкой.

Расположи клеточки-схемы в том же порядке, в каком плывут кораблики.

7.Игра «Подбери признак». Ответь на вопросы:

Подснежник какой? — Белый.

Мать-и-мачеха какая?

Мимоза какая? Незабудки какие?

8.Прослушай рассказ и перескажи его по вопросам.

Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На де­ревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.

Какое время года наступает?

Как светит солнышко?

Кто скоро прилетит из теплых стран?

Что будут делать птицы?


 

Загадки   Я раскрываю почки В зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна... Зовут меня... (весна).   Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождь) Снежок растаял — и с полей Бежит говорливый... (ручей).   Из-под снега вышел друг — И весной запахло вдруг. (Подснежник)   На ветках — плотные комочки. В них дремлют клейкие листочки. (Почки)   Сперва — блеск, За блеском — треск, За треском — плеск. (Молния, гром, дождь)   Солнце пригревает, Лед на речке треснул. Речка зашумела, Льдины подгоняет. Как это явление весною называют? (Ледоход)   Бах-трах-тарарах, Раскатился гром в горах. Молния сверкает, Дождик поливает. (Гроза)   Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко-красном Шагает по земле... (весна).   Стихотворение для заучивания   К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Видно, очень теплые Ноги у весны. (И. Токмакова)   Кораблики по лужам Бегут, бегут, бегут. И травка зеленеет Везде — и там, и тут. Теплу и солнцу рады Березка и сосна, Домой вернулись птицы. Домой пришла весна. (Е. Караганова)   Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник. (С. Маршак)   Травка зеленеет, Солнышко блестит. Ласточка с весною В сени к нам летит. (А. Плещеев)  

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб., 2001.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь­ников. — М., 1990.

Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недораз­витием речи. — СПб., 2003.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М., 2002.

Ткаченко ТА. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. — М., 1999.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М., 1997.


СОДЕРЖАНИЕ

От авторов.......................................................................................................................................................... 3

Тема «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»........................................................................................................... 6

Тема «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»....................................................................................................................... 10

Тема «ЧЕРТЫ ЛИЦА И ЧАСТИ ТЕЛА».................................................................................................... 16

Тема «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»........................................................................................................................... 22

Тема «ПЕРЕЛЕТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»............................................................................................ 27

Тема «ЗИМА»............................................................................................................................................................ 33

Тема «НОВЫЙ ГОД»...................................................................................................................................... 38

Тема «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»............................................................................................. 42

Тема «8 МАРТА»...................................................................................................................................................... 45

Тема «ВЕСНА»................................................................................................................................................ 50

Литература....................................................................................................................................................... 54

 

Библиотека практикующего логопеда

Татьяна Андреевна Алтухова, Наталья Александровна Егорова

 

 

Тетрадь 2.

 

 

От авторов

 

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

• способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.88 (0.015 с.)