![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые понятия программирования в DelphiСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Программирование в Delphi состоит в разработке процедур (подпрограмм) обработки событий при разработке проектов, при этом Delphi организовывает взаимодействие подпрограмм. Проект и его состав
Проект (программа в Delphi) – это разрабатываемое приложение. Проект состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т. д. Вся эта информация размещается в файлах (см. Рис. выше), часть из которых автоматически создается при разработке приложения. Программные файлы Delphi создает множество файлов для одного приложения с различными расширениями. Часть из них имеет имя проекта, другая – имя модуля. При этом, первоначально файлам присваиваются имена Project1 и Unit1 c указанными в схеме расширениями, При сохранении их следует изменить на имена по смыслу разрабатываемого проекта. Файл проекта имеет расширение dpr и хранит код головной программы. С его помощью создается объект главной формы программы и обеспечивается связь программы с ядром Windows. Файлы с расширениями exe, res, сfg, dsk, dof имеют имя проекта. Пусть первоначальное имя проекта Project1 сохранено под именем ProjecUrok1, тогда файлы c указанными расширениями, имеет следующие значки файлов:
Рис. 2.2.4. Пиктограммы файлов проекта Файлы с расширениями, Рис. 3.: dpr – читаемый файл (Рис. 3.), с exe - загрузочный (исполняемый), с res – создается автоматически для каждого проекта, содержит значок программы, ее версию и прочие данные. Этот файл подсоединяется к исполняемому файлу на этапе компоновки с помощью директивы {$R *.res}, которая содержится в головной программе. Файлы (текстовые) с расширениями сfg, dsk, dof сохраняют параметры настройки: сfg(компиляции), dsk(проекта), dof(среды). При внесении в проект изменений создаются файлы резервных копий, начинающихся со значка “тильда” –“ ~”?, см. значок ProjecUrok1.~dsk. Файл проекта - это главная программа, автоматически создаваемая Delphi и написанная на языке Delphi. Она содержит всегда несколько строк и не допускает редактирования. Именно она обрабатывается компилятором. В Delphi (как и в любом языке программирования) началом программной единицы выступает заголовок, а концом ее записи слово end. Структура главной программы проекта с именем Project1 program Project1;
Uses Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ {Form1}; {$R *.res} Begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; End. Выделенные зарезервированные (служебные) слова Program, uses, in, begin, End служат информацией компилятору о начале и конце обработки программы сверху вниз. При этом End.(т. н. - терминатор) указывает на то, что все, расположенное за End с точкой, игнорируется. Информация, расположенная в фигурных скобках, представляет комментарий, например - {Form1}.В качестве комментария могут выступать следующие знаки: {фрагмент текста от скобки и до скобки },(* фрагмент текста *), // фрагмент текста до конца строки.Как видим, каждое предложение заканчивается знаком точка с запятой. После заголовка программы следуют строки, Uses Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ {Form1}; Они указывают на то, что в данной программе будут использованы модули Forms(известный компилятору) и Unit1(новый), поэтому указывается файл с текстом модуля in 'Unit1.pas' и имя связанного с модулем файла описания формы Form1. Директива {$R *.res} не является комментарием. Она указывает компилятору о необходимости подключения файла ресурсов. Директивы начинаются со знака $, стоящего вслед за фигурной скобкой. Далее следует тело процедуры, заключенное в операторные скобки (слова begin –начало и End. - конец): begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; End. Тело процедуры – исполняемые операторы с обращением к трем методам объекта Application. Delphi автоматически создает объект – программу Application для каждого нового проекта. Первый оператор выполняет переход к некоторому фрагменту подпрограммы Delphi, позволяющий осуществить переход к строке Application. CreateForm(TForm1, Form1); Метод CreateForm показывает на экране окно главной формы, метод Run выдает сообщения Windows о действиях пользователя. Модуль и его структура Модуль (модули) - автономно компилируемая программная (ые) единица(ы) с включением различных компонентов интерфейсного раздела. Основная работа программы в соответствии с заданным алгоритмом управляется кодом в модуле (модулях). Состав модуля: · Заголовок; · Интерфейсные объявления; · Реализация; · Окончание Заголовок. Определяется зарезервированным словом Unit и следующим за ним именем модуля. Первоначально имя –Unit1, при сохранении модуля имя следует определить по смыслу. Если предусмотрено несколько модулей, то заголовок имеет вид - Unit <список модулей>, в котором имена разделяются запятыми. На первом этапе программирования в Delphi мы будем использовать один модуль простейшей структур:
Unit <имя>; Interface – <интерфейсный раздел> Implementation <исполняемая часть> End. Раздел interface. Сюда помещаются списки подключаемых модулей, объявления типов, констант, переменных, процедур и функций, к которым будет доступ из других модулей. Подключение модулей отображается в предложении Uses. Если алгоритм разрабатываемого проекта предусматривает обращение к статистическим, математическим функциям или, например даты/времени, тогда в предложение Uses необходимо подключить соответственномодуль Math,а для дат – DateUtils и др. В разделе Implementation располагается код программы, он может включать в себя процедурыобработки событий (одну или несколько), процедуры общего вида, а также процедуры – функции. End. - зарезервированное слово (признак конца модуля) с точкой – терминатор. Модули Форма – модуль, интерфейсная часть которого включает объявление нового класса, объявление объекта для соответствующего оконного класса. Файлы модулей -имеют расширения: dfm, pas, ddp, dсu. Файлы с текстами модулей имеют расширения pas. Откомпилированный файл машинного кода получает расширение dсu. Файл с расширением dfm создается на диске после сохранения модуля. В нем сохраняются все свойства компонентов окна. Файл с расширением ddp сохраняет сведения обо всех диаграммах окна. Среди указанных файлов модулей файлы с расширениями dfm и pas являются для проекта наиболее важными. Ниже представлены значки файлов модуля с именем UnUrok1 и представленными выше расширениями.
Структура программ В Delphi, как и в Оbject Pascal, основной программной единицей является подпрограмма.Различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Отличие состоит в том, что с именем функции связано значение, поэтому имя функции можно использовать в выражениях. В соответствии с заданным алгоритмом могут использоваться как процедуры общего вида, так и процедуры обработки событий. Программа – последовательность строк, где строка может располагаться с любой позиции экрана. Структурно программа состоит из заголовка и блока. Заголовок располагается в начале программы и имеет вид: Program <Имя программы> Блок содержит описательную и исполнительную части. В описательной части содержатся описание элементов программы, а в исполнительной части указываются действия над элементами программы, выполнение которых должно привести к нужному результату. Общий случай описательной части содержит следующие разделы: · Подключение модулей · Объявление меток · Объявление констант · Описание типов данных · Объявление переменных · Описание процедур и функций Каждый из указанных разделов заканчивается точкой с запятой. Структура процедуры Procedure Имя(СписокПараметров); Const (объявление констант); type (объявление типов); var (объявление переменных); begin (последовательность исполняемых инструкций); end;
При создании приложений и записи программ важное значение имеет соблюдение основных правил. 2. 2. 5. Правила оформления приложений и программ: · Под каждое приложение должна быть выделена отдельная папка, в которой размещаются все файлы приложения, при этом, имена модуля и проекта должны быть осмысленными словами английского языка (как и все другие элементы процедур).
Правила записи программ · Каждая исполняемая инструкция (оператор) может быть записан в одной или нескольких строках без повторения знаков при переносе. Концом оператора является знак точки с запятой «;» Целесообразнее же располагать с строке только один оператор. · В операторе присваивания левая часть от правой отделяется знаком «:=»(присваивания). · Весьма важным инструментом выступает составной оператор, который представляет последовательность операторов, заключенных в операторные скобки – begin … end, внутри которых могут использоваться вложенные операторные скобки, например в циклах, в условных переходах, множественном выборе. Использование составных операторов позволяет структурно строить программу. · При записи текста процедур должна быть соблюдена ступенчатая структура текста.
· Повторяющийся код программы в большинстве случаев должен быть оформлен в виде отдельной процедуры или функции. · Текст программы должен быть снабжен подробными комментариями и начинаться с них. Комментариями считается: Ø любой текст, заключенный символами // и концом строки. Ø любой текст, заключенный между символами {..} в одной строке или в - нескольких строках { § …. § }. Ø любой текст между открывающими и закрывающими символами языка (*..(..)..*), ('..'). Комментарии не влияют на смысл программы, а служат для пояснения того или иного действия в программе. Комментарии могут использоваться для включения инструкций во время отладки программы без удаления их из текста. Впоследствии для восстановления выключенного фрагмента достаточно снять фигурные скобки. Элементы программы Элементы программы – ее неделимые части, распознаваемые компилятором это(как и в прочих языках программирования). Зарезервированные (служебные) английские слова, определяющие начало какого либо действия (оператора, команды).Онидают информацию компилятору о назначении той или иной синтаксической конструкции. Их можно представить следующими группами: · Заголовки – program, unit, procedure, function. · Блоки описания – const, var, label, type. · Создание новых типов – array, string, record…end, file, file…of. · Операторные скобки – begin…end.
· Операторы - if…then…else…; case…of…end; for…to…do…; for…downto…do…; repeat…until…; while...do…; with…do… · Директивы – export, Public, published, virtual, protected, index…Их список достаточно широк. · Слова со специальным назначением – at, on. Внимание. Не использовать имена, совпадающие с зарезервированными (служебными) словами. Имена (идентификаторы), как известно, имена в программе используются для обозначения переменных, констант, процедур, функций, типов и самих программ. Это последовательность, начинающаяся с латинских символов с возможностью включения цифр и знака подчеркивания «_», при этом длина имени не ограничена (одна из возможностей современных ОС), но распознается по первым 255 символам. Перед использованием имени в программе оно должно быть объявлено (описано). Константы. Могут быть с использованы в выражениях, операторах программы в виде констант (именованные) и константных выражений. Именованные - объявляются с помощью ключевого слова const и имеют следующий синтаксис: const <идентификатор константы>=< константное выражение >; Пример. Const S=’ Моя группа’+’ 3-МД-10’; Или просто выражение – 234. Примечание. Типы. Приложение 1 Переменные. Переменная является идентификатором, обозначающим некоторую область памяти, в которой хранится ее значение. Переменная может менять значение в ходе выполнения программы. Объявление переменной имеет вид: Var < список идентификаторов переменных, разделенных запятыми >: <тип>; Пример. Var i, j, n: integer; c,f:real; Выражения – строка, состоящая из последовательности операндов. Операнды – это константы, переменные, указатели различных дозволенных в языке функций. Тип выражения определяется типом входящих в него операндов. Основные сведения: · операции над операндами в выражении выполняются в строго определенном порядке; · значение каждого операнда имеет определенный тип; · значение каждого выражения имеет определенный тип. Выражения составляют неотъемлемую часть операторов. Delphi отличается большим разнообразием различного рода функций (математических, статистических, даты и времени, строковых), используемых в выражениях, часть из которых обеспечивается модулем Match. Для подключения этих функций необходимо сослаться на их имя со списком параметров в выражении инструкции, а в предложении Uses Разрабатываемого модуля указать его имя.
Основные стандартные арифметические функции: ABS (аргумент) – абсолютное значение аргумента, Sqrt (аргумент) – квадратный корень аргумента, Sqr (аргумент) –квадрат аргумента, Sin (аргумент), Cos (аргумент), Arctan (аргумент), Exp (аргумент) – экспонента аргумента, Ln (аргумент) – натуральный логарифм аргумента. Через указанные функции можно выразить такие функции как: Tan(аргумент), ArcSin(аргумент), ArCos(аргумент),Loga(аргумент). Кроме стандартных функций Delphi обеспечивает множеством иных функций, таких как функции преобразования: Trunc(n) – целая часть от n, Frac(n) – дробная часть вещественного n, Int(n) – целая часть вещественного n, Round(n) – целое, ближайшее к n,Random()… Chr(n) – символ ANSI с номером n, IntToStr(n) – строка, являющаяся изображением целого n, FloatToStr(n) – строка, являющаяся изображением вещественного n, StrToInt(s) – целое, изображением которого является строка s, StrTofloat(s) – вещественное, изображением которого является строка s, FloatToStrF(n) –вещественное число в строку с форматированием.
Функции даты и времени. YearsBetween, YearSpan возвращают число лет между двумя значениями даты и времени. Функции преобразования Chr(n) – символ ANSI с номером n, IntToStr(n) – строка, являющаяся изображением целого n, FloatToStr(n) – строка, являющаяся изображением вещественного n, StrToInt(s) – целое, изображением которого являетя строка s, StrTofloat(s) – вещественное, изображением которого является строка s, Round(n) – целое, ближайшее к n, Trunc(n) – целая часть от n, Frac(n) – дробная часть вещественного n, Int(n) – целая часть вещественного n.
Операции Арифметические -), *, /,div, mod, +,-, sh1, shr. Тип Integer или Rea l. Логические – not, or, xor, and. Тип Boolean. Операторы отношения -, =, >, >=, <, <=, <>.Boolean. Операторы строк. Для строк применимы также операторы отношений. Две строки могут быть соединены знаком «+». Тип результата String. @, not, ^(унарные), *, /,div, mod, and, sh1(сдвиг налево), shr(сдвиг направо), as, +,-, or, xor, =, >, >=, <, <=, <>, in, is Операторы. Классификация: Присваивания - <имя >:=<выражение>; В качестве имени может выступать имя переменной, элемент массива, имя процедуры-функции. Условного перехода - if; Оператор выбора - Case; Операторы цикла: While; Repeat; For.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.106.87 (0.012 с.) |