Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые понятия программирования в DelphiСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Программирование в Delphi состоит в разработке процедур (подпрограмм) обработки событий при разработке проектов, при этом Delphi организовывает взаимодействие подпрограмм. Проект и его состав Рис. 2.2.3. Структура проекта Delphi Проект (программа в Delphi) – это разрабатываемое приложение. Проект состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т. д. Вся эта информация размещается в файлах (см. Рис. выше), часть из которых автоматически создается при разработке приложения. Программные файлы Delphi создает множество файлов для одного приложения с различными расширениями. Часть из них имеет имя проекта, другая – имя модуля. При этом, первоначально файлам присваиваются имена Project1 и Unit1 c указанными в схеме расширениями, При сохранении их следует изменить на имена по смыслу разрабатываемого проекта. Файл проекта имеет расширение dpr и хранит код головной программы. С его помощью создается объект главной формы программы и обеспечивается связь программы с ядром Windows. Файлы с расширениями exe, res, сfg, dsk, dof имеют имя проекта. Пусть первоначальное имя проекта Project1 сохранено под именем ProjecUrok1, тогда файлы c указанными расширениями, имеет следующие значки файлов:
Рис. 2.2.4. Пиктограммы файлов проекта Файлы с расширениями, Рис. 3.: dpr – читаемый файл (Рис. 3.), с exe - загрузочный (исполняемый), с res – создается автоматически для каждого проекта, содержит значок программы, ее версию и прочие данные. Этот файл подсоединяется к исполняемому файлу на этапе компоновки с помощью директивы {$R *.res}, которая содержится в головной программе. Файлы (текстовые) с расширениями сfg, dsk, dof сохраняют параметры настройки: сfg(компиляции), dsk(проекта), dof(среды). При внесении в проект изменений создаются файлы резервных копий, начинающихся со значка “тильда” –“ ~”?, см. значок ProjecUrok1.~dsk. Файл проекта - это главная программа, автоматически создаваемая Delphi и написанная на языке Delphi. Она содержит всегда несколько строк и не допускает редактирования. Именно она обрабатывается компилятором. В Delphi (как и в любом языке программирования) началом программной единицы выступает заголовок, а концом ее записи слово end. Структура главной программы проекта с именем Project1 program Project1;
Uses Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ {Form1}; {$R *.res} Begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; End. Выделенные зарезервированные (служебные) слова Program, uses, in, begin, End служат информацией компилятору о начале и конце обработки программы сверху вниз. При этом End.(т. н. - терминатор) указывает на то, что все, расположенное за End с точкой, игнорируется. Информация, расположенная в фигурных скобках, представляет комментарий, например - {Form1}.В качестве комментария могут выступать следующие знаки: {фрагмент текста от скобки и до скобки },(* фрагмент текста *), // фрагмент текста до конца строки.Как видим, каждое предложение заканчивается знаком точка с запятой. После заголовка программы следуют строки, Uses Forms, Unit1 in ‘Unit1.pas’ {Form1}; Они указывают на то, что в данной программе будут использованы модули Forms(известный компилятору) и Unit1(новый), поэтому указывается файл с текстом модуля in 'Unit1.pas' и имя связанного с модулем файла описания формы Form1. Директива {$R *.res} не является комментарием. Она указывает компилятору о необходимости подключения файла ресурсов. Директивы начинаются со знака $, стоящего вслед за фигурной скобкой. Далее следует тело процедуры, заключенное в операторные скобки (слова begin –начало и End. - конец): begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; End. Тело процедуры – исполняемые операторы с обращением к трем методам объекта Application. Delphi автоматически создает объект – программу Application для каждого нового проекта. Первый оператор выполняет переход к некоторому фрагменту подпрограммы Delphi, позволяющий осуществить переход к строке Application. CreateForm(TForm1, Form1); Метод CreateForm показывает на экране окно главной формы, метод Run выдает сообщения Windows о действиях пользователя. Модуль и его структура Модуль (модули) - автономно компилируемая программная (ые) единица(ы) с включением различных компонентов интерфейсного раздела. Основная работа программы в соответствии с заданным алгоритмом управляется кодом в модуле (модулях). Состав модуля: · Заголовок; · Интерфейсные объявления; · Реализация; · Окончание Заголовок. Определяется зарезервированным словом Unit и следующим за ним именем модуля. Первоначально имя –Unit1, при сохранении модуля имя следует определить по смыслу. Если предусмотрено несколько модулей, то заголовок имеет вид - Unit <список модулей>, в котором имена разделяются запятыми. На первом этапе программирования в Delphi мы будем использовать один модуль простейшей структур:
Unit <имя>; Interface – <интерфейсный раздел> Implementation <исполняемая часть> End. Раздел interface. Сюда помещаются списки подключаемых модулей, объявления типов, констант, переменных, процедур и функций, к которым будет доступ из других модулей. Подключение модулей отображается в предложении Uses. Если алгоритм разрабатываемого проекта предусматривает обращение к статистическим, математическим функциям или, например даты/времени, тогда в предложение Uses необходимо подключить соответственномодуль Math,а для дат – DateUtils и др. В разделе Implementation располагается код программы, он может включать в себя процедурыобработки событий (одну или несколько), процедуры общего вида, а также процедуры – функции. End. - зарезервированное слово (признак конца модуля) с точкой – терминатор. Модули Форма – модуль, интерфейсная часть которого включает объявление нового класса, объявление объекта для соответствующего оконного класса. Файлы модулей -имеют расширения: dfm, pas, ddp, dсu. Файлы с текстами модулей имеют расширения pas. Откомпилированный файл машинного кода получает расширение dсu. Файл с расширением dfm создается на диске после сохранения модуля. В нем сохраняются все свойства компонентов окна. Файл с расширением ddp сохраняет сведения обо всех диаграммах окна. Среди указанных файлов модулей файлы с расширениями dfm и pas являются для проекта наиболее важными. Ниже представлены значки файлов модуля с именем UnUrok1 и представленными выше расширениями. Рис. 2.2.5. Пиктограммы файлов модуля Структура программ В Delphi, как и в Оbject Pascal, основной программной единицей является подпрограмма.Различают два вида подпрограмм: процедуры и функции. Отличие состоит в том, что с именем функции связано значение, поэтому имя функции можно использовать в выражениях. В соответствии с заданным алгоритмом могут использоваться как процедуры общего вида, так и процедуры обработки событий. Программа – последовательность строк, где строка может располагаться с любой позиции экрана. Структурно программа состоит из заголовка и блока. Заголовок располагается в начале программы и имеет вид: Program <Имя программы> Блок содержит описательную и исполнительную части. В описательной части содержатся описание элементов программы, а в исполнительной части указываются действия над элементами программы, выполнение которых должно привести к нужному результату. Общий случай описательной части содержит следующие разделы: · Подключение модулей · Объявление меток · Объявление констант · Описание типов данных · Объявление переменных · Описание процедур и функций Каждый из указанных разделов заканчивается точкой с запятой. Структура процедуры Procedure Имя(СписокПараметров); Const (объявление констант); type (объявление типов); var (объявление переменных); begin (последовательность исполняемых инструкций); end;
При создании приложений и записи программ важное значение имеет соблюдение основных правил. 2. 2. 5. Правила оформления приложений и программ: · Под каждое приложение должна быть выделена отдельная папка, в которой размещаются все файлы приложения, при этом, имена модуля и проекта должны быть осмысленными словами английского языка (как и все другие элементы процедур).
Правила записи программ · Каждая исполняемая инструкция (оператор) может быть записан в одной или нескольких строках без повторения знаков при переносе. Концом оператора является знак точки с запятой «;» Целесообразнее же располагать с строке только один оператор. · В операторе присваивания левая часть от правой отделяется знаком «:=»(присваивания). · Весьма важным инструментом выступает составной оператор, который представляет последовательность операторов, заключенных в операторные скобки – begin … end, внутри которых могут использоваться вложенные операторные скобки, например в циклах, в условных переходах, множественном выборе. Использование составных операторов позволяет структурно строить программу. · При записи текста процедур должна быть соблюдена ступенчатая структура текста.
· Повторяющийся код программы в большинстве случаев должен быть оформлен в виде отдельной процедуры или функции. · Текст программы должен быть снабжен подробными комментариями и начинаться с них. Комментариями считается: Ø любой текст, заключенный символами // и концом строки. Ø любой текст, заключенный между символами {..} в одной строке или в - нескольких строках { § …. § }. Ø любой текст между открывающими и закрывающими символами языка (*..(..)..*), ('..'). Комментарии не влияют на смысл программы, а служат для пояснения того или иного действия в программе. Комментарии могут использоваться для включения инструкций во время отладки программы без удаления их из текста. Впоследствии для восстановления выключенного фрагмента достаточно снять фигурные скобки. Элементы программы Элементы программы – ее неделимые части, распознаваемые компилятором это(как и в прочих языках программирования). Зарезервированные (служебные) английские слова, определяющие начало какого либо действия (оператора, команды).Онидают информацию компилятору о назначении той или иной синтаксической конструкции. Их можно представить следующими группами: · Заголовки – program, unit, procedure, function. · Блоки описания – const, var, label, type. · Создание новых типов – array, string, record…end, file, file…of. · Операторные скобки – begin…end.
· Операторы - if…then…else…; case…of…end; for…to…do…; for…downto…do…; repeat…until…; while...do…; with…do… · Директивы – export, Public, published, virtual, protected, index…Их список достаточно широк. · Слова со специальным назначением – at, on. Внимание. Не использовать имена, совпадающие с зарезервированными (служебными) словами. Имена (идентификаторы), как известно, имена в программе используются для обозначения переменных, констант, процедур, функций, типов и самих программ. Это последовательность, начинающаяся с латинских символов с возможностью включения цифр и знака подчеркивания «_», при этом длина имени не ограничена (одна из возможностей современных ОС), но распознается по первым 255 символам. Перед использованием имени в программе оно должно быть объявлено (описано). Константы. Могут быть с использованы в выражениях, операторах программы в виде констант (именованные) и константных выражений. Именованные - объявляются с помощью ключевого слова const и имеют следующий синтаксис: const <идентификатор константы>=< константное выражение >; Пример. Const S=’ Моя группа’+’ 3-МД-10’; Или просто выражение – 234. Примечание. Типы. Приложение 1 Переменные. Переменная является идентификатором, обозначающим некоторую область памяти, в которой хранится ее значение. Переменная может менять значение в ходе выполнения программы. Объявление переменной имеет вид: Var < список идентификаторов переменных, разделенных запятыми >: <тип>; Пример. Var i, j, n: integer; c,f:real; Выражения – строка, состоящая из последовательности операндов. Операнды – это константы, переменные, указатели различных дозволенных в языке функций. Тип выражения определяется типом входящих в него операндов. Основные сведения: · операции над операндами в выражении выполняются в строго определенном порядке; · значение каждого операнда имеет определенный тип; · значение каждого выражения имеет определенный тип. Выражения составляют неотъемлемую часть операторов. Delphi отличается большим разнообразием различного рода функций (математических, статистических, даты и времени, строковых), используемых в выражениях, часть из которых обеспечивается модулем Match. Для подключения этих функций необходимо сослаться на их имя со списком параметров в выражении инструкции, а в предложении Uses Разрабатываемого модуля указать его имя.
Основные стандартные арифметические функции: ABS (аргумент) – абсолютное значение аргумента, Sqrt (аргумент) – квадратный корень аргумента, Sqr (аргумент) –квадрат аргумента, Sin (аргумент), Cos (аргумент), Arctan (аргумент), Exp (аргумент) – экспонента аргумента, Ln (аргумент) – натуральный логарифм аргумента. Через указанные функции можно выразить такие функции как: Tan(аргумент), ArcSin(аргумент), ArCos(аргумент),Loga(аргумент). Кроме стандартных функций Delphi обеспечивает множеством иных функций, таких как функции преобразования: Trunc(n) – целая часть от n, Frac(n) – дробная часть вещественного n, Int(n) – целая часть вещественного n, Round(n) – целое, ближайшее к n,Random()… Chr(n) – символ ANSI с номером n, IntToStr(n) – строка, являющаяся изображением целого n, FloatToStr(n) – строка, являющаяся изображением вещественного n, StrToInt(s) – целое, изображением которого является строка s, StrTofloat(s) – вещественное, изображением которого является строка s, FloatToStrF(n) –вещественное число в строку с форматированием.
Функции даты и времени. YearsBetween, YearSpan возвращают число лет между двумя значениями даты и времени. Функции преобразования Chr(n) – символ ANSI с номером n, IntToStr(n) – строка, являющаяся изображением целого n, FloatToStr(n) – строка, являющаяся изображением вещественного n, StrToInt(s) – целое, изображением которого являетя строка s, StrTofloat(s) – вещественное, изображением которого является строка s, Round(n) – целое, ближайшее к n, Trunc(n) – целая часть от n, Frac(n) – дробная часть вещественного n, Int(n) – целая часть вещественного n.
Операции Арифметические -), *, /,div, mod, +,-, sh1, shr. Тип Integer или Rea l. Логические – not, or, xor, and. Тип Boolean. Операторы отношения -, =, >, >=, <, <=, <>.Boolean. Операторы строк. Для строк применимы также операторы отношений. Две строки могут быть соединены знаком «+». Тип результата String. @, not, ^(унарные), *, /,div, mod, and, sh1(сдвиг налево), shr(сдвиг направо), as, +,-, or, xor, =, >, >=, <, <=, <>, in, is Операторы. Классификация: Присваивания - <имя >:=<выражение>; В качестве имени может выступать имя переменной, элемент массива, имя процедуры-функции. Условного перехода - if; Оператор выбора - Case; Операторы цикла: While; Repeat; For.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.011 с.) |