Коммуникативная функция - это функция обеспечения общения. Общение включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная функция - это функция обеспечения общения. Общение включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.



Регулятивная функция - состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, обычаев, традиций осуществляется управление деятельностью и отношением, сознанием и поведением индивидов и групп. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Культуротранслирующая функция состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев - письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает развитие и сохранение ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений и норм.


57. Основные версии происхождения религии.

Версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии». Для её изучения обычно отводится один час в рамках календарно-тематического планирования. Педагогом могут быть востребованы различные виды работы – лекционное занятие с элементами дискуссии, выполнение коллективных проблемных заданий в форумах (например – на страничке истории на сайте школы, если таковой имеется) или в виде диспута на занятиях.

План лекции с элементами дискуссии «Версии происхождения религии».

1. Как возникла религия?

2. Учёные о происхождении религии: позиции «извне» религии.

3. Богословы о происхождении религии: позиции «изнутри» религии.

4. Пещерное искусство – один из важнейших источников по верованиям древнего человека.

5. Данные археологии и этнографии о происхождении религии.


58. Элементарные верования.

Отметим прежде всего, что во всех приведенных формулах стремятся прямо выразить природу религии в целом. Действуют так, как если бы религия составляла нечто вроде неделимой сущности, тогда как в действительности она есть целое, состоящее из частей это более или менее сложная система мифов, догм, обрядов, церемоний. Но целое можно определить только по отношению к образующим его частям. Поэтому более методичным будет охарактеризовать элементарные явления, из которых всякая религия происходит и которые предшествуют возникновению системы, произведенной их соединением. Этот метод тем более необходим, что существуют религиозные явления, которые не относятся ни к какой определенной религии. Таковы явления, образующим содержание фольклора. В целом это осколки исчезнувших религий, неорганизованные пережитки, но есть среди них также и такие, которые образовались самопроизвольно под влиянием локальных причин. В наших европейских странах христианство постаралось поглотить и ассимилировать их, оно придало им христианский оттенок. Тем не менее, многие из них сохранились до недавнего времени или продолжают еще сохранять относительно самостоятельное существование: праздники майского дерева, летнего солнцестояния, карнавалы, разнообразные верования, относящиеся к местным духам, демонам и т. п. Хотя религиозный характер этих фактов постепенно ослабевает, их религиозное значение все же таково, что оно позволило Маннхардту и его школе обновить науку о религиях. Определение, которое бы их не учитывало, включало бы поэтому не все, что религиозно.

Религиозные явления совершенно естественным образом разделяются на две основные категории: верования и обряды. Первые – это состояния сознания, они состоят в представлениях; вторые – это определенные способы
59. Народностно-национальные религии.

Национальные религии - это те религии, последователи которых принадлежат преимущественно к одной национальности или одному государству. Национальные религии складываются по мере формирования наций и народностей, государств. В основе национальных религий, как правило, лежат древнейшие магические верования, которые постепенно уступают место этическим нормам и требованиям. В настоящее время магические формы религиозного сознания сохраняются у отдельных племен, уровень социального развития которых соответствует родовому строю. Жрец - должность человека, профессионально занимающегося отправлением религиозного культа в Древнем мире. Египетские жрецы обладали большой силой и влиянием. Они вели астрономические наблюдения, делали математические расчеты, необходимые для орошения полей. Главным их занятием были магические обряды и заклинания. Большое внимание уделено смерти и мертвым, им посвящено множество культовых предписаний. Для обеспечения победы жизни над смертью появился обычай бальзамирования покойников. Считается, что человек после смерти вновь обретет жизнь.


60. Буддизм, его основные идеи и культ.

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в VI в. до н. э. в Индии. Пережив в этой стране эпоху формирования и расцвета, буддизм превратился в мировую религию благодаря распространению в страны Южной, юго-восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока. В настоящее время буддизм насчитывает около 700 миллионов человек своих последователей.

Для того, чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения и культа, необходимо вспомнить, какой была религиозная жизнь населения Индии того периода. При изучении национальных религий Индии мы отмечали, что в VI в. до н. э. господствующее положение в индийском обществе занимал брахманизм. В условиях брахманизма господствовала кастовая система разделения населения. Ведущую роль в этой системе занимали брахманы и кшатрии.

Основателем буддизма была реальная историческая личность - Сиддхартха Гаутама (из рода Гаутама), принадлежавший аварке кшатриев. По своему социальному происхождению он принадлежал к царствующему дому небольшого княжества Шакья, расположенного на севере Индии. Отец Сиддхартх Мудсхадана был раджой этого полунезависимого княжества. Мать - Майя- умерла через несколько дней после его рождения. Буддийское предание гласит, что отец Сиддхартхи безумно любил свою жену и после смерти перенес свою любовь на сына. Он окружил его заботой и вниманием, не жалел средств для развлечения ребенка, а затем и юноши. Однажды царевич, гуляя со своим возницей Чангой, неожиданно увидел дряхлого старика и, пораженный его видом, стал расспрашивать слугу о старости. Он был потрясен, когда узнал, что это общий удел всех людей. Перед ним со всей остротой встали смысложизненные вопросы.


61. Христианство: возникновение, эволюция и особенности культа.

ристианство возникло в I в. на территории восточной части Римской империи в Палестине. Согласно ортодоксальной традиции на рубеже нашей эры в Иудее родился от Девы Марии давно уже пред-сказанный библейскими пророками Мессия-Спаситель, Сын Божий Иисус, который, совершая многочисленные чудеса, доказал, что он ниспослан с неба на землю во имя спасения рода человеческого, погрязшего в пороках и беззаконии. За выступления против офици-ального иудаизма Иисус был распят на кресте в Иерусалиме. Своей мученической смертью он искупил грехи человечества. Ранние хрис-тиане были убеждены, что в ближайшем будущем состоится второе пришествие Иисуса Христа, которое установит царство Божье на земле.

Таким образом, в центре христианства находится образ Богочело-века -- Иисуса Христа. Греческое слово "христос" соответствует древнееврейскому "мессия" -- спаситель. Этим нарицательным име-нем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о при-ходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь -- Божье цар-ство. Были тысячи примет, откуда и как должен был появиться мессия. И вот человек, назвавший себя мессией, сказал: "Не придет царствие Божие приметным способом, и не скажут: вот оно здесь или вот оно там. Ибо царствие Божие внутри нас". Иначе говоря, то, что метафо-рически называется царствием Божиим, -- есть внутренний духовный мир человека, который он сам в себе должен открыть и развить. Хри-стос увидел бесконечность внутри, как некое ему самому присущее свойство. Он перенес центр тяжести из внешнего мира внутрь. Бог ДРЕВНИХ иудеев был смутно ощутимым огнем жизни, далеким и непоишным, приходящим к пророкам, как вдохновение. Иисус ощутил этот огонь как внутренний свет, свет собственной души. Это было совер-шенно новое понимание глубинной внутренней сути жизни и челове-ка. Внешний мир остается внешним до тех пор, пока нет подлинной фобии к нему. Спаситель -- внутреннее чудо преображения души, а не внешняя сила.


62. Возникновение и эволюция ислама.

слам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.

Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов - сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям - колодец, расположенный напротив храма.


63. Вероучения и культа ислама.

На всех этапах развития общества вера выступала как основа религии. На первоначальных этапах человеческой истории вера принимала форму ранних религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм). Затем она стала закрепляться в убежденность в существование Бога как творца. На первых этапах это была вера политеистическая, т.к. люди верили в существование множества божеств. Впоследствии она приобрела монотеистический характер, в результате становления национальных религий. Менялись религии, названия богов, обряды, обычаи, но незыблемой во все времена оставалась в религии вера в сверхъестественные силы, в возможность воздействия на них, общения с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.007 с.)