В учение о познании как отражение действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория отражения. По праву носит название ленинской теории отражения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В учение о познании как отражение действительности значительный вклад внёс В. И. Ленин; поэтому диалектико-материалистическая теория отражения. По праву носит название ленинской теории отражения.



Принцип отражения – краеугольный камень материалистической теории познания, исходящей из признания первичности внешнего мира и воспроизведения его в человеческом сознании. Ленин отмечал, что понятие отражения входит в само определение диалектического, последовательного материализма, и подвергал с этих позиций критике гносеологию субъективного и объективного идеализма.
29. Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами.

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих первоначала всего сущего, стали духовной основой антидиалектики. Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей.

Метафизика отрывает противоположности друг от друга, не видит их связи или их противоречия. Метафизический способ мышления "за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса".

Представления о метафизике приобретут более конкретный вид, если сравнить две концепции развития - диалектическую в метафизическую. Метафизическая рассматривает развитие как только уменьшение или увеличение (т.е. как только количественные изменения) или как только качественные изменения без каких-либо количественных изменений, т.е. отрывает противоположности друг от друга. Далее, метафизическая концепция видит источник развития только во внешнем воздействии на вещь. Наконец, она рассматривает развитие или как движение по кругу, или только как движение по восходящей или нисходящей прямой и т.п.

Диалектическая же концепция видит источник развития в единстве и борьбе противоположностей, рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений, как единство постепенности и скачков, как развитие по спирали.

Экстремизм в любом деле также метафизичен, как реакционная позиция. Метафизик впадает в крайности, хочет найти единственное средство для социальных преобразований.

Диалектике чужда односторонность метафизики, она не совместима ни с догматизмом, ни с релятивизмом, которые произрастают на почве метафизического отрыва абсолютного и относительного друг от друга, она отвергает шараханье из одной крайности в другую, претензию судить обо всем только "со своей колокольни". Диалектика стремится к всестороннему изучению вещей и отрицает эклектическое, произвольное выхватывание то одного, то другого в вещи.

Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. Оценивая данные метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизика рассматривает процессы “вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении, … а как вечно неизменные”.
30. Диалектика как система. Элементы диалектики.

иалектика (греч. -- вести беседу, спор) -- учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истории философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Элементы диалектики представляют собой целостную, развивающуюся, субординированную систему категорий, законов и принципов, которые в своей совокупности отражают единство, целостность реального мира в его всеобщих характеристиках. Различия между элементами диалектики относительны, условны и подвижны.

Какую бы историческую форму диалектика ни принимала, в центре ее внимания всегда была проблема развития. В материалистической диалектике развитие -- философская категория, выражающая процесс движения, изменения органических целостных систем -- материальных (прежде всего) и духовных. Наиболее характерными чертами данного процесса являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.

Развитие -- универсальное и фундаментальное свойство бытия, его атрибут. Поскольку основным источником развития являются внутренние противоречия, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся органические системы.


31. Закон перехода количественных изменений в качественные и его проявление в природе, обществе, мышлении.

Основной дилеммой этого «закона» является то, что в традиционном смысле (марксовом) рассматривается переход количественных изменений, а в современном – количества.

Основной парадокс традиционной трактовки обсуждаемого «закона» проявляется в непосредственно понимаемых «количественных изменениях», которые, кроме того, рассматриваются и вне своей определенности и без качества того, что изменяется.

Основной парадокс современной трактовки обсуждаемого «закона» заключен в термине «количество», так как обычно оно берется безотносительно, что эквивалентно загадке: «что первично – яйцо или курица?». В общих безотносительных понятиях и обсуждаемый «закон» и приведенная загадка не более чем набор слов (но, например, как только конкретно указывается яйцо, то сразу ясно, что оно снесено конкретной курицей, а вот для гипотетической посылки, например о «самом первом яйце, не снесенном курицей», требуется указывать причину ее появления).

Если говорить о «переходе» количественных изменений в качественные изменения, то следует понимать, что говорится не о существовании и явлениях, а об изменении, причем с разных позиций и безотносительно к нечто. И не более того. Тогда желаемых утверждений об изменении нечто нельзя получить, говорится-то о самом изменении.

Если же говорить о «переходе количества в качество», то придется разъяснять и доказывать смену диалектических категорий, что само по себе проблематично для материализма. Если же взять этот факт вне трансформаций категорий, то это приведет к тому, что разговор будет вестись конкретно уже только о самом нечто, о его бытии, а не о его последующем физическом состоянии. Иными словами, говорить о «переходе количества в качество» вообще нет смысла.
32. Принцип детерминизма. Категории диалектики: причины и последствия.
33. Категории диалектики: необходимость и случайность, возможность и действительность.

34. Сознание, его происхождение и сущность.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
35. Закон отрицания и его проявление в природе, обществе, мышлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.42 (0.009 с.)