Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, маркс и энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов.

Поиск

Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих,явлений, а в ходе и в результате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее.

Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики. В марксистской философии материализм и диалектика приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.
22. Сциєнтичний направление в философии XIX-ХХ веков.

Сцієнтичний направление (от лат. Sciencia - наука), в отличие от антропологического, сосредоточивает свое внимание не на личности, а на науке, которую считает высшей формой общественного сознания. В основе сцієнтизму лежит уверенность в способности науки решить не только технологические, но и социальные проблемы, сделать людей счастливыми. При этом за образец науки берется физико-математическое естествознание. Самыми влиятельными сейчас среди сцієнтичних направлений является позитивизм, структурализм, соціобіологізм
23. Философия жизни. Учение Ф. Ницше.

Центральное понятие всей философии Ницше — жизнь. Это понятие в «философии жизни» столь же расплывчато и неопределенно, как понятие «опыт» в махизме. Жизнь понимается то, как биологическое явление, то как общественная жизнь, то как субъективное переживание. «Философия жизни» постоянно смешивает различные значения этого понятия, обеспечивая себе возможность не только переходить с точки зрения откровенного субъективного идеализма на позиции мнимой объективности, но и претендовать на преодоление «односторонности» материализма и идеализма. У Ницше «жизнь» и ее носитель — организм выдвигается как некая нейтральная — нематериальная и неидеальная — «третья реальность».

Основа жизни, по Ницше, — это воля; жизнь есть проявление, объективизация воли, но не абстрактной мировой воли, как у Шопенгауэра, а конкретной, определенной воли — воли к власти. «Жизнь, — говорит он, — это воля к власти», которая понимается, прежде всего как инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки человека. Человек изображается Ницше как по природе своей иррациональное существо, которое живет инстинктами, бессознательными побуждениями. «Воле к власти» Ницше придает значение, выходящее за пределы жизни, рассматривает ее как космическое начало, основу и движущую силу мирового процесса.

В противовес научному, материалистическому взгляду на мир Ницше выдвигает мистическую, иррационалистическую фантазию. Весь мир Ницше изображает как бушующее море энергии, как «становление», содержание которого составляет борьба «центров силы», или «пунктуации воли», постоянно увеличивающих или теряющих свою власть. Мир — вечное становление без начала и без конца. Оно не приводит ни к чему ставшему, не подчиняется никаким законам, происходит без направления и цели. Это бессмысленный хаос, игра сил, возникающих из окружающего небытия и погружающихся в него, «процесс, не ведущий никуда».

Ницше утверждает, что становящийся мир непознаваем. Наш аппарат познания, выработанный в ходе эволюции, предназначен не для познания, а для овладения вещами в целях биологического выживания и укрепления воли к власти.
24. Екзістенціоналізм: основные проблемы и учение.

Екзістенціоналізм - философская концепция, в центре которой находится проблема абсурдности человеческого существования, одиночества, отчаяния и дисгармонии. Традиционно принято считать, что литература екзістенціоналізма возникла и развивалась в конце XIX - первой половине XX века в работах Сартра, Камю, Кафки, Ионеско и др. Экзистенция нашла свое художественное воплощение и в лучших образах русской и белорусской литературы в творчестве Лермонтова, Тютчева, Гиппиус, Купалы, Достоевского, Л. Толстого, Булгакова... Ярким примером использования экзистенциальное эстетики в белорусской литературе есть творчество Василия Быкова (замечу в скобках, так до сих пор и не исследованное литературной критикой в этом ключе). А значит остается непознанным и нераскрытым целый пласт литературно-философского наследия писателя со всеми вложенными в него автором смыслами.

Василь Быков пишет о войну как трагедию, но разве не большая опасность существует временем в равнодушной суете так называемой мирной жизни? Эти и много других проблем автор раскрывает в рассказе "Стена", на примере которого мы попробуем продолжить разработку концепции абсурдного, а также определить экзистенциальные мотивы и выделить основные тенденции, выраженные в произведении.

Василь Быков в своем творчестве пытается познать, понять и наполнить смыслом жизни, открывая перед читателем свой мир, философия которого наполняет душу понимает.

Жизнь человеческая - ни начала, ни конца, ни граней, ни горизонтов; все находится в постоянном непрерывном руси, бесформенно и аморфно, словом - самый большой хаос... или, при ближайшем рассмотрении, гармония??? Нам, вкусили от дерева познания, свойственно стойкое ощущение, что мир абсурден; нас страшит полное загадок Бытия и его неизбежное логическое завершение - смерть. Именно существование - трагедия; зло в мире неисчерпаемо, добро эфемерное, а человек одинокий и брошенный на произвол злодейки-судьбы силой неумолимую жестокой и таинственной. И что-то противно-жгучее встает комом в горле, перехватывая дыхание, когда чувствуешь себя в тупик, откуда и смерть - не выход.
25. Понятие мира. Концепция бытия. Основные формы бытия.

Бытиё духовного (идеального): 1) Бытиё индивидуализированного духовного – это проявление сознания индивидуального человека (чувства, мысли, переживания), а также различные формы бессознательного (механизмы неосознанного психического контроля за состоянием своего тела и духовным равновесием); 2) Бытиё объектированного духовного – формы материализации духовных образований (представление о мире, боге, истине, добре, справедливости и т.д.).2. Бытиё социального: 1) Бытиё отдельного человека в обществе и истории – процессы социализации (вхождение в общество) и жизнедеятельности отдельного человека в обществе, в конкретную историческую эпоху, а также механизмы предопределённости его поведения и деятельности; 2) Бытиё общества – совокупность проявлений его жизнедеятельности как целостного механизма в единстве материально производственной и духовной сфер, движение сил и механизмов общественного исторического развития. Материальное единство мира рассматривается в трёх аспектах: субстанциональном, атрибутивном, генетическом. Для материи как субстанции характерно качественное разнообразие, что связанно со взаимопревращением всех материальных вещей и процессов друг в друга. Но материя при этом сохраняется относительно количественного и качественного разнообразия.

Атрибутивное единство проявляется в сохранении в материи таких атрибутов (свойств) как движение, развитие, пространство, время, отражение. Материя является основой единства всех атрибутивных свойств.

Генетическое единство мира связывается со всеобщностью развития материи, которое реализуется как саморазвитие.

Сущность диалектико-материалистической концепции материального единства мира:

— мир материален по своей природе, существует вне человека и независимо от него;

— мир представляет собой единое целое, которое складывается из множества разнокачественных и взаимосвязанных частей, элементов, материальных систем этого целого;

— мир находится в постоянном движении и развитии, но материя при этом сохраняется. Источником движения и развития являются внутренние противоречия; — развитие представляет собой переход от простого к сложному, порождает качественно обособленные системы — неорганический мир, органический мир и общество — материальное единство мира проявляется в наличии всеобщих свойств и закономерностей (законов и категорий диалектики).
26. Материя и проблемы субстанции в философии.

Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. В истории философии понятию М. противополагались сначала только душа и дух – как в гилозоизме, позже, в различных учениях идеализма, – идеальное и сознание. Главныеатрибуты М. или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и дление существования, которые резюмируются в познании в виде понятия «времени», несотворимость М., ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, активность, инерционность и движение, эволюция, дуальность их природы, способность к самоорганизации и др. М. есть причина самой себя (causa sui). М. нередко просто отождествляют или с природой вообще или с миром в целом (в старой рус. орфографии - «мiръ» как вселенная, сообщество, а «миръ» – это покой; по-англ. world, universe и peace). Любопытно, что в наших философских словарях понятие «мiръ» вообще отсутствует. В ходе исторического познания сущности М. ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. М., как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам вглубь.
27. Основные формы существования материи.

Нас окружает бесчисленное множество тел, обладающих самыми разнообразными свойствами. Одни из этих тел относятся к числу живых существ, другие совсем не имеют никаких признаков жизни; одни тверды, другие мягки или текучи; одни ничтожно малы и легки, другие обладают гигантскими размерами и невообразимо тяжелы; некоторые тела электрически заряжены, а другие нет и т.д. и т.п. Все это в своей совокупности образует то, что называется природой. Как бы ни отличались друг от друга тела природы, всем им свойственно то, что они существуют вне и независимо от сознания, ощущения, духа. О том, что это действительно так, говорит жизненный опыт каждого человека, практика всего человечества, данные науки.

Естествознание неоспоримо доказало, что наша планета не всегда была такой, какова она теперь. Много времени назад Земля была в таком состоянии, при котором полностью исключалась возможность существования не только человека с его ощущениями и сознанием, но и каких бы то ни было других живых существ. А между тем Земля, как и теперь, обращалась вокруг Солнца под влиянием его притяжения и вместе с другими планетами входила в состав солнечной системы. Этот факт и означает, что Земля, Солнце, солнечная система, природа вообще существуют вне и независимо от какого-либо сознания. Человек и его сознание возникли только на определенной ступени развития природы как ее высший продукт, тогда как сама природа существует вечно. Никакого же иного, "надчеловеческого сознания", "абсолютного сознания" или "абсолютного духа" нет и быть не может. В соответствии с этим материалистическая философия учит, что природа, материя – первична, а дух, сознание – вторично. Когда тела окружающего нас мира так или иначе воздействуют на наши органы чувств, они вызывают соответствующие ощущения – светлого или темного, теплого или холодного, шероховатого или гладкого, сладкого или кислого и т.д.

Обобщая итоги долгого исторического развития философии и естествознания, данные практики, философский материализм постепенно вырабатывал научное понятие материи.


28. Принцип отражение как всеобщее свойство материи.

Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Понятие отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.147 (0.011 с.)