Закон отрицания отрицания, выражает существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон отрицания отрицания, выражает существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, между этапами развития предмета.



Содержание закона раскрывается через понятия "отрицание", "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания".

Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Мнения диалектиков и метафизиков расходятся. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента: 1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете. Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи - с другой.

В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу "или" - "или". В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.Развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими - не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие по спирали, а не по прямой. Спираль есть наиболее адекватная, наглядная модель прогрессивного развития. Она отличается от наложения друг на друга кругов тем, что соединяет в себе движение по кругу с движением поступательным. Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде.

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности.

Гносеология – фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва. Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией, лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Субъект и объект поз-я. В рационалистической фил-ии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рацио-ой традиции трактовка С и О существенно менялась. В докантовсой фил-ии под С поз-я понимали единично-оформленное бытие, человеческого индивида. Под О же, то на что напрвлена поз-ая деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения О и С. Кантовский С – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. О же – продукт деятельности этого С. С первичен по отношению к объекту. В нем клас фил-ии С предстает как надындивидуальная развивающаяся система,сущность которой состоит в активной деятельности. У Канта, Фихте, Гегеля эта деят-ть рассматривалась прежде всего как духовная активность, которая пораждала объекты. У К М и Ф Э эта деят-ть носила материально чувственный характер, была практической. С – носитель материального целе направленного действия, связывающего его с О. О – предмет, на который направлено действие.
37. Диалектика: содержание и формы.

Содержание и форма - это философские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности.

С точки зрения многих философов, дать четкое определение понятиям "содержание" и "форма" нелегко [1;6]. Понятия эти древние, многозначные с несколько размытыми значениями. Тем не менее, под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Например, содержание того или иного производства - изготовление определенной продукции, содержание кинофильма - его сюжет. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Для художественного произведения это может быть его композиция, разные приемы, способы выражения чувств, мыслей, идей. Иными словами, содержание - это элементы, из которых состоит вещь, а форма - это организация или структура вещи.

Различение формы и содержания относительно. "Так, - пишет В. В. Орлов, - производственные отношения, выступая в качестве формы по отношению к производительным силам, являются содержанием по отношению к политическим, правовым и другим взглядам и отношениям" [22, с. 344].

"Содержание" и "форма" - понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна, как пояснял Гегель.

Взаимоотношение содержания и формы - типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей. Это можно представить следующими положениями.

Несмотря на разницу формулировок, эти и многие другие ученые определяют перевод как процесс преобразования речевого произведения на одном языке в речевое произведение на другом языке при сохранении неизменного плана содержания.

К содержанию переводимого материала многие лингвисты относят информацию, которую несет в себе текст. Эта информация многогранна и разнородна, причем она часто не сводится к сумме содержания составляющих ее языковых единиц, а представляет собой взаимодействие информации, закрепленной за единицами языка и дополнительной информации, передаваемой конкретными условиями использования этих единиц.

Передача информации при переводе текста с одного языка на другой - это осуществление коммуникации, так как перевод представляет собой специфическую форму общения между людьми средствами языка [14]. Содержание текста - это смысловая информация, которую можно определить как "содержащиеся в тексте сведения, позволяющие установить его соотнесенность с некоторым сегментом реальности, с некоторой внеязыковой ситуацией" [8].

Формой переводимого материала можно назвать способ существования смысловой информации, принцип ее упорядоченности, способ выражения содержания, его структурная композиция. Но для поэтического текста форма - это не только иерархия смысловых элементов произведения, система знаков языкового кода, но и атрибуты языка, характерные для поэзии: ритм, рифма, строфика, взаимоотношения гласных и согласных звуков, протяженность, музыкальность, и т.д.. Эти атрибуты языка придают поэтическому тексту особую упорядоченность, которая делает более зависимыми от языка слова в поэтическом тексте. Согласно В. Я. Задорновой, "слово в произведениях литературы в каждом употреблении может обладать одновременно всеми своими семантическими и стилистическими возможностями в явной или скрытой форме" [10], а, как утверждает Е. Эткинд, для слова в поэтическом тексте оказывается к тому же ощутимой и важной его звуковая материя [34]. Поэтому можно констатировать, что слово в поэтическом произведении приобретает специфические качества, и контекст, то лингвистическое окружение слова, в котором оно актуализируется, представляет собой более сложное образование, нежели контекст в прозаическом произведении.
38. Научное познание: уровни и методы.

Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.

Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете – общество в целом.

Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.

Предмет науки в широком смысле – это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений.

Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.

Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).
39. Диалектико-материалистическое учение об истине.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.008 с.)