Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и учет успеваемости.

Поиск

Контроль и учет успеваемости.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса, самостоятельной письменной работы. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний, например, викторины.

Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, которые проводятся в конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май). Итоговый контроль осуществляется в 5 классе в виде экзамена, который проводится в 2 этапа: письменный диктант (1,5 часа) и устно (1,5 часа).

Примерные формы проведения выпускного экзамена:

Теория:

- устный ответ;

Практика:

- пение с листа;

- пение наизусть одной из выученных мелодий;

- диктант;

- слуховой анализ.

Принципы отбора содержания программы:

- освоение теоретических знаний и музыкального текста от простого к сложному;

- достоверность формулировок, терминологии и изложения программы;

- систематичность, последовательность и прочность усвоения теоретических знаний, вокальных навыков в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями детей.

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

- вокально – интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метроритма;

- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.

 

 

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Вокально-интонационные навыки.

Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пения гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т.д.). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.

Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.

При работе над интонационными упражнениями педагог должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.

На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, в свободном ритме и по руке педагога. В дальнейшем интонационные упражнения следует ритмически оформлять. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада, в разбивку и составленных из них мелодических оборотов, тональных секвенций, интервалов и аккордов в ладу с разрешением и т.д.

В целях воспитания функционально-гармонического слуха, чувства строя, ансамбля и как подготовительные упражнения к многоголосному сольфеджированию необходимо пропевать интервалы, аккорды и их последовательности в гармоническом звучании.

Параллельно с ладовыми упражнениями следует ситематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.

Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании, или перед сольфеджированием. Не следует уделять им слишком много времени, так как это вспомогательное средство воспитания основных навыков. Вокальным материалом для интонационных упражнений могут служить отрывки из музыкальной литературы, а также упражнения, составленные педагогом.

Сольфеджирование и пение с листа.

Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.

Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам (в начале – выученных на слух мелодий, а в дальнейшем – незнакомых мелодий, песен). При этом педагог должен обращать внимание на правильность и четкость дирижерского жеста обучающегося.

С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, обращать внимание на посадку обучающихся при пении.

Педагог должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов. В старших классах его можно расширить. Встречаются обучающиеся с ограниченным голосовым диапазоном. Следует систематически работать над его расширением, не перегружая голосовой аппарат. В отдельных случаях целесообразно менять тональность исполняемого произведения, транспонируя его в соответствии с голосовым диапазоном обучающегося.

На уроках сольфеджио должно преобладать пение без сопровождения (a capella); не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере ощущения лада можно поддержать пение ученика гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.

Для развития ансамблевого чувства и гармонического слуха следует вводить элементы двухголосных примеров.

Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Это пение по нотам незнакомой мелодии.

Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущение метроритма, знакомства с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.

В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).

В процессе развития навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.

Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах обучающиеся это делают совместно с педагогом, в старших – самостоятельно. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривания названий звуков в ритме).

При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: педагог играет в данной тональности свободную гармоническую последовательность (несколько аккордов, утверждающих данную тональность).

Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимися мелодические и ритмические обороты. Очень важны художественная ценность примеров, доступность для данного возраста, стилистическое разнообразие.

Как сольфеджирование выученных примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.

Важным и полезным приемом в работе является транспонирование выученных мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа незнакомых мелодий.

 

Музыкальный диктант.

Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.

В работе на диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введение этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями. Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности обучающегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т.д.

Не менее важно для обучающихся разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка.

Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Обучающиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 8-10 минут.

Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается обучающимися при определенно числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2-3 раза подряд (обучающиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом 3-4 минуты.

Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.

Для развития внутреннего слуха следует предлагать обучающимся, в частности для домашней работы, запись знакомой мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением.

Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, один из обучающихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т.д.).

Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано.

 

Теоретические сведения.

Этот раздел содержит перечень необходимых знаний по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.

В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного. Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся. Это особенно относится к обучающимся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодически и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.

Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, потому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения.

 

Содержание программы

 

Класс

Музыкальный диктант

Работа над развитием музыкальной памяти и внутреннего слуха. Письменные упражнения- воспитание навыков нотного письма.

Запись: знакомых, ранее выученных мелодий, предварительно петых с названием звуков;

Ритмического рисунка мелодии, длительности в размерах 2/4,3/4

Теоретические сведения

Понятия:

Звукоряд, гамма, ступени, вводные звуки, опевание;

Устойчивость и неустойчивость;

Тональность, тоника, тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом звучании;

Мажор и минор;

Аккорд;

Тон, полутон; строение мажорной гаммы;

Скрипичный и басовый ключи;

Ключевые знаки, диез, бемоль;

Темп, размер, тактовая черта, сильная доля, затакт;

Фраза, куплет (запев, припев);

Мелодия и аккомпанемент.

Тональности: До,Соль,Ре, Фа,Си-бемоль мажор.

Тональность ля минор.

Паузы. Размеры 2/4,3/4,4/4.

Результатом обучения 1-го года является устная форма проверки слуха и знаний:

-сольфеджирование знакомого музыкального примера (по нотам или наизусть)

-определение на слух лада, размера

-теоретические сведения (дать определение, назвать): гамма, тон, полутон, строение мажорной гаммы. Тоника. Длительности: восьмые, четверти, половинные, целые.

Размер, Тональность. Устойчивые и неустойчивые ступени. Опевание тоники и устойчивых ступеней. Тональности C, G, F, D, a. Мажор минор. Реприза.

 

Тематический план

 

  Название темы Количество уроков
I четверть
1. Знакомство с предметом. Знакомство с регистрами. Восходящее и нисходящее движение мелодии.    
2. Название и запись звуков. Звукоряд.  
3. Тон, полутон.  
4. Лад. Мажор, минор.  
5. Тоника.  
6. Тональность До мажор. Размер 2/4. Сильная доля.  
7. Устойчивые звуки До мажора. Тоническое трезвучие. Аккорд.  
8. Закрепление пройденного материала.  
II четверть
1. Устойчивые звуки До мажора. Тоническое трезвучие в гармоническом и мелодическом видах.  
2. Затакт. Паузы – четвертная и восьмая.  
3. Вводные ступени.  
4. Опевание устойчивых ступений.  
5. Строение мажорной гаммы.  
6. Закрепление пройденного материала.  
7. Контрольный урок.  
III четверть
1. Тональность Ре мажор.  
2. Размер 3/4  
3. Тональность Соль мажор  
4. Тональность Фа мажор  
5. Закрепление пройденного  
IV четверть
1. Транспонирование  
2. Размер 4/4  
3. Тональность Ля минор  
4. Закрепление пройденного.  
5. Контрольный урок  

 

Класс

Пения с листа

Несложных песен с текстом, выученных на слух (с сопровождением и без). С названием звуков на слог или с текстом

С листа простейших мелодий;

Транспонирование мелодий в пройденные тональности.

Размеры 2/4,3/4,4/4.

Новые ритмические длительности.

Воспитание чувства метроритма

Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка. Продолжение работы в размерах 2/4,3/4,4/4.

Ритмический диктант.

Ритмические длительности

Анализ на слух

Осознание: лада, переменного лада, характера, структуры, размера, темпа, ритмических особенностей; интервалов в мелодическом виде.

 

Музыкальный диктант

Диктант с предварительным разбором.

Диктант письменный 4-8 тактов. Затакт, размеры 2/4,3/4,4/4.Паузы половинные, четвертные.

Теоретические сведения

Понятия: переменный лад, параллельные тональности, три вида минора, тетрахорд, бекар;

Интервал, разрешение; мотив, фраза, секвенция.

Тональности до 2-х знаков при ключе.

Ритмические длительности:

Интервалы. Тоническое трезвучие с обращениями. Анализ музыкального текста. Знакомство с музыкальными терминами.

В конце 2-го года обучения учащийся должен уметь:

1. Записать простейший одноголосный диктант (4-8 тактов), включающий пройденные мелодические обороты и длительности.

2. Сольфеджировать с дирижированием знакомый музыкальный пример.

3. Определить на слух виды минора, ступени лада, интервалы. Мажор и минор в трезвучиях.

4. Теоретические сведения: 3 вида минора, мажор и минор тональности до 2х знаков. Параллельные тональности. Размеры 2/4,3/4,4/4

Ритмические группы

Затакт

Паузы

Интервалы их величины, обозначения

Тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях.

 

 

Тематический план

 

  Название темы Количество уроков
I четверть
1. Повторение пройденного. Мажор, минор, тоника, тональность, Сильная доля, пульс, тональности С, D,F,G,a.    
2. Параллельные тональности.  
3. Си минор.  
4. Дирижирование в размере 3/4  
5. Закрепление пройденного материала.  
II четверть
1. Размер 4/4  
2. Вводный тон в мажорных тональностях.  
3. Тональности B и g.  
4. Натуральный минор. Гармонический минор.  
5. Мелодический минор.  
6. Закрепление пройденного материала.  
7. Контрольный урок.  
III четверть
1. Ритмическая группа Четверть с точкой и восьмая.  
2. Четверть с точкой и восьмая в размере 3/4  
3. Интервалы 1-8  
4. Интервалы 3,5  
5. Интервалы 2,4  
6. Ритмическая группа  
7. Закрепление пройденного материала.  
8. Контрольный урок.  
IV четверть
1. Ритмическая группа  
2. Тональности F-d  
3. Тональности G-e  
4. Тональности B-g  
5. Бекар  
6. Закрепление пройденного.  
7. Контрольный урок  

Класс

Пение с листа

Пение:

В пройденных тональностях более сложных песен выученных на слух и по нотам. С листа мелодий в пройденных тональностях с движением по звукам тонического трезвучия, его обращений, главных трезвучий лада, пройденных интервалов.

Разучивание и пение по нотам двухголосных песен. Транспонирование выученных мелодий в пройденной тональности.

Анализ на слух

Осознание: жанровых особенностей, характера, структуры, лада, темпа, размера; трезвучий одноименных и параллельных тональностей; трезвучий главных ступеней в мажоре и миноре,обращений мажорного и минорного трезвучий от звука. Знакомство с функциональной окраской тоники, субдоминанты, доминанты.

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта.

Письменный диктант (4-8т.) С пройденными мелодическими оборотами, ритмическими длительностями.

Размеры:2/4,3/4,4/4; затакты

Паузы-восьмые.

Теоретические сведения

Понятия:

Обращение трезвучий;

Главные трезвучия лада (трезвучия главных ступеней);

Трехчастная форма, реприза.

Тональности мажорные и минорные до 3-х знаков в ключе.

М.7 на V ступени мажора и гармонического минора, б.7 на I ступени мажора

Аккорд, трезвучие.

 

 

Тематический план

 

  Название темы Количество уроков
I четверть
1. Полный музыкальный звукоряд. Вокально-инструментальная группировка. Размер 2/4, 3\4. Фраза.  
2. Лига. Затакт. Движение мелодии поступенное, по трезвучию.  
3. Мажорные гаммы. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Главные ступени лада.  
4. Лад. Мажор, минор. Минорные гаммы.  
5. Три вида минора. Параллельный минор.  
6. Интервалы 1-8. Консонансы, диссонансы.  
7. Интервал –терция.  
8. Устойчивые и неустойчивые интервалы – разрешение. Кварты.  
II четверть
1. Интервал - секунда.  
2. Ритмическая группа  
3. Ритмическая группа  
4. Тональность Ля мажор.  
5. Большие и малые секунды от звука. Транспозиция.  
6. Контрольный урок.  
III четверть
1. Тональность Ми бемоль мажор.  
2. Тональность До минор.  
3. Размер 3/8.  
4. Интервал – сексты.  
5. Построение интервалов от звука.  
6. Обращение интервалов.  
7. Обращение трезвучий  
8. Переменный лад.  
IV четверть
1. Главные трезвучия лада.  
2. Главные трезвучия лада, разрешение. D53 в мажоре и гармоническом миноре.  
3. Движение мелодии по звукам обращений S53  
4. Движение мелодии по звукам обращений D53  
5. Аккорды вне лада. Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64. Определение на слух. Построение от звука.  
6. Закрепление пройденного. Построение интервальных и аккордовых цепочек.  
7. Контрольный урок  

 

 

Класс

 

Анализ на слух

Осознание: жанровых особенностей, характера, формы, лада, размера, темпа;

Ув.4 на IV ступени и ум.5 на VII ступени;

Трезвучий главных ступеней в мажоре их обращений, Д 7, уменьшенного трезвучия.

Музыкальный диктант

Различные формы устных диктантов. Письменный диктант в пройденных тональностях с пройденными мелодическими и ритмическими оборотами (8тактов).

В размерах: 2/4,3 /4,4/4.

Теоретические сведения

Понятия:

Тритон;

Септаккорд -Д 7;

Трезвучия главных ступеней с обращениями;

Отклонение, модуляция;

Синкопа, триоль;

Тональности мажорные и минорные до 5-ти знаков в ключе.

Ритмические группы:

 

В размерах: 2/4,3/4,4/4; ритмические группы:

 

В размерах: 3/8, 6/8

 

Тематический план

 

  Название темы Количество уроков
I четверть
1. Тональности до 3х знаков в ключе. Мажорные тональности. Повторение ритмических групп  
2. Минорные тональности. Параллельный минор, 3 вида минора.  
3. Пунктирный ритм  
4. Тональность Ми мажор.  
5. Тональность До диез минор  
6. Ритм «синкопа»  
7. Закрепление пройденного  
II четверть
1. Увеличенная кварта в тональности  
2. Уменьшенная квинта в тональности, уменьшенное трезвучие.  
3. Трезвучия главных ступеней, их обращения.  
4. Смена лада и тональности в мелодии.  
5. Размер 6/8.  
6. Закрепление пройденного.  
7. Контрольный урок.  
III четверть
1. Ритм «триоль»  
2. Тональность Ля бемоль мажор.  
3. Тональность Фа минор.  
4. Характерные интервалы в гармоническом миноре.  
5. Сексты в тональности.  
6. Доминантсептаккорд с разрешением.  
7. Доминантсептаккорд в мажоре и гармоническом миноре.  
8. Ритм  
9. Закрепление пройденного.  
IV четверть
1. Тональность Си мажор.  
2. Тональность Соль диез минор.  
3. Измененные звуки в мелодии (хроматизмы)  
4. Модуляция простейшего вида.  
5. Интервалы и аккорды в тональностях, повторение  
6. Контрольный урок  

 

Класс

Музыкальный диктант

Различные формы устного диктанта.

Запись знакомых мелодий по памяти.

Письменный диктант в пройденных тональностях.

Размеры – все пройденные.

Длительности:

 

Теоретические сведения

Понятия:

Гармонический мажор (для подвинутых групп)

Квинтовый круг тональностей;

Период, предложение, каденция;

Альтерация, хроматизм, модуляция, имитация.

Тональности: мажорные и минорные до 7 знаков в ключе.

Ритмические группы:

В размерах: 2/4, ¾, 4/4; ритмические группы:

 

И другие в размере 6/8.

Переменный размер.

Интервалы.М7 на VII в мажоре, ум 7 на VIIступени в гармонических ладах, тритоны, характерные интервалы.

Аккорды: обращения трезвучий главных ступеней;

Уменьшенное трезвучие на VII ступени;

Д 7 с обращениями;

Обращения Д 7 от звука с разрешением.

Буквенные обозначения звуков, тональностей.

Результатом 5-летнего обучения является выпускной экзамен, на котором выявляются знания, умения и способности учащегося.

1. Письменно(1,5часа)-диктант (8 тактов)в тональности с 4-5 знаками) для подвинутых с альтерацией и хроматизмами.

2.Устно (1,5часа) ответ по билету:

-пение гаммы (мажор, 3 вида минора)

-пение аккордовой последовательности (предварительно построить)

-пение нескольких интервалов и аккордов от звука

(предварительно построить).

-сольфеджирование мелодии с дирижированием наизусть

-определение на слух интервалов, аккордов

-теоретический вопрос

(смотрите в конце раздела 5 класс)

 

Тематический план

 

  Название темы Количество уроков
I четверть
1. Тональность. Кварто-квинтовый круг. Параллельные, одноименные тональности, Переменный лад.  
2. Разрешение неустойчивых ступеней, опевания. Секвенция. Транспонирование.  
3. Повторение пройденных ритмов в размерах 2/4, ¾, 4/4. Виды минора.  
4. Интервалы. Разрешение интервалов, обращения. Консонанс, диссонанс.  
5. Главные трезвучия лада, их обращения в мажоре и гармоническом миноре.  
6. Доминантсептаккорд с разрешением.  
7. Тритоны в мажоре и гармоническом миноре.  
8. Тональности Ре бемоль мажор и Си бемоль минор.  
II четверть
1. Гармонический мажор. Характерные интервалы.  
2. Повторение. Ритм «синкопа».  
3. Вводные септаккорды.  
4. Доминантсептаккорд и его обращения. Ритм «триоль».  
5. Пройденные септаккорды. Закрепление.  
6. Работа над аккордами в ладу  
7. Контрольный урок.  
III четверть
1. Тональности Фа# мажор и ре#минор.  
2. Ладовая альтерация. Проходящие и вспомогательные хроматизмы  
3. Хроматическая гамма  
4. Родственные тональности, модуляция, ее виды.  
5. Модуляция в тональность доминанты и параллельную тональность.  
6. Модуляции в родственные тональности. Модулирующие секвенции (для подвинутых групп)  
7. Диатонические лады народной музыки  
8. Закрепление пройденного.  
9. Подготовка к экзамену.  
IV четверть
  Подготовка к экзамену: -пение гамм – нат., гарм., мелод.; -построение и пение аккордов с разрешением в прпойденных тональностях, последовательности аккордов; -построение и пение интервалов, определение на слух; -пение и анализ музыкальных примеров; -чтение с листа; -повторение всех пройденных ритмических групп; -запись диктантов; -повторение теоретического материала.  

 

Список литературы

 

 

1. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984 г.

2. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976.

3. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978.

4. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 5 класса ДМШ. – М., 1981.

5. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989.

6. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989.

7. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989.

8. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.

9. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975.

10. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968.

11. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972.

12. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979.

13. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978.

14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980.

15. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975.

16. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М., 1974.

17. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 19782

18. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975.

19. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977.

20. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.

21. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1975.

22. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981.

23. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989.

24. М. Котляревская –Крафт,И. Москалькова,Л. бахтан. Сольфеджио. Учебное пособие для подготовительных отделений. М., С- Пбг., 1995г.

 

Контроль и учет успеваемости.

Текущий контроль осуществляется по ходу занятий. Проверка знаний осуществляется в виде опроса, самостоятельной письменной работы. Кроме того, возможно использовать игровые формы проверки знаний, например, викторины.

Промежуточный контроль производится в виде контрольных уроков, которые проводятся в конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май). Итоговый контроль осуществляется в 5 классе в виде экзамена, который проводится в 2 этапа: письменный диктант (1,5 часа) и устно (1,5 часа).

Примерные формы проведения выпускного экзамена:

Теория:

- устный ответ;

Практика:

- пение с листа;

- пение наизусть одной из выученных мелодий;

- диктант;

- слуховой анализ.

Принципы отбора содержания программы:

- освоение теоретических знаний и музыкального текста от простого к сложному;

- достоверность формулировок, терминологии и изложения программы;

- систематичность, последовательность и прочность усвоения теоретических знаний, вокальных навыков в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями детей.

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

- вокально – интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метроритма;

- воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.98 (0.012 с.)