Тема №1. Суд присяжных в системе судов общей юрисдикции РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Суд присяжных в системе судов общей юрисдикции РФ



 

1. Возникновение суда присяжных. Суд присяжных в России XIX – начало XX веков

2. Концепция судебной реформы в РФ о суде присяжных. Конституция РФ о суде присяжных

3. Поэтапное введение судов присяжных

4. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

5. Составление списков присяжных заседателей

Возникновение суда присяжных. Суд присяжных в России XIX – начало XX веков

 

Традиционно родиной суда присяжных является Англия, где его становление приходится на XII – XV вв., однако многие исследователи полагают, что некое подобие суда присяжных существовало во Франции еще во времена правления Людовика Благочестивого в 829г. В Англию он был занесен норманнами после их вторжения в 1066г. и твердо закрепился там неотъемлемая часть правовой системы Англии. К XV веку суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган выявляющий фактическую сторону дела.

Институт присяжных заседателей был воспринят и в США английскими колонистами и стал основной частью американской юриспруденции.

Ведение суда присяжных в России это заслуга Александра II. Его окружение, не меняя основ государственного устройства, определило ключевые направления реформ, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны и в частности была проведена судебная реформа 1864г. Основными положениями этой реформы стали равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, и оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи. Учреждался институт судебных следователей, адвокатура и реформировалась прокуратура. Ядром уголовной юстиции стал суд присяжных. Впервые уголовные дела с участием присяжных стали рассматривать весной 1866г. в окружных судах Петербурга и Москвы. Рассмотрение дел с участием присяжных – заседателей происходило в окружных судах. Постепенное распространение судов присяжных на другие округа продолжалось вплоть до 1912г. Затем произошла контрреформа обратных преобразований и институт присяжных – заседателей претерпел следующие изменения:

1. Ограничена компетенция суда присяжных – заседателей, он не мог рассматривать дела, носящие политический оттенок

2. Изменения, направленные на обеспечение надлежащего состава скамьи присяжных- заседателей. Т.е. в качестве присяжных – заседателей стали привлекаться те слои населения, которые служили опорой самодержавия

В октябре 1917 года суд присяжных был упразднен.

Концепция судебной реформы в РФ о суде присяжных. Конституция РФ о суде присяжных

 

24 октября 1991г. Верховный Совет РСФСР принял Постановление о концепции судебной реформы в РСФСР. Ключевыми положениями стали:

1. Введение суда присяжных. Признано право каждого лица на рассмотрение в случаях, предусмотренных законом

2. Дифференциация форм уголовного судопроизводства

3. Развитие принципа состязательности

4. Лишения правосудия обвинительных черт

5. Определение жестких критериев допустимости доказательств

6. Введение правил своевременного исключения недопустимых доказательств.

 

Именно суд присяжных рассматривался в концепции судебной реформы как эффективного средства, позволяющего отказаться от обвинительного уклона как способ обеспеченья презумпции невиновности, состязательности судопроизводства и право обвиняемого на защиту. Важнейшим результатом стало то, что введение суда присяжных старая конструкция процесса не ломалось, и не уничтожалась, а суд присяжных вводился как альтернативная форма. В дальнейшем основные положения получили свою реализацию в нормах Конституции РФ 1993г.: ст.20, 47, 123.

Поэтапное введение судов присяжных

 

16.07.1993г. был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве» Этот Закон предусмотрел введение суда присяжных в РФ.

Первоначально суд присяжных - заседателей был создан лишь в 6 регионов с 01 ноября 1993г. Суды присяжных - заседателей вводились на территории Ставропольского края, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях, а с 01 января 1994г. на территории Алтайского и Краснодарского края, Ульяновской и Ростовская области.

В дальнейшем в течение 10 лет суды присяжных – заседателей в РФ не создавались, однако с принятием ФЗ от 18.12.2001г. и 27.12.2002г. суды присяжных - заседателей стали действовать на всей территории РФ. Около 20% обвиняемых заявляют ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных - заседателей, оправдательные приговоры выносятся в 9% случаях. Всего в 2008г. рассмотрено 500 уголовных дел, при этом по вердикту присяжных - заседателей осуждены 800 человек, оправданы 270 человек. Отмена приговора судом присяжных - заседателей является механизмом исправления нарушений, допущенных судьями, прокурорами, адвокатами.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

 

Коллегия присяжных – заседателей должна состоять из объективных, добропорядочных и здравомыслящих людей, проживающих в данной местности. Выработана специальная процедура по отбору граждан. Специальные требования предъявляются к кандидатам в присяжные – заседатели, предусмотренные в УПКРФ и ФЗ от 20.08.2004г. Согласно ч.2 ст.3 ФЗ присяжными заседателями при любых обстоятельствах не м/б следующие граждане:

¯ Не достигшие к моменту составления списков 25 лет

¯ Имеющие не снятую или непогашенную судимость

¯ Признанные судом не дееспособные или ограниченные судом в дееспособности

¯ Состоящие на учете наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от наркомании токсикомании, алкоголизма, хронических и затяжных расстройств.

¯ Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления

¯ Не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство

¯ Имеющие физические или психические недостатки, подтвержденные соответствующими медицинскими документами, которые препятствую полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ из списков в кандидаты присяжных – заседателей исключаются граждане в следующих случаях:

¯ Выявления обстоятельств ч.2 ст.3 ФЗ

¯ В случаи подачи письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного. Заявление м/б не каждым гражданином, а лишь, если гражданин является лицом:

 Не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство

 Не способно исполнять обязанности присяжного – заседателя по состоянию здоровья подтвержденными медицинскими документами

 Лицом, достигшем возраста 65 лет.

 Лицом, занимающим государственные или выборные должности в органах МСУ

 Военнослужащим

 Судьей

 Прокурором

 Следователем

 Дознавателем

 Адвокатом

 Нотариусом

 Лицом, имеющим специальное звание работников органов МВД, органов ФСКИН, ФССП, таможенных органов, органов и учреждений исполнительной системы

 Лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения

 Священнослужителем

 

ФЗ от 2.12.2004, ч.7 ст.326 УПКРФ была дополнена – судья при рассмотрении конкретного уголовного дела мог освободить кандидата в присяжные – заседатели от исполнения обязанностей по устному или письменному заявлению гражданина, но только в том случае, если:

¯ Старше 60 лет

¯ Женщина, имеющая ребенка до 3 лет

¯ Лицо, которое в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия.

¯ Лица, отвлечение которых от служебных обязанностей может нанести существенный вред общественным или государственным интересам.

¯ Иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании

 

Составление списков присяжных заседателей

 

ФЗ от 20.08.2004г. предусмотрена специальная процедура привлечение граждан к исполнению обязанностей присяжных - заседателей. Высший исполнительный орган субъекта РФ каждые 4 года составляет общие и запасной списки кандидатов в присяжные – заседатели.

05.04.2010

В эти списки включаются необходимое для работы суда число граждан, постоянно проживающих на территории данного субъекта РФ. Председатель соответствующего суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присаженные – заседатели вносит руководителю высшего исполнительного органа власти субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные – заседатели. В свою очередь высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ устанавливает и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные – заседатели от соответствующих муниципальных образований. Списки кандидатов в присяжные составляются отдельно по каждому муниципальному образованию. На основе персональных данных об избирателях путем случайной выборки установленного числа граждан.

Из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не м/б присяжными – заседателями в силу ч.2 ст.3 ФЗ от 20.08.2004г. О списках исполнительный орган муниципального образования извещает граждан и в течении двух недель после этого предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие заявления. После этого уточненные списки кандидатов в присяжные – заседатели представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. на основании этих списков составляют единый общий список кандидатов в присяжные – заседатели данного субъекта РФ.

Одновременно с этим высший исполнительный орган государственной власти РФ составляет запасной список кандидатов в присяжные – заседатели, отличие его от общего в том, что в него включаются только граждане постоянно проживающие в населенном пункте по месту нахождения соответствующего суда. Далее и общий и запасной списки публикуются в средствах массовой информации, при этом они содержат только ФИО кандидатов в присяжные – заседатели. Граждане имеет право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти РФ с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки, об исключении из списка, об исправлении каких-либо неточных сведений о кандидатах и т.п. Высший исполнительный орган государственной власти РФ обязан в 5-дневный срок рассмотреть поступившее заявление и принять по ним решения. Это решение м/б обжаловано гражданами в порядке гражданско – процессуального судопроизводства. По завершении всей этой процедуры списки и общий и запасной направляются в соответствующий суд, при чем не позднее, чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные – заседатели, включенных в ранее представленные списки.

 

Тема №2. Общие положения производства в суде присяжных

1. Подсудность дел суду присяжных

2. Ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных и порядок его рассмотрения на предварительном следствии

3. Полномочия профессионального судьи и присяжных – заседателей

4. Особенности проведения предварительного слушания

5. Особенности подготовки к рассмотрению дела судом присяжных

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.014 с.)