Социологические идеи Герберта Спенсера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические идеи Герберта Спенсера.



В Англии наибольший вклад в мировую социологию внес философ и ученый Герберт Спенсер (1820–1903).

Основные идеи и достижения.

Æ Г. Спенсер был основателем эволюционистской школы в классической социологической мысли, создал учение о социальной эволюции. Общей тенденцией развития человеческих обществ, по Спенсеру, было движение от простых неразделенных целостностей к сложным образованиям, где части целого становились все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными.

Æ Был одним из основоположников позитивизма, Будучи последовательным позитивистом, он указывает на наличие закономерностей, единых для всех форм материи — от косной, неживой до социальной.

Æ Стал основателем органической школы в социологии, рассматривал человеческое общество как живой организм (принцип органической аналогии).

Æ В истории он выделяет два типа общества — "военное" и "промышленное ". Одно общество отличается от другого в зависимости от того, является ли сотрудничество людей в достижении этих общих целей добровольным или принудительным.

Æ Одна из основных особенностей системы философско-этических взглядов Спенсера состоит в том, что он был последовательным сторонником идеи свободы индивида как самостоятельной ценности. Он был твердо убежден, что общество существует для индивидов, а не наоборот.

Æ Политическая доктрина, которую Спенсер извлек из своей социологии, состояла в том, что социальное планирование, централизованное установление социального благосостояния и государственное вмешательство в общественные процессы служат препятствием социальной эволюции и прогрессу, который гарантирует личную свободу в индустриальном обществе.

Æ Социология Спенсера близка к социал-дарвинизму с его принципом "выживания наиболее приспособленного" (однако он считал, что конкурентная борьба господствовала лишь в ранних воинственных обществах, развитое индустриальное общество будет полагаться, скорее, на сотрудничество, убеждение и альтруизм, чем на агрессию и конфликт).

Социология Эмиля Дюркгейма.

1858-1917).

Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он углубил, а во многом переориентировал позитивистскую методологию О. Конта.

Основные идеи и достижения.

Æ Дюркгейм дал новую методологию современной социологии. Его методологической позиции присущи две особенности:

· натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы

· социологизм – провозглашение необходимости признавать в качестве особой реальности (наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека) человеческое общество, его превосходства над индивидами.

Æ Отсюда возникает "теория социального факта": с одержание социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты. Предметом социологии является совокупность социальных фактов.

Всю совокупность социальных фактов Дюркгейм подразделял на две основные группы:

· морфологические, имеющие "вещественное" воплощение (например, плотность населения, количество и качество путей сообщения и др.);

· духовные (например, коллективные представления, общие верования и чувства).

Æ Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Солидарность – высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Согласно Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное, или традиционное, общество); 2) органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Æ В своей работе "Самоубийство" Дюркгейм и разрабатывает типологию самоубийств.:

· эгоистическое самоубийство ( крайний индивидуализм может сам считаться одной из причин суицида);

· альтруистическое самоубийство ( совершается во имя долга);

· аномическое самоубийство (совершаетсяв эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда рушатся все прежние нормы).

Социологическая концепция Карла Маркса.

Карл Маркс (1818–1881) – одна из самых крупных фигур среди социальных философов и социологов. Опираясь на французскую просветительскую философию, французский и английский утопический социализм, немецкую классическую философию и английскую политэкономию К. Маркс совмество с Ф. Энгельсом предложили свой проект переустройства общества: никакие реформы не способны улучшить старый строй, необходимы социалистическая революция и диктатура пролетариата. При социализме частная собственность существовать не может, классы исчезают с исторической арены, уничтожается различие между умственным и физическим трудом, устанавливается планомерная организация общественного труда.

Учение об отчуждении труда, об общественно-экономической формации, классовое учение, трудовая теория стоимости, теория социального конфликта имеют для социологии первостепенное значение.

Основные идеи и достижения.

Æ К. Маркс выдвинул материалистическую интерпретацию истории, согласно которой социальные, культурные и политические явления в любом обществе определяются способом производства материальных благ, условиями экономической жизнедеятельности (экономический детерминизм);

Æ Разработал учение об общественно-экономической формации (это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии).

Æ Определил структуру формации (б азис - взаимоотношения людей в экономической сфере, которые определяются производительными силами; н адстройка -все неэкономические отношения и различные идеологии, существующие в обществе). Создал учение об определяющей роли базиса по отношению к надстройке.

Æ Разработал понятие способа производства материальной жизни (в структуре способа производства главное значение имеют производительные силы и прежде всего орудия труда, техника, которые определяют производственные отношения, совокупность которых составляет экономическую структуру общества, реальный базис.

Æ Создал концепцию социальных классов.

Æ Основоположник теории социального конфликта. Теория социального изменения находит у Маркса выражение в теории классовой борьбы, которая выступает, по его утверждению, "двигателем истории".

Æ Маркс был теоретиком и критиком капиталистического общества. Р азвил тему отчуждения, в капиталистическом обществе (понятие отчуждения и сегодня используется в социологической теории). Выделял четыре особых проявления отчуждения:

  • человек отчужден от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не контролирует дальнейшую судьбу этого продукта;
  • человек отчужден от акта производства, работа становится внешней принудительной силой;
  • человек отчуждается от своей человеческой природы или от своего "родового бытия";

· человек отчуждается от других людей.

Социология Макса Вебера.

(1864-1920).

Немецкий мыслитель Макс Вебер - один из основателей современной социологии.Самая известная его работа- "Протестантская этика и дух капитализма ". Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису (1855–1936) и Г. Зиммелю (1858–1918), немецкая школа доминировала в европейской социологии вплоть до Первой мировой войны

Достижения М. Вебера.

Æ Разработка нового социологического метода и формирование понимающей социологии. Социология во второй половине 19 века была преимущественно позитивистской, игногрирующей субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человека. П о мнению Вебера, напротив, важнейшей чертой социологии должно быть понимание, т.е. необходимо поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям.

Æ Разработка понятия социального действия. «Социальным» называется такое действие, которое:

· внутренне мотивировано (субъективно осмыслено);

· его субъект ожидает от других определенной ответной реакции.

Æ Создание типологии социального действия. Вебер выделил:

· целерациональное действие ( ясность и осознание поставленной цели, осмысленность средств, продуманное использование условий и средств для достижения цели);

· ценностно-рациональное действие ( основано на убежденности или вере в самодостаточность ценности поступка как такового, так действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание);

· традиционное действие (основано на привычке, обычае, традиции, такое действие совершается во многом чисто автоматически, по сложившимся стереотипам);

· аффективное действие (н аименее осмысленное, под давлением определенного эмоционального состояния — вспышка страсти, ненависти, гнева, ужаса и т.п).

Æ Идея о последовательной рационализации как одной из главных тенденций социальной жизни и исторического процесса ( увеличение доли целерациональных действий в общем объеме всех типов социальных действий).

Æ Разработка социологии господства (исследование причин и механизмов осуществления господства-подчинения). Вебер определил три типа господства:

· традиционное (покоится на привычном, носит личностный характер, основано на личной преданности);

· харизматическое (основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру, вождю);

· легально-рациональное (подчинение не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, важную роль тут играет бюрократия как система социального контроля).

Æ В своей работе «Этика протестантизма и дух капитализма» Вебер показал, что ключевым моментом в развитии капитализма на Западе явилась не развитая промышленность или экономика, не преимущества политического устройства, а особый тип религии – протестантизм.

Æ М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, полагая, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социального расслоения в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.40.97 (0.025 с.)