Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие социологии в России.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Социологические школы в России возникли в 19 веке и развивались в рамках нескольких направлений. Географическое направление (роль географической среды в общественной жизни) – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения. Психологическое направление представлено Е.В. де Роберти (1843-1915) и др. В основе теории Е.В. де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: · простые психофизических отношения, представляющих собой исходный пункт социальности; · психологические взаимодействия, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике. Социолого-юридическое направление (проблемы взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве) – Л.И.Петражицкий (1867-1931), П.И.Новгородцев (1866-1924), Б.А.Кистяковский (1868-1920), Б.Н.Чичерин (1828–1904). Марксистская школа в социологии (М.И.Туган-Барановский (1865-1919), А.А.Богданов (1873-1928), Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924), отчасти, до определенного времени - П.Б.Струве (1870-1944), С.Н.Булгаков (1871-1944) и Н.А.Бердяев (1874-1948). Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л.Лавров (1823-1900), Н.К.Михайловский (1842-1904), Н.И.Кареев (1850-1931). Н. К. Михайловский одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория "героя и толпы"). Автор "субъективного метода" в социологии (данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики). Социальный идеал Михайловского - развитие всесторонней, "разнородной" личности, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека с обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих выводы З. Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа. Кареев Н.И. ( 1850-1931), русский историк и философ, социолог, сторонник. «субъективного метода в социологии». Особое внимание уделял роли индивида в истории. История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822-1885), М.М. Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и Сорокин Религиозно-консервативное течение в русской социологии представлено Н.Я. Данилевским (1822-1885 гг.), выдвинувшим в работе "Россия и Европа" теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов. П. А. Сорокин (1889-1968) по своим теоретическим основам был близок к неопозитивизму. По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию его можно сравнить разве что с М. Вебером. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др. П. А. Сорокин предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, социальная мобильность, исторический прогресс и его тенденции. Сорокин - один из основателей теорий социальной мобильности и социальной стратификации. В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество. Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы. Развитое Сорокиным учение об «интегральной» социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на современную социологию. М. М. Ковалевский (1851–1916) – русский социолог, правовед. Метод социологии Ковалевского – историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов – семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост населения) и психологического порядка. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. В центре социологической концепции Ковалевского - учение о солидарности как основе общественного процесса. Практически все социологи России в XIX – начале XX века выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития российской социологии в этот период времени. Современные социологические концепции. Особенности социологии конца ХХ – начала ХХ1 века: · понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями, гораздо большее значение приобретают понятие кризиса и близкие к нему категории – дезорганизация, насилие, беспорядок; · все большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма; · классический подход к социологии как науки о социальных системах вытесняется пониманием социологии как науки о социальном поведении человека; · все актуальнее становятся те теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире. Основные идеи концепции социального обмена: Ø Суть общественных отношений - стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также - обмен этими выгодами и вознаграждениями. Важнейшее из ожидаемых вознаграждений - социальное одобрение. Ø Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция") Ø Во взаимодействии каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. Ø В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным «выгодам» - товарам, деньгам, услугам, престижу, уважению, одобрению, успеху, дружбе, любви и т.д..
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.006 с.) |