Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие социологии в России.

Поиск

Социологические школы в России возникли в 19 веке и развивались в рамках нескольких направлений.

Географическое направление (роль географической среды в общественной жизни) – было наиболее ярко представлено Л.И.Мечниковым (1838-1888), который в своей основной работе «Цивилизация и великие исторические реки» объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий, главным образом водных ресурсов и путей сообщения.

Психологическое направление представлено Е.В. де Роберти (1843-1915) и др.

В основе теории Е.В. де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии:

· простые психофизических отношения, представляющих собой исходный пункт социальности;

· психологические взаимодействия, которые подразделяются на четыре большие группы – науку, философию (или религию), искусство и практическую деятельность, под которой и понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.

Социолого-юридическое направление (проблемы взаимодействия социальных, физиологических и биологических причин в праве) – Л.И.Петражицкий (1867-1931), П.И.Новгородцев (1866-1924), Б.А.Кистяковский (1868-1920), Б.Н.Чичерин (1828–1904).

Марксистская школа в социологии (М.И.Туган-Барановский (1865-1919), А.А.Богданов (1873-1928), Г.В.Плеханов (1856-1918), В.И.Ленин (1870-1924), отчасти, до определенного времени - П.Б.Струве (1870-1944), С.Н.Булгаков (1871-1944) и Н.А.Бердяев (1874-1948).

Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л.Лавров (1823-1900), Н.К.Михайловский (1842-1904), Н.И.Кареев (1850-1931).

Н. К. Михайловский одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория "героя и толпы"). Автор "субъективного метода" в социологии (данный метод исключает беспристрастность, отстраненность исследователя от объекта социологического анализа, отделение социологии от этики).

Социальный идеал Михайловского - развитие всесторонней, "разнородной" личности, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.

Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека с обществом. Проанализировав сущность и структуру социального поведения, он высказал ряд идей, превосходящих выводы З. Фрейда, о роли подражания, внушения и престижа.

Кареев Н.И. ( 1850-1931), русский историк и философ, социолог, сторонник. «субъективного ме­тода в социологии». Особое внимание уделял роли индивида в истории.

История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества.

Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я. Данилевский (1822-1885), М.М. Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и Сорокин

Религиозно-консервативное течение в русской социологии представлено Н.Я. Данилевским (1822-1885 гг.), выдвинувшим в работе "Россия и Европа" теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Самым перспективным в истории культурно-историческим типом Данилевский считал "славянский", наиболее выраженный в русском народе. Эта концепция была подвергнута жесткой критике со стороны российских социологов.

П. А. Сорокин (1889-1968) по своим теоретическим основам был близок к неопозитивизму. По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и методологического вклада в мировую социологию его можно сравнить разве что с М. Вебером. До конца жизни Сорокин работал в США, где приобрел авторитет одного из ведущих социологов, стал первым деканом социологического факультета Гарвардского университета; его влияние испытали создатели основных школ современной социологии Т. Парсонс, Р. Мертон и др.

П. А. Сорокин предложил и обосновал понятийный аппарат социологии: социальное явление, социальный контроль, социальное поведение, социальная мобильность, исторический прогресс и его тенденции.

Сорокин - один из основателей теорий социальной мобильности и социальной стратификации. В своей работе «Социальная мобильность» он обратил внимание на проблемы перемещения людей в обществе в горизонтальном направлении (миграция) и в вертикальном (изменение социального статуса). Эти перемещения по-разному осуществляются в различных типах общества, но они составляют суть жизни такого живого социального организма, как общество.

Крупным научным достижением Сорокина была разработка им теории социальной стратификации: как общих понятий, так и признаков социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

Развитое Сорокиным учение об «интегральной» социологии (охватывающей все социологические аспекты культуры) оказало значительное влияние на современную социологию.

М. М. Ковалевский (1851–1916) – русский социолог, правовед. Метод социологии Ковалевского – историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов – семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост населения) и психологического порядка. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. В центре социологической концепции Ковалевского - учение о солидарности как основе общественного процесса.

Практически все социологи России в XIX – начале XX века выходили на проблемы человека, индивида как социального существа, считая его сознание и поведение основным критерием общественного прогресса. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития российской социологии в этот период времени.

Современные социологические концепции.

Особенности социологии конца ХХ – начала ХХ1 века:

· понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями, гораздо большее значение приобретают понятие кризиса и близкие к нему категории – дезорганизация, насилие, беспорядок;

· все большее значение имеют те направления в социологии, которые связаны с критикой функционализма;

· классический подход к социологии как науки о социальных системах вытесняется пониманием социологии как науки о социальном поведении человека;

· все актуальнее становятся те теории, которые восходят к человеку, его роли и активности в современном мире.

Основные идеи концепции социального обмена:

Ø Суть общественных отношений - стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также - обмен этими выгодами и вознаграждениями. Важнейшее из ожидаемых вознаграждений - социальное одобрение.

Ø Социальное взаимодействие - постоянный обмен между людьми различными выгодами, а обменные сделки - элементарные акты общественной жизни (схема "стимул - реакция")

Ø Во взаимодействии каждая из сторон стремится извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты.

Ø В поведении человека преобладает рациональное начало, которое побуждает его стремиться к определенным «выгодам» - товарам, деньгам, услугам, престижу, уважению, одобрению, успеху, дружбе, любви и т.д..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.008 с.)