История формирования знания об обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История формирования знания об обществе.



В эволюции представлений об обществе можно выделить три периода: донаучный, классический и современный.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.)

Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

Николо Макиавелли (1469-1527), итальянский политик и дипломат, создал на основе идей Платона и Аристотеля оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение - «Государь», в котором Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти (смысл которой – «цель оправдывает средства»)..

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха:

· должен знать мотивы поведения людей;

· должен руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами):

Ø человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти;

Ø умный правитель не должен выполнять все свои обещания (добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных);

Ø творить зло надо сразу, а добро – постепенно (единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени).

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Причина возникновения стабильного, длительно существующего общества - взаимный страх, а не любовь и расположение. Человек существо эгоистичное и окружают его такие же эгоисты, завистники, враги.

Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478-1535 гг.),изобразившего в " Утопии" общество, в котором нет частной собственности, обобществлены производство и быт, а труд является обязательным для всех. Главное - ставка на прямое государственное регулирование и социальный контроль.

Представители утопического социализма Ж. Мелье, Морелли, Г. Мабли, Г. Бабеф доказывали необходимость немедленного преодоления неравенства, установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви как опоры деспотизма и угнетения.

В начале XIX в. с резкой критикой развивающегося капитализма выступили социалисты-утописты А. К. Сен-Симон (1760-1825 гг.), Ш. Фурье,1772-1837 гг.), Р. Оуэн (1771 - 1858 гг.). Конструируя идеал социалистического общества, они продолжили разработку принципов организации справедливого общества.

К числу непосредственных предшественников зарождающейся социологии следует отнести Сен-Симона с его концепцией социальной физики, согласно которой социально-исторический процесс представляет собой поступательное движение человечества от низших общественных форм к высшим.

Социология была продуктом перехода Европы от традиционного общества к индустриальному. Социология как дисциплина с таким именем возникла сперва во Франции, а затем, довольно независимо, в Германии и Америке. В этих трех странах она развивалась особенно сильно. Основоположники социологии: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Леопольд фон Визе, Фердинанд Тённис, Вильфрид Парето.

Основные направления и школы в социологии.

Æ Натуралистическое направление

Эволюционизм (основатели - О. Конт, Г. Спенсер).

Эволюционисты того времени считали, что история природы и история человечества имеют общие законы развития, а естественные и общественные науки - единый метод, что социальная эволюция есть продолжение эволюции биологической. Полагали, что, подобно закономерностям роста организмов, существует органический закон развития общественных институтов, который определяет регулярный и постепенный характер их изменений, одинаковый во всем мире. Поэтому достаточно открыть этот закон - и будет найден путь управления обществом.

Расово-антропологическая школа (де Гобино): считали социальную жизнь и культуру продуктом расово-антропологических факторов. Фактору расы отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества.

Социал-дарвинизм. В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование (выживает сильнейший) - главные факторы социальной жизни (отчасти Г. Спенсер, У.А. Самнер).

Географическая школа. Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит прежде всего от географической среды (А. Гумбольдт, Мечников).

Æ Психологическое направление (Г. Лебон, Г. Тард, П. Сигель).

Психоаналитическая ориентация (фрейдизм и неофрейдизм).

3. Фрейд полагал, что человек и общество находятся в состоянии постоянного конфликта. Повинна в этом конфликте консервативная природа человека, в которой доминируют бессознательные импульсы «Оно», имеющие в своей основе сексуальный характер.

Неофрейдист Э. Фромм выдвинул идею патологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку.

Æ Позитивистская социология (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Миллъ, Л. Ф.Уорд) и неопозитивизм (П. Сорокин).-. стремились обосновать автономность и специфичность социальной реальности, ее приоритет по отношению к индивидуальному существованию человека, опираясь на точные факты, на научные методы и прогнозы.

Æ Марксистская школа социологии (основатели – К. Маркс, Ф. Энгельс)

Российские «легальные марксисты»: П. Б. Струве, А. Богданов, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А, Бердяев. Последователи в Советской России- Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин.

Æ Неомарксизм: возникновения в 30-е годы ХХ в. Франкфуртской школы социологии труда (М. Хоркхаймер, Т.Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), представители которой внесли значительный вклад в разработку концепции «индустриального общества» и отчуждения труда. Неомарксистами были и такие мыслители, как Д. Лукач, А. Грамши.

Æ Теория конфликта: К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер.

Æ Социологический функционализм (структурный функционализм): В. Парето, Р. К. Мертон, Т. Парсонс.

Æ Технологический детерминизм, технократические теории (О. Тоффлер, Д. Белл). (Т. Парсонс, Р. К. Мертон, К. Девис).

Æ Теория «социального обмена» (Дж. Хоманс)

Æ Теория символического интеракционизма (Дж.Мид, Ч. Кули, Г. Блумер).

Æ Этнометодология (Г. Гарфинкель) как разновидность феноменологической социологии (А.Шюц).

Огюст Конт — основатель социологии.

Термин «социология» появился лишь в середине XIX века. Его создателем стал француз Огюст Конт (1798–1857).

Основные идеи и достижения.

Æ Конт был родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений – позитивизма. Позитивизм, рассматривая человеческое общество как одну из разновидностей природной реальности, требовал подходить к его изучению с помощью методов естественнонаучных дисциплинах: наблюдение, регистрация фактов, обобщение и выведение закономерностей.

Æ О. Конт дал название науке социологии, обосновал ее задачи и методы. Согласно Конту, социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом.

Æ Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума. Это – теологическая (или фиктивная), метафизическая (или абстрактная) и научная ( или позитивная) стадии. На теологической стадии человеческий ум пытается объяснить окружающие его явления воздействием сверхъестественных сил. Промежуточная метафизическая стадия заменяет эти силы философскими сущностями и абстракциями. Положительная, или реальная, стадия – время господства науки.

Æ Конт создал свою всеобщую классификацию наук, в которой поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии. Согласно Конту, порядок размещения наук:

· математика;

· астрономия;

· физика;

· химия;

· биология;

· социология.

Каждая последующая наука опирается на предыдущую и использует накопленные в ней знания.

Æ Порядок и прогресс – основные социологические понятия у Конта. Для обозначения социологии Конт использовал различные термины: «социальная философия», «социальная наука», «социальная физиология» и «социальная физика». Она состояла из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования (изучение порядка), и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества (изучение прогресса).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.013 с.)