Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и формы контроля качества знанийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
I. Промежуточный контроль. Консультации, собеседование по общим темам курса по выбору, содержанию научных работ и прочитанным текстам. Консультации проводятся еженедельно, в часы самостоятельной работы. Формами контроля также являются: - работа на практических занятиях, - работа на коллоквиуме (по теме гражданской войны в прозе 1920-50-х годов), - выступление на «круглом столе» по творчеству А.Ахматовой, - ответ на проблемный вопрос о развитии жанра поэмы в первые годы после революции, - составление тестовых заданий по драматургии 1920-1930-х гг.; - участие в проекте о путях развития романного жанра в 1920-1930-е годы; - тестирование. II. Итоговый контроль. Дисциплина завершается подготовкой одного специального вопроса из предложенного списка в виде портфолио, презентации, реферата. Во время защиты собранных и изложенных материалов студент должен продемонстрировать - начитанность в художественных произведениях избранного автора; - освоение научной и критической литературы по творчеству писателя (поэта); - умение критически оценить прочитанное, высказать собственную точку зрения на вопрос; - умение обобщить и систематизировать полученный из научных источников материал, сопоставив его с собственными наблюдениями по тексту; - способность расположить собранный материал по четкому плану; а также усвоение базовых понятий по всему курсу; умение использовать разные источники для получения информации по вопросам дисциплины.
Вопросы для разработки
1.Романтическое течение в поэзии 1920-х годов (Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий). 2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского. 3.В.Маяковский "о месте поэта в рабочем строю". 4.Любовная лирика В.Маяковского. 5.Сатира В.Маяковского. 6.Философская лирика С.Есенина. 7.Любовная тема в творчестве С.Есенина. 8.Лирическая трагедия "Пугачев": идейная и художественная специфика. 9.Жанр рассказа в прозе 1920-х годов (М.Шолохов, М.Зощенко, М.Булгаков, Б.Лавренев). 10.Историческая проза Ю.Тынянова. 11.Жанр научной фантастики в творчестве А.Толстого. 12.Тема творчества в лирике М.Цветаевой. 13.Библейские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
14.Цикл стихотворений А.Ахматовой «Тайны ремесла»: проблематика и поэтика. 15.Роман «Мастер и Маргарита» как итоговое произведение М.Булгакова. 16.Тема детей в поздних рассказах А.Платонова. 17.Тема Великой Отечественной войны в творчестве М.Шолохова. 18.Жанр литературного портрета в прозе М.Горького. 19.Цикл Б.Пастернака «Когда разгуляется»: художественное своеобразие. 20. «Воронежские тетради» О.Мандельштама и их художественная специфика.
Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:
Практические занятия
1. Роман-антиутопия Е.Замятина "Мы"
Вопросы:
1.Своеобразие жанра антиутопии. 2.Человек и государство в антиутопии "Мы". Какова предыстория Единого государства, его структура? Как чувствуют себя герои произведения в этой системе технического прогресса и человеческой несвободы? 3. Особенности повествования в романе. 4.Принципы создания образов и раскрытия характера главного героя.Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы»(личностные поступки Д-503) и обратный процесс огосударствления личности.Что оказывается самым непредсказуемым в человеке и опасным для тоталитарного государства? Прокомментируйте финал романа. 5.Функция библейских мотивов в романе. Единое Государство как пародийный аналог Священной истории, пародия на рай. Расшифруйте имена героев романа.
Литература:
1.Акимов В. Человек и Единое государство. В книге: Перечитывая заново. Л., 1989. 2.Михайлов О. Гроссмейстер литературы. В книге: Е.Замятин. Избранное. М., 1989. 3.Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. М.,2000. Или: Высшее образование в России.1999.№5.
Рекомендации:
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить и осмыслить поэтику и структуру антиутопии и ее социокультурное значение на примере романа Е.Замятина, который должен быть проанализирован в контексте мировых антиутопий ХХ века. Необходимо уяснить, что русская антиутопия (Е.Замятин, А.Платонов) на первый план выдвигает не технические, а нравственные проблемы и потому всегда обращена к внутреннему миру человека. Важно понять, что в романе «Мы» развенчивается революционная концепция личности как «винтика» государственной машины, как составляющей «единого миллионнорукого тела». На примере устройства Единого государства писатель показывает деформацию нравственных и эстетических ценностей нового общества.
Следует обратить внимание на то, что повествование ведется от лица Д-503, который принадлежит к элите государства и искренне исповедует психологию рабства. Изменения в сознании героя, его эмоциональное состояние передаются через форму записей, характер размышлений, систему аргументов. При чтении романа, написанного нетрадиционным языком, необходимо выявить вполне традиционные способы создания характеров (портретная деталь, речевая характеристика и т.п.). Роман должен быть осмыслен как манифестация конфликта между ценностными воззрениями русских классиков и революционной моралью.
2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского (на примере «Про это», «Хорошо!») Вопросы:
1.Основные типы поэмы на рубеже веков. Жанр лирической поэмы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского. Соотнесение поэмы "Про это" с дореволюционными поэмами по жанровым признакам. Значение "Про это" для поэтики В.Маяковского. 2.Композиция поэмы "Про это" (принцип спирали). 3.Вступление к поэме "Про что - про это". Почему поэт так страстно отстаивает право писать о любви и в то же время настойчиво избегает прямого употребления слова "любовь"? Что значит любовь для Маяковского? 4."Баллада Редингской тюрьмы": а)Смысл названия первой части поэмы. б)Функция эпиграфа. Вспомните, какова роль "сцены на мосту" в поэме "Человек" Маяковского и объясните, с какой целью автор использует ее в качестве эпиграфа в поэме "Про это".Сопоставьте "сцены на мосту" у Маяковского и в романе Достоевского "Преступление и наказание", учитывая, что "достоевский" подтекст поэмы выявлен в кульминационном эпизоде ("Вот так,\ убив,\ Раскольников \ пришел звенеть в звонок"). Вспомните значение образа моста в фольклоре. в)Причина "размедвеженья". Сопоставьте интерпретации образа медведя Ал.Михайлова и М.Пьяных. Почему именно медведь, а не другое "времен троглодитских тогдашнее чудище"? Как трансформируется образ медведя на протяжении поэмы? г)"Человек из-за семи лет". Чем он отличается от других двойников лирического героя? 5."Ночь под Рождество": а)Смысл названия второй части поэмы (значение праздника Рождества; гоголевские аллюзии). б)Композиция, образы двойников и средства их изображения. Определите роль в поэме двойников лирического героя. Как происходит разрешение конфликта? в)Рассмотрите последние три главки "Повторение пройденного", "Последняя смерть", "То, что осталось". Куда отправляется герой после смерти? Сопоставьте эпилог поэмы "Про это" с "полетом на звездочку" в рассказе "Сон смешного человека" Достоевского: в чем, по вашему, сходство и различие во взглядах Маяковского и Достоевского на счастье человека и пути его достижения? 6. В чем заключается жанровая специфика "Хорошо!": а)Соотнесите подзаголовок "Октябрьская поэма" с основными идеями первой программной главы. Чем определяется взаимодействие-взаимопроникновение эпического и лирического начал в поэме? б)Охарактеризуйте двуединство образа поэта В.Маяковского, выступающего одновременно в качестве "летописца" событий и их участника.
7.Рассмотрите сюжетно-композиционную организацию поэмы. Каков критерий отбора материала? Проанализируйте кульминационную главу 6: какие поэтические средства и приемы использованы при создании образов двух противоборствующих сил. 8.Ваши суждения о поэме "Хорошо!".
Литература:
1.Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца 19-начала 20 веков. М.-Л., 1964 (гл.1, 4\3\). 2.Пьяных М.Ф."Чтоб всей Вселенной шла любовь". В книге: В мире Маяковского.М., 1984. 3.Михайлов А.. Мир Маяковского. М., 1990.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь студенту разобраться в сложном вопросе о специфике поэмного жанра в творчестве В.Маяковского в целом и, в частности, в послеоктябрьский период. Для целостного анализа выбраны поэмы зрелого В.Маяковского – «Про это» и «Хорошо!». Для того, чтобы осмыслить ее во всей глубине и оригинальности, необходимо понять, в чем состоят особенности жанра поэмы в русской литературе к.19 – н.20 веков. Для этого студенту предлагается изучить главы 1, 4 в книге Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма к.19-н.20 веков» (М.-Л., 1964). Читая эту работу, необходимо уяснить, что на рубеже веков лирическая поэма, имеющая в своей основе лирическую эмоцию, вытесняет эпическую поэму, в основе которой лежит повествование. Следует также обратить внимание на то, что В.Маяковский – яркий представитель литературы данного периода – является создателем демократической поэмы. Поэмы раннего В.Маяковского («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек») представляют собой лирические поэмы, поскольку в основе их лежат не эпические события, а лирическая эмоция автора, страдающего от несовершенства мира, трагической разъединенности с людьми, ощущения катастрофичности жизни. В послеоктябрьский период поэма В.Маяковского постепенно изменяется: от лирической поэмы «с разорванным эпическим сюжетом» («Про это») к лиро-эпической поэме («В.И.Ленин», «Хорошо!»). Необходимо уяснить, что от дореволюционной поэмы, в которой предметом изображения является внутреннее состояние лирического героя, поэт после революции идет к такой жанровой модификации, когда лирика сливается с эпосом, переживания героя пронизывают эпическое повествование («Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем»). «Про это» является переходной от лирической к лиро-эпической поэме, она написана «по личным мотивам об общем быте». Читая поэму и литературу о ней, следует разобраться в особенностях сюжета, композиции, выявить в них черты традиционные и свидетельствующие о приверженности новой эстетике (установки ЛЕФа). Выявите функции двойников лирического героя (медведь, человек из-за семи лет, комсомолец и др.). Подумайте, как расширяют проблематику поэмы аллюзии на А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, для чего вводятся автоцитаты. Обязательным при анализе является осмысление особенностей поэтики В.Маяковского (метафоричность, гиперболизация, использование фантастики, ритмическое разнообразие, внимание к звукописи, лексическое богатство).
При изучении «Хорошо!» необходимо обратить внимание на то, как реализуются в поэме эстетические установки, высказанные в программной первой главе: «Воспаленной губой /припади/ и попей/ из реки/ по имени «Факт»», «Это было/ с бойцами /или страной,/ или/ в сердце/ было/ моем». Важно уяснить, что все события народной жизни (затянувшаяся Первая Мировая война, нарастание недовольства политикой Временного правительства, Октябрьское восстание, Гражданская война, социалистическое строительство) окрашены авторскими переживаниями, проникнуты его мыслями и эмоциями («Землю,/ где воздух/ как сладкий морс,/ бросишь/ и мчишь, колеся, - / но землю,/ с которою/ вместе мерз,/ вовек/ разлюбить нельзя», «Я/ много дарил / конфет да букетов,/ но больше / всех / дорогих даров / я помню / морковь драгоценную эту / и пол-/полена /березовых дров», «…я/ в комнатенке-лодочке/ проплыл/ три тыщи дней» и т.п.).Особое внимание следует обратить на то, какими художественными средствами передаются исторические события, главным образом в шестой, кульминационной, главе: метафоры, разговорная, даже сниженная лексика, ритмика, звукопись, смысловая рифма; в поэме широко используется пародирование. 3. Драматургия 20-х годов (К.Тренев - М.Булгаков)
Вопросы:
1.Пьеса К.Тренева "Любовь Яровая". Особенности конфликта. Изображение главной героини- Л.Яровой. Речевая характеристика как средство раскрытия характеров в произведении.
2.Пьеса М.Булгакова "Дни Турбиных". Характер конфликта. Художественное осмысление истории и места в ней человека. Приемы создания характеров.
3.Объясните, в чем проявляется сходство двух пьес. В чем вы видите их отличие? 4.Постановочные судьбы пьес.
Литература:
1.Устюжанин Д. Драма К.Тренева "Любовь Яровая". М., 1972. 2.М.А.Булгаков - драматург и художественная культура его времени. М., 1988. 3.Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989. 4.Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы 19 - нач.20вв. Вологда, 1982. 5.Нинов А. Трагедия авторства. Инсценировки М.Булгакова в его литературной судьбе.// Звезда. 2006.№12. 6.Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.,1988.
Рекомендации:
Цель занятия заключается в сопоставлении двух пьес – «Любовь Яровая» и «Дни Турбиных», появившихся на сцене одновременно и вызвавших высокую оценку и дискуссии современников. На их примере необходимо уяснить общие тенденции драматургии середины 20-х годов, выразившиеся в следующих особенностях:
- изображение общественного конфликта через семью, в которой наблюдается «разлом», - интерес к психологии интеллигента как наиболее неустойчивого в мировоззренческом плане слоя населения, - стремление к объемности изображения революционной действительности, которая показана как с драматической, так и с комической стороны. Вместе с тем важно понять, что данные пьесы существенно различаются глубиной осмысления конфликта, который у Булгакова, в отличие от Тренева, выходит на философский уровень. Кроме того, изображение характеров в пьесе «Любовь Яровая» (при всем стремлении автора к психологизму) отличается схематизмом. В пьесе Булгакова, хотя характер Турбина также несколько выпрямлен, в создании других персонажей наблюдается психологическая достоверность. Важно иметь представление о движении авторского замысла в ходе создания пьесы «Дни Турбиных» (необходимо знать все редакции пьесы).
4. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Вопросы:
1.Жанровая принадлежность произведения. Особенности романа-мифа. 2.Историософская проблематика романа. Свобода обращения с евангельским материалом. Булгаковская интерпретация библейских образов.Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе. 3.Композиционная связь разных планов повествования. Историческое и злободневное в романе.Амбивалентность ситуаций и положений как отличительная черта романа, ее смысл. 4.Анализ образов Бездомного, Берлиоза, Мастера, Маргариты и Воланда в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов. Тема обретения души, любви, творчества как путь к духовной свободе.Тема Фауста в романе. 5.Роман "Мастер и Маргарита" в контексте творчества Булгакова: сквозные идеи, стилевая синтетичность (реализм, фантастика, сатира).
Литература:
1.Лакшин В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Новый мир. 1968. № 6. Или: Булгакиада.М., 1978. 2.Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. М.,1988. 3.Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. 4.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"; Новый завет в произведениях М.А.Булгакова.// Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.,1994. 5.Белобровцева И. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита": конструктивные принципы организации текста. Тарту, 1997. 6.Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991. 7.Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. 8.Ишимбаева Г.Г. Русская Фаустиана ХХ века. М.,2003.
Рекомендации:
Цель занятия – рассмотреть роман как итоговое произведение писателя, в котором выражены основные идеи Булгакова, в том числе – идея личной ответственности человека за свои поступки перед Вечностью. При подготовке необходимо проследить основные сюжетные линии романа, выявить черты, характеризующие основных героев: Мастера, Маргариты, Иешуа, Понтия Пилата, Бездомного, Берлиоза, Воланда. В изображении библейских персонажей Булгаков подчеркивает земное, человеческое начало, акцентируя внимание на физических страданиях Понтия Пилата, на страхе Иешуа перед побоями. Персонажей московских глав следует рассматривать в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов. Необходимо понять, что Булгаков сознательно сопоставляет далекие исторические эпохи, смещает границы исторических событий, отступает от хронологической последовательности. Амбивалентность ситуаций и положений является отличительной чертой романа, в котором главной темой является человек, добро и зло в нем. Булгаков считает, что человеческая природа больше расположена к злу из-за слабостей. Но любовь и творчество способствуют пробуждению добра в человеке. В процессе подготовки к занятию необходимо уяснить авторскую трактовку таких философских антиномий, как страх и бесстрашие, жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой. Обратите внимание особенно на 32 главу, где дается картина булгаковского космоса: мир земной и мир потусторонний как две ипостаси, два этапа человеческого существования. В обоих мирах есть возможность духовной жизни и творчества, но именно в инобытии решаются те этические проблемы, которые не могли быть решены в земной жизни. Важно также уяснить, что для Булгакова свет и тьма носят не моральный, а онтологический характер, и только относительно человека они становятся моральными категориями. Для Булгакова этика начинается с человека. В связи с этим к Воланду – носителю идеи порядка – моральный критерий неприменим. Он лишь обнаруживает зло в мире и наказывает его. Воланд способен восстановить порядок, но милосердие ему чуждо. Спасти человека может лишь человек, живущий согласно истине, принесенной в этот мир Иешуа. Таким образом, писатель четко разводит такие понятия, как справедливость и милосердие. 5. Роман А.Платонова «Чевенгур» Вопросы: 1. История создания романа, его композиция. 2. Первая часть ("Происхождение мастера") как концентрация важнейших раздумий о человеке и природе. Приведите примеры различных позиций героев (Захар, Бобыль, Наставник, Дванов и др.).Герои как архетипы человеческого бытия (С.Бочаров, В.Чалмаев). 3.Вторая часть - путешествие А.Дванова в поисках социальной утопии, различные ее варианты и методы реализации. а) Копенкин - его мечта и ее осуществление. Своеобразие создания образа странствующего рыцаря, мстящего за гибель своей Дульсинеи - Розы Люксембург. Новый тип человека в образе Копенкина. б) Правдоискатель Дванов, своеобразие его личности.Рождение самосознания «сокровенного человека» в процессе странствия, «путешествия с открытым сердцем». в) Пашинцев и его "ревзаповедник". г) Проанализируйте события в Ханских двориках. Покажите, какими средствами проводится коллективизация. 4.Третья часть - Чевенгур как реализация утопии коммунизма в "уездном масштабе". 1. Можно ли назвать роман "Чевенгур" антиутопией? 2. Своеобразие стиля.
Литература:
1.Чалмаев В.А. Андрей Платонов (к «сокровенному человеку») М., 1989. (раздел "Время активного солнца"). 2.Урбан А. Сокровенный Платонов // Перечитывая заново. Л., 1989. 3.Карасев Л. Знаки покинутого детства ("постоянное" у Платонова) // Вопросы философии. 1990. №2. 4.Бочаров С.Г. "Вещество существования" (Мир А.Платонова).// Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.,1985. 5.Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987. Рекомендации:
Цель занятия – на примере лучшего и наиболее сложного произведения помочь студенту освоить своеобразную философию и эстетику А.Платонова. Необходимо помнить, что творчество писателя отличает приверженность любимым идеям: связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради того, чтобы сделать его счастливым, бесконечность самопознания. В «Чевенгуре» отразилось разочарование писателя в идее революции как «начале царства сознания», как способе преодоления смерти. Герои романа ищут истину, смысл «отдельного и общего существования», они путешествуют по жизни «с открытым сердцем», т. е. пытаются во всем разобраться, проникнуть в «вещество существования» (платоновский синоним мира, символ связи между людьми). Каждый персонаж Платонова отражает ту или иную сторону личности писателя: его любовь к машинам, веру в возможность преображения мира на разумных основаниях, сомнения и т.п. «Самодельные» платоновские герои с трудом понимают себя в мире и сам мир. Их головы пусты и темны, сознание дремлет, они «учатся думать при революции». Герои похожи на детей, воспринявших революцию как чудо, которое преодолеет их универсальное сиротство. Но Платонов показывает, что практическая реализация социальной утопии (коммунизм в Чевенгуре) чудовищно извращает жизнь и потому катастрофична. Важно уяснить, что Платонов не создает сатиру на участников революции: он любит этих героев, настрадавшихся от жизни, за бескорыстие и самоотверженность в своем стремлении создать новый мир. Но методы (в частности, насильственное умерщвление людей, к которым чевенгурцы не испытывают классовой вражды), заставляют Платонова усомниться в возможности таким путем построить счастливое будущее. В платоновских произведениях сюжет не играет значимой роли, самое важное происходит здесь на уровне мыслей, идей, слова. В особом платоновском стиле запечатлен переход чувства в мысль, которая «рождалась чудовищем и ее нельзя было гладко выговорить»; следствием этого является косноязычие платоновских героев. Странное, нелогичное, сдвинутое словоупотребление Платонова вызвано желанием изобразить трудный, порой мучительный процесс движения мысли его героя. Одновременно смещенность смысловых оттенков в словах и словосочетаниях создает картину смещенного, странного, противоестественного жизнеустройства.
6.Изображение характеров в романе А.Толстого «Петр 1»
Вопросы:
1.Проследите, как постепенно меняется в романе характер Петра 1, как характеризует его автор в различных жизненных ситуациях. Особое внимание обратите на: 1) встречу с Софьей в Успенском соборе, 2) заседания Думы во время войны за Азов и во время войны со шведами, 3) сцены первого и второго штурмов Нарвы. Выявите художественные способы создания характера Петра 1.
2.Проанализируйте изображение в романе семей Бровкиных и Буйносовых. Особое внимание уделите №22 в гл.5 книги 1 и №3 главы 2 книги 2. Обратите внимание, что характеры вымышленных персонажей создаются теми же способами, что и характеры исторических личностей.
Литература:
1. Поляк Л. Толстой - художник. М.1964.
Рекомендации:
Цель занятия – в рассмотрении специфических особенностей мастерства А.Толстого, в выявлении способов и приемов создания характеров на примере как исторических, так и вымышленных героев лучшего романа писателя. Необходимо уяснить, что герои А.Толстого даются в становлении и развитии, им присуща внутренняя динамика, которая раскрывается писателем с помощью его теории «внутреннего жеста». В создании характера Петра автор использует символические детали, портрет, речевую характеристику, прием сопоставления с другими персонажами, прием параллельных сцен и др. Важную роль в создании объемного характера государственного деятеля сыграло изображение его частной жизни, благодаря чему Петр предстает живым человеком. Вымышленные персонажи, созданные аналогичным способом, реализуют основную идею петровской эпохи – идею ценности активной, творческой личности. Следует понять, что в таком изображении характеров проявляется одна из типологических особенностей советского исторического романа.
7.Тема века в лирике О.Мандельштама
Вопросы:
1.Проанализируйте стихотворения "Век" (1922 г.), "1 января 1924 года " (1924, 37), "Нет, никогда ничей я не был современник " (1924), "За гремучую доблесть …" (1931, 35). Определите ключевые слова, формирующие тему и переходящие из текста в текст. Какой образ столетия создается ими? Каковы особенности поэтики? 2.Как решается петербургская тема в стихотворениях "Ленинград" (1930) и "Помоги, Господь, эту ночь прожить …" (1931)? 3.Как взаимодействует эпиграф с тематикой и тональностью в стихотворении "Я скажу тебе с последней прямотой " (1931)? Как видимая легкость и бесшабашность превращается в трагичность?
Литература:
1.Гаспаров М. Л. Поэт и культура: Три поэтики О. Мандельштама // Вст. статья к книге: О. Мандельштам. Стихотворения. СПб., 1995. 2.Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992. 3.Мусатов В. В.Лирика О.Мандельштама. Киев, 2000. 4.Аверинцев С.С. Судьба и весть О.Мандельштама.//Вст.ст. к кн.: О.Э.Мандельштам. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М.,1990.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь разобраться в поэтическом осмыслении одной из центральных тем лирики О.Мандельштама 20-30-х годов и на ее примере познакомить с его семантической поэтикой. Необходимо уяснить, что в творчестве зрелого поэта создается особый тип текста, в котором язык становится не только материалом, но и предметом поэзии. Для понимания особой «филологичности» поэзии Мандельштама следует прочитать отрывок из его «Разговора о Данте», где сформулирована концепция слова-пучка. На примере развертывания мифологемы «век» необходимо выявить ее «специфически мандельштамовское значение», проследить наращения смысла слова при его переходе из текста в текст.
8. Тема Родины как потерянного дома в лирике М. Цветаевой эмигрантского периода.
Вопросы:
1.Бездомность как состояние жизни М. Цветаевой в эмиграции. Переписка с А. Тесковой, А. Черновой - Колбасиной и др. 2.Цикл "Поэт". Каков он - дом поэта? 3.Стихотворения 20-х гг.: "Рельсы", "Расстояние: версты, мили …", "Русской ржи от меня поклон …". Специфика осмысления темы России. 4.30-е гг.: цикл "Стихи к сыну ", "Тоска по Родине! Давно ", "Родина". Поэтические особенности зрелой Цветаевой.
Литература:
1. Голицына В.Н. Пушкин в мифе о доме М. Цветаевой // Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1991. 2. Павловский А.И. Куст рябины. Л., 1989. Кудрова И. Версты, дали … М., 1991.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь студентам осмыслить специфику поэтического мышления М.Цветаевой на примере решения ею темы дома. Прежде всего необходимо уяснить, что бездомность является не только состоянием жизни М.Цветаевой в эмиграции, но и внутренним состоянием поэта как воплощения безмерности, беспредельности. При анализе стихотворений важно учитывать, что в творчестве 20-30-х годов Цветаева развивает футуристическую поэтику, что находит отражение в метафоричности ее образов, усложненном синтаксисе, повышенном внимании к звукописи.
9. Лирика Б.Пастернака
1.Разбившись на 4 микрогруппы, каждой группе проанализировать 1 стихотворение Б.Пастернака из книги «Сестра моя жизнь» и 1 стихотворение из романа «Доктор Живаго». В ходе коллективного анализа рассмотреть не только проблематику произведений, но и образы, лексику, синтаксис, звукопись, определить их функции в тексте. 2.Подумать, что в лирике поэта остается неизменным на протяжении всего творчества, а что меняется.
Литература:
1.Альфонсов В.Н. Лирика Б.Пастернака. Л., 1990. 2.Разумовская А.Г. Б.Л.Пастернак // Русская классика. Псков, 1995. 3.Баевский В.С. Поэзия Б.Пастернака. Смоленск, 2000.
Рекомендации:
Готовя анализы поэтических текстов Пастернака, следует разобраться в том, что все творчество поэта пронизано идеей благоговения перед жизнью, которая выражается через всю систему художественных средств: разностильную лексику, яркую метафоричную образность, синтаксис, подчеркивающий эмоциональную взволнованность лирического героя, выразительную звукопись. Следует уяснить, что эти особенности связаны с увлечением молодого Пастернака поэзией футуризма. С годами поэт все больше стремится к «ереси неслыханной простоты».
10-11. Коллоквиум Изображение гражданской войны в прозе 20-30-х годов (для студентов дневного отделения) Домашняя контрольная работа ( для студентов заочного отделения)
1. Проанализируйте роман А.Серафимовича "Железный поток": 1)Найдите и прокомментируйте описание армии в 1 главе, отметьте художественные средства в создании образа армии. 2)Герой или не герой - Кожух? Какие детали его внешнего облика, биографии, какие черты характера выявляются автором? Проанализируйте конкретные эпизоды, где наиболее ярко изображен Кожух. 3)Сравните описания первого и последнего митингов. Какую роль для выявления идеи романа играет рамочная композиция? Автор о построении произведения (см. статью А.Серафимовича "Из истории "Железного потока"). 2. Проанализируйте роман А.Фадеева "Разгром": 1)Что сближает это произведение с романом А.Серафимовича? 2)В чем вы видите эволюцию романа по отношению к "Железному потоку"? 3)Докажите, что на первый план выдвигаются характеры. 4)Что нового появилось в изображении большевика? 5)Почему "Разгром" стал эталонным произведением советской литературы? (см. статью М.Чудаковой "Без гнева и пристрастия /литературный процесс 20-30-хгг./"// Новый мир. 1988. № 9). 3. Проанализируйте рассказы из цикла И.Бабеля "Конармия": 1)Чем принципиально отличается позиция автора от позиций Серафимовича и Фадеева в отношении к гражданской войне? Как проявляется она в художественном тексте? 2)Найдите примеры контрастов в рассказах и объясните их роль. 4. Проанализируйте роман М.Булгакова "Белая гвардия": 1)Как художественно реализуется в романе идея войны? Обратите внимание на символ "кровавого дрожащего Марса". 2)Приведите примеры, доказывающие жестокость и бесчеловечность войны. 3)Объясните смысл сна Алексея Турбина и финальных раздумий автора (см. монографии по творчеству писателя Л.Яновской, В.Лакшина и др.). 5. Проанализируйте изображение войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон» 1) Обратить внимание на эпиграфы к частям романа, повествующим о «чудовищной нелепице войны». Привести примеры взаимной жестокости красных и белых. 2) Привести примеры публицистических размышлений, пейзажных зарисовок, образов, передающих отношение писателя к батальным сценам. 3) Осмыслить поведение Григория в первом бою, а затем те перемены, которые связаны с семенами, «посеянными войной», и отражаются в портрете героя, его признаниях, поступках, в авторских комментариях.
6. Сделайте вывод об изображении гражданской войны в прозе 20-х годов, о решении в ней проблемы гуманизма. Для студентов заочного отделения – при написании контрольной работы использовать рекомендации к коллоквиуму; анализируя «Тихий Дон» М.Шолохова см. статью А.Г.Разумовской «Чудовищная нелепица войны» и «Священная война» (М.Шолохов).// «Увидеть войну в ее настоящем освещении». Война на страницах русской литературы. Псков, 2005. Обратиться также к работам И.И.Черновой, А.И.Хватова, Н.Д.Тамарченко.
12. «Круглый стол» по теме "Поэма без героя " А. Ахматовой в контексте русской литературы.
Студенты готовят микрогруппами следующие вопросы:
1).Споры о жанровой природе произведения, его истоках. 2).Традиции русской литературы в "Поэме без героя". 3).Место "Поэмы без героя" в Петербургском тексте русской литературы. 4).Синкретичность искусства в "Поэме без героя". Здесь следует выявить литературные, мифологические, библейские, музыкальные, театральные, балетные образы и прокомментировать их функцию в тексте. 5).Роль автора и его двойников в "Поэме без героя".
Литература:
1). Лихачев Д.С. Ахматова и Гоголь.// Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. М., 1989. 2).Долгополов Л.К. Достоевский и Блок в "Поэме без героя " А. Ахматовой. // В мире А. Блока. 1981. 3). Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему). //Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.Или: Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб.,2003. 4). Топоров В.Н. "Поэма без героя " А.Ахматовой в ритуальном аспекте // А. Ахматова и русская культура начала 20 в. М.,1989. 5). Строганов М. "Поэма без героя " и ее комментаторы // Русская литература. 1980. №4. 6). Мусатов В.В. "Я еще пожелезней тех …" // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии 1 пол. 20 в. От Анненского до Пастернака. М., 1992. 7).Мусатов В.В. «Поэма без героя»//Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле…».Лирика Анны Ахматовой. М.,2007. 8).Цивьян Т. Заметки к дешифровке "Поэмы без героя " // Уч. Зап. Тарт. Ун-та. 1971. Вып. 284. Труды по знаковым системам. У. Тарту, 1971. 9). Лиснянская И. Музыка "Поэмы без героя " А. Ахматовой. М., 1991.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.015 с.) |