![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заведующий кафедрой Н.Л.ВершининаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Заведующий кафедрой Н.Л.Вершинина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
направление 540300 – Филологическое образование квалификация бакалавр филологического образования 1. Цели и задачи изучения дисциплины.
1.1. Цели изучения дисциплины. Целью курса является формирование у студентов представления о русской литературе советского периода как о многоуровневой системе, состоящей из разнохарактерных художественных явлений, создание целостного представления о неоднозначном и сложном процессе идейно-творческого осмысления действительности в связи с особенностями культурно-исторического развития России в данный период. Основной принцип программы – социокультурный аспект в изучении литературы – призван показать разные картины мира, предлагаемые художниками. Актуальность курса обусловлена объективным выделением данного периода в качестве самостоятельного этапа в развитии русской литературы ХХ века, характерной чертой которого является сосуществование классических и неклассических художественных систем. Курс истории русской литературы 1920 –1950-х годов продолжает изучение русской литературы ХХ века, главным образом, реалистического направления, знакомит с ее существованием и взаимодействием с литературой модернизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины. Русская литература 1920 – 1950-х годов – литература, существовавшая в эпоху «эпического состояния мира», эпоху войн и революций, в условиях идеологического и государственного диктата, обусловившего разделение русской литературы на три потока. Этим обусловлены следующие задачи: 1) изучить как единый процесс русскую литературу метрополии; 2)обратиться к философским и социологическим теориям, повлиявшим на литературный процесс; 3)изучив многообразие литературных исканий в 1920-е годы, обратиться к рассмотрению унификации литературного процесса в 1930-1950-е годы; 4)рассмотреть возрождение эпоса в 1920-1950-е годы, исследовать типологические формы романа; 5)ознакомить с тематикой прозы, особое внимание уделить теме Гражданской войны; 6)изучить диалог утопической и антиутопической литературы; 7)ознакомить со становлением и развитием театра и драматургии в 1920-1950-е гг.; 8)изучить основные пути развития поэзии в 1920-1950-е годы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен: иметь представление: - о художественной специфике эпических жанров в русской литературе 1920-1950-х гг.; - о взаимодействии антиутопических тенденций в литературном процессе с утопическими устремлениями эпохи; - о специфике театральных исканий в 1920-1950-е гг.; - о судьбе и творческой эволюции ведущих представителей литературы советского периода; - о художественном своеобразии творчества поэтов и прозаиков – как официальной, так и «потаенной» литературы; - о современном состоянии литературоведческой науки, изучающей литературный процесс 1920-1950-х годов. знать: - основные литературные события и факты 1920-1950-х гг.; - наизусть не менее двух стихотворений каждого изучаемого поэта. уметь: - грамотно анализировать художественные произведения разных направлений и стилей; - дать критическую оценку суждениям авторов, исследующих литературное произведение. Воспитательное значение курса. Курс «Русская литература (1920-1950-е гг.)» нацелен на формирование у студентов гуманистического мировоззрения, чему способствует изучение литературы о революции и гражданской войне, о начале строительства новой жизни, о Великой Отечественной войне. Вместе с тем он предоставляет возможность приобщитьстудентов к непреходящим нравственным и эстетическим ценностям, сохраненным, несмотря на все исторические катаклизмы, в лучших образцах русской литературы ХХ века.
1.3.Межпредметные связи.
Дисциплина интегрирует и углубляет знания студентов, полученные при изучении русской литературы предшествующих периодов, прежде всего «Русская литература Серебряного века», а также теоретического курса «Введение в литературоведение». Изучение курса позволяет сформировать у студента гуманитарно-филологическую ментальность, способность к самостоятельному освоению литературных феноменов, что является обязательной задачей подготовки бакалавра филологического образования. Именно сформированное филологическое мышление позволит студенту успешно проявить себя в различных сферах и аспектах гуманитарной деятельности. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в научно-исследовательской работе.
2.Структура учебной дисциплины Очное отделение
Заочное отделение
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план
3.2. Модульный план
3.3. Тематическое содержание курса
I. Революция и интеллигенция. Становление новой культуры и ее развитие в условиях тоталитарной системы.Основные литературные группировки (Пролеткульт , РАПП, Серапионовы братья , Перевал , комфуты , имажинисты , ЛЕФ, конструктивисты) и их судьбы . Поиски творческого самоопределения и своей позиции в общественной жизни страны . Унификация культурной жизни в 1930 – 1950-е годы. Роль Первого съезда писателей, появление нормативной эстетики (социалистический реализм). 2.Публицистика первых лет революции.М.Горький "Несвоевременные мысли ", А. Блок "Интеллигенция и революция ", В.Короленко Письма к Луначарскому , И. Бунин "Окаянные дни ". Своеобразие подходов к изображению происходящего, отражение противоречий революции. 3.Поэзия 20-х годов. 1.А.Блок и революция. Поэма "Двенадцать". Художественное осмысление революции. Концепция путей развития революционной России в стихотворении "Скифы". 2.Судьба и творчество В. Маяковского. Эстетика жизнестроительства . Борьба за действенное участие поэзии в строительстве нового мира . Своеобразие лирического героя . Новаторство поэтического языка , стиха , ритмики , рифмы . Любовная лирика . Стихи о месте поэта в рабочем строю . Жанр поэмы в творчестве Маяковского . Лирические ("Про это", "Люблю") и лиро-эпические ("Хорошо", "Владимир Ильич Ленин") поэмы . Образ автора в поэмах. Художественные особенности . Сатира Маяковского . Художественное своеобразие сатиричеких стихов и пьес ("Клоп", "Баня"). 3.Творческий путь С. Есенина. Тема Родины и России в раннем творчестве . Мифологические и фольклорные образы и мотивы , своеобразие лирического героя . Есенин и Октябрь . Утопические мотивы в послеоктябрьских поэмах ("Инония", "Иорданская голубица"). Формирование философско-эстетических взглядов поэта ("Ключи Марии"). Есенин и имажинизм . Лирическая трагедия "Пугачев". Особенности художественного мира в трагедии , своеобразие конфликта . Нарастание трагических мотивов в поэзии Есенина ("Сорокоуст", "Песнь о хлебе ", "Москва кабацкая", "Черный человек"). Философская лирика 1924-25 гг. Новые эстетические принципы освоения мира и изображения человека . Драматургия 20-х годов. 1.Революция и театр. Героико-революционная драма 20-х годов (К. Тренев "Любовь Яровая ", М. Булгаков "Дни Турбиных ", "Бег",). 2. Сатирические пьесы М. Булгакова ("Зойкина квартира "), Н.Эрдмана ("Мандат ", "Самоубийца"), В.Маяковского ("Клоп", "Баня") . МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Изучение курса «Русская литература (1920-1950-е гг.)» должноопираться в наибольшей степени на современные исследования и учебные пособия по истории русской литературы XX вв. и теории литературы. Нужно учитывать многообразие подходов к различным литературным явлениям, которое существует в научных трудах. Поскольку пересмотр литературных явлений первой половины ХХ века находится на стадии продолжения, необходимо следить за новой научной и учебной литературой по курсу, за публикациями в научных журналах, рецензиями на вышедшие книги и знакомить студентов с их выводами. Постоянно следует расширять научный и культурный кругозор студентов, воспитывать «вкус» к аналитической, критической деятельности, сопоставляя не только разные точки зрения ученых, но и интерпретации произведений литературы в киноискусстве, театральных постановках, в музыке и живописи. Преподаватель должен стараться пробудить интерес студентов к просветительской деятельности: выступлению с докладами перед студентами, школьниками, читателями библиотек, участию в литературных вечерах, дискуссиях. Важно находить новые методы и формы работы со студентами, совершенствовать формы текущего и итогового контроля, в том числе применяя индивидуальный подход к студентам. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Освоение материала начинается на лекциях, посещение которых обязательно, поскольку на них даются установки, в каком ключе следует изучать литературу данного, чрезвычайно противоречивого периода истории русской литературы. Осваивая затем тему самостоятельно, следует внимательно перечитать конспект лекции, потом обратиться к учебнику и рекомендованной литературе с целью расширения и углубления того материала, который рассматривался лекционно. Следует помнить, что точка зрения того или иного автора в критической литературе может не совпадать с позицией автора учебника или преподавателя, излагающего курс. Поэтому нельзя механически соединять в одном ответе все, что почерпнуто из разных источников. Читая, надо постараться выделить основные положения, излагаемые автором статьи, книги, учебника или лектором, разобраться в их аргументах, а при ответе обязательно указать, чьи точки зрения вы излагаете, в чем они сходны, а в чем противоречат друг другу. Обязательным является изложение вашей собственной точки зрения. Следует внимательно воспринимать звучащие на лекциях тексты и образцы их анализа, которые дает преподаватель, а также образцы анализа текстов, содержащихся в рекомендованной литературе. Затем следует результаты своих наблюдений применить в самостоятельном анализе иных текстов. Не предпринимая самостоятельных попыток анализа, научиться анализировать текст невозможно. Контроль.
В течение семестра преподаватель проверяет тетради для самостоятельной работы, приглашает для собеседования по прочитанным художественным текстам и критической литературе, проводит тестирование, в часы самостоятельной работы.
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
I. Промежуточный контроль. Консультации, собеседование по общим темам курса по выбору, содержанию научных работ и прочитанным текстам. Консультации проводятся еженедельно, в часы самостоятельной работы. Формами контроля также являются: - работа на практических занятиях, - работа на коллоквиуме (по теме гражданской войны в прозе 1920-50-х годов), - выступление на «круглом столе» по творчеству А.Ахматовой, - ответ на проблемный вопрос о развитии жанра поэмы в первые годы после революции, - составление тестовых заданий по драматургии 1920-1930-х гг.; - участие в проекте о путях развития романного жанра в 1920-1930-е годы; - тестирование. II. Итоговый контроль. Дисциплина завершается подготовкой одного специального вопроса из предложенного списка в виде портфолио, презентации, реферата. Во время защиты собранных и изложенных материалов студент должен продемонстрировать - начитанность в художественных произведениях избранного автора; - освоение научной и критической литературы по творчеству писателя (поэта); - умение критически оценить прочитанное, высказать собственную точку зрения на вопрос; - умение обобщить и систематизировать полученный из научных источников материал, сопоставив его с собственными наблюдениями по тексту; - способность расположить собранный материал по четкому плану; а также усвоение базовых понятий по всему курсу; умение использовать разные источники для получения информации по вопросам дисциплины.
Вопросы для разработки
1.Романтическое течение в поэзии 1920-х годов (Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий). 2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского. 3.В.Маяковский "о месте поэта в рабочем строю". 4.Любовная лирика В.Маяковского. 5.Сатира В.Маяковского. 6.Философская лирика С.Есенина. 7.Любовная тема в творчестве С.Есенина. 8.Лирическая трагедия "Пугачев": идейная и художественная специфика. 9.Жанр рассказа в прозе 1920-х годов ( М.Шолохов, М.Зощенко, М.Булгаков, Б.Лавренев). 10.Историческая проза Ю.Тынянова. 11.Жанр научной фантастики в творчестве А.Толстого. 12.Тема творчества в лирике М.Цветаевой. 13.Библейские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 14.Цикл стихотворений А.Ахматовой «Тайны ремесла»: проблематика и поэтика. 15.Роман «Мастер и Маргарита» как итоговое произведение М.Булгакова. 16.Тема детей в поздних рассказах А.Платонова. 17.Тема Великой Отечественной войны в творчестве М.Шолохова. 18.Жанр литературного портрета в прозе М.Горького. 19.Цикл Б.Пастернака «Когда разгуляется»: художественное своеобразие. 20. «Воронежские тетради» О.Мандельштама и их художественная специфика.
Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:
Практические занятия
1. Роман-антиутопия Е.Замятина "Мы"
Вопросы:
1.Своеобразие жанра антиутопии. 2.Человек и государство в антиутопии "Мы". Какова предыстория Единого государства, его структура? Как чувствуют себя герои произведения в этой системе технического прогресса и человеческой несвободы? 3. Особенности повествования в романе. 4.Принципы создания образов и раскрытия характера главного героя.Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы»(личностные поступки Д-503) и обратный процесс огосударствления личности.Что оказывается самым непредсказуемым в человеке и опасным для тоталитарного государства? Прокомментируйте финал романа. 5.Функция библейских мотивов в романе. Единое Государство как пародийный аналог Священной истории, пародия на рай. Расшифруйте имена героев романа.
Литература:
1.Акимов В. Человек и Единое государство. В книге: Перечитывая заново. Л., 1989. 2.Михайлов О. Гроссмейстер литературы. В книге: Е.Замятин. Избранное. М., 1989. 3.Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. М.,2000. Или: Высшее образование в России.1999.№5.
Рекомендации:
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить и осмыслить поэтику и структуру антиутопии и ее социокультурное значение на примере романа Е.Замятина, который должен быть проанализирован в контексте мировых антиутопий ХХ века. Необходимо уяснить, что русская антиутопия (Е.Замятин, А.Платонов) на первый план выдвигает не технические, а нравственные проблемы и потому всегда обращена к внутреннему миру человека. Важно понять, что в романе «Мы» развенчивается революционная концепция личности как «винтика» государственной машины, как составляющей «единого миллионнорукого тела». На примере устройства Единого государства писатель показывает деформацию нравственных и эстетических ценностей нового общества. Следует обратить внимание на то, что повествование ведется от лица Д-503, который принадлежит к элите государства и искренне исповедует психологию рабства. Изменения в сознании героя, его эмоциональное состояние передаются через форму записей, характер размышлений, систему аргументов. При чтении романа, написанного нетрадиционным языком, необходимо выявить вполне традиционные способы создания характеров (портретная деталь, речевая характеристика и т.п.). Роман должен быть осмыслен как манифестация конфликта между ценностными воззрениями русских классиков и революционной моралью.
2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского (на примере «Про это», «Хорошо!») Вопросы:
1.Основные типы поэмы на рубеже веков. Жанр лирической поэмы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского. Соотнесение поэмы "Про это" с дореволюционными поэмами по жанровым признакам. Значение "Про это" для поэтики В.Маяковского. 2.Композиция поэмы "Про это" (принцип спирали). 3.Вступление к поэме "Про что - про это". Почему поэт так страстно отстаивает право писать о любви и в то же время настойчиво избегает прямого употребления слова "любовь"? Что значит любовь для Маяковского? 4."Баллада Редингской тюрьмы": а)Смысл названия первой части поэмы. б)Функция эпиграфа. Вспомните, какова роль "сцены на мосту" в поэме "Человек" Маяковского и объясните, с какой целью автор использует ее в качестве эпиграфа в поэме "Про это".Сопоставьте "сцены на мосту" у Маяковского и в романе Достоевского "Преступление и наказание", учитывая, что "достоевский" подтекст поэмы выявлен в кульминационном эпизоде ("Вот так,\ убив,\ Раскольников \ пришел звенеть в звонок"). Вспомните значение образа моста в фольклоре. в)Причина "размедвеженья". Сопоставьте интерпретации образа медведя Ал.Михайлова и М.Пьяных. Почему именно медведь, а не другое "времен троглодитских тогдашнее чудище"? Как трансформируется образ медведя на протяжении поэмы? г)"Человек из-за семи лет". Чем он отличается от других двойников лирического героя? 5."Ночь под Рождество": а)Смысл названия второй части поэмы (значение праздника Рождества; гоголевские аллюзии). б)Композиция, образы двойников и средства их изображения. Определите роль в поэме двойников лирического героя. Как происходит разрешение конфликта? в)Рассмотрите последние три главки "Повторение пройденного", "Последняя смерть", "То, что осталось". Куда отправляется герой после смерти? Сопоставьте эпилог поэмы "Про это" с "полетом на звездочку" в рассказе "Сон смешного человека" Достоевского: в чем, по вашему, сходство и различие во взглядах Маяковского и Достоевского на счастье человека и пути его достижения? 6. В чем заключается жанровая специфика "Хорошо!": а)Соотнесите подзаголовок "Октябрьская поэма" с основными идеями первой программной главы. Чем определяется взаимодействие-взаимопроникновение эпического и лирического начал в поэме? б)Охарактеризуйте двуединство образа поэта В.Маяковского, выступающего одновременно в качестве "летописца" событий и их участника. 7.Рассмотрите сюжетно-композиционную организацию поэмы. Каков критерий отбора материала? Проанализируйте кульминационную главу 6: какие поэтические средства и приемы использованы при создании образов двух противоборствующих сил. 8.Ваши суждения о поэме "Хорошо!".
Литература:
1.Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца 19-начала 20 веков. М.-Л., 1964 (гл.1, 4\3\). 2.Пьяных М.Ф."Чтоб всей Вселенной шла любовь". В книге: В мире Маяковского.М., 1984. 3.Михайлов А.. Мир Маяковского. М., 1990.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь студенту разобраться в сложном вопросе о специфике поэмного жанра в творчестве В.Маяковского в целом и, в частности, в послеоктябрьский период. Для целостного анализа выбраны поэмы зрелого В.Маяковского – «Про это» и «Хорошо!». Для того, чтобы осмыслить ее во всей глубине и оригинальности, необходимо понять, в чем состоят особенности жанра поэмы в русской литературе к.19 – н.20 веков. Для этого студенту предлагается изучить главы 1, 4 в книге Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма к.19-н.20 веков» (М.-Л., 1964). Читая эту работу, необходимо уяснить, что на рубеже веков лирическая поэма, имеющая в своей основе лирическую эмоцию, вытесняет эпическую поэму, в основе которой лежит повествование. Следует также обратить внимание на то, что В.Маяковский – яркий представитель литературы данного периода – является создателем демократической поэмы. Поэмы раннего В.Маяковского («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек») представляют собой лирические поэмы, поскольку в основе их лежат не эпические события, а лирическая эмоция автора, страдающего от несовершенства мира, трагической разъединенности с людьми, ощущения катастрофичности жизни. В послеоктябрьский период поэма В.Маяковского постепенно изменяется: от лирической поэмы «с разорванным эпическим сюжетом» («Про это») к лиро-эпической поэме («В.И.Ленин», «Хорошо!»). Необходимо уяснить, что от дореволюционной поэмы, в которой предметом изображения является внутреннее состояние лирического героя, поэт после революции идет к такой жанровой модификации, когда лирика сливается с эпосом, переживания героя пронизывают эпическое повествование («Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем»). «Про это» является переходной от лирической к лиро-эпической поэме, она написана «по личным мотивам об общем быте». Читая поэму и литературу о ней, следует разобраться в особенностях сюжета, композиции, выявить в них черты традиционные и свидетельствующие о приверженности новой эстетике (установки ЛЕФа). Выявите функции двойников лирического героя (медведь, человек из-за семи лет, комсомолец и др.). Подумайте, как расширяют проблематику поэмы аллюзии на А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, для чего вводятся автоцитаты. Обязательным при анализе является осмысление особенностей поэтики В.Маяковского (метафоричность, гиперболизация, использование фантастики, ритмическое разнообразие, внимание к звукописи, лексическое богатство). При изучении «Хорошо!» необходимо обратить внимание на то, как реализуются в поэме эстетические установки, высказанные в программной первой главе: «Воспаленной губой /припади/ и попей/ из реки/ по имени «Факт»», «Это было/ с бойцами /или страной,/ или/ в сердце/ было/ моем». Важно уяснить, что все события народной жизни (затянувшаяся Первая Мировая война, нарастание недовольства политикой Временного правительства, Октябрьское восстание, Гражданская война, социалистическое строительство) окрашены авторскими переживаниями, проникнуты его мыслями и эмоциями («Землю,/ где воздух/ как сладкий морс,/ бросишь/ и мчишь, колеся, - / но землю,/ с которою/ вместе мерз,/ вовек/ разлюбить нельзя», «Я/ много дарил / конфет да букетов,/ но больше / всех / дорогих даров / я помню / морковь драгоценную эту / и пол-/полена /березовых дров», «…я/ в комнатенке-лодочке/ проплыл/ три тыщи дней» и т.п.).Особое внимание следует обратить на то, какими художественными средствами передаются исторические события, главным образом в шестой, кульминационной, главе: метафоры, разговорная, даже сниженная лексика, ритмика, звукопись, смысловая рифма; в поэме широко используется пародирование. 3. Драматургия 20-х годов ( К.Тренев - М.Булгаков)
Вопросы:
1.Пьеса К.Тренева "Любовь Яровая". Особенности конфликта. Изображение главной героини- Л.Яровой. Речевая характеристика как средство раскрытия характеров в произведении.
2.Пьеса М.Булгакова "Дни Турбиных". Характер конфликта. Художественное осмысление истории и места в ней человека. Приемы создания характеров.
3.Объясните, в чем проявляется сходство двух пьес. В чем вы видите их отличие? 4.Постановочные судьбы пьес.
Литература:
1.Устюжанин |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.12.229 (0.046 с.) |