Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заведующий кафедрой Н.Л.ВершининаСтр 1 из 4Следующая ⇒
Заведующий кафедрой Н.Л.Вершинина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
направление 540300 – Филологическое образование квалификация бакалавр филологического образования 1. Цели и задачи изучения дисциплины.
1.1. Цели изучения дисциплины. Целью курса является формирование у студентов представления о русской литературе советского периода как о многоуровневой системе, состоящей из разнохарактерных художественных явлений, создание целостного представления о неоднозначном и сложном процессе идейно-творческого осмысления действительности в связи с особенностями культурно-исторического развития России в данный период. Основной принцип программы – социокультурный аспект в изучении литературы – призван показать разные картины мира, предлагаемые художниками. Актуальность курса обусловлена объективным выделением данного периода в качестве самостоятельного этапа в развитии русской литературы ХХ века, характерной чертой которого является сосуществование классических и неклассических художественных систем. Курс истории русской литературы 1920 –1950-х годов продолжает изучение русской литературы ХХ века, главным образом, реалистического направления, знакомит с ее существованием и взаимодействием с литературой модернизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины. Русская литература 1920 – 1950-х годов – литература, существовавшая в эпоху «эпического состояния мира», эпоху войн и революций, в условиях идеологического и государственного диктата, обусловившего разделение русской литературы на три потока. Этим обусловлены следующие задачи: 1) изучить как единый процесс русскую литературу метрополии; 2)обратиться к философским и социологическим теориям, повлиявшим на литературный процесс; 3)изучив многообразие литературных исканий в 1920-е годы, обратиться к рассмотрению унификации литературного процесса в 1930-1950-е годы; 4)рассмотреть возрождение эпоса в 1920-1950-е годы, исследовать типологические формы романа; 5)ознакомить с тематикой прозы, особое внимание уделить теме Гражданской войны;
6)изучить диалог утопической и антиутопической литературы; 7)ознакомить со становлением и развитием театра и драматургии в 1920-1950-е гг.; 8)изучить основные пути развития поэзии в 1920-1950-е годы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен: иметь представление: - о художественной специфике эпических жанров в русской литературе 1920-1950-х гг.; - о взаимодействии антиутопических тенденций в литературном процессе с утопическими устремлениями эпохи; - о специфике театральных исканий в 1920-1950-е гг.; - о судьбе и творческой эволюции ведущих представителей литературы советского периода; - о художественном своеобразии творчества поэтов и прозаиков – как официальной, так и «потаенной» литературы; - о современном состоянии литературоведческой науки, изучающей литературный процесс 1920-1950-х годов. знать: - основные литературные события и факты 1920-1950-х гг.; - наизусть не менее двух стихотворений каждого изучаемого поэта. уметь: - грамотно анализировать художественные произведения разных направлений и стилей; - дать критическую оценку суждениям авторов, исследующих литературное произведение. Воспитательное значение курса. Курс «Русская литература (1920-1950-е гг.)» нацелен на формирование у студентов гуманистического мировоззрения, чему способствует изучение литературы о революции и гражданской войне, о начале строительства новой жизни, о Великой Отечественной войне. Вместе с тем он предоставляет возможность приобщитьстудентов к непреходящим нравственным и эстетическим ценностям, сохраненным, несмотря на все исторические катаклизмы, в лучших образцах русской литературы ХХ века.
1.3. Межпредметные связи.
Дисциплина интегрирует и углубляет знания студентов, полученные при изучении русской литературы предшествующих периодов, прежде всего «Русская литература Серебряного века», а также теоретического курса «Введение в литературоведение». Изучение курса позволяет сформировать у студента гуманитарно-филологическую ментальность, способность к самостоятельному освоению литературных феноменов, что является обязательной задачей подготовки бакалавра филологического образования. Именно сформированное филологическое мышление позволит студенту успешно проявить себя в различных сферах и аспектах гуманитарной деятельности.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем в научно-исследовательской работе.
2.Структура учебной дисциплины Очное отделение
Заочное отделение
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Тематический план
3.2. Модульный план
3.3. Тематическое содержание курса
I. Революция и интеллигенция. Становление новой культуры и ее развитие в условиях тоталитарной системы. Основные литературные группировки (Пролеткульт, РАПП, Серапионовы братья, Перевал, комфуты, имажинисты, ЛЕФ, конструктивисты) и их судьбы. Поиски творческого самоопределения и своей позиции в общественной жизни страны. Унификация культурной жизни в 1930 – 1950-е годы. Роль Первого съезда писателей, появление нормативной эстетики (социалистический реализм). 2.Публицистика первых лет революции. М.Горький "Несвоевременные мысли ", А. Блок "Интеллигенция и революция ", В.Короленко Письма к Луначарскому, И. Бунин "Окаянные дни ". Своеобразие подходов к изображению происходящего, отражение противоречий революции.
3.Поэзия 20-х годов. 1.А.Блок и революция. Поэма "Двенадцать". Художественное осмысление революции. Концепция путей развития революционной России в стихотворении "Скифы". 2.Судьба и творчество В. Маяковского. Эстетика жизнестроительства. Борьба за действенное участие поэзии в строительстве нового мира. Своеобразие лирического героя. Новаторство поэтического языка, стиха, ритмики, рифмы. Любовная лирика. Стихи о месте поэта в рабочем строю. Жанр поэмы в творчестве Маяковского. Лирические ("Про это", "Люблю") и лиро-эпические ("Хорошо", "Владимир Ильич Ленин") поэмы. Образ автора в поэмах. Художественные особенности. Сатира Маяковского. Художественное своеобразие сатиричеких стихов и пьес ("Клоп", "Баня"). 3.Творческий путь С. Есенина. Тема Родины и России в раннем творчестве. Мифологические и фольклорные образы и мотивы, своеобразие лирического героя. Есенин и Октябрь. Утопические мотивы в послеоктябрьских поэмах ("Инония", "Иорданская голубица"). Формирование философско-эстетических взглядов поэта ("Ключи Марии"). Есенин и имажинизм. Лирическая трагедия "Пугачев". Особенности художественного мира в трагедии, своеобразие конфликта. Нарастание трагических мотивов в поэзии Есенина ("Сорокоуст", "Песнь о хлебе ", "Москва кабацкая", "Черный человек"). Философская лирика 1924-25 гг. Новые эстетические принципы освоения мира и изображения человека. Драматургия 20-х годов. 1.Революция и театр. Героико-революционная драма 20-х годов (К. Тренев "Любовь Яровая ", М. Булгаков "Дни Турбиных ", "Бег",). 2. Сатирические пьесы М. Булгакова ("Зойкина квартира "), Н.Эрдмана ("Мандат ", "Самоубийца"), В.Маяковского ("Клоп", "Баня"). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Изучение курса «Русская литература (1920-1950-е гг.)» должноопираться в наибольшей степени на современные исследования и учебные пособия по истории русской литературы XX вв. и теории литературы. Нужно учитывать многообразие подходов к различным литературным явлениям, которое существует в научных трудах. Поскольку пересмотр литературных явлений первой половины ХХ века находится на стадии продолжения, необходимо следить за новой научной и учебной литературой по курсу, за публикациями в научных журналах, рецензиями на вышедшие книги и знакомить студентов с их выводами. Постоянно следует расширять научный и культурный кругозор студентов, воспитывать «вкус» к аналитической, критической деятельности, сопоставляя не только разные точки зрения ученых, но и интерпретации произведений литературы в киноискусстве, театральных постановках, в музыке и живописи. Преподаватель должен стараться пробудить интерес студентов к просветительской деятельности: выступлению с докладами перед студентами, школьниками, читателями библиотек, участию в литературных вечерах, дискуссиях. Важно находить новые методы и формы работы со студентами, совершенствовать формы текущего и итогового контроля, в том числе применяя индивидуальный подход к студентам. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Освоение материала начинается на лекциях, посещение которых обязательно, поскольку на них даются установки, в каком ключе следует изучать литературу данного, чрезвычайно противоречивого периода истории русской литературы. Осваивая затем тему самостоятельно, следует внимательно перечитать конспект лекции, потом обратиться к учебнику и рекомендованной литературе с целью расширения и углубления того материала, который рассматривался лекционно. Следует помнить, что точка зрения того или иного автора в критической литературе может не совпадать с позицией автора учебника или преподавателя, излагающего курс. Поэтому нельзя механически соединять в одном ответе все, что почерпнуто из разных источников. Читая, надо постараться выделить основные положения, излагаемые автором статьи, книги, учебника или лектором, разобраться в их аргументах, а при ответе обязательно указать, чьи точки зрения вы излагаете, в чем они сходны, а в чем противоречат друг другу. Обязательным является изложение вашей собственной точки зрения. Следует внимательно воспринимать звучащие на лекциях тексты и образцы их анализа, которые дает преподаватель, а также образцы анализа текстов, содержащихся в рекомендованной литературе. Затем следует результаты своих наблюдений применить в самостоятельном анализе иных текстов. Не предпринимая самостоятельных попыток анализа, научиться анализировать текст невозможно. Контроль.
В течение семестра преподаватель проверяет тетради для самостоятельной работы, приглашает для собеседования по прочитанным художественным текстам и критической литературе, проводит тестирование, в часы самостоятельной работы.
И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
I. Промежуточный контроль. Консультации, собеседование по общим темам курса по выбору, содержанию научных работ и прочитанным текстам. Консультации проводятся еженедельно, в часы самостоятельной работы. Формами контроля также являются: - работа на практических занятиях, - работа на коллоквиуме (по теме гражданской войны в прозе 1920-50-х годов), - выступление на «круглом столе» по творчеству А.Ахматовой, - ответ на проблемный вопрос о развитии жанра поэмы в первые годы после революции, - составление тестовых заданий по драматургии 1920-1930-х гг.; - участие в проекте о путях развития романного жанра в 1920-1930-е годы; - тестирование. II. Итоговый контроль. Дисциплина завершается подготовкой одного специального вопроса из предложенного списка в виде портфолио, презентации, реферата. Во время защиты собранных и изложенных материалов студент должен продемонстрировать - начитанность в художественных произведениях избранного автора; - освоение научной и критической литературы по творчеству писателя (поэта); - умение критически оценить прочитанное, высказать собственную точку зрения на вопрос; - умение обобщить и систематизировать полученный из научных источников материал, сопоставив его с собственными наблюдениями по тексту; - способность расположить собранный материал по четкому плану; а также усвоение базовых понятий по всему курсу; умение использовать разные источники для получения информации по вопросам дисциплины.
Вопросы для разработки
1.Романтическое течение в поэзии 1920-х годов (Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий). 2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского. 3.В.Маяковский "о месте поэта в рабочем строю". 4.Любовная лирика В.Маяковского. 5.Сатира В.Маяковского. 6.Философская лирика С.Есенина. 7.Любовная тема в творчестве С.Есенина. 8.Лирическая трагедия "Пугачев": идейная и художественная специфика. 9.Жанр рассказа в прозе 1920-х годов (М.Шолохов, М.Зощенко, М.Булгаков, Б.Лавренев). 10.Историческая проза Ю.Тынянова. 11.Жанр научной фантастики в творчестве А.Толстого. 12.Тема творчества в лирике М.Цветаевой. 13.Библейские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». 14.Цикл стихотворений А.Ахматовой «Тайны ремесла»: проблематика и поэтика. 15.Роман «Мастер и Маргарита» как итоговое произведение М.Булгакова. 16.Тема детей в поздних рассказах А.Платонова. 17.Тема Великой Отечественной войны в творчестве М.Шолохова. 18.Жанр литературного портрета в прозе М.Горького. 19.Цикл Б.Пастернака «Когда разгуляется»: художественное своеобразие. 20. «Воронежские тетради» О.Мандельштама и их художественная специфика.
Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:
Практические занятия
1. Роман-антиутопия Е.Замятина "Мы"
Вопросы:
1.Своеобразие жанра антиутопии. 2.Человек и государство в антиутопии "Мы". Какова предыстория Единого государства, его структура? Как чувствуют себя герои произведения в этой системе технического прогресса и человеческой несвободы? 3. Особенности повествования в романе. 4.Принципы создания образов и раскрытия характера главного героя.Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы»(личностные поступки Д-503) и обратный процесс огосударствления личности.Что оказывается самым непредсказуемым в человеке и опасным для тоталитарного государства? Прокомментируйте финал романа. 5.Функция библейских мотивов в романе. Единое Государство как пародийный аналог Священной истории, пародия на рай. Расшифруйте имена героев романа.
Литература:
1.Акимов В. Человек и Единое государство. В книге: Перечитывая заново. Л., 1989. 2.Михайлов О. Гроссмейстер литературы. В книге: Е.Замятин. Избранное. М., 1989. 3.Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. М.,2000. Или: Высшее образование в России.1999.№5.
Рекомендации:
Цель занятия состоит в том, чтобы выявить и осмыслить поэтику и структуру антиутопии и ее социокультурное значение на примере романа Е.Замятина, который должен быть проанализирован в контексте мировых антиутопий ХХ века. Необходимо уяснить, что русская антиутопия (Е.Замятин, А.Платонов) на первый план выдвигает не технические, а нравственные проблемы и потому всегда обращена к внутреннему миру человека. Важно понять, что в романе «Мы» развенчивается революционная концепция личности как «винтика» государственной машины, как составляющей «единого миллионнорукого тела». На примере устройства Единого государства писатель показывает деформацию нравственных и эстетических ценностей нового общества. Следует обратить внимание на то, что повествование ведется от лица Д-503, который принадлежит к элите государства и искренне исповедует психологию рабства. Изменения в сознании героя, его эмоциональное состояние передаются через форму записей, характер размышлений, систему аргументов. При чтении романа, написанного нетрадиционным языком, необходимо выявить вполне традиционные способы создания характеров (портретная деталь, речевая характеристика и т.п.). Роман должен быть осмыслен как манифестация конфликта между ценностными воззрениями русских классиков и революционной моралью.
2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского (на примере «Про это», «Хорошо!») Вопросы:
1.Основные типы поэмы на рубеже веков. Жанр лирической поэмы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского. Соотнесение поэмы "Про это" с дореволюционными поэмами по жанровым признакам. Значение "Про это" для поэтики В.Маяковского. 2.Композиция поэмы "Про это" (принцип спирали). 3.Вступление к поэме "Про что - про это". Почему поэт так страстно отстаивает право писать о любви и в то же время настойчиво избегает прямого употребления слова "любовь"? Что значит любовь для Маяковского? 4."Баллада Редингской тюрьмы": а)Смысл названия первой части поэмы. б)Функция эпиграфа. Вспомните, какова роль "сцены на мосту" в поэме "Человек" Маяковского и объясните, с какой целью автор использует ее в качестве эпиграфа в поэме "Про это".Сопоставьте "сцены на мосту" у Маяковского и в романе Достоевского "Преступление и наказание", учитывая, что "достоевский" подтекст поэмы выявлен в кульминационном эпизоде ("Вот так,\ убив,\ Раскольников \ пришел звенеть в звонок"). Вспомните значение образа моста в фольклоре. в)Причина "размедвеженья". Сопоставьте интерпретации образа медведя Ал.Михайлова и М.Пьяных. Почему именно медведь, а не другое "времен троглодитских тогдашнее чудище"? Как трансформируется образ медведя на протяжении поэмы? г)"Человек из-за семи лет". Чем он отличается от других двойников лирического героя? 5."Ночь под Рождество": а)Смысл названия второй части поэмы (значение праздника Рождества; гоголевские аллюзии). б)Композиция, образы двойников и средства их изображения. Определите роль в поэме двойников лирического героя. Как происходит разрешение конфликта? в)Рассмотрите последние три главки "Повторение пройденного", "Последняя смерть", "То, что осталось". Куда отправляется герой после смерти? Сопоставьте эпилог поэмы "Про это" с "полетом на звездочку" в рассказе "Сон смешного человека" Достоевского: в чем, по вашему, сходство и различие во взглядах Маяковского и Достоевского на счастье человека и пути его достижения? 6. В чем заключается жанровая специфика "Хорошо!": а)Соотнесите подзаголовок "Октябрьская поэма" с основными идеями первой программной главы. Чем определяется взаимодействие-взаимопроникновение эпического и лирического начал в поэме? б)Охарактеризуйте двуединство образа поэта В.Маяковского, выступающего одновременно в качестве "летописца" событий и их участника. 7.Рассмотрите сюжетно-композиционную организацию поэмы. Каков критерий отбора материала? Проанализируйте кульминационную главу 6: какие поэтические средства и приемы использованы при создании образов двух противоборствующих сил. 8.Ваши суждения о поэме "Хорошо!".
Литература:
1.Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца 19-начала 20 веков. М.-Л., 1964 (гл.1, 4\3\). 2.Пьяных М.Ф."Чтоб всей Вселенной шла любовь". В книге: В мире Маяковского.М., 1984. 3.Михайлов А.. Мир Маяковского. М., 1990.
Рекомендации:
Цель занятия – помочь студенту разобраться в сложном вопросе о специфике поэмного жанра в творчестве В.Маяковского в целом и, в частности, в послеоктябрьский период. Для целостного анализа выбраны поэмы зрелого В.Маяковского – «Про это» и «Хорошо!». Для того, чтобы осмыслить ее во всей глубине и оригинальности, необходимо понять, в чем состоят особенности жанра поэмы в русской литературе к.19 – н.20 веков. Для этого студенту предлагается изучить главы 1, 4 в книге Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма к.19-н.20 веков» (М.-Л., 1964). Читая эту работу, необходимо уяснить, что на рубеже веков лирическая поэма, имеющая в своей основе лирическую эмоцию, вытесняет эпическую поэму, в основе которой лежит повествование. Следует также обратить внимание на то, что В.Маяковский – яркий представитель литературы данного периода – является создателем демократической поэмы. Поэмы раннего В.Маяковского («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек») представляют собой лирические поэмы, поскольку в основе их лежат не эпические события, а лирическая эмоция автора, страдающего от несовершенства мира, трагической разъединенности с людьми, ощущения катастрофичности жизни. В послеоктябрьский период поэма В.Маяковского постепенно изменяется: от лирической поэмы «с разорванным эпическим сюжетом» («Про это») к лиро-эпической поэме («В.И.Ленин», «Хорошо!»). Необходимо уяснить, что от дореволюционной поэмы, в которой предметом изображения является внутреннее состояние лирического героя, поэт после революции идет к такой жанровой модификации, когда лирика сливается с эпосом, переживания героя пронизывают эпическое повествование («Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем»). «Про это» является переходной от лирической к лиро-эпической поэме, она написана «по личным мотивам об общем быте». Читая поэму и литературу о ней, следует разобраться в особенностях сюжета, композиции, выявить в них черты традиционные и свидетельствующие о приверженности новой эстетике (установки ЛЕФа). Выявите функции двойников лирического героя (медведь, человек из-за семи лет, комсомолец и др.). Подумайте, как расширяют проблематику поэмы аллюзии на А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, для чего вводятся автоцитаты. Обязательным при анализе является осмысление особенностей поэтики В.Маяковского (метафоричность, гиперболизация, использование фантастики, ритмическое разнообразие, внимание к звукописи, лексическое богатство). При изучении «Хорошо!» необходимо обратить внимание на то, как реализуются в поэме эстетические установки, высказанные в программной первой главе: «Воспаленной губой /припади/ и попей/ из реки/ по имени «Факт»», «Это было/ с бойцами /или страной,/ или/ в сердце/ было/ моем». Важно уяснить, что все события народной жизни (затянувшаяся Первая Мировая война, нарастание недовольства политикой Временного правительства, Октябрьское восстание, Гражданская война, социалистическое строительство) окрашены авторскими переживаниями, проникнуты его мыслями и эмоциями («Землю,/ где воздух/ как сладкий морс,/ бросишь/ и мчишь, колеся, - / но землю,/ с которою/ вместе мерз,/ вовек/ разлюбить нельзя», «Я/ много дарил / конфет да букетов,/ но больше / всех / дорогих даров / я помню / морковь драгоценную эту / и пол-/полена /березовых дров», «…я/ в комнатенке-лодочке/ проплыл/ три тыщи дней» и т.п.).Особое внимание следует обратить на то, какими художественными средствами передаются исторические события, главным образом в шестой, кульминационной, главе: метафоры, разговорная, даже сниженная лексика, ритмика, звукопись, смысловая рифма; в поэме широко используется пародирование. 3. Драматургия 20-х годов (К.Тренев - М.Булгаков)
Вопросы:
1.Пьеса К.Тренева "Любовь Яровая". Особенности конфликта. Изображение главной героини- Л.Яровой. Речевая характеристика как средство раскрытия характеров в произведении.
2.Пьеса М.Булгакова "Дни Турбиных". Характер конфликта. Художественное осмысление истории и места в ней человека. Приемы создания характеров.
3.Объясните, в чем проявляется сходство двух пьес. В чем вы видите их отличие? 4.Постановочные судьбы пьес.
Литература:
1.Устюжанин
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.18 с.) |