Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология и динамика эпических жанров в 1920-1950-е годы.
1. Роман-антиутопия Е. Замятина "Мы". Проблема гуманизма, свободы воли и места личности в историческом процессе. 2. Проза о Гражданской войне. Герой и масса в революционную эпоху: А. Серафимович "Железный поток ", А. Фадеев "Разгром ". Ориентация на традиции толстовской "диалектики души ". Движение литературы 20-х гг. от поэтизации обобщенного образа революционной массы к социально-психологическому раскрытию характера (И. Бабель "Конармия", М.Булгаков «Белая гвардия»). Проза М.Шолохова. "Донские рассказы": тип героя, тип конфликта, художественное своеобразие. Роман "Тихий Дон" как роман-эпопея. Эволюция замысла. Идеологические и стилевые особенности романа. "Колебания" Г.Мелехова: срез исторической психологии и исторической судьбы казачества. Социальное и индивидуальное в изображении характеров. Авторская позиция в романе и способы ее выявления. Споры о романе и главном герое. 3. Творчество М.Горького-прозаика и драматурга. Общественная и литературная деятельность в 1920-30-е гг. Новые принципы психологизма в жанре литературного портрета ("Лев Толстой", "Сергей Есенин"), в романе ("Дело Артамоновых"). "Жизнь Клима Самгина " как философский роман. Горьковское понимание истории и роли народа в ней, сущности и места человека в мире. Проблемы культуры в романе. Драматургия Горького 1930-х гг. как продолжение его прозы. Особенности конфликта в пьесах "Егор Булычев и др.", "Васса Железнова", изображение характеров. 4. Судьба и творчество М. Булгакова. "Фантастика, корнями врастающая в быт" в сатирических повестях и пьесах 20-х гг. Судьбы русской интеллигенции и культуры в романе "Белая гвардия ". Символико-философское изображение гражданской войны. Своеобразие жанра. Соотношение романа и пьесы "Дни Турбиных ". Философская пьеса в снах - "Бег". Трагедия художника в пьесе "Кабала святош". Роман-миф "Мастер и Маргарита ". Роман и евангельская легенда. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды. Изображение Воланда и его свиты. Творческая личность в романе. Философия любви и вечной женственности. Фаустианские мотивы. Своеобразие поэтики романа. 5. Проза А. Платонова как отражение поисков правды.
Изображение утопических дерзаний человека в повестях "Епифанские шлюзы", "Эфирный тракт ", "Лунная бомба". Изображение "маленького человека "в "Ямской слободе", "Сокровенном человеке". Сатирическое исследование бюрократии в повести "Город Градов". Философский роман "Чевенгур", мифо-фольклорные основы его структуры. Платоновский гротеск и своеобразие языка. Социально-философская повесть "Котлован". Своеобразие авторской позиции в столкновении классового с общечеловеческим. Обращение Платонова к проблемам конкретного человека в рассказах "Фро", "Река Потудань", "Возвращение". 6. Творчество А.Толстого. Дооктябрьское творчество писателя, развитие классических традиций. Октябрьская революция в судьбе и творчестве писателя. Годы эмиграции. Работа над романом "Сестры". Возвращение на Родину. Научная фантастика в творчестве Толстого ("Аэлита", "Гиперболоид инженера Гарина"). Трилогия "Хождение по мукам ". Судьбы России и революции, пути интеллигенции. Тип психологизма в романах Толстого. Теория "внутреннего жеста" А. Толстого и ее художественная реализация в произведении. Особенности сюжета и композиции трилогии и каждого из романов. Концепция петровской эпохи в романе "Петр Первый". Художественные принципы изображения исторической эпохи. Эволюция образа Петра. Народ в романе. Особенности повествования и язык романа. Развитие философской лирики в 1920-1950-е годы 6.1. Творчество О.Мандельштама зрелого периода. Тема и образ времени, века в лирике 1920-1930-х гг. («Век», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Шерри-бренди»). Трансформация темы Петербурга. "Воронежские тетради": изменение тематики и черт поэтики. Гражданственность поэзии 1930-х гг. "Стихи о неизвестном солдате" как предчувствие грядущих трагедий века. Семантическая поэтика Мандельштама. 6. 2. Судьба и поэзия М. Цветаевой. Романтические мотивы ранней лирики. Тема Москвы, России в творчестве Цветаевой. Годы эмиграции, драматизм судьбы поэта. Тема поэтического творчества ("Поэт ", "Стол"). Разнообразие мифологем в циклах, посвященных поэтам. Мотив жизни и смерти (цикл "Жизни"). Мотив тоски по Родине, вынужденной, насильственной разлуки в стихах "Родина", "Рас-стояния …", "Рельсы", "Тоска по Родине. Давно". Развитие традиций футуризма в поэзии М. Цветаевой, особенности ее поэтики зрелого периода. Своеобразие поэмного жанра («На красном коне», «Поэма Горы»). Проза М. Цветаевой ("Мой Пушкин", "Эпос и лирика современной России ", "Поэт и время ").
6.3.Творческий путь Б.Пастернака. Творческие связи и искания молодого Б.Пастернака. Книга "Сестра - моя жизнь " как выражение его художественной философии. Своеобразие лирического героя, художественной картины мира. Поэтологические особенности книги. Поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт " как опыты эпического освоения современности. Позиция художника в 1930-е гг. Работа над романом "Доктор Живаго". Идея свободной личности в романе. Идея революции, неоднозначность восприятия ее героями романа и автором. "Стихи Юрия Живаго" как единое целое. Христианские мотивы в стихах и в романе. Цикл "Когда разгуляется ", пушкинские традиции, обретение простоты стиля. 6.4.Художественный мир А.Ахматовой Судьба и творчество в советский период. Гражданственные мотивы в лирике послереволюционных лет. Образ эпохи в поэме "Реквием". Особенности художественной формы в поэме. Лирика военных лет ("Ветер войны", "Северные элегии"). Трагедийность бытия и мужество человека. "Поэма без героя" как главное произведение 1940-1960-х гг. Творческая история поэмы. "Зашифрованность" как способ воспроизведения исторической действительности. Философская проблематика поэмы. Художественное своеобразие (композиция, образность, строфика, звукопись). Послевоенная лирика ("Бег времени"), особенности поэтики. Тема творчества ("Тайны ремесла") и любви («Шиповник цветет»). Творчество И.Бродского как «эпилог» классического этапа развития русской лирики. Судьба поэта. Специфика поэтического осмысления пространства, времени и человека. Слово в художественном мире Бродского. Традиции О.Мандельштама, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Б.Пастернака, их трансформация в поэзии И.Бродского.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Изучение курса «Русская литература (1920-1950-е гг.)» должноопираться в наибольшей степени на современные исследования и учебные пособия по истории русской литературы XX вв. и теории литературы. Нужно учитывать многообразие подходов к различным литературным явлениям, которое существует в научных трудах. Поскольку пересмотр литературных явлений первой половины ХХ века находится на стадии продолжения, необходимо следить за новой научной и учебной литературой по курсу, за публикациями в научных журналах, рецензиями на вышедшие книги и знакомить студентов с их выводами. Постоянно следует расширять научный и культурный кругозор студентов, воспитывать «вкус» к аналитической, критической деятельности, сопоставляя не только разные точки зрения ученых, но и интерпретации произведений литературы в киноискусстве, театральных постановках, в музыке и живописи.
Преподаватель должен стараться пробудить интерес студентов к просветительской деятельности: выступлению с докладами перед студентами, школьниками, читателями библиотек, участию в литературных вечерах, дискуссиях. Важно находить новые методы и формы работы со студентами, совершенствовать формы текущего и итогового контроля, в том числе применяя индивидуальный подход к студентам. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Освоение материала начинается на лекциях, посещение которых обязательно, поскольку на них даются установки, в каком ключе следует изучать литературу данного, чрезвычайно противоречивого периода истории русской литературы. Осваивая затем тему самостоятельно, следует внимательно перечитать конспект лекции, потом обратиться к учебнику и рекомендованной литературе с целью расширения и углубления того материала, который рассматривался лекционно. Следует помнить, что точка зрения того или иного автора в критической литературе может не совпадать с позицией автора учебника или преподавателя, излагающего курс. Поэтому нельзя механически соединять в одном ответе все, что почерпнуто из разных источников. Читая, надо постараться выделить основные положения, излагаемые автором статьи, книги, учебника или лектором, разобраться в их аргументах, а при ответе обязательно указать, чьи точки зрения вы излагаете, в чем они сходны, а в чем противоречат друг другу. Обязательным является изложение вашей собственной точки зрения. Следует внимательно воспринимать звучащие на лекциях тексты и образцы их анализа, которые дает преподаватель, а также образцы анализа текстов, содержащихся в рекомендованной литературе. Затем следует результаты своих наблюдений применить в самостоятельном анализе иных текстов. Не предпринимая самостоятельных попыток анализа, научиться анализировать текст невозможно. Контроль.
В течение семестра преподаватель проверяет тетради для самостоятельной работы, приглашает для собеседования по прочитанным художественным текстам и критической литературе, проводит тестирование, в часы самостоятельной работы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.036 с.) |