Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составитель: Мочалов Юрий Геннадьевич↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Составитель: Мочалов Юрий Геннадьевич СУДОВЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ Методические указания к практическим занятиям для курсантов специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
очной формы обучения
Керчь, 2016 г.
Составитель: Мочалов Юрий Геннадьевич, преподаватель СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________ подпись
Рецензент: Степанов Дмитрий Витальевич, к.т.н., доцент, преподаватель высшей категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» _______________ подпись
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии судомеханических дисциплин СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № ____ от «____» _______________ 201 6 г. Председатель ЦК __________________ А.П.Зелинский подпись
Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № ____ от «____» _______________ 201 6 г.
© Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г. Содержание
Введение Содержанием расчета рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания является определение давлений, температур и других параметров, определение экономических показателей, основных размеров рабочего цилиндра и построение индикаторной диаграммы. Для решения этих вопросов необходимы знания основ термодинамики, теории рабочего процесса в объеме программы и описательной части курса двигателей. Приступая к выполнению расчета, надо выбрать и обосновать исходные параметры, как, например, степень сжатия, температуры, давления и т.д. Ни в коем случае нельзя брать только средние значения, приведенные в пособии. В решении данных вопросов надо исходить из реальной оценки особенностей проектируемого двигателя, которые можно оценить по заданным параметрам на проектирование. Необходимо эти данные сопоставить с параметрами однотипных действующих двигателей и рекомендованных прототипов, эксплуатационные показатели которых надо изучать. Не рекомендуется выбирать исходные параметры сразу для всего расчета. Критический подход к табличным данным позволяет с достаточной точностью выбрать требующиеся величины. Вышесказанные соображения относятся к выбору тех или иных коэффициентов и сопоставлению расчетных величин с нормативными в процессе выполнения расчетных. Сравнительная оценка полученных результатов с показателями современных двигателей – важное средство для самоконтроля правильности выполнения расчета, объективности выбора параметров. Расчетные индикаторные, эффективные и экономические показатели должны находится на современном уровне.
Нельзя приступать к решению того или иного вопроса, если смысл расчетных формул не понят. В затруднительных случаях необходима консультация. Проектирование – работа творческая. Для лучшей организации проектирования полезен обмен мнениями проектантов, направленных на обсуждение слабых и положительных сторон отдельных работ. Это мероприятие будет способствовать углублению знаний учащихся, а также позволит полнее выявить степень самостоятельности и продуктивности работы. Необходим библиографический сбор основной и дополнительной специальной литературы. В процессе проектирования необходимо дальнейшее изучение конструкций двигателей, но уже с более квалифицированной оценкой их эксплуатационных качеств. С должным вниманием надо отнестись к вопросам экономического характера, предложенным к выполнению задания. РАСЧЕТ Процессы наполнения и сжатия Процесс сжатия заряда. Судовые дизели в зависимости от средней скорости движения поршня См, числа оборотов коленчатого вала nи агрегатной мощности подразделяются на: малооборотные, тихоходные 100 ≤ n < 250 об/мин, См ≤ 6,5 м/сек; среднеоборотные, быстроходные 250 ≤ n < 600 об/мин, См > 6,5 м/сек; повышенной оборотности, быстроходные 600 < n < 1000 об/мин, См ≥ 8,5 м/сек; многооборотные, сверхбыстроходные n ≥ 1000 об/мин, См = 8,5 ÷ 12 м/сек; маломощные Ne ≤ 100 э.л.с. = 73,6 кВт; средней мощности 100 ≤ Ne < 1000 э.л.с.; мощные 1000 ≤ Ne < 10000 э.л.с.; сверхмощные Ne > 10000 э.л.с. Давление в конце сжатия ; Температура в конце сжатия ; Средний показатель политропы сжатия определяем методом последовательных приближений по формуле: ; По опытным данным средний показатель политропы сжатия n1 составляет у дизелей: тихоходных и средней быстроходности с охлажденными поршнями.. 1,32 - 1,38 быстроходных с охлажденными поршнями …………………………… 1,38 - 1,42 С увеличением числа оборотов nдвигателя среднее значение показателя n1 растет, т.к. уменьшается продолжительность теплообмена со стенками; малые числа оборотов приводят к уменьшению n1, (например, при пуске); введение охлаждения поршня и другие мероприятия, ведущие к понижению температуры стенок уменьшает показатель n1; с увеличением основных размеров (D и S)показатель n1возрастает и наоборот; этим объясняется, например, трудность пуска в ход малометражных дизелей. Истинные значения n1изменяются за цикл примерно от 1,5 /У н.мт./ до 1,1 /У в.м.т./.
Степень сжатия составляет у выполненных дизелей: тихоходных....................... 13 - 14 средней быстроходности.............. 14 - 15 быстроходных ……...................... 15 - 20 с наддувом ………......................... 11 – 12 Температура сжатия у дизелей находится в интервале Тс= 740-9000 К Параметры процесса сгорания Таким образом основным процессом рабочего цикла дизеля является горение распыленного жидкого топлива, впрыскиваемого под большим давлением в цилиндр. Расчет процесса горения ведется по основным элементам топлива, содержание которых в топливах различного происхождения изменяется по весу в следующих пределах: С ≈ 84 ÷ 88%; H ≈ 11 ÷ 14%; S ≈ 0,01 ÷ 5% и O ≈ 0,004 ÷ 3%. Обычно для расчета принимают средний весовой состав топлива: С = 0,87; Н = 0,126; O = 0,004. Процесс сгорания топлива состоит в окислении его составных частей с выделением тепла. Теоретическое необходимое количество воздуха L0 для полного сгорания 1 кг топлива
; где – мольное содержание 02 в воздухе; – число кг-молей О2 содержащихся в самом топливе. В дизелях полное сгорание топлива возможно только при избытке воздуха, вследствие трудности осуществления смеси механически распыленного жидкого топлива. Коэффициентом избытка воздуха для сгорания α – называется отношение действительного количества молей воздуха L, находящегося в цилиндре, к теоретически необходимому L0 для сгорания 1 кг топлива: ; Действительное количество молей воздуха, необходимых для сгорания 1 кг топлива: ; Согласно опытным данным, коэффициент избытка воздуха для сгорания на номинальном режиме для дизелей лежит в следующих пределах: малооборотных…………………………………..1,8 - 2,2 средне- и многооборотных……………………...1,7 - 1,3 с наддувом………………………………………..1,7 - 2,2 Критерием оценки изменения числа молей газов в процессе химической реакции сгорания топлива является теоретический коэффициент молекулярного изменения β0. Количество молей продуктов сгорания 1 кг топлива ; Расчетным (действительным) коэффициентом молекулярного изменения называется отношение: ; В котором приняты во внимание, помимо свежего заряда и продуктов сгорания топлива, и остаточные газы γz; у дизелей β ≈ 1,03 ÷ 1,04 Степень повышения давления ; Средняя изохорная мольная теплоемкость воздуха в конце сжатия = 19,3 + 0,0025 Тс кДж/к моль ˚Т; Выразим среднюю мольную изохорную и изобарную теплоемкость продуктов сгорания при максимальной температуре сгорания: Для остаточных: газов в конце сжатия средняя мольная изохорная теплоемкость выразится формулами: ; Определяем максимальную температуру цикла по уточненному уравнению сгорания, если γг> 5% ; где Qн - 42,4 х 103 кдж/кг ≤ /42,4 Мдж/кг/ Коэффициент использования тепла в точке Z – ξz лежит в пределах от 0,6 для многооборотных быстроходных до 0,86 малооборотных. Если количество остаточных газов не превосходит 5%, т.е. γг < 0,05 максимальная температура остаточных газов определяется уравнению сгорания в упрощенном виде: ; После подстановки известных параметров, входящих в формулу, получаем квадратное уравнение относительно максимальной температуры Тz.
Максимальная температура цикла Tz ˚K в современных дизелях: малооборотных 1700 - 1900 средне и высокооборотных 1800 - 2000 с высоким поддувом 1900 - 2200 Давление Рz бар: малооборотных 50 - 70 средне и высокооборотных 60 - 120 с высоким поддувом 100 – 150 Расход топлива
Индикаторный расход топлива: весовой ; массовый ; где Рi– Мн/м2
Эффективный расход топлива: весовой ; массовый ;
Коэффициент полезного действия Индикаторный к.п.д. ; Наиболее важным показателем экономичности двигателя является эффективный к.п.д. ŋе, представляющий собой отношение тепла, превращенного в полезную работу, ко всему теплу, подведенному с топливом. ŋе = ŋі ŋм ; Опытные значения qe и ŋе составляют у дизелей: малооборотных 165- 125 кг/э.л.с.ч 38-43,5 % среднеоборотных 175- 160 кг/ э.л.с.ч 36-39,5 % выcокооборотных 185- 165 кг/ э.л.с.ч 34-38 % маломощных 210-180 кг/ э.л.с.ч 30-35 % Примеры выполнения расчета рабочего цикла 3.1 Пример расчета четырехтактного двигателя с наддувом|наддуванням|. Расчет Определяем теоретически необходимое количество молей воздуха для сгорания 1 кг топлива (вес); в системе единиц СИ для 1 к г массы топлива Действительное количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, L = α·L0 = 1,8·0,495 = 0,891 кмоль/кг; L = 0,891 кмоль/к г. Параметры наполнения рабочего цилиндра Определяем температуру воздуха после центробежного нагнетателя (корпус нагнетателя охлаждаемый). Принимаем средний показатель сжатия nн = 1,8
С целью понижения средней температуры цикла и увеличения наполнения цилиндра при Тк = 3520 К целесообразно установить охладитель воздуха за нагнетателем. Определим температуру надувочного воздуха, приняв ∆Тохл = 400 Тs = Тк – ∆Тохл = 352 – 40 = 3120 К Температура воздуха, поступающего в цилиндр, нагретого стенками цилиндра (степень подогрева примем ∆Т = 50) Т`s = Тs + ∆Т = 312 + 5 = 3170 К Давление начала сжатия примем Pа = 0,95·Рs = 0,95·1,51 = 1,43 бар = 0,143 Мн/м2 Где давление надувочного воздуха после охлаждения Рs = Рк – ∆Р = 1,55 – 0,04 = 1,51 бар = 0,151 Мн/м2 здесь сопротивление воздуха в охладителе принято ∆Р =0,04 бар. Давление остаточных газов принимаем Рг = 0,85·Рs = 0,85·1,51 = 1,28 бар = 0,128 Мн/м2 Коэффициент остаточных газов γг = Тоже получим в системе СИ. Температура смеси свежего заряда с остаточными газами в начале сжатия: Та= Коэффициент наполнения рабочего цилиндра воздухом: .
Параметры процесса сжатия Методом последовательных приближений определим средний показатель политропы сжатия, приняв первое приближение n1 = 1,374 n1 = +1 = +1 = 1,374; 1,374 = 1,374 окончательно принимаем n1 = 1,374. Давление в конце сжатия = 45,97 бар = 4,597 Мн/м2. Температура в конце сжатия = 8510 К, что вполне достаточно для надежного самовоспламенения топлива при всех режимах работы двигателя.
Экономичность Теоретическое среднее индикаторное давление цикла: Принимаем коэффициент полноты диаграммы φ = 0,96. Определяем среднее индикаторное давление с учетом округления: Рi = φ·Рi' = 0,96·11,61 = 11,14 бар = 1,114 Мн/м2.
Среднее эффективное давление Ре = ηм·Рi = 0,883·11,14 = 9,8366 бар = 9,84 бар = 0,984 Мн/м2. Определяем ожидаемые экономические показатели работы дизеля.
Индикаторный к.п.д. цикла:
Эффективный к.п.д. двигателя ηе = ηi·ηм = 0,416·0,883 = 0,367. Полученные в расчете индикаторные и эффективные экономические показатели Рi; Ре; qi; qе; ηi; ηе находятся на одном уровне прототипного двигателя. Основные размеры рабочего цилиндра. Определяем величину хода поршня, приняв двигатель тихоходный, со средней скоростью движения поршня Сm = 5,67 м/сек Находим диаметр рабочего цилиндра:
Принимаем Д = 250 мм = 0,25 м. Проверяем отклонение величины мощности от заданной. Рассчитанная мощность э.л.с., где Д в см; S – в м. Проверяем погрешность расчета. Заданная мощность Ne =725 э.л.с. Что вполне допустимо, так как отклонение расчетной мощности от заданной не превосходит 1%. Проверяем отношение величины хода поршня и диаметра цилиндра: Для двигателей с оборотами 200-500 об/ мин. Рекомендуется S/D = 1,2-1,7. Для оценки форсировки (напряженности) двигателя определяем поршневую удельную мощность: э.л.с/дм2. Полученная форсировка соответствует среднеоборотным четырехтактным двигателям [ Nn] = 13÷40 э.л.с/дм2. Т.О., полученные основные размеры и важнейшие параметры цикла, соответствуют двигателю марки 84 Н 25/34-4.
Пример построения индикаторной диаграммы двухтактного двигателя с контурной продувкой
Исходные данные. Мощность Nе = 600 э.л.с.; число оборотов n = 300 об/мин; диаметр цилиндра D = 300 мм; ход поршня S = 500 мм; число цилиндров i = 6; степень сжатия ε = 12,9; степень предварительного расширения ρ = 1,315; степень последующего расширения δ = 9,8; доля потерянного хода поршня ψ = 0,22; давление начала сжатия Ра = 1,14 бар; давление сжатия Рс = 37 бар; максимальное давление цикла Рz = 60 бар; давление конца расширения Рb = 3,08 бар; средний показатель политропы сжатия n1 = 1,36; средний показатель политропы расширения n2 = 1,3. Принимаем базу диаграммы Va = 120 мм; масштаб ординат давлений 1 бар – 2 мм (m=2); объем камеры сжатия = 9,3 мм; объем предварительного расширения Vz = Ve·ρ = 1,315·9,3 = 12,21 мм; рабочий объём цилиндра Vs = Ординаты давлений характерных точек цикла: точка а = m·Pa = 2·1,14 = 2,28 мм; точка с = m·Pc = 2·37 = 74,0 мм; точка z = m·Pz = 2·60 = 120 мм; точка b = m·Pb = 2·3,08 = 6,16 мм. Таблица 1
Среднее индикаторное давление определяем по приближенному способу деления диаграммы на ряд трапеций, для чего длину диаграммы делим на десять равных частей длиной в = 142 мм. Из точек деления проводим линии У1; У2; … У9 перпендикулярно к атмосферной линии. Проводим дополнительно две ординаты У0 и У10 от линий, касательных к крайним точкам диаграммы. Отрезки линий У1; У2; … У9, заключенные между линиями расширения и сжатия, представляют собой средние линии трапеций, высота которых равна в = … мм. Отрезки У0 и У10 являются средними линиями крайних трапеций с высотой ½ в. Вышеуказанные отрезки измеряем линейкой. Величина среднего индикаторного давления определится по формуле
(Рi) = бар. Пример построения индикаторной диаграммы двигателя с Исходные данные. n1 = 1,38; n2 = 1,27; ψ = 0,11; ε = 11,1; ς = 1,46; δ = 7,62; Ра = 1,34 бар; Рс = 37,2 бар; Рz = 56 бар; Рb = 4,26 бар; Рі = 8 бар; 88˚ п.к.в. до Н.М.Т. опережение открытия выпускного клапана: Таблица 1
Масштаб ординат давлений 1 бар – 2 мм (m=2); точка а = m·Pa = 2·1,34 = 2,68 мм; точка с = m·Pc = 2·37,2 = 74,4 мм; точка z = m·Pz = 2·56 = 112 мм; точка b = m·Pb = 2·4,26 = 8,52 мм. База диаграммы Va = 120 мм; объем катары сжатия = 10,81 мм; объем предварительного расширения Vz = ρ·Vc = 1,46·10,81 = 15,78 мм; рабочий объем цилиндра Поправка Брикса в масштабе длины диаграмм
Пример расчета рабочего цикла двухтактного двигателя с прямоточной-клапанной продувкой Задание: Рассчитать рабочий цикл главного судового дизеля с прямоточно-клапанной продувкой. Эффективная мощность Ne = 17920 э.л.е (13200 Квт) при частоте вращения n = 111 об/мин (1,85 об/сек), число цилиндров i = 8. Расчет производить для топлива марки Л ГОСТ 305-82, средний весовой состав топлива: С = 0,87; Н = 0,126; О = 0,004. Низшая теплота сгорания топлива Qн = 10136,2 Ккал/кг Исходные данные расчета. Максимальное давление цикла…………………….Pz = 130 бар Степень сжатия………………………………………Е = 13,4 Давление окружающей среды………………………P0 = 1бар (0,098 Мн/м2) Температура окружающей среды……………….….Т0 = 2900 К Коэффициент избытка воздуха……………………..α = 1,8 Температура остальных газов………………………Тг = 7000 К Давление после нагнетателя…………………….......Рк = 2 бар Коэффициент остаточных газов…………………….γг = 0,06 Коэффициент использования тепла в точке "z"……..……………………………………...ξz = 0,8 Коэффициент использования тепла в точке "в"…………………………………………….ξв = 0,86 Доля хода поршня, соответствующая Продувочным окнам………………………………….ψп = 0,09 Механический КПД двигателя………………………ηм = 0,94
Расчет Теоретическое количество молей воздуха, необходимое для сгорания 1 к г. топлива. Действительное количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, L = α·L0 = 2·0,495 = 0,99 моль/к г; Параметры процесса сжатия. Средний показатель политропы сжатия, определяем методом последовательных приближений по формуле: n1-1 = приняв первое приближение n1 = 1,373 1,373-1 = = 0,37; 0,373 ≠ 0,37 принимаем второе приближение n1 = 1,37. 1,37-1 = = 0,37; окончательно принимаем n1 = 1,37. Давление в конце сжатия: Рс = Pа· = 3,0816·13,41,37 = 107,87 бар. Температура смеси в конце сжатия: Тс = Та· = 349·13,41,37-1 = 911,7 = 9120 К.
Литература
Основная: 1. Возницкий И.В., Пунда А.С. Судовые двигатели внутреннего сгорания. – М.: Моркнига, 2008. 2. Захаров Г.В. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок. Учебник. - М.: ТрансЛит, 2009
Дополнительная: 1. Миклас А.Г., Чернявская Н.Г. Судовые двигатели внутреннего сгорания. –Л.: Судостроение, 1971. 2. Фомин Ю.Я. и др. Судовые двигатели внутреннего сгорания. – Л.: Судостроение, 1989 3. Петровский Н.В. Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация. –Л.: Судостроение, 1968. 4. Танатар Д.Б. Компоновка и расчет быстроходных ДВС.–Л.:Судостроение, 1956. 5. Танатар Д.Б. Современные мощные дизели. –Л.: Судостроение, 1958. 6. Хандов З.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания (конструкция) –Л.: Судостроение, 1962. 7. Хандов З.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания (теория).–Л.: Судостроение, 1958.
Составитель: Мочалов Юрий Геннадьевич СУДОВЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ Методические указания к практическим занятиям для курсантов специальности 26.02.05 «Эксплуатация судовых энергетических установок»
очной формы обучения
Керчь, 2016 г.
Составитель: Мочалов Юрий Геннадьевич, преподаватель СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» ________________ подпись
Рецензент: Степанов Дмитрий Витальевич, к.т.н., доцент, преподаватель высшей категории СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ» _______________ подпись
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой комиссии судомеханических дисциплин СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № ____ от «____» _______________ 201 6 г. Председатель ЦК __________________ А.П.Зелинский подпись
Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании учебно-методического совета СМТ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № ____ от «____» _______________ 201 6 г.
© Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2016 г. Содержание
Введение Содержанием расчета рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания является определение давлений, температур и других параметров, определение экономических показателей, основных размеров рабочего цилиндра и построение индикаторной диаграммы. Для решения этих вопросов необходимы знания основ термодинамики, теории рабочего процесса в объеме программы и описательной части курса двигателей. Приступая к выполнению расчета, надо выбрать и обосновать исходные параметры, как, например, степень сжатия, температуры, давления и т.д. Ни в коем случае нельзя брать только средние значения, приведенные в пособии. В решении данных вопросов надо исходить из реальной оценки особенностей проектируемого двигателя, которые можно оценить по заданным параметрам на проектирование. Необходимо эти данные сопоставить с параметрами однотипных действующих двигателей и рекомендованных прототипов, эксплуатационные показатели которых надо изучать. Не рекомендуется выбирать исходные параметры сразу для всего расчета. Критический подход к табличным данным позволяет с достаточной точностью выбрать требующиеся величины. Вышесказанные соображения относятся к выбору тех или иных коэффициентов и сопоставлению расчетных величин с нормативными в процессе выполнения расчетных. Сравнительная оценка полученных результатов с показателями современных двигателей – важное средство для самоконтроля правильности выполнения расчета, объективности выбора параметров. Расчетные индикаторные, эффективные и экономические показатели должны находится на современном уровне. Нельзя приступать к решению того или иного вопроса, если смысл расчетных формул не понят. В затруднительных случаях необходима консультация. Проектирование – работа творческая. Для лучшей организации проектирования полезен обмен мнениями проектантов, направленных на обсуждение слабых и положительных сторон отдельных работ. Это мероприятие будет способствовать углублению знаний учащихся, а также позволит полнее выявить степень самостоятельности и продуктивности работы. Необходим библиографический сбор основной и дополнительной специальной литературы. В процессе проектирования необходимо дальнейшее изучение конструкций двигателей, но уже с более квалифицированной оценкой их эксплуатационных качеств. С должным вниманием надо отнестись к вопросам экономического характера, предложенным к выполнению задания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.01 с.) |