В. Объективно ли экономическое знание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Объективно ли экономическое знание.



· Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

· С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход). Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства). Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

· Как известно, экономическая теория не является точной наукой. В частности, она не может (в отличие, скажем, от астрономии) делать точные количественные предсказания. Как, в таком случае, можно проверить экономические теории? Не являются ли они бездоказательными?

· Способен ли в этих условиях честный исследователь сохранить объективность (личные симпатии или антипатии мешают непредвзятому взгляду на вещи, а проверка теорий путем проверки сделанных на их основе предсказаний затруднена)? И не является ли вся экономическая теория искаженной и политизированной картиной мира, созданной в угоду определенным слоям или классам общества?

Г. Свободное эссе по вводным проблемам курса (истории экономической науки, ее предмета, метода, связи с другими дисциплинами). Требования к свободному эссе см. в методических указаниях к рабочим тетрадям.

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое «экономическая система»?

2. Какова взаимосвязь понятий «экономическая система» и «цивилизация»?

3. Какие типы цивилизаций вы знаете? Что служит решающим признаком для выделения того или иного типа цивилизации?

4. Назовите главные черты традиционной цивилизации.

5. Какие основные черты присущи социалистической цивилизации? В чем ее сильные и слабые черты? Дайте прогноз дальнейших перспектив социалистической цивилизации.

6. Есть ли что-то общее между традиционной и социалистической цивилизациями?

7. Назовите определяющие черты рыночной цивилизации. Все ли они одинаково важны по вашему мнению? Какова роль отношений собственности в рыночной системе?

8. Сравните рыночную и социалистическую цивилизации.

9. В чем состоит суть формационного подхода к анализу общественно-экономических систем?

10. В чем заключаются специфические черты чистого капитализма, смешанной и переходной экономик? Каковы плюс и минусы развития России по каждой из этих моделей общества?

11. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

12. Какие факторы производства вы знаете?

13. Перечислите основные субъекты экономики и опишите их роль.

Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики

На приведенной ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые, на ваш взгляд, являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая, в свою очередь, «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

Личный (корыстный) интерес   Частная собственность    
         
  Свобода предпринимательства   Суверенитет потребителя  
         
    Принцип «невидимой руки»   Конкуренция
Роль государства        
      Рынок и цены как механизм саморегуляции  
                             

Тесты И ЗАДАЧИ

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: а) темпы экономического роста; б) используемые технологии и уровень благосостояния членов общества; в) способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни; г) эффективность использования редких ресурсов; д) степень социальной справедливости.  

 

2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) государства; b) продавцов; c) покупателей; d) производителей; e) общества.  

 

3. Фактором производства не является: а) капитал; б) земля; в) деньги; г) предпринимательские способности; д) труд.  

 

4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: а) умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка; б) значительной степенью правительственного вмешательства; в) развитием политической демократии; г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков; д) координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях).  

 

5. Согласно концепции «невидимой руки» А. Смита личный интерес: а) приносит вред экономическому благосостоянию общества; б) гарантирует получение дохода всем гражданам страны; в) вынуждает правительство регулировать экономику; г) вынуждает производителей учитывать интересы потребителей и всего общества; д) ведет к уменьшению конкуренции на рынке.  
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: а) рынки факторов производства; б) рынки потребительских товаров; в) производители (фирмы); г) взаимодействие всех сегментов данной модели; д) потребители.  

 

7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: а) антимонопольное регулирование; б) обеспечение общественными благами; в) определение цен на продукты и ресурсы; г) перераспределение доходов; д) достижение макроэкономической стабилизации.  

 

8. Экономическую систему в современной России можно определить как: а) рыночную экономику; б) смешанную экономику; в) переходную экономику нового типа; г) переходную экономику; д) рыночную экономику нового типа.  

 

9. Экономика является смешанной, если: а) существует полная свобода конкуренции ("laissez faire"); б) не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики; в) государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность; г) действия рыночных сил дополняются государственным регулированием; д) преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности.  
10. Конкурентную рыночную экономику характеризует: а) опора на систему цен, прибылей и убытков; б) распределение редких ресурсов через рынок; в) свобода экономической деятельности; г) частная собственность; д) верно все указанное.  

Задача №1

Изображенная на рисунке №1 кривая производственных возможностей экономики включает в себя производство телефонов и наручных часов.

На графике:

a) найдите точки для следующих комбинаций производства этих товаров;

b) определите какие из них соответствуют эффективному варианту производства (полное использование производственных мощностей).

Рис. 1

телефоны

 

 
 

 


 

100 200 300 400 наручные часы

Варианты:

а) 60 телефонов и 300 часов;

б) 300 телефонов и 35 часов;

в) 300 часов и 40 телефонов;

г) 200 часов и 80 телефонов

д) верные ответы а) и д).

Эссе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.011 с.)