Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюдж.отн-я. Бюджетный федерализм: необходимость, принципы и формы

Поиск

Моделью бюдж. устройства в РФ явл-ся бюдж-й федерализм (в БК нет этого понятия).

Бюджетный федерализм (БФ) – принцип построения бюдж-х отношений, кот. в условиях самостоятельности каждого б-та, позволяет сочетать как интересы гос-ва, так и муниципалитета.

Для реализации принципа БФ д. соблюдаться 3 условия:

1. Разграничение и закрепление расходов м/д уровнями власти;

2. Наделение уровней власти достаточными для выполнения расходов доходами;

3. Вертикальное и горизонтальное бюдж. выравнивание.

Т.о. м/б выравнивание – это распределение (перераспред-е) фин. ресурсов.

2 вида:

1) Вертикальное – обеспечивает реализацию бюдж-х полномочий м/д уровнями власти (т.к. нижестоящим не хватает ресурсов)

2) Горизонтальное – устранение несоответствия м/д б-ми одного уровня, вызванное объкт-ми причинами

Сущ-т 2 модели БФ:

1. Американская: Федерафия, штаты муниципалитеты имеют собственные, непересекающиеся налоги. А м/б отношения в основном реализуются в форме субвенций.

2. Германская: в основе – общие налоги, доходы от кот. перераспред-ся м/д б-ми разн. Уровней по нормативам. Подобием этой модели явл. модель советского и китайского БФ (налоги взимаются по договорной основе и индивидуальным нормативам, ответственность несет должностное лицо).

Сущ-т еще Канадская модель – это социально ориентированная модель американского БФ. Кажд. провинция имеет право добавлять к ставке общих налогов.

В РФ – смешанная модель.

В зависимости от инструментов БФ делят:

1. Фискальный – определяется типом налоговый системы и механизмом распределения налогов м/д уровнями БС (акцент на доходы)

2. Бюджетно-налоговый – целью явл-ся не тол. налоговые доходы, но и расходы (т.е. как собрать и как распределить)

3. Конкурентный – кажд. участник бюдж. отношений – конкурент. Субъекты (муниципалитеты) стремятся создать наиболее выгодные условия.

Принципы:

1) Единство общегосударственных интересов и населения

2) Сочетание интересов гос. и муниципального уровней при распределении бюдж.-налог. Полномочий

3) Участие субъектов РФ в бюдж-нал. политике, в т.ч. в части межбюдж. отношений.

Межбюджетными отношения – экономические (денежные) отношения, складывающиеся в процессе перераспределения финансовых ресурсов между бюдже­тами.

2 вида:

1) Горизонтальные

2) Вертикальные – цель – выравнивание дисбаланса м/д уровнями БС. Осущ-ся в форме м/б трансфертов (дотации, субсидии, субвенции).

В зависимости от бюджетной обеспеченности регионы делятся на 2 группы:

1. регионы доноры – те, которые обходятся собственными силами в решении экономико-социальных задач. С их территории собирают столько налогов, что хватает не только для собственных нужд, но и еще остается для консолидированного федерального бюджета.

2. регионы реципиенты – регионы, бюджеты которых являются дотационными.

Цель межбюджетных отношении – создание исходных усло­вий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с уче­том возлагаемых на них задач и функций при соблюдении мини­мальных государственных социальных стандартов на всей терри­тории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.


 

2/24. Финансы бюджетных учреждений

Бюджетный сектор – сфере, кот. финан-ся за счет средств б-та, включает в себя разл. гос. (мун.) учреждения и орг-ии.

Учреждение – неком. орг-я, созданная для опред-х целей (соц.-эк., культурн., правоохран, управлен-х и др.)

С 2012 г. В РФ функционирует программный б-т àПрав-во РФ разрабатывает общ. концепцию д/ср развития (сейчас до 2020 г.) àФед. орг. исполнительной власти гос. программы à Гос. орг. власти с/РФ разрабатывает региональные программы à кот. в конечном счете реализуются в форме гос. (мун.) заданий à а эти задания исполняет сеть гос. (мун.) учреждений.

Бюджетные учреждения (БУ) старого типа не имели стимулов к оптимизации расходов и повышению их эфф-ти, а также сеть этих учреждений финансир-сь независимо от V и качества услуг.

08.05.2010 г. был введен 83-ФЗ, согласно кот., если раньше гос-во финансировало услуги, то теперь оно финансово обеспечивает услуги.

Гос (мун) теперь делятся на автономные (АУ), БУ и казенные учреждения (КУ).

КУ – гос (мун) учреж-е, осущ-ее оказание гос (мун) услуг и исполнение гос (мун) ф-ий в целях обеспечения реализации полномочий орг. гос. власти или МСУ. Финансовое обеспечение КУ осущ-ся за счет средств соответствующего б-та на основании сметы (документ, устанавливающий лимиты бюдж-х обязательств). КУ не имеет права предоставлять и получать кредиты, приобретать ц/б, продавать имущ-во без согласия собственника. Может осущ-ть приносящую доход деятельность, при этом дох. поступают в соответствующий б-т.

БУ – некоммерч. орг-я, созданная РФ, с/РФ, МО для выполнения работ, оказ-я услуг в целях обеспечения реализации полномочий орг. власти в сферах науки, образов-я, з/о, культуры, соц. защиты и др. БУ Может осущ-ть коммерческую деят-ть и использовать доходы на свое усмотрение.

АУ – неком. орг-я, созданная РФ, с/РФ, МО для выполнения работ, оказ-я услуг в целях осуществления полномочий орг. власти в сферах науки, образов-я, з/о, культуры, соц. защиты и др. АУ не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имущ-ом без согласия собств-ка. Может осущ-ть коммерческую деят-ть и использовать доходы на свое усмотрение.

[При принятии решения о статусе АУ, учреждение д. соответствовать след. требованиям:

- высокая доля внебюдж. услуг (более 30-40%);

- возможность расширения видов и V услуг;

- наличие свободных площадей и кадров;

- возможность привлечения част. инвесторов;

- платежеспособный спрос населения.]

В основе фин. обеспечения АУ и БУ лежит государственное (мун.) задание, оно направлено на оказание услуг, выполнение работ, составляется руководителем.

Гос (мун) задание содержит: список услуг, показатели качества, форму контроля.

Фин. обеспечение БУ и АУ осущ-ся на базе субсидий (долевое финансирование).


2/25. Гос. кредит. Управление гос. долгом

Госкредит – явл. частью фин. системы гос-ва, представляет форму существования публичных (центролиз-х) финансов.

Госкредит м. рассматривать в 3-х аспектах:

1. Как стоимостная категория – это совокупность денежных отношений, возникающих м/у гос-вом и физ. (юр.) лицами, при кот. гос-во может выступать как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

2. Как правовая категория – самостоятельный институт ФИН. права, представляющий совокупность фин.-правовых норм, регулирующих общественные отн-я, складывающиеся в процессе привлечения гос-вом временно свободных ден.ср-в юрид. и физ. лиц на опред.ых условиях в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

3. Как эконом. категория – совокупность эконом. отношений м/у гос-вом в лице его органов власти и эконом.ими субъектами по поводу использования ссудного фонда.

Для госкредита характерны те же признаки, что и для гос.фин., а именно:

1) Одним из участников отношений я-я гос-во

2) Денежная форма отношений

3) Перераспределительный хар-р отн-й

Как и для любой формы кредита для госкредита характерны такие общие черты как: срочность, платность, возвратность.

В отличие от др. форм кредита для госкредита характерны след. особенности:

1.) в качестве обеспечения выступает имущество гос-ва или региона

2.) ЭКОНОМ. сущность госкредита заключается в непроизводительном использовании капитала (покрытии) дефицита бюджета

3.) объектом ФИН. правоотношений выступает ГОСДОЛГ

Роль гос. кредита проя-я через его функции:

1) Распределительная – обеспечивает формир-е централиз-х фондов ден. сред-в и их использование на принципах срочности, платности, возвратности (чем больше величина долга, тем больше сред-в направляется на его обслуживание);

2) Регулирующая – гос-во воздействует на состояние ден. обращения, уровень %-х ставок, процесс произ-ва, занятость населения, а также способствует перераспределению сред-в м/д территориями гос-ва;

3) Контрольная – связана со сроками возврата и своевременностью уплаты %.

Виды госкредита: федеральный и субфедеральный (региональный).

Осн. форма гос. кредита явл-ся – займы.

Гос. займы – это ден.ср-ва, привлекаемые для покрытия дефицита соответствующего бюджета от физ. и юрид. лиц, иностр. государств, м/ународных ФИН. организаций на основании заключенных д-ров.

Классификация:

По сроку заимствования: 1) Кр/ср (до 1 г.); 2) Ср/ср (1-5 лет); 3) Д/ср (5-30 лет (у МО – до 10 лет)).

По месту размещения: 1) внешние – приводимые к возникновению обязательств государства перед нерезидентами; 2) внутренние – приводимые к возникновению обязательств государства перед резидентами.

Следствием кредита выступает ГОСДОЛГ – вся сумма выпущенных, но не погашенных долговых обязательств с начисленными %, кот. д.б. выплачены к опред. сроку. (БК гл. 14)

Госдолг РФ подразделяется на:

1) Внутр. – обяз-ва, возникающие в валюте РФ.

2) Внешний – обязательства, возникающие в ин. валюте.

По сроку образования и погашения:

1) Капитальный – включ-т в себя всю сумму выпущенных непогашенных долг. обяз-в на опред. дату.

2) Текущий – платежи по обязательствам, кот. заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Управление госдолгом – мероприятия, направленные на погашение и обслуживания госдолга. УГ РФ осуществляется Прав-вом РФ,. УГ с/РФ осущ-ся Прав-ом с/РФ, либо уполномоченным им Минфином с/РФ.

Цель УГ: нахождение оптимального соотн-я м/д потребностями гос-ва в доп. фин. ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению

Осн. условием успешного регулирования долга я-я обеспечение экон. роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в т.ч. доходов бюджета. При значительных масштабах задолж-ти приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.009 с.)