Социально-аналитическая драма Г. Ибсена 1870-1880-х 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-аналитическая драма Г. Ибсена 1870-1880-х



Начало 1880-х годов – Ибсен пишет сатирические и реалистические пьесы, которые сделали его прославленным драматургом в мире. Это «Кукольный дом», «Привидение», «Враг народа» и др

Ибсеновский подтекст раскрывает второй подлинный смысл морали. Нужно обратить внимание на жесты героев, их оговорки, которые делают жизнь явной. Слово героя часто неадекватно, монолог делится на отрезки, каждая деталь наполнена глубочайшим смыслом, каждый жест продуман.

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй:

Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную,пьеса написана на реальных событиях и для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома» — «Привидения» (1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религия, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В пьесе «Враг народа» (1882) очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.

В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» (1884) идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.

 

Человек и обстоятельства в символистко-декадентской драматургии Ибсена второй половины 1880-1890-х годов.

В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям.

«Строитель Сольнес» — наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой — только так и может закончить свой путь истинный художник.

«Гедда Габлер» - анализ современного человека, неспособного ни мириться со старыми устоями жизни, ни создать новые. написана и опубликована в Мюнхене(1890).Первая постановка пьесы, состоявшаяся почти сразу после публикации, была принята зрителями прохладно.Героиня — подлинная личность, презирающая рамки и ожидания «реального» мира, в котором любовь способна только разрушать. Непонятая милым и нежным мужем, соблазняемая похотливым другом семь и и непринятая «добрым товарищем», в своем бунте против мещанской пошлости и ограниченности Гедда видит выход только в самоубийстве. Ибсен скажет: — Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова «идеал». Скажите просто, по-нашему: «ложь».

Его пьесы шли во многих театрах. «Пер Гюнт» был положен на музыку Э. Григом. В 1891 г Ибсен возвращается на родину. 70-летие Ибсена становится национальным праздником в Норвегии.

23 мая 1906 г после тяжелой продолжительной болезни Ибсен умер в Христиании.

 

Театр деят-ть Стринберг Август(1849 – 1912).

Стриндберг получил хорошее образование. В своём творчестве писатель пережил эволюцию от натурализма к раннему экспрессионизму

Одна из наиболее известных натуралистических пьес Стриндберга – «Фрекен Жюли» (1888)

Ставил вопросы довольно провокационные для своего времени. Более 70 томов(романов, истор. исследований) в 21 веке вышли 2 биографии и несколько томов.

Не верит в счастливое будущее, даёт ответ из ситуации, выход, но крайне неудачный. Довольно гротесково описывает ситуации.

Ставили на равнее с Гёте, хоть и упрекали его в сумасшествии.

Занимался научной деятельностью: лингвистика; ставит задачу: найти корень всех языков, т.е «проязык» - невыполнимая задача. Химия: найти философский камень.

Шёл к этому – находил новые элементы, которые до него никто не замечал.

Что делал в науке, то и в драматургии. Первые 100 пьес – в 20 лет. Неудачная попытка самоубийства – начал писать, ронять законы человеческой жизни; 1 брак – 10 лет, 4 детей, развод длится много лет.

Жизнь – борьба. М и Ж – обречены сущ – ть вместе, т.к изначально было так.

М и Ж – очень разные, сущ – ть вместе неспособны, 2 разных взгляда на мир, строение. М – рационалист, логик. Ж – интуиция, эмоция. Корень всех бед, на какой основе договариваться.

Единственная возможность сущ – ть: общественный договор между М и Ж. ж всегда этот договор преступает – эмоция, но её интуиция сильна – близость к природе – Ж одерживает верх.

Феминистские движения. С какой стороны?. М – ответственен за семью, в силу сложившихся обществ отношений.

Ж – семьёй занимается пока не надоест, находит себе приключения внутри семьи, объект – муж, «формирование гос – ва» тактика, стратегия. М – бессилен, по стринбергу М – страдательная сторона.

Открыл интимный театр. 70 – е годы – самые счастливые годы в жизни. Много пишет, небогат, мог поддерживать норм. Сущ – е.

В трагический период напишет лучшие произведения.

Середина 80х – покинет Швецию, - 15 лет ездит. Неурядицы в семье. Скандальный успех, «отец» пьеса 1887г. Понимание как должен строится театр. Приходит к мысли: эксподиция – скандал – скандал – конец. Нет антрактов – это снижение градуса. Непрерывный скандал. Ж ИНТУИТИВНО ДЕЙСТВУЕТ. Спасение есть для М??? может быть. Воевать с Ж можно на её лишь поле: близость к природе, дальность от общ – ва. Ж побеждает, а что делать со своей победой. Градус скандала высок.

 

Фрекен жюли» 1888г.

Время его увлечения натурализмом. Причины поведения обьясняет с научной точки зрения. Женщина способна быть наравне с мужчиной по явлению недоразвитой формой сущ – я! никогда не догонит.

Кухарка вместо божественного персонажа. Эти взаимоотношения (М и Ж) – есть основной конфликт всегда и везде. (зависит всё от того, что произошло в семье, о том и думает человек, совершал те или иные поступки).

Драма «ФЖ» была написана в 1888 году в Дании, где стремился основать свой собственный «экспериментальный» театр, который бы позволил порвать с театральной рутиной. С заранее позаботился о его репертуаре, создав драмы «Отец» и «Фрёкен Жюли». Однако в 1880-е годы никто из крупных театральных деятелей не решался сотрудничать с ним после скандала, которым закончилась премьера пьесы «Отец».

Отослал издателю, который, отказался её публиковать. Признавая в письме несомненные достоинства С как драматурга, он тем не менее отмечал, что новая пьеса «слишком смелая и слишком натуралистическая». Н-ой эту пьесу, считали потому, что здесь была затронута интимная, физиологическая сторона отношений между М и Ж. Единственное представление «ФЖ» состоялось 1889 г. Главную роль исполняла жена Стриндберга. Постановка была неудачной: оказались нарушены многие из требований самого С. Исполнители главных ролей, играли вяло и мелодраматично. В Швеции драма «Фрёкен Жюли» на долгие годы была запрещена цензурой. Лишь с 1906 года её начали с успехом ставить на сценах стокгольмских театров.

Ф.Ж. стала своеобразным символом героини нового типа: иногда определяется как «полуженщина-полумужчина». Мы узнаем только об одной ночи жизни героини — последней. Ф.Ж.— дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. В ее истерических метаниях исследователи видят признаки всесторонней деградации. Ф.Ж. и правда не готова к жизни. Не умеет жить, не хочет — всюду чужая, всем опостылевшая. И самое главное, что эта героиня совершенно не способна видеть для себя какое-то будущее. В этом смысле она близка героине Ибсена Гедде Габаер. Традиционно этот образ трактуется в русле натуралистического или реалистического искусства. При этом исследователи (и театры) исходят из авторского предисловия к пьесе, где Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы, а печальная участь обусловливается рядом социально-психологических, в том числе медицинских, причин. Если согласиться с такой фабулой, а также принять версию Стриндберга, изложенную в предисловии, то Ф.Ж.— безусловно, яркий, сильный, хотя и странный характер.

 

Эрик 14»Стринберг

50 лет конец 90х – швеция, после 2 –х разводов. Историческая пьеса. О шведском короле – но под свою систему «подминает».

Сражение в каждую секунду жизни.

Одно из самых значительных произведений писателя, продолжает собой «трилогию Васов». Пьеса имела счастливую сценическую судьбу и неоднократно ставилась на сценах шведских и европейских театров.

 

21. «Пляска Смерти» военный горнизон – закрытое пространство.

 


Генрих Гауптман

Новый театр (свободн сцена 1989гг) – необходима новая драматургия – пьеса «перед восходом солнца» Герхарта Гаптмана(1862 – 1946). Сделал пьесу под манифест – это было не его. успех на свободной сцене (т.е стал популярен с тем, что ему не нравилась, чего он не хотел.) случайный натурализм.

Г-н является здесь учеником Ибсена, хотя ещё незрелым, но уже с проблесками сильного таланта. В том же 1889 году появляется вторая пьеса Гауптмана, «Праздник мира» в которой он окончательно выступает на путь сознательного натурализма и делает смелую попытку к созданию нового драматического стиля.

Известность Гауптмана упрочивается и талант его признается серьёзной критикой только после постановки двух следующих пьес: драмы «Одинокие» и комедии «Наш товарищ Крамптон»; последняя пьеса - одна из самых веселых и умных во всей новейшей немецкой литературе.

За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.51 (0.011 с.)