Натурализм в ФР. театре. Теат-я теория Эмиля Золя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурализм в ФР. театре. Теат-я теория Эмиля Золя



Натурализм в ФР. театре. Теат-я теория Эмиля Золя

Натурализм(Нельзя путать с Реализмом)- близость к природе(в данном случ.как свод биологич законов)

Интерес к реалистической детали, воспроизведению действительности - вел к натурализму в театре. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Драм-ги и актеры, по мнению натуралистов, должны,объективно наблюдать и изображать реальный мир.

ФР.-главный постановщик театральных идей и т-х явлений

Эмиль Золя -родоначальник натурализма, становится популярным очень быстро, желает стать драмматургом. В 16 лет пишет подражание В.Гюго

70е ряд пьес=>неудачны=>забивает на театр.

1881-пишет 2 статьи «Натурализм в театре» и «Наши драмматурги»

В этих статьях он говорит что тв-во драмматурга подобно тв-ву учёного, он должен исследовать человека, законы по кот он существует.

Золя: «Всеми проявлениями человеч. сущ-ва управляет детерминизм»-те у каждого происходящего события есть причина и следствия(всё укладывается в логич цепь)=> чтобы объяснить какоето событие нужно прийти к исходн событию(предсобытие). Наш долг исследование (Золя)

Необходимо забыть о моральных нравственных законах.Наши пьессы губят порядочность-если есть 1«-» герой, то он сразу же уравновеш-ся 2«+». Театр стремится навязать нравств законы.Золя:Театр умирает от нравств поноса. Не любит зритель когда учат. Нужно спуститься к нисшим слоям, харэ показывать аристократию. Чтобы зритель отвык, да и актеры отвыкли. Если мы хотим исследовать природу человека, нужно спуститься вниз к низжему слою. Развивается ПСИХИАТРИЯ.(умопомяшательство=> гениальность).Золя:Темперамент дается от природы.

Натурализм -это направление,воспринимающ ч-ка как биологич сущ-во и построено на изучении инстинктов чел-ка. Проблема наследств-ти=> проявление инстинктов.

Декорации для Золя должна быть точной-отличие от классицизма, где чёрный задник, а сдесь всё точно вплоть до малейшей безделушки. По Золя-открывается занавес и несколько минут не начинается спектакль – зрители изучают спектакль…из какого времени из какого соц слоя действие.

 

Творчество Серы Бернар.

Сара Бернар (1844, Париж - 1923, там же) — фр. актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

ФАКТЫ: * Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».

* Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

* удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Великая актриса написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь» (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Эта книга лишь сгустила тайну вокруг феномена Сары Бернар.

Cара Бернар завоевала широчайшее признание и всемирную славу как великая театральная актриса. Ее игра на сцене была гениальна, зрители ее обожествляли, критики писали о ней восторженные рецензии, а поэты посвящали ей стихи.

Сара была дочерью прекрасной незамужней куртизанки. Мать практически не обращала на нее никакого внимания. Сара росла болезненным ребенком, она с детства страдала от туберкулеза, и врачи предрекали, что проживет она не долго. В 16 лет она мечтала стать монахиней. Тогдашний любовник ее матери, граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, решил, однако, что из Сары может выйти неплохая актриса. Он использовал свое влияние при дворе и сначала устроил Сару в Консерваторию — актерскую школу французского правительства, а через два года помог ей попасть в знаменитый театр "Комеди Франсэз". Она была вынуждена уйти из театра в 1863 году после того, как в припадке гнева ударила другую актрису. Эмоционально непредсказуемая, чрезвычайно худая, с копной непокорных вьющихся волос, Сара добилась первого шумного успеха в театре "Одеон", сыграв главную роль в одной из пьес Александра Дюма-отца. Каждая новая роль удавалась Саре, "прекрасно отполированному скелету", как ее называли недоброжелатели, лучше прежней, она получила признание и широкую известность, а в 1880 году создала свою собственную театральную труппу и начала ездить по всему миру с собственными театральными постановками. Несмотря на свою все увеличивающуюся славу, Сара так и не смогла избавиться от страха перед каждым выходом на сцену. В каждое свое выступление она вкладывала всю себя без остатка. Ее нервное возбуждение всегда было столь велико, что иногда в конце выступления после закрытия занавеса Сара падала в обморок. До конца своей жизни Сара так и не смогла излечиться от туберкулеза, от которого она страдала с раннего детства. Время от времени с ней случались приступы, и тогда она кашляла кровью. Несмотря на свою хрупкость, Сара была чрезвычайно волевой. Она очень мало времени уделяла сну, много работала. Говорят, что ее энергии хватило бы на десятерых. Даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу, она продолжала работать и выступать почти до последних дней жизни. Современники утверждали, что у Сары за всю жизнь были тысячи любовных связей. Сама "Божественная Сара" однажды заявила:"Я была одной из величайших любовниц своего века". Театральные партнеры Сары обычно становились ее любовниками. Такие связи часто существовали до тех пор, пока продолжала ставиться данная пьеса. И после окончания любовной связи многие бывшие любовники Сары продолжали оставаться ее друзьями. И в более зрелом возрасте Сара продолжала поддерживать сексуальные отношения со своими театральными партнерами. В возрасте 66 лет во время прод-ого турне по США. Эксцентричность Сары была широко известна. Одной из многих ее причуд был широко разрекламированный гроб из розового дерева, который сопровождал ее во всех поездках. Поскольку врачи заявили, что еще в юном возрасте Сара должна была вскоре умереть, девочка уговорила мать купить ей этот гроб, чтобы ее не положили в случае смерти "в какой-нибудь уродец". Иногда Сара спала в этом гробу, и ее неоднократно в нем фотографировали.

 


9.Свободный театр. Андре Антуан (1858—1943) — фр. режиссёр театра и кино, теоретик театра. Крупнейший представитель «театрального натурализма», создатель и руководитель «Свободного театра» и «Театра Антуана», актёр любитель, мелкий чиновник. Играл в одном из любительских объединений и создал своё объединение актёров-любителей.

Арендует на последние деньги небольшое помещение, переезжает в этот театрвместе с мебелью(1 декорация), увольняется с работ,начинает жить этим театром.

Благодаря Золя, благодаря его принципам и рассуждениям на тему театра открылся (1887) спект-ем, состоящим из четырех одноактных пьес. Завоевал славу 1 в мире режесёра.

Во ФР.очень жёсткие цензурные законы, нужно получать разрешение на публичные показы от властей.А решил что обязательно ставить в 1 вечер 2 пьессы(хор и начинающ), 1 как «паравозик» для 2. Нет повторяющихся декораций и костюмов. АА. проделал грандиозную реформу на французской сцене: выступал против коммерческого театра, высказывался за обновление академических традиций французской сцены, осуществлял постановки современных пьес, выдвигая новые художественные требования к самой постановке спектакля, занимался поиском по выявлению новых выразительных средств как в актерском искусстве, так и в сценическом оформлении спектакля. На первом представлении «СТ», состоявшемся в трактирчике, присутствовали известные писатели, художники, представители парижских газет. Среди них — Золя, Малларме, Роден...

С этого дня начинает расти успех нищей труппы Антуана. Поставили Тургенева,Толстого идр. СТ просуществовавший около 10 лет. Антуан вводит впервые в театральной практике систему абонементов. 115 пьес французских авторов начали свою сценическую жизнь именно в «Свободном театре».

Андре Антуан подробно изложил художественную программу «Свободного театра» в своей книге. Он рассказал, что ядро труппы театра состояло в течение трех лет из молодых людей, игравших комедии для своего удовольствия.

СТ существовал на средства от продажи абонементов раз в месяц. Но, несмотря на то, что «Свободный театр» был популярен в Париже, он все равно испытывал материальные трудности. Гастроли, предпринимаемые театром, также не спасали положения.

В 94г -антрипринёр кинет труппу и на этом СТ угасает. Просуществовал 7 лет. Антуан откроет новый театр «Театр Антуана»

 

Бранд и Пер Гюнт

Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера самого Ибсена, а также и его современника. Священник Бранд — серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора(сравнил их). Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

Твор-во имеет психотерапевтический эффект->БРАНД-то что скопилось за 30 лет. ВСЁ или НИЧЕГО! –проверяет эту формулу. БОГ МИЛОСЕРДЕН – пишет по латыни – противоречит всей пьессе

«Бранд» и «Пер Гюнт».

 

«Бранд» (1866) – священник, создатель своей религиозной концепции. Намеревается сделать людей свободными, научить их видеть мир таким,

каков он есть. Свободный человек, знающий истину, равен богу. Бранд не идет на компромиссы (не причащает свою мать, которая отказывается завещать всё беднякам). Освободиться от иллюзий - отдать то, что дорого. Но люди оставляют Бранда, соблазнившись сытной жизнью в долине. Бранд остается один и гибнет от снежной лавины. Бранд в некоторой степени – автобиографичный персонаж. По мысли автора, деятельность Бранда должна вызывать восхищение. В финале пьесы произносится

голос свыше: «Бог есть, бог милосерден».

«Пер Гюнт» (1867) – это антипод Бранда, фольклорный персонаж, лгун, обманщик, которому плевать на истину. Он хочет жить и получать от жизни удовольствие. Карнавальное начало переосмыслено. Пер обманывает самого себя. Главная ложь – быть довольным жизнью.

По мнению Ибсена, человек должен знать, как устроен мир. А Пер от этого знания убегает. Пер сам не заметил, как состарился и больше не может заблуждаться относительно того, как устроен мир. В Пере есть и

позитивное содержание. Он человечен, все его желание по-человечески понятны. Пер – болтун, краснобай, автор. Он странствует. Аналог – эмиграция самого Ибсена. Это проект судьбы самого автора. Обе пьесы – основное ядро. Между образами героев возникает драматическое содержание, конфликт. Себя Ибсен видит то гордым Брандом, то склонным компромиссным Пером. Колеблеться между идеальным и гуманным.

Б и ПГ надо восприниать только вместе

 

Фрекен жюли» 1888г.

Время его увлечения натурализмом. Причины поведения обьясняет с научной точки зрения. Женщина способна быть наравне с мужчиной по явлению недоразвитой формой сущ – я! никогда не догонит.

Кухарка вместо божественного персонажа. Эти взаимоотношения (М и Ж) – есть основной конфликт всегда и везде. (зависит всё от того, что произошло в семье, о том и думает человек, совершал те или иные поступки).

Драма «ФЖ» была написана в 1888 году в Дании, где стремился основать свой собственный «экспериментальный» театр, который бы позволил порвать с театральной рутиной. С заранее позаботился о его репертуаре, создав драмы «Отец» и «Фрёкен Жюли». Однако в 1880-е годы никто из крупных театральных деятелей не решался сотрудничать с ним после скандала, которым закончилась премьера пьесы «Отец».

Отослал издателю, который, отказался её публиковать. Признавая в письме несомненные достоинства С как драматурга, он тем не менее отмечал, что новая пьеса «слишком смелая и слишком натуралистическая». Н-ой эту пьесу, считали потому, что здесь была затронута интимная, физиологическая сторона отношений между М и Ж. Единственное представление «ФЖ» состоялось 1889 г. Главную роль исполняла жена Стриндберга. Постановка была неудачной: оказались нарушены многие из требований самого С. Исполнители главных ролей, играли вяло и мелодраматично. В Швеции драма «Фрёкен Жюли» на долгие годы была запрещена цензурой. Лишь с 1906 года её начали с успехом ставить на сценах стокгольмских театров.

Ф.Ж. стала своеобразным символом героини нового типа: иногда определяется как «полуженщина-полумужчина». Мы узнаем только об одной ночи жизни героини — последней. Ф.Ж.— дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не выдержав позора, кончает жизнь самоубийством. В ее истерических метаниях исследователи видят признаки всесторонней деградации. Ф.Ж. и правда не готова к жизни. Не умеет жить, не хочет — всюду чужая, всем опостылевшая. И самое главное, что эта героиня совершенно не способна видеть для себя какое-то будущее. В этом смысле она близка героине Ибсена Гедде Габаер. Традиционно этот образ трактуется в русле натуралистического или реалистического искусства. При этом исследователи (и театры) исходят из авторского предисловия к пьесе, где Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы, а печальная участь обусловливается рядом социально-психологических, в том числе медицинских, причин. Если согласиться с такой фабулой, а также принять версию Стриндберга, изложенную в предисловии, то Ф.Ж.— безусловно, яркий, сильный, хотя и странный характер.

 

Эрик 14»Стринберг

50 лет конец 90х – швеция, после 2 –х разводов. Историческая пьеса. О шведском короле – но под свою систему «подминает».

Сражение в каждую секунду жизни.

Одно из самых значительных произведений писателя, продолжает собой «трилогию Васов». Пьеса имела счастливую сценическую судьбу и неоднократно ставилась на сценах шведских и европейских театров.

 

21. «Пляска Смерти» военный горнизон – закрытое пространство.

 


Генрих Гауптман

Новый театр (свободн сцена 1989гг) – необходима новая драматургия – пьеса «перед восходом солнца» Герхарта Гаптмана(1862 – 1946). Сделал пьесу под манифест – это было не его. успех на свободной сцене (т.е стал популярен с тем, что ему не нравилась, чего он не хотел.) случайный натурализм.

Г-н является здесь учеником Ибсена, хотя ещё незрелым, но уже с проблесками сильного таланта. В том же 1889 году появляется вторая пьеса Гауптмана, «Праздник мира» в которой он окончательно выступает на путь сознательного натурализма и делает смелую попытку к созданию нового драматического стиля.

Известность Гауптмана упрочивается и талант его признается серьёзной критикой только после постановки двух следующих пьес: драмы «Одинокие» и комедии «Наш товарищ Крамптон»; последняя пьеса - одна из самых веселых и умных во всей новейшей немецкой литературе.

За 15 лет Гауптман стал во главе современной немецкой драмы.

 

Мертвый город, Дочь Йорио

С начала 1890-х годов благодаря переводам начинается шумная популярность Д’А во Фр, не без помощи верной подруги Дузе. Актриса энергично “продвигает” на европейской сцене зрелые пьесы Д’А, такие, как “Мертвый город” и “Дочь Йорио”, написанные “под нее”, хотя реакция публики и критиков весьма неоднозначна.

Написал для сары Бернар «Мертвый город», ну и само сабой, что пишет Д.А – это идеально.

Символ красоты – красота, к которой не прприкоснулся мужчина.

Бьянка-не успела пока до неё дотронулся мужчина,поэтому она – символ красоты. Анна-образ бытовой.

«Дочь Йорио» - Строит всё на фольклоре. Начинается всё с обряда (подготовка к свадьбе) – заканчивается тоже обрядом(погребение). Отношения между полами - они не смеют дотронуться друг до друга, понимая что после этого всё закончится.

Д.А. завоевал все площадки мира

 

Мейнингенцы»

Мейнингенский театр - один из важнейших театров Германии второй половины XIX в. Возникновение его относится к XVIII в., когда в столице герцогства Саксен -Мейнинген, в Городе Мейнингене, был создан придворный театр. Мейнингенский театр, будучи театром придворным, в то же время испытывал значительное влияние вкусов буржуазной публики. С 1869 г. когда директором и режиссером театра становится Людвиг Кронег, ранее работавший здесь актером, театр вступает в период своего расцвета, охватившего 70—80-е годы.

Во главе театра стояли три человека: герцог Георг II. занимавшийся в основном декоративной стороной спектаклей, но имевший решающий голос во всех вопросах жизни театра; его жена, ранее актриса Мейнингенского театра Элен Франц, в обязанности которой входила главным образом работа над декламацией, и Людвиг Кронег, талантливый режиссер и всесторонне образованный человек, бывший душой Мейнингенского драматического театра. В разработке режиссерских планов Кронег всегда добивался жизненной правды, точности изображения исторической эпохи, ее быта и нравов.

Он же стал организатором гастрольных поездок театра. Мейнингенцы объездили всю Германию, были в Голландии, Швеции, Бельгии, Дании, Швейцарии, Англии, дважды посетили Россию. После смерти Кронега, в 1891 г., гастроли прекратились и театр стал безвыездно работать в Мейнингене.

Художественное направление Мейнингенского театра было основано на принципах работы Гете. Продолжая гетев-ские традиции, Мейнингенский театр стремился сохранить высокий художественный уровень репертуара, ориентируясь главным образом на классику. Продолжая традиции Веймарского театра, мейнингенцы утверждали ведущее значение режиссера в спектакле. От Иммермана мейнингенцы унаследовали стремление к ансамблю, к исторической и бытовой точности спектакля.

Основой репертуара, была классическая драма, в первую очередь немецкая. Это имело положительное значение — театр ограждался от пошлой буржуазной драматургии и сохранял высокий художественный уровень. Первое место -Шиллеру.На втором пьесы Шекспира: Затем были поставлены Гете, Лессинг, пьесы Клейста. Из французской комедии Мольера.

Идейная направленность театра, возглавлявшегося герцогом Георгом II, определяла отбор пьес и их трактовку. Успех труппы М. объясняется прекрасным репертуаром (драмы Шиллера, Гете, Шекспира, немецких романтиков и т. д.), освежительно подействовавшим на публику, пресыщенную реалистической, бытовой пьесой, - но еще более своеобразием постановки.

 

 


30. Оскар Уайльд (1854 – 1900) ирландия г. Дублин. Точно понял законы коммерческого театра и удачно их использовал. Великий великий бездельник, король жизни!. Эпатировал публику в течении долгого времени. Успешная семья. не собирался работать. Эрудирован. Выступал с лекциями обо всём и ни о чём. Символ движения Уальда – зелёная гвоздика,т.е. искусство то, к чему приложили руку человека(портрет Дориана Грея).Выступает с лекциями по Америке, прогуливает все деньги. Человек парадоксов, от него ждут парадоксов.

Очень уверенный, 30 лет женатая 2 сына. Пытается повзрослеть. Дамский журнал. Работа. Колонна обо всём и им о чём, как и всегда. Мы писать обо всём, статья – повод для скандала – о Шекспире - «портрет актера У.Х»(Считали признанием в своей ориентации, что наказуемо) Поднимает тему Гомосексуалности Шексп.

1891-1895-пишет осн пьессы

 

Саломея. О.Уайльд

Давно хотел написать на библейский сюжет – нужен танец Соломеи –> увидел в мулен руже румынскую танцовщицу. Для него святых нет, верит что человек склонен лишь к извращённому. Символистская, Декадентская пьеса. Атмосфера: Страсть к высшей красоте, не к плотскому началу – это низменно. Красота мёртвого лица, мёртвых губ. Эстетизирование смерти. Цензором закрыта пьеса. Сара Бернар – главная роль. хотела ставится через 5 лет во Франции -> череда удачных постановок Штрауса. Никто не знает как ставить.

Виктюк – мелодика речи, год гастролировал с открытой репетицией соломеи. Всего 3 цвета: белый, красный, чёрный. Моментальная смена эмоции, эмоциональные перенады.

Уайльд искренне хотел написать, долго вынашивал, написал за несколько дней.

Провал.

 

Комедии Уайльда

Скупает все модные ФР пьесы, уединяется, читает, пишет. Создаёт коммерческую пьесу.

1892г. «Веер леди Уиндермир.» - хорошо сделанная пьеса.

В англии это ставят, любят,успех. Не торопится писать сто то ещё. – абсолютный законодатель мод, куча экипажей. Все должны видеть что едет Он

4 КОМЕДИИ с банальными сюжетами-ради денег.

По форме – банальнее не придумаешь! Но на сюжет он нанизывает свои диологи, парадоксы. Англ.юмор у нас не умкют ставить, не понимают!

Идеальный муж + её 3

2 года тюрьмы в 1897 вышел Обеспечивает пьессами WEST END

Как важно быть серьёзным Название комедии представляет собой каламбур — слово Earnest, означающее по-английски «серьёзный», созвучно имени Эрнест, которым представляются два героя пьесы. При этом они нихера не серьёзны.

Основное событие пьесы — сватовство эгоистов Джона Уординга и Алджернона Монкрифа к двум девушкам. Сюжет наполнен фарсовыми и мелодраматическими элементами —(оба героя, чтобы понравиться своим избранницам, выдают себя за некоего Эрнеста, но оказываются разоблачены). В финале выясняется, что Джон и Алджернон — родные братья.

На первый взгляд, Уайльд не затрагивает в этой пьесе никаких серьёзных вопросов, однако на самом деле важное место в ней занимают темы пошлости и ханжества. Не чуждается он и политических предметов-значение образа Сесили (воспитанницы Джона), которая занимается «поэтическим преобразованием скудного бытия».

Язык произведения насыщен авторскими неологизмами (Bunburism — по имени придуманного Алджерноном мистера Бенбери, womanthrope — женоненавистник)

 

33. Бернард Шоу (1856 – 1905) - злобный оптимист.

На 2 года младше Уайльда. Отравленный Марксом социализмом, соц разоблачения… г. Дублик, Ирландия.

Пишет статьи, Выступает с лекциями в Гайдпарке.

Пишет 5 романов. «Можно по разному любить Шоу, любить романы и не любить пьесы…» Живёт на деньги матери. Первые заработки начались в лет 40, причём он считает это правельным.

Писал на пару с другом: С друга диологи, а с Шоу сюжеты. Не получилось – разбежались.

«Дома вдовца» - с горем пополам пишет пьесу. После успеха уайльда. Считает что он гениален,а вокруг – глупые, поэтому писал огромнейшие предисловия.

Увлекается Ибсеном. Статья КВИНТЕСЕНЦИЯ ИБСЕНИЗМА(основа основ, самое главное) (то что вокруг Ибсена)=> Мы должны забыть Sh., на время, потому что он мешает пробится др авторам. Мы должны всё забыть на время. Он мешаетпробится. Нужно идти за Ибсеном, нужно отражать день сегодняшний. (схож с Толстым в этих изречениях).

 

Пигмалион. Б.Шоу.

В главной роли Стелина Патрик Кемпбел – 50 лет. Подруга, для которой написал пьесу. А должна сыграть 18юю цветочницу. Ворованный сюжет. Пьесы без намёка на эротику. Пытался приблизиться к коммерческим пьесами, но писал настоящее.

Справочник по социализму для просвященных женщин (5 лет потратил).

Тщательно разработанны характеры

В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона.. Если ожившая Галатея была воплощенной покорностью и любовью, то у Шоу поднимает бунт против своего создателя: если Пигм. и Г античности вступили в брак, то герои Шоу ни в коем случае не должны вступать в брак. Это пьеса большого социального, демократического звучания – пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа. Шоу сумел в своей пьесе осветить вопрос о социальном неравенстве людей. Образованная Элиза остается такой же нищей, какой она была, когда торговала цветами. Прибавилось только трагическое сознание своей нищеты и безграничного неравенства между людьми.

 

36.Б.Шоу В конце войны напишет свою самую странную пьесу: «Дом, где разбиваются сердца» - попытка сработать под Чехова. Назвал свою пьесу «Фантазии в русском стиле на английские темы». Все живут не так, как хотят. Кто живёт так как хочет тот сумасшедший. Пластическое решение некоторых моментов. Общее недовольство окружающей жизнью, ожидание перемен тоже становится фактом их повседневного существования.

Одно из самых значительных произведений драматурга, эта пьеса знаменует начало нового этапа в его творческом развитии. Действие драмы происходит во время первой мировой войны. События ее развиваются в доме, построенном наподобие старинного корабля. Шоу с грустным сочувствием относится к изображаемым, им интеллигентам, кто бы они ни были, с гневом - к корыстным, эгоистичным и лживым обитателям дома.

 

Святая Иоанна. Б.Шоу

Его собственной наиболее последовательной попыткой создать серьезную драму в точном значении слова была «Святая Иоанна» (1923), представляющая собой версию истории суда и расправы над Жанной дАрк.

23 г – жанна дарк канонизирована -> реакция. О святой пытается говорить как о женшине. (Самоубийство-как последняя проверка человека).

 

40,41 Э. Гордон Крег(1872 – 1966) Режиссёр, сценограф – изобрёл это понятие. актёр в Lyceum, Ирвит прочит его себе на замену. 3 г – издаёт разл. журналы. Начинает ставить сам (1900 – 1907 - 7спектаклей).

Путешествует по миру.Встречается с Айсидорой дункам. Необычен, постоянно обижается, что его не понимают.

Декорация должна двигаться, работать параллельно с актёром, Пост. перемена пространства, ширмы двигающиеся –> действенная сценография. Идея должна быть выражена в пространстве. Одновременное воздействие на все уровни чувств. Понятие сверхмарионетки = актёр + вдохновение – эгоизм, т.е не должен тянуть своё настроение в спектакле. Улавливает божественную эмоцию, получается ощущение полёта.

«страсти по Матфею» попытается воплотить.

Гениальный неудачник. На его идеях в дальнейшем развивается весь театр.

 


Генри Ирвинг(1838—1905)

Бродрибб дебютировал в театре «Лицеум» в Сандерленде. Здесь он обрел сценический псевдоним. Тут Ирвинг провел пять месяцев, после чего переехал в Эдинбург, где за два с половиной года на сценах Королевского театра и Театра Королевы сыграл 428 (!) ролей в 327 пьесах.

Восходящую звезду провинциальной сцены пригласили в лондонский Театр Принцессы. Затем Ирвинг выступал в Гриноке и в Глазго. Множество ролей и крохотное жалованье.

В театре Манчестера — работа на износ. Ирвинг постепенно преодолевал природные недостатки. Слабый, суховатого тембра голос, тенор, он разработал до низких, бархатных, «благородных» басовых нот. Много лет актер отшлифовывал дикцию. Еще труднее было с пластикой — от природы он волочил ногу.

Генри вел более чем скромный образ жизни, так как ровно половину небольшого жалованья отсылал домой. Оставшиеся деньги часто тратил на реквизит.

После Манчестера Ирвинг играл в театре «Сент-Джеймс» и Театре Королевы. Определилось его амплуа — исполнитель ролей «светских негодяев». Именно в этом качестве его пригласили в знаменитый театр «Друри-Лейн».

1872 - Ирвинг выступает в новом спектакле «Карл I». В роли короля Ирвинг добился поразительного портретного сходства.

Ставит Шекспира: Ричард3,макбет,отелло,гамлет.

Ирвинг увлекся работой над «Фаустом». Поэма была переработана штатным драматургом «Лицеума» Уилсом. В итоге из 25 сцен первой части «Фауста» в спектакль вошли 12. «Чудес» было много: клубы дыма, из которых появляется Мефистофель; облако тумана, уносящее Мефистофеля и омоложенного Фауста; вырывающееся из стола по воле черта пламя; рассыпающиеся от скрещенных шпаг Валентина и Фауста искры (впервые в «Лицеуме» применили электричество). Вершиной изобретательности Ирвинга стала сцена Вальпургиевой ночи.Это был самый «кассовый» спектакль за всю историю «Лицеума».

1898-для Ирвинга год катастроф. 1 января сезон в Лондоне открылся спектаклем «Петр Великий»- первый провал в «Лицеуме». Не прошло и двух месяцев-сгорел склад декораций — оформление сорока четырех спектаклей. Потом — еще одна неудачная премьера. Огромные финансовые потери злосчастного года и безмерная усталость Ирвинга привели к тому, что «Лицеум» перешел в руки театрального синдиката.

 

 

Натурализм в ФР. театре. Теат-я теория Эмиля Золя

Натурализм(Нельзя путать с Реализмом)- близость к природе(в данном случ.как свод биологич законов)

Интерес к реалистической детали, воспроизведению действительности - вел к натурализму в театре. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Драм-ги и актеры, по мнению натуралистов, должны,объективно наблюдать и изображать реальный мир.

ФР.-главный постановщик театральных идей и т-х явлений

Эмиль Золя -родоначальник натурализма, становится популярным очень быстро, желает стать драмматургом. В 16 лет пишет подражание В.Гюго

70е ряд пьес=>неудачны=>забивает на театр.

1881-пишет 2 статьи «Натурализм в театре» и «Наши драмматурги»

В этих статьях он говорит что тв-во драмматурга подобно тв-ву учёного, он должен исследовать человека, законы по кот он существует.

Золя: «Всеми проявлениями человеч. сущ-ва управляет детерминизм»-те у каждого происходящего события есть причина и следствия(всё укладывается в логич цепь)=> чтобы объяснить какоето событие нужно прийти к исходн событию(предсобытие). Наш долг исследование (Золя)

Необходимо забыть о моральных нравственных законах.Наши пьессы губят порядочность-если есть 1«-» герой, то он сразу же уравновеш-ся 2«+». Театр стремится навязать нравств законы.Золя:Театр умирает от нравств поноса. Не любит зритель когда учат. Нужно спуститься к нисшим слоям, харэ показывать аристократию. Чтобы зритель отвык, да и актеры отвыкли. Если мы хотим исследовать природу человека, нужно спуститься вниз к низжему слою. Развивается ПСИХИАТРИЯ.(умопомяшательство=> гениальность).Золя:Темперамент дается от природы.

Натурализм -это направление,воспринимающ ч-ка как биологич сущ-во и построено на изучении инстинктов чел-ка. Проблема наследств-ти=> проявление инстинктов.

Декорации для Золя должна быть точной-отличие от классицизма, где чёрный задник, а сдесь всё точно вплоть до малейшей безделушки. По Золя-открывается занавес и несколько минут не начинается спектакль – зрители изучают спектакль…из какого времени из какого соц слоя действие.

 

Творчество Серы Бернар.

Сара Бернар (1844, Париж - 1923, там же) — фр. актриса еврейского происхождения, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».

ФАКТЫ: * Д. Марелл написал о Саре Бернар пьесу «Смех лангусты».

* Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.

* удостоена звезды на Голливудской аллее славы за вклад и развитие киноиндустрии.

Великая актриса написала автобиографическую книгу «Моя двойная жизнь» (1907), но многое в ней скрыла, не договорила, особенно из области личной жизни. Эта книга лишь сгустила тайну вокруг феномена Сары Бернар.

Cара Бернар завоевала широчайшее признание и всемирную славу как великая театральная актриса. Ее игра на сцене была гениальна, зрители ее обожествляли, критики писали о ней восторженные рецензии, а поэты посвящали ей стихи.

Сара была дочерью прекрасной незамужней куртизанки. Мать практически не обращала на нее никакого внимания. Сара росла болезненным ребенком, она с детства страдала от туберкулеза, и врачи предрекали, что проживет она не долго. В 16 лет она мечтала стать монахиней. Тогдашний любовник ее матери, граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, решил, однако, что из Сары может выйти неплохая актриса. Он использовал свое влияние при дворе и сначала устроил Сару в Консерваторию — актерскую школу французского правительства, а через два года помог ей попасть в знаменитый театр "Комеди Франсэз". Она была вынуждена уйти из театра в 1863 году после того, как в припадке гнева ударила другую актрису. Эмоционально непредсказуемая, чрезвычайно худая, с копной непокорных вьющихся волос, Сара добилась первого шумного успеха в театре "Одеон", сыграв главную роль в одной из пьес Александра Дюма-отца. Каждая новая роль удавалась Саре, "прекрасно отполированному скелету", как ее называли недоброжелатели, лучше прежней, она получила признание и широкую известность, а в 1880 году создала свою собственную театральную труппу и начала ездить по всему миру с собственными театральными постановками. Несмотря на свою все увеличивающуюся славу, Сара так и не смогла избавиться от страха перед каждым выходом на сцену. В каждое свое выступление она вкладывала всю себя без остатка. Ее нервное возбуждение всегда было столь велико, что иногда в конце выступления после закрытия занавеса Сара падала в обморок. До конца своей жизни Сара так и не смогла излечиться от туберкулеза, от которого она страдала с раннего детства. Время от времени с ней случались приступы, и тогда она кашляла кровью. Несмотря на свою хрупкость, Сара была чрезвычайно волевой. Она очень мало времени уделяла сну, много работала. Говорят, что ее энергии хватило бы на десятерых. Даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу, она продолжала работать и выступать почти до последних дней жизни. Современники утверждали, что у Сары за всю жизнь были тысячи любовных связей. Сама "Божественная Сара" однажды заявила:"Я была одной из величайших любовниц своего века". Театральные партнеры Сары обычно становились ее любовниками. Такие связи часто существовали до тех пор, пока продолжала ставиться данная пьеса. И после окончания любовной связи многие бывшие любовники Сары продолжали оставаться ее друзьями. И в более зрелом возрасте Сара продолжала поддерживать сексуальные отношения со своими театральными партнерами. В возрасте 66 лет во время прод-ого турне по США. Эксцентричность Сары была широко известна. Одной из многих ее причуд был широко разрекламированный гроб из розового дерева, который сопровождал ее во всех поездках. Поскольку врачи заявили, что еще в юном возрасте Сара должна была вскоре умереть, девочка уговорила мать купить ей этот гроб, чтобы ее не положили в случае смерти "в какой-нибудь уродец". Иногда Сара спала в этом гробу, и ее неоднократно в нем фотографировали.

 


9.Свободный театр. Андре Антуан (1858—1943) — фр. режиссёр театра и кино, теоретик театра. Крупнейший представитель «театрального натурализма», создатель и руководитель «Свободного театра» и «Театра Антуана», актёр любитель, мелкий чиновник. Играл в одном из любительских объединений и создал своё объединение актёров-любителей.

Арендует на последние деньги небольшое помещение, переезжает в этот театрвместе с мебелью(1 декорация), увольняется с работ,начинает жить этим театром.

Благодаря Золя, благодаря его принципам и рассуждениям на тему театра открылся (1887) спект-ем, состоящим из четырех одноактных пьес. Завоевал славу 1 в мире режесёра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.092 с.)