Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение задач, имеющих практическое значение и отвечать потребностям развития и совершенствования деятельности в области физической культуры и спорта. Не разрешается выполнять выпускную квалификационную работу на одну и ту же тему, к тому же по материалам одной и той же организации двум и более студентам. Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной предметно цикловыми комиссиями (ПЦК) и индивидуальными интересами каждого студента. Студент, по согласованию с руководителем работы, может самостоятельно предложить ПЦК тему, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки. При выборе темы выпускной квалификационной работы учитываются следующие обстоятельства: соответствие темы интересам базы преддипломной или тренерской практики; возможность использования конкретных материалов базы преддипломной, тренерской практики; соответствие темы научным интересам студента, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовой работы. Выпускная квалификационная работа может выполняться в порядке привлечения студента к участию в выполнении научно-исследовательской работы ПЦК по определенным ею специальным темам. Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки, иметь практическое значение в физической культуре и спорте. Некоторые признаки проявления актуальности темы: - состояние вопроса на сегодняшний день, его важность для того-то и того-то; - общий интерес со стороны ученых, педагогов, тренеров к проблеме (кто работал в этом направлении с указанием ФИО авторов); - наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в разработке вопроса на данном этапе; - необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и другими условиями; - что затрудняет решение проблемы: недостатки методики, организации, диагностики и т.д., противоречия между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле. Такое состояние вопроса (формулировка проблемы исследования) и обусловило выбор темы исследования. Совместно с руководителем обсуждается формулировка темы. Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть выпускной квалификационной работы, содержать указание на объект и предмет исследования. Изменение темы выпускной квалификационной работы допускается лишь в исключительных случаях не позднее, чем за 3 месяца до назначенной даты преддипломной практики. Студент обязан в срочном порядке, письменно поставить в известность (с подробным изложением причин) научного руководителя работы и руководителя отделения. Председатель ПЦК обосновывает необходимость изменения темы и доводит до руководства НУ(К)ОР. Только после утверждения директором соответствующих изменений можно приступить к разработке новой темы выпускной квалификационной работы. После того, как тема выбрана и согласована с научным руководителем составляется план ее изучения и написания, где определяются сроки выполнения этапов выпускной работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять выпускную квалификационную работу.
Определение объекта и предмета исследования Объект исследования представляет собой изучаемый процесс или явление. В физической культуре и спорте объектом исследования является учебный, тренировочный, учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий процесс. То есть процессы, касающиеся физической культуры и спорта в детском саду, школе, ДЮСШ, ВУЗе, оздоровительно-спортивном клубе и т.д. Формулировка не должна охватывать большой пласт исследования. Должна быть объективно реалистичной, содержащей предмет исследования. Предмет исследования является частью объекта исследования. Предметом исследования могут быть: процесс, методика, программа, технология повышения двигательной активности, обучение движениям, развитие физических способностей, диагностика психофизического развития, формы и методы педагогической деятельности, совершенствование или диагностика учебно-воспитательного процесса, содержание и развитие познавательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями и т. п. Объект - это то, что исследуется, а предмет – это то, что в этом объекте получает научное объяснение. Определение цели и задач исследования Целью исследования в выпускных квалификационных работах вытекает из объекта и предмета исследования. Формулировка цели исследования должна быть краткой и точной, в смысловом отношении выражать то основное, что намерен сделать и какой конечный результат стремится получить исследователь. В работах по физической культуре и спорту целью исследования может являться разработка и обоснование методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития физических качеств, форм и методов физического воспитания. Задачи исследования представляют собой логически взаимосвязанные «шаги» достижения цели, отражающие хронологическую последовательность исследования. Как правило, ставят не более трех задач, их формулирование начинается с глаголов: «Определить...», «Выявить...», «Разработать...», «Установить...», «Доказать...», «Проверить», «Выяснить...», «Обосновать...» и др.
Разработка рабочей гипотезы Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза рассматривается как отправная точка исследования, которая может экспериментально подтвердиться или быть опровергнута. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований и проверенных научных фактов. Например, известно, что младший школьный возраст благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект при целенаправленном применении именно в этом возрасте. Но какие упражнения (средства), как и с какой дозировкой (метод) являются наиболее эффективными при развитии координационных способностей – остается вопросом. В гипотезе заложены главная идея исследования и ожидаемый результат. Гипотеза должна быть достаточно простой, проверяемой в процессе эксперимента, и опираться на веские аргументы. Как подтверждение гипотезы, так и ее обоснованное опровержение, являются научно значимыми результатами исследования. Примерные формулировки темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования Пример 1: Тема исследования: «Физическая и техническая подготовленность гимнасток на этапе спортивного совершенствования в аэробной гимнастике». Объект исследования - процесс физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Предмет исследования - динамика специальной физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Цель исследования - выявить показатели специальной физической и технической подготовленности, ограничивающие рост спортивных достижений гимнасток и составов групп мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. Задачи исследования: 1. Выявить уровень специальной физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования. 2. Определить взаимосвязь между спортивным результатом и уровнем специальной физической и технической подготовленности гимнасток и групп. 3. Разработать методические указания по совершенствованию физической и технической подготовленности гимнасток и комплектации их в состав групп. Гипотеза: предполагается, что анализ динамики физической и технической подготовленности гимнасток мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, особенностей изменения уровня их подготовленности в течении трех лет, выявление их роли в достижении спортивных результатов, будет способствовать совершенствованию двигательных (физических) способностей спортсменок и эффективному отбору состава групп гимнасток и коррекции тренировочного процесса на рассматриваемых этапах подготовки. (Пояснение: «групп гимнасток», т.е. гимнасток, выступающих в групповых упражнениях). Пример 2 Тема исследования: «Влияние средств аэробной гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)». Объект исследования - процесс развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - методика развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования - изучить влияние средств аэробной гимнастики на развитие координации детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Выявить начальный уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить влияние занятий аэробной гимнастикой на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать методические рекомендации по развитию координационных способностей у детей 5-6 лет. Гипотеза: предполагается, что воздействие средств аэробной гимнастики положительно скажется на формировании координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Пример 3 Тема исследования: «Взаимосвязь развития скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией ударов по воротам у хоккеистов с мячом 13-17 лет». Объект исследования – тренировочный процесс хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет. Предмет исследования – методика физической и технической подготовленности хоккеистов с мячом. Цель исследования - выявить взаимосвязь скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией удара по воротам у хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет. Задачи исследования: 1. Выявить уровень развития ловкости и скоростно-силовых качеств у хоккеистов с мячом 13-17 лет; 2. Определить уровень технической подготовленности с помощью ударов по воротам; 3. Установить взаимосвязь между уровнем скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией удара по воротам у хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет. Гипотеза: Предполагается, что чем лучше развиты скоростно-силовые качества и ловкость хоккеистов с мячом тем, выше качество ударов по воротам.
Выбор методов исследования Ориентиром для выбора методов исследования являются задачи. В практике проведения исследований в области теории и методики физической культуры и спорта можно выделить следующие методы: 1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных документов. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Беседа, интервью, анкетирование. 4. Контрольные испытания. 5. Хронометрирование. 6. Экспертное оценивание. 7. Педагогический эксперимент. 8. Математико-статистические методы. Анализ научно – методической литературы. Изучение литературы должно начинаться ещё в процессе выбора темы ВКР. Необходимо ясно себе представить всё то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: её постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Качественный анализ литературных источников требует от студента знания определённых правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования, то есть качественного усвоения знаний по основам учебно - исследовательской деятельности. Можно прибегать к анализу документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.), а так же анализировать и обобщать опыт работы ведущих специалистов. Изучение литературы необходимо для чёткого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Важно выявить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Проработанная по теме литература является основой для написания введения и теоретической части (1 Главы) ВКР. Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого – либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовленности, сроки занятий и т.д. Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например: объём нагрузки, построение физкультурного занятия, интенсивность занятий, порядок использования подводящих упражнений и т.д. В школе содержанием наблюдения могут быть методы обучения и воспитания, построение урока, формы и характер различных внеклассных мероприятий и т.д. В методике проведения педагогических исследований используются различные виды наблюдений. По типу связи исследователя с объектом изучения наблюдения могут быть: - непосредственные (исследователь сам является наблюдателем); - опосредованные (наблюдателями являются другие лица); - открытые (при которых преподаватели и занимающиеся знают, что за ними ведётся наблюдение); - скрытые (о наблюдении не знают). В зависимости от времени и пространства наблюдения могут быть: - непрерывные - если просматривается начало, развитие и завершение наблюдаемого объекта; - дискретные - изучается лишь часть педагогического явления; - монографические - если наблюдением охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных явлений; - узкоспециальные – если наблюдением охвачен минимум явлений из общего числа объектов. Беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или с целью разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника. Интервью - это метод получения информации путём устных ответов респондентов. В данном случае исследователь только задаёт вопросы, а респондент на них отвечает. Ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов. Анкетирование - предусматривает получение информации от респондентов путём письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Контрольные испытания проводятся с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, что позволяет судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. В исследовательских целях необходимо использовать только точные и надёжные нормативы и тесты для оценки: – физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости); – координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и др.); – психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.); – биологических функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, тонометрия, измерение артериального давления и др.); Кроме того в физической культуре и спорте можно проводить: - анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития; – антропометрические измерения; – регистрацию техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов). Хронометрирование – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких–либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. Наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности. Экспертное оценивание осуществляется с привлечением специалистов – экспертов. Наиболее простым способом экспертизы является – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения. Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приёмов и нового содержания обучения и тренировки. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей стали широко использоваться методы математической статистики и теории вероятностей. Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований в учебно - тренировочный процесс, повышающих его качество. Виды педагогических экспериментов: констатирующий (проверочный), формирующий (конструирующий) и контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование и др.). Констатирующий эксперимент ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления. Констатирующий эксперимент проводится студентом 1) при ограниченном времени исследовательской работы (например, в течение 4-недельной преддипломной практики); 2) как начальный этап формирующего эксперимента. Например, при изучении силовых способностей школьников младших классов, по заранее намеченной стандартной методике измеряются силовые способности учащихся 1, 2, 3, 4 классов (4-5 тестов), результаты которых и являются базовым материалом для последующего анализа. В зависимости от задач исследования полученный материал позволяет провести следующие виды анализа количественных показателей: 1) анализ возрастной динамики развития силовых способностей у младших школьников; 2) сравнительный анализ силовых способностей учащихся 1, 2, 3, 4 классов; 3) сравнительный анализ силовых способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста; 4) уровень развития силовых способностей у младших школьников; 5) влияние традиционной программы по физическому воспитанию на развитие силовых способностей учащихся 1, 2, 3, 4 классов. Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На данном этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и т.д. Формирующий эксперимент связан с разработкой, реализацией и проверкой эффективности экспериментальной программы, составленной студентом, в соответствии с названием работы, ее гипотезой и задачами. Формирующий эксперимент предполагает: 1) исследование исходного уровня изучаемого явления (функции, состояния, способности) до начала эксперимента; 2) самостоятельную разработку экспериментальной программы и включение ее в педагогический процесс; 3) определение конечного уровня изучаемого явления после окончания эксперимента. Чтобы доказать рациональность экспериментально вводимых условий (программы), проводится сравнительный анализ не только исходных и конечных показателей опытной группы, но и их сопоставление с контрольной группой, работающей по традиционной методике. Для обеспечения надежности ожидаемых результатов эксперимента и репрезентативности выводов важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были приблизительно однородными по состоянию здоровья, возрасту, количественному составу, уровню физического развития и физической подготовленности. Технология определения объема выборки описана в пособии Б. А. Ашмарина (1978). В соответствии с этими требованиями составляется программа эксперимента с указанием содержания и последовательности действий исследователя (место, время, объем и порядок проведения исследований, способы диагностики, контрольных измерений, порядок использования физических упражнений, техника и инструментарий исследования, схемы наблюдений, протоколы и т. п.). Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результат проведенной работы, подтвердить или опровергнуть гипотезу. После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение занятий, уроков, упражнений и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.
Организация исследования Организация исследования предполагает определение: – места проведения исследования (образовательные учреждения, оздоровительно-спортивные центры, ДЮСШ и т. п.); –группы испытуемых (возраст, пол и количество испытуемых в экспериментальной и контрольной группах); – продолжительности этапов исследования; – методов исследования, измерительной аппаратуры, анкетирования, протоколов наблюдения, тестирования и т. п.; – факторов (включая негативные), объективно влияющих на результаты исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.01 с.) |