Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

Поиск

Тема выпускной квалификационной работы должна быть направлена на решение задач, имеющих практическое значение и отвечать потребностям развития и совершенствования деятельности в области физической культуры и спорта.

Не разрешается выполнять выпускную квалификационную работу на одну и ту же тему, к тому же по материалам одной и той же организации двум и более студентам. Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной предметно цикловыми комиссиями (ПЦК) и индивидуальными интересами каждого студента.

Студент, по согласованию с руководителем работы, может самостоятельно предложить ПЦК тему, не включенную в примерную тематику, или несколько изменить ее название, обосновав при этом важность и целесообразность ее разработки.

При выборе темы выпускной квалификационной работы учитываются следующие обстоятельства:

 соответствие темы интересам базы преддипломной или тренерской практики;

 возможность использования конкретных материалов базы преддипломной, тренерской практики;

 соответствие темы научным интересам студента, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовой работы.

Выпускная квалификационная работа может выполняться в порядке привлечения студента к участию в выполнении научно-исследовательской работы ПЦК по определенным ею специальным темам.

Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки, иметь практическое значение в физической культуре и спорте. Некоторые признаки проявления актуальности темы:

- состояние вопроса на сегодняшний день, его важность для того-то и того-то;

- общий интерес со стороны ученых, педагогов, тренеров к проблеме (кто работал в этом направлении с указанием ФИО авторов);

- наличие потребности практики обучения, воспитания и тренировки в

разработке вопроса на данном этапе;

- необходимость разработки темы в связи с местными климатическими и

другими условиями;

- что затрудняет решение проблемы: недостатки методики, организации, диагностики и т.д., противоречия между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле.

Такое состояние вопроса (формулировка проблемы исследования) и обусловило выбор темы исследования. Совместно с руководителем обсуждается формулировка темы.

Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть выпускной квалификационной работы, содержать указание на объект и предмет исследования. Изменение темы выпускной квалификационной работы допускается лишь в исключительных случаях не позднее, чем за 3 месяца до назначенной даты преддипломной практики.

Студент обязан в срочном порядке, письменно поставить в известность (с подробным изложением причин) научного руководителя работы и руководителя отделения.

Председатель ПЦК обосновывает необходимость изменения темы и доводит до руководства НУ(К)ОР. Только после утверждения директором соответствующих изменений можно приступить к разработке новой темы выпускной квалификационной работы.

После того, как тема выбрана и согласована с научным руководителем составляется план ее изучения и написания, где определяются сроки выполнения этапов выпускной работы. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять выпускную квалификационную работу.

 

Определение объекта и предмета исследования

Объект исследования представляет собой изучаемый процесс или явление. В физической культуре и спорте объектом исследования является учебный, тренировочный, учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий процесс. То есть процессы, касающиеся физической культуры и спорта в детском саду, школе, ДЮСШ, ВУЗе, оздоровительно-спортивном клубе и т.д. Формулировка не должна охватывать большой пласт исследования. Должна быть объективно реалистичной, содержащей предмет исследования.

Предмет исследования является частью объекта исследования. Предметом исследования могут быть: процесс, методика, программа, технология повышения двигательной активности, обучение движениям, развитие физических способностей, диагностика психофизического развития, формы и методы педагогической деятельности, совершенствование или диагностика учебно-воспитательного процесса, содержание и развитие познавательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями и т. п.

Объект - это то, что исследуется, а предмет – это то, что в этом объекте получает научное объяснение.

Определение цели и задач исследования

Целью исследования в выпускных квалификационных работах вытекает из объекта и предмета исследования. Формулировка цели исследования должна быть краткой и точной, в смысловом отношении выражать то основное, что намерен сделать и какой конечный результат стремится получить исследователь. В работах по физической культуре и спорту целью исследования может являться разработка и обоснование методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития физических качеств, форм и методов физического воспитания.

Задачи исследования представляют собой логически взаимосвязанные «шаги» достижения цели, отражающие хронологическую последовательность исследования. Как правило, ставят не более трех задач, их формулирование начинается с глаголов: «Определить...», «Выявить...», «Разработать...», «Установить...», «Доказать...», «Проверить», «Выяснить...», «Обосновать...» и др.

 

Разработка рабочей гипотезы

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза рассматривается как отправная точка исследования, которая может экспериментально подтвердиться или быть опровергнута. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований и проверенных научных фактов. Например, известно, что младший школьный возраст благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект при целенаправленном применении именно в этом возрасте. Но какие упражнения (средства), как и с какой дозировкой (метод) являются наиболее эффективными при развитии координационных способностей – остается вопросом.

В гипотезе заложены главная идея исследования и ожидаемый результат. Гипотеза должна быть достаточно простой, проверяемой в процессе эксперимента, и опираться на веские аргументы. Как подтверждение гипотезы, так и ее обоснованное опровержение, являются научно значимыми результатами исследования.

Примерные формулировки темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования

Пример 1:

Тема исследования: «Физическая и техническая подготовленность гимнасток на этапе спортивного совершенствования в аэробной гимнастике».

Объект исследования - процесс физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Предмет исследования - динамика специальной физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Цель исследования - выявить показатели специальной физической и технической подготовленности, ограничивающие рост спортивных достижений гимнасток и составов групп мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень специальной физической и технической подготовленности гимнасток на этапе спортивного совершенствования.

2. Определить взаимосвязь между спортивным результатом и уровнем специальной физической и технической подготовленности гимнасток и групп.

3. Разработать методические указания по совершенствованию физической и технической подготовленности гимнасток и комплектации их в состав групп.

Гипотеза: предполагается, что анализ динамики физической и технической подготовленности гимнасток мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта, особенностей изменения уровня их подготовленности в течении трех лет, выявление их роли в достижении спортивных результатов, будет способствовать совершенствованию двигательных (физических) способностей спортсменок и эффективному отбору состава групп гимнасток и коррекции тренировочного процесса на рассматриваемых этапах подготовки. (Пояснение: «групп гимнасток», т.е. гимнасток, выступающих в групповых упражнениях).

Пример 2

Тема исследования: «Влияние средств аэробной гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)».

Объект исследования - процесс развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - методика развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить влияние средств аэробной гимнастики на развитие координации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Выявить начальный уровень координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить влияние занятий аэробной гимнастикой на развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации по развитию координационных способностей у детей 5-6 лет.

Гипотеза: предполагается, что воздействие средств аэробной гимнастики положительно скажется на формировании координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Пример 3

Тема исследования: «Взаимосвязь развития скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией ударов по воротам у хоккеистов с мячом 13-17 лет».

Объект исследования – тренировочный процесс хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет.

Предмет исследования – методика физической и технической подготовленности хоккеистов с мячом.

Цель исследования - выявить взаимосвязь скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией удара по воротам у хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень развития ловкости и скоростно-силовых качеств у хоккеистов с мячом 13-17 лет;

2. Определить уровень технической подготовленности с помощью ударов по воротам;

3. Установить взаимосвязь между уровнем скоростно-силовых качеств и ловкости с реализацией удара по воротам у хоккеистов с мячом в возрасте 13-17 лет.

Гипотеза: Предполагается, что чем лучше развиты скоростно-силовые качества и ловкость хоккеистов с мячом тем, выше качество ударов по воротам.

 

Выбор методов исследования

Ориентиром для выбора методов исследования являются задачи. В практике проведения исследований в области теории и методики физической культуры и спорта можно выделить следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных документов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью, анкетирование.

4. Контрольные испытания.

5. Хронометрирование.

6. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы.

Анализ научно – методической литературы. Изучение литературы должно начинаться ещё в процессе выбора темы ВКР. Необходимо ясно себе представить всё то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: её постановку, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д. Качественный анализ литературных источников требует от студента знания определённых правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования, то есть качественного усвоения знаний по основам учебно - исследовательской деятельности.

Можно прибегать к анализу документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.), а так же анализировать и обобщать опыт работы ведущих специалистов.

Изучение литературы необходимо для чёткого представления методологии исследования и определения общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности данной проблемы. Важно выявить, насколько и как эта проблема освещена в общих научных трудах и специальных работах по данному вопросу, отражающих результаты соответствующих исследований. Проработанная по теме литература является основой для написания введения и теоретической части (1 Главы) ВКР.

Педагогическое наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого – либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными.

Объектами наблюдений могут быть отдельные учащиеся, спортсмены, тренеры и преподаватели, различные классы в школе, отделения ДЮСШ, группы спортсменов различной подготовленности, сроки занятий и т.д.

Содержание каждого наблюдения определяется задачами исследования, для решения которых собираются конкретные факты, например: объём нагрузки, построение физкультурного занятия, интенсивность занятий, порядок использования подводящих упражнений и т.д. В школе содержанием наблюдения могут быть методы обучения и воспитания, построение урока, формы и характер различных внеклассных мероприятий и т.д.

В методике проведения педагогических исследований используются различные виды наблюдений. По типу связи исследователя с объектом изучения наблюдения могут быть:

- непосредственные (исследователь сам является наблюдателем);

- опосредованные (наблюдателями являются другие лица);

- открытые (при которых преподаватели и занимающиеся знают, что за ними ведётся наблюдение);

- скрытые (о наблюдении не знают).

В зависимости от времени и пространства наблюдения могут быть:

- непрерывные - если просматривается начало, развитие и завершение наблюдаемого объекта;

- дискретные - изучается лишь часть педагогического явления;

- монографические - если наблюдением охвачено сразу несколько в разной степени взаимосвязанных явлений;

- узкоспециальные – если наблюдением охвачен минимум явлений из общего числа объектов.

Беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится как самостоятельный метод или как дополнительный в целях получения необходимой информации или с целью разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, подлежащих выяснению. Ведётся в свободной форме без записи ответов собеседника.

Интервью - это метод получения информации путём устных ответов респондентов. В данном случае исследователь только задаёт вопросы, а респондент на них отвечает. Ответы могут записываться открыто по мере их получения от респондентов.

Анкетирование - предусматривает получение информации от респондентов путём письменного ответа на систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет.

Контрольные испытания проводятся с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет преподавателям, тренерам и научным работникам определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, что позволяет судить об эффективности учебно-тренировочного процесса. В исследовательских целях необходимо использовать только точные и надёжные нормативы и тесты для оценки:

– физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, ловкости);

– координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и др.);

– психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.);

– биологических функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, тонометрия, измерение артериального давления и др.);

Кроме того в физической культуре и спорте можно проводить:

- анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития;

– антропометрические измерения;

– регистрацию техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов).

Хронометрирование – определение времени, затрачиваемого на выполнение каких–либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. Наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов занятий физической культурой и спортом для определения общей и моторной (двигательной) плотности.

Экспертное оценивание осуществляется с привлечением специалистов – экспертов. Наиболее простым способом экспертизы является – ранжирование – определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.

Педагогический эксперимент – это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приёмов и нового содержания обучения и тренировки.

Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть проверяемое нововведение. Для большей объективности выражения результатов педагогического эксперимента при обработке его показателей стали широко использоваться методы математической статистики и теории вероятностей.

Каковы бы ни были результаты эксперимента, знания занимающихся, приобретаемые навыки и умения, уровень здоровья не должны в итоге исследований снижаться или ухудшаться. Поэтому основным мотивом педагогического эксперимента является введение усовершенствований в учебно - тренировочный процесс, повышающих его качество.

Виды педагогических экспериментов: констатирующий (проверочный), формирующий (конструирующий) и контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдение, беседы, анкетирование и др.).

Констатирующий эксперимент ставит своей задачей выяснение состояния на практике изучаемого явления. Констатирующий эксперимент проводится студентом 1) при ограниченном времени исследовательской работы (например, в течение 4-недельной преддипломной практики); 2) как начальный этап формирующего эксперимента.

Например, при изучении силовых способностей школьников младших классов, по заранее намеченной стандартной методике измеряются силовые способности учащихся 1, 2, 3, 4 классов (4-5 тестов), результаты которых и являются базовым материалом для последующего анализа. В зависимости от задач исследования полученный материал позволяет провести следующие виды анализа количественных показателей: 1) анализ возрастной динамики развития силовых способностей у младших школьников; 2) сравнительный анализ силовых способностей учащихся 1, 2, 3, 4 классов; 3) сравнительный анализ силовых способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста; 4) уровень развития силовых способностей у младших школьников; 5) влияние традиционной программы по физическому воспитанию на развитие силовых способностей учащихся 1, 2, 3, 4 классов.

Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы. В процессе его студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, вводят новые условия, изучая их влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. На данном этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, статистическая обработка данных, составление таблиц, построение графиков и т.д.

Формирующий эксперимент связан с разработкой, реализацией и проверкой эффективности экспериментальной программы, составленной студентом, в соответствии с названием работы, ее гипотезой и задачами.

Формирующий эксперимент предполагает: 1) исследование исходного уровня изучаемого явления (функции, состояния, способности) до начала эксперимента; 2) самостоятельную разработку экспериментальной программы и включение ее в педагогический процесс; 3) определение конечного уровня изучаемого явления после окончания эксперимента. Чтобы доказать рациональность экспериментально вводимых условий (программы), проводится сравнительный анализ не только исходных и конечных показателей опытной группы, но и их сопоставление с контрольной группой, работающей по традиционной методике. Для обеспечения надежности ожидаемых результатов эксперимента и репрезентативности выводов важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были приблизительно однородными по состоянию здоровья, возрасту, количественному составу, уровню физического развития и физической подготовленности. Технология определения объема выборки описана в пособии Б. А. Ашмарина (1978). В соответствии с этими требованиями составляется программа эксперимента с указанием содержания и последовательности действий исследователя (место, время, объем и порядок проведения исследований, способы диагностики, контрольных измерений, порядок использования физических упражнений, техника и инструментарий исследования, схемы наблюдений, протоколы и т. п.).

Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результат проведенной работы, подтвердить или опровергнуть гипотезу.

После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение занятий, уроков, упражнений и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.

 

Организация исследования

Организация исследования предполагает определение:

– места проведения исследования (образовательные учреждения, оздоровительно-спортивные центры, ДЮСШ и т. п.);

–группы испытуемых (возраст, пол и количество испытуемых в экспериментальной и контрольной группах);

– продолжительности этапов исследования;

– методов исследования, измерительной аппаратуры, анкетирования, протоколов наблюдения, тестирования и т. п.;

– факторов (включая негативные), объективно влияющих на результаты исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.01 с.)